Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы речевого развития дошкольников
1.1. Подходы к изучению проблемы речевого развития в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников 16
1.3. Возможности познавательно-исследовательской деятельности как
средства речевого развития дошкольников 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 42
2.2. Описание программы речевого развития дошкольников через
организацию познавательно-исследовательской деятельности 48
2.3. Анализ эффективности программы речевого развития дошкольников
через организацию познавательно-исследовательской деятельности 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Наиболее активным периодом усвоения детьми разговорного языка и развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Именно полноценное владение родным языком является условием нравственного, эстетического и умственного воспитания малышей в максимально сенситивный период развития.
В этот период начинает расширяться круг общения. Впервые, выходя за круг узкосемейных связей, малыши становятся более самостоятельными, начинают больше общаться со сверстниками. В развитии речи можно выделить несколько направлений: практическое употребление, как основа перестройки психических процессов, орудие мышления. Следует рассматривать как развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического анализа, состава слов, коммуникативных умений, навыков связной речи, словаря. «Является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.» [90]
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Л.С. Выготский обращал внимание на то, что значения детских слов динамичны: «одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное».
Начиная с младенческого возраста у ребенка формируется пассивная речь, которая впоследствии переходит в активную. Формирование речи и последующее ее развитие непосредственно связано с общением со взрослыми. Именно с речевым развитием ученые связывают развитие мышления и знакомство детей со всем историческим опытом человечества. Активную речь мы рассматриваем через такие критерии как словарный запас, фонетика, грамматика и связная речь.
Проблема возникновения и развития речи привлекает внимания многих исследователей: Аксарина Н.М., Выготский Л.С., Каверина Е.К., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Тихеева Е.И., Бауэр Т., Бюлер К., Брунер Дж., Валлон А. Штерн В. и др. Общепринятым, в отечественной психологии, является подход к исследованию речи в контексте общения, т.к. речь возникает в процессе общения, выступает как его средство (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).
Непосредственно в дошкольном детстве происходит усвоение всех особенностей родного языка. Не получивший такого развития ребенок не может далее усваивать образовательной программы. Он становится отстающим и не получает своевременной и полноценной социализации. Именно поэтому так важно речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи касались темы речевого развития. В их работах, направленных на рассмотрение различных аспектов в рамках изучения речевой деятельности остаются неопределенными моменты влияния на темп развития речи, факторы, влияющие на ее развитие и др. В настоящий период времени, проблема состоит в своевременном и максимально полном усвоении детьми словаря, фонетики, грамматики и связной речи, как составляющих речевого развития. Оптимальным для достижения этой цели будет создание программы речевого развития детей дошкольного возраста на основе познавательно - исследовательской деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Объект - речевое развитие дошкольников.
Предмет - программа речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к изучению проблемы речевого развития в отечественной и зарубежной науке.
2. Обобщить особенности речевого развития дошкольников.
3. Проанализировать возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства речевого развития дошкольников.
4. Выявить показатели речевого развития дошкольников.
5. Разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
6. Проанализировать результаты апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольников, так как её организация обеспечивает развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и коммуникативных умений.
На первом этапе проводился анализ научной, методической литературы, вырабатывалась гипотеза, определялись цель, задачи и методы исследования. Обобщив теоретические подходы нами была создана экспериментальная программа развития речи дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность. С целью апробации этой модели создана выборка из 50 детей дошкольного возраста, посещающие детское дошкольное учреждение, проживающих в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Выборка поделена на экспериментальную и контрольную группы по 25 детей. Проведен формирующий эксперимент. В работе изложен анализ полученных результатов, данные математической статистики, библиографический список.
Теоретические методы: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы:
1. Метод включенного наблюдения.
2. Методика обследования по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
3. Проведение формирующего эксперимента.
4. Метод математического анализа Манна-Уитни.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения о соотнесении предметов с их названиями в мыслительной деятельности детей в раннем возрасте (К. Бюлер, Л.С. Выготский);
- теоретические положения о социально обусловленном овладении языком (Б. Скиннер, З. Харрис, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения о связи развития речи с духовной связью со взрослыми (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков);
- речь как социальный способ общения, соотношение слов с предметами (С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Ж. Пиаже);
- становление речи сводится к подражанию речевых образцов взрослых, имитации, моделированию (Б. Скиннер, Харрис);
- положения познавательно-исследовательской деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А. Валлон, К. Бюлер, Дж. Брунер, К. Крайг и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость работы: разработана, апробирована и эмпирически проверена целостная структурированная психолого-педагогическая программа занятий, позволяющая развивать речь дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов детских садов для корректировки и развития речи дошкольников, построении отдельных занятий и парциальных программ.
