Познавательно-исследовательская деятельность как средство речевого развития дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы речевого развития дошкольников
1.1. Подходы к изучению проблемы речевого развития в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников 16
1.3. Возможности познавательно-исследовательской деятельности как
средства речевого развития дошкольников 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 42
2.2. Описание программы речевого развития дошкольников через
организацию познавательно-исследовательской деятельности 48
2.3. Анализ эффективности программы речевого развития дошкольников
через организацию познавательно-исследовательской деятельности 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретический анализ проблемы речевого развития дошкольников
1.1. Подходы к изучению проблемы речевого развития в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников 16
1.3. Возможности познавательно-исследовательской деятельности как
средства речевого развития дошкольников 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 42
2.2. Описание программы речевого развития дошкольников через
организацию познавательно-исследовательской деятельности 48
2.3. Анализ эффективности программы речевого развития дошкольников
через организацию познавательно-исследовательской деятельности 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Наиболее активным периодом усвоения детьми разговорного языка и развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Именно полноценное владение родным языком является условием нравственного, эстетического и умственного воспитания малышей в максимально сенситивный период развития.
В этот период начинает расширяться круг общения. Впервые, выходя за круг узкосемейных связей, малыши становятся более самостоятельными, начинают больше общаться со сверстниками. В развитии речи можно выделить несколько направлений: практическое употребление, как основа перестройки психических процессов, орудие мышления. Следует рассматривать как развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического анализа, состава слов, коммуникативных умений, навыков связной речи, словаря. «Является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.» [90]
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Л.С. Выготский обращал внимание на то, что значения детских слов динамичны: «одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное».
Начиная с младенческого возраста у ребенка формируется пассивная речь, которая впоследствии переходит в активную. Формирование речи и последующее ее развитие непосредственно связано с общением со взрослыми. Именно с речевым развитием ученые связывают развитие мышления и знакомство детей со всем историческим опытом человечества. Активную речь мы рассматриваем через такие критерии как словарный запас, фонетика, грамматика и связная речь.
Проблема возникновения и развития речи привлекает внимания многих исследователей: Аксарина Н.М., Выготский Л.С., Каверина Е.К., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Тихеева Е.И., Бауэр Т., Бюлер К., Брунер Дж., Валлон А. Штерн В. и др. Общепринятым, в отечественной психологии, является подход к исследованию речи в контексте общения, т.к. речь возникает в процессе общения, выступает как его средство (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).
Непосредственно в дошкольном детстве происходит усвоение всех особенностей родного языка. Не получивший такого развития ребенок не может далее усваивать образовательной программы. Он становится отстающим и не получает своевременной и полноценной социализации. Именно поэтому так важно речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи касались темы речевого развития. В их работах, направленных на рассмотрение различных аспектов в рамках изучения речевой деятельности остаются неопределенными моменты влияния на темп развития речи, факторы, влияющие на ее развитие и др. В настоящий период времени, проблема состоит в своевременном и максимально полном усвоении детьми словаря, фонетики, грамматики и связной речи, как составляющих речевого развития. Оптимальным для достижения этой цели будет создание программы речевого развития детей дошкольного возраста на основе познавательно - исследовательской деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Объект - речевое развитие дошкольников.
Предмет - программа речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к изучению проблемы речевого развития в отечественной и зарубежной науке.
2. Обобщить особенности речевого развития дошкольников.
3. Проанализировать возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства речевого развития дошкольников.
4. Выявить показатели речевого развития дошкольников.
5. Разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
6. Проанализировать результаты апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольников, так как её организация обеспечивает развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и коммуникативных умений.
На первом этапе проводился анализ научной, методической литературы, вырабатывалась гипотеза, определялись цель, задачи и методы исследования. Обобщив теоретические подходы нами была создана экспериментальная программа развития речи дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность. С целью апробации этой модели создана выборка из 50 детей дошкольного возраста, посещающие детское дошкольное учреждение, проживающих в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Выборка поделена на экспериментальную и контрольную группы по 25 детей. Проведен формирующий эксперимент. В работе изложен анализ полученных результатов, данные математической статистики, библиографический список.
Теоретические методы: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы:
1. Метод включенного наблюдения.
2. Методика обследования по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
3. Проведение формирующего эксперимента.
4. Метод математического анализа Манна-Уитни.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения о соотнесении предметов с их названиями в мыслительной деятельности детей в раннем возрасте (К. Бюлер, Л.С. Выготский);
- теоретические положения о социально обусловленном овладении языком (Б. Скиннер, З. Харрис, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения о связи развития речи с духовной связью со взрослыми (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков);
- речь как социальный способ общения, соотношение слов с предметами (С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Ж. Пиаже);
- становление речи сводится к подражанию речевых образцов взрослых, имитации, моделированию (Б. Скиннер, Харрис);
- положения познавательно-исследовательской деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А. Валлон, К. Бюлер, Дж. Брунер, К. Крайг и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость работы: разработана, апробирована и эмпирически проверена целостная структурированная психолого-педагогическая программа занятий, позволяющая развивать речь дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов детских садов для корректировки и развития речи дошкольников, построении отдельных занятий и парциальных программ.
Структура магистерской работы: включает введение, две главы, заключение, содержит библиографию из 169 наименований, приложения.