Структура магистерской работы: включает введение, две главы, заключение, содержит библиографию из 169 наименований, приложения.
Целью магистерской диссертации было выявить, что речевое развитие дошкольников возможно с помощью применения на практике программы познавательно-исследовательской деятельности.
При анализе литературы по изучению теоретических аспектов развития речи дошкольников были рассмотрены идеалистическая, бихевиористская, когнитивная и интегративная теории. В отечественной теории существует концепция, что речь возникает и развивается посредством общения. Важную роль в этом играют взрослые.
Был сделан вывод: что речь ребенка формируется под влиянием общения со взрослыми и зависит от духовного характера связи, является важнейшим условием умственного развития в определенном возрасте. Темп и качество овладения речью зависит от окружающего мира.
При рассмотрении выдвинутых в теории проблем развития речи нами определены закономерности развития речи у детей:
1. Способности восприятия речи зависят от тренировки мускулатуры ее органов.
2. Осознание ребенком смысла напрямую зависит от освоения лексических и грамматических значений речи.
3. Качество выразительности речи формируется при развитии у ребенка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.
4. Овладение нормами речи ребенком зависит от развития чувства языка.
5. Овладение письменной речью зависит от развития осознания взаимосвязи между активной устной и письменной речью.
6. Темп обогащения речи зависит от степени совершенства структуры речевых навыков и может увеличиваться благодаря специальным занятиям с детьми.
Познавательная деятельность является одновременно средством и условием, помогающим ребенку активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью мира. Познавательная деятельность обеспечивает ребенку возможность усваивать знания, проявлять свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Разные воспитательные условия задают различный уровень сотрудничества ребенка со взрослыми, это определяет процесс овладения речью ребенком. На основании изучения теоретического материала следует сделать вывод, что при правильном формировании педагогом развивающего потенциала образовательной среды в ДОУ, т.е. разработкой и проведением педагогом специализированной познавательно -исследовательской программы мы получим более высокий темп и качество овладения речью детьми.
Разработанная нами познавательно-исследовательская программа «Кружок любознательных» была включена в процесс воспитания детей на базе МАДОУ «Детский сад № 23» г. Верхняя Пышма.
На первоначальной стадии эксперимента проведенными замерами развития речи посредством методике Ушаковой, Струниной установлено отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами (от 0,1 до 0,3 % по 4 шкалам).
Ребятам был предложен комплекс игр -исследований из занятий с природными материалами, наблюдения за явлениями природы, взаимодействия предметов и др.
После проведения в 2015/16 во второй младшей группе, 2016/17 в средней и 2017/18 учебных годах в старшей группе муниципального автономного дошкольного учреждения формирующего эксперимента были проведены замеры речевого развития по той-же методике Ушаковой, Струниной для детей 5-6 лет.
Результатом стало лучшее владение родной речью ребятами экспериментальной группы по всем 4 критериям (словарь на 11,34%; грамматика на 11,81%; фонетика на 17,33%; связная речь на 20,74%).
Методом статистического анализа выявлены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по всем категориям развития речи: владением словарем, грамматике, фонетики и связной речи. Для анализа полученных результатов был использован непараметрический метод Манна- Уитни для двух независимых выборок (статистика U).
Все это позволяет сделать вывод о возможности речевого развития посредством введения познавательно-исследовательской программы.
1. Абрамова Г.С. О младенцах (0-2 года). Глава о раннем детстве (2-4 года) . /Возрастная психология. М., 1997. С.393 - 465.
2. Абрамович Р.Я. Развитие предметного действия у ребенка на первом году жизни. Дис. . канд.психол.н. М., 1946.
3. Абрамович-Лехтман Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. М., 1949.
4. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. //Вопр. психологии. 1997, № 4.
5. Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенцев: Дис.канд.психол.наук. М., 1982. 200 с.
6. Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни. //Новые исследования в психологии, 1982, № 2. С.75-79.
7. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Этапы развития общения со взрослым на первом году жизни ребенка. /Общение и развитие психики. М., 1986. С. 72.¬83.
8. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.-160 с.
9. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. / Вопросы педагогики раннего возраста. М., 1964.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избр. психол. труды: В 2 - х т. Т.1. М.:Педагогика, 1980. - 232 с.
11. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. - 320 с.
12. Бельткжов В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка. //Вопр. психологии. 1973, № 2.
13. Беляев Б.В. Об усвоении ребенком звуковой систмы языка. //Вопр. психологии, 2013, № 5.
14. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /Общ. ред. В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
16. Богуславская З.М. Мотивы общения с взрослым у детей дошкольного возраста. /Развитие общения у дошкольников. М., 1974.
17. Болбочану А.В. Формирование внутреннего плана действия у детей второго года жизни в общении со взрослыми: Дис. канд. психол. наук. М., 1983.
18. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Наука, 1990. - 144 с.
19. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
20. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Пер. с англ.
21. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
22. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 351 с.
23. Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии /Под общ. ред. А.Н.Леонтьев. М., 1956. Пер. с фр.
24. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Прогресс, 1967. - 195 с.25 .Величковский Б.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии. /Вопр. философии, 1979, № 7.
25. Ветрова В.В. Общение со взрослыми, как фактор развития активной речи детей в раннем возрасте. /Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л., 1973.
26. Ветрова В.В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1975.
27. Ветрова В.В. Особенности перехода к активной речи у детей, воспитывающихся в различных социальных условиях. /Психологические основыформирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. С.117- 120.
28. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. М.,1988. 96 с.
29. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во
МГУ,1976.-143 с.
30. Вилюнас В.К. Вступительная статья к кн. Рейковского Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. С. 5 16.
31. Возрастные особенности психического развития детей. /Отв. ред. И.В.Дубровина, М.И.Лисина. М., 1982. 164 с.
32. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Н.М.Аксариной. Изд. 3. М.,1977.
33. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. /Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М.Аксариной. Изд. 3-е. М., 1955. 340 с.35 .Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. М., 1979. 192 с.
34. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т.2. С. 5 -361.
35. Выготский Л.С. Младенческий возраст //Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4. с. 269-317.
36. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Гл. 1. //Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т.6. С. 5-37.
37. Галигузова Л.Н., Гуськова Т.В., Елагина М.Г., Рузская А.Г. .Ребенок раннего возраста. /Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. С. 100-149.
38. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
39. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. Пер. с англ.
40. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников //Вопр. психологии, 1984, № 1.
41. Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ,
1987. - 176 с.
42. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., 1977.
43. Давыдов В.В. Личности надо "выделаться"./С чего начинается личность. М., 1979.
44. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука, 1967.- 144 с.
45. Додонов З.В. Эмоция как ценность. М., '978.
46. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.: Пер. с англ. /Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985. - 192 с.
47. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. /Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. С. 3-18.
48. Дубровина И.В., Лисина М.И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. /Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. С. 8-22.
49. Елагина М.Г. Влияние потребностей практического сотрудничества с взрослым на развитие активной речи у детей раннего возраста. /Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974. С. 114 .127.
50. Елагина М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевых коммуникаций. /Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.
51. Елагина М.Г. Влияние ведущей деятельности на возникновение активной речи у детей раннего возраста. /Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976. С.72 74.
52. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. /Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
53. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во "Питер", 2000. - 512 с.
54. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
55. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
56. Изучение развития и поведения детей./Липситт Л.П., Спайкер Ч.К. М., 1966. Пер. с англ.67 .Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., 1950. -121 с.
57. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.,
1988. -319с.
58. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.- 166 с.
59. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.,1970.-224 с.71 .Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов.Россия, 1973. - 160 с.
60. Корницкая С.В. Влияние содержания общения с взрослыми на отношение к нему ребенка: Дис. канд. психол. наук. М., 1975.
61. Корницкая С.В. Возрастная динамика отношения ребенка к взрослому в зависимости от содержания общения между ними. /Проблема периодизации психики в онтогенезе. М., 1976. С. 79 82.
62. Крайг Г. Психология развития. Спб: Издательство "Питер", 2000. -992
63. Кривина С.М., Фрухт Э.Л. Особенности развития детей в периоды раннего возраста: первый год жизни. М., 1975. 46 с.
64. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин,1971.
65. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском
возрасте. Прага, 1984.-334 с.78 .Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая
деятельность. М., 1969.
66. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
69. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста. //Сов. педагогика, 1980, № 1.
70. Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Вопросы психического развития. /Вопросы детской и педагогической психологии на XVII Международном конгрессе психологов. /Под ред. А.А.Смирнова. М., 1969. С. 8 56.
71. Лисина М.И., Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребенка. /Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.
72. Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Сорокина А.И. Эмоциональное развитие младенцев в общении //VI Всесоюзный съезд психологов.М.1983.С.77- 79.
73. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.:
Просвещение, 1991.-223 с.
74. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения). /Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 6 23.
75. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. //Вопр. психологии, 1958, № 5.
76. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: изд-во МГУ, 1979. - 320 с.
77. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. М., 1956.
78. Лямина Г.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни //Вопр. психологии. 1960, № 3. С. 106 121.
79. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. М., 1964.
80. Мазитова Г.Х. О развитии взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев. /Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1976. С.106- 115.
81. Мазитова Г.Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев:Автореф. канд. дис. М., 1977. -22 с.
82. Мазитова Г.Х. Особенности развития отношений со взрослыми у младенцев в семье и в доме ребенка. / Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. С. 120 -122.
83. Манова-Томова В. Развитие речевой активности у детей от года до трех лет. /Проблемы психического развития и социальной психологии. XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966.
84. Манова-Томова B.C., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. Пер. с болг. София, 1981.- 190 с.
85. Маркова А.К. Периодизация речевого развития. //Вопр. психологии.1973, № 6.
86. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,1974.
87. Масарский М.В. Убеждающее слово. М., 1979. 159 с.
88. Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. М., 1957.
89. Мещерякова С.Ю. Психологические особенности общения как ведущей деятельности у младенцев первого полугодия жизни. /Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. С. 17 20.
90. Мельниченко Я.И. Х Международная научно-практическая конференцияhttps ://interactive-plus.ru/ru/ action/344/info
91. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ "комплекса оживления" у младенцев: Автореф. канд. дис. М., 1979. 16 с.
92. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ "комплекса оживления" у младенцев. : Дис. канд.психол.наук. М., 1979.
93. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и доме ребенка. /Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.С.19 - 36.
94. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Царегородцева JI.M. Ребенок младенческого возраста. /Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. С. 23-99.
95. Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений. //Вопр. психологии, 1975, № 3.
96. Мухина B.C. Младенчество. Ранний возраст. /Возрастная психология. М., 1997. С. 100 165.
97. Мухина B.C. Психология дошкольников. М., 1975.
98. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 224 с.
99. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. /Психологическая наука в СССР. В 2 т. Т.П. М., 1960.
100. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
101. Неверович ЯЗ. Овладение предметными движениями в преддошколь- ном и дошкольном возрасте. М.: Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
102. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1981.
103. Непомнящая Н.И. О методе системного изучения психического развития детей. //Вопр. психологии. 1973, № 6.
104. Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.-232 с.
105. Новоселова С.Н. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика 19160 с.
106. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
107. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
108. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999. 442.
109. Обуховский К. Психология влечений человека: Пер. с польск. /Под ред. Б.М.Сегала. М.: Прогресс, 1971. - 248 с.
110. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. /Под ред М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
111. Общение и развитие психики: Сб. науч. тр. /Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. - 176 с.
112. Павлова J1.H. К вопросу о структуре и особенностях ориентировочно - исследовательской деятельности детей 2-3- года жизни. /Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. С. 22 24.
113. Пахальян В.Э. К проблеме общения в возрастной и педагогической психологии. /Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии./Общ.ред. М.И.Лисина. М., 1979.С. 150- 155.
114. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Пер. с франц.
115. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1996.
116. Платонов К.К.Система психологии и теория отражения. М., 1982. -310
117. Попова М.И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни. //Вопр. психологии. 1968,№ 4.С.116 122.
118. Принцип развития в психологии. /Отв. ред Л.И.Анцыферова . М., 1978. -368 с.
119. Проблема общения в истории отечественной науки. / Психологические исследования общения. М., 1985. С. 6 102.
120. Проблема общения в психологии./Под ред. Б.Ф.Ломова.М., 1981 -280 .
121. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - 238 с.
122. Психическое развитие воспитанников детского дома. /Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
123. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
124. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Общ. ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. 272 с.
125. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. /Под ред. А.В.Запорожца., М.И.Лисиной. М., 1974. - 287 с.
126. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. /Пер. с венг. М.: Педагогика, 1983.
127. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А.С.Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
128. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. Е.Алексеевой, С.Нуровой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 432 с.
129. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. Пер. с польск.- 392 с.