В этот период начинает расширяться круг общения. Впервые, выходя за круг узкосемейных связей, малыши становятся более самостоятельными, начинают больше общаться со сверстниками. В развитии речи можно выделить несколько направлений: практическое употребление, как основа перестройки психических процессов, орудие мышления. Следует рассматривать как развитие фонематического слуха, звукового анализа, грамматического анализа, состава слов, коммуникативных умений, навыков связной речи, словаря. «Является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.» [90]
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Л.С. Выготский обращал внимание на то, что значения детских слов динамичны: «одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное».
Начиная с младенческого возраста у ребенка формируется пассивная речь, которая впоследствии переходит в активную. Формирование речи и последующее ее развитие непосредственно связано с общением со взрослыми. Именно с речевым развитием ученые связывают развитие мышления и знакомство детей со всем историческим опытом человечества. Активную речь мы рассматриваем через такие критерии как словарный запас, фонетика, грамматика и связная речь.
Проблема возникновения и развития речи привлекает внимания многих исследователей: Аксарина Н.М., Выготский Л.С., Каверина Е.К., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Тихеева Е.И., Бауэр Т., Бюлер К., Брунер Дж., Валлон А. Штерн В. и др. Общепринятым, в отечественной психологии, является подход к исследованию речи в контексте общения, т.к. речь возникает в процессе общения, выступает как его средство (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн).
Непосредственно в дошкольном детстве происходит усвоение всех особенностей родного языка. Не получивший такого развития ребенок не может далее усваивать образовательной программы. Он становится отстающим и не получает своевременной и полноценной социализации. Именно поэтому так важно речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи касались темы речевого развития. В их работах, направленных на рассмотрение различных аспектов в рамках изучения речевой деятельности остаются неопределенными моменты влияния на темп развития речи, факторы, влияющие на ее развитие и др. В настоящий период времени, проблема состоит в своевременном и максимально полном усвоении детьми словаря, фонетики, грамматики и связной речи, как составляющих речевого развития. Оптимальным для достижения этой цели будет создание программы речевого развития детей дошкольного возраста на основе познавательно - исследовательской деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Объект - речевое развитие дошкольников.
Предмет - программа речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к изучению проблемы речевого развития в отечественной и зарубежной науке.
2. Обобщить особенности речевого развития дошкольников.
3. Проанализировать возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства речевого развития дошкольников.
4. Выявить показатели речевого развития дошкольников.
5. Разработать и апробировать программу речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
6. Проанализировать результаты апробации программы речевого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольников, так как её организация обеспечивает развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и коммуникативных умений.
На первом этапе проводился анализ научной, методической литературы, вырабатывалась гипотеза, определялись цель, задачи и методы исследования. Обобщив теоретические подходы нами была создана экспериментальная программа развития речи дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность. С целью апробации этой модели создана выборка из 50 детей дошкольного возраста, посещающие детское дошкольное учреждение, проживающих в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Выборка поделена на экспериментальную и контрольную группы по 25 детей. Проведен формирующий эксперимент. В работе изложен анализ полученных результатов, данные математической статистики, библиографический список.
Теоретические методы: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы:
1. Метод включенного наблюдения.
2. Методика обследования по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
3. Проведение формирующего эксперимента.
4. Метод математического анализа Манна-Уитни.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения о соотнесении предметов с их названиями в мыслительной деятельности детей в раннем возрасте (К. Бюлер, Л.С. Выготский);
- теоретические положения о социально обусловленном овладении языком (Б. Скиннер, З. Харрис, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения о связи развития речи с духовной связью со взрослыми (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков);
- речь как социальный способ общения, соотношение слов с предметами (С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Ж. Пиаже);
- становление речи сводится к подражанию речевых образцов взрослых, имитации, моделированию (Б. Скиннер, Харрис);
- положения познавательно-исследовательской деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А. Валлон, К. Бюлер, Дж. Брунер, К. Крайг и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость работы: разработана, апробирована и эмпирически проверена целостная структурированная психолого-педагогическая программа занятий, позволяющая развивать речь дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов детских садов для корректировки и развития речи дошкольников, построении отдельных занятий и парциальных программ.
Структура магистерской работы: включает введение, две главы, заключение, содержит библиографию из 169 наименований, приложения.
Целью магистерской диссертации было выявить, что речевое развитие дошкольников возможно с помощью применения на практике программы познавательно-исследовательской деятельности.
При анализе литературы по изучению теоретических аспектов развития речи дошкольников были рассмотрены идеалистическая, бихевиористская, когнитивная и интегративная теории. В отечественной теории существует концепция, что речь возникает и развивается посредством общения. Важную роль в этом играют взрослые.
Был сделан вывод: что речь ребенка формируется под влиянием общения со взрослыми и зависит от духовного характера связи, является важнейшим условием умственного развития в определенном возрасте. Темп и качество овладения речью зависит от окружающего мира.
При рассмотрении выдвинутых в теории проблем развития речи нами определены закономерности развития речи у детей:
1. Способности восприятия речи зависят от тренировки мускулатуры ее органов.
2. Осознание ребенком смысла напрямую зависит от освоения лексических и грамматических значений речи.
3. Качество выразительности речи формируется при развитии у ребенка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.
4. Овладение нормами речи ребенком зависит от развития чувства языка.
5. Овладение письменной речью зависит от развития осознания взаимосвязи между активной устной и письменной речью.
6. Темп обогащения речи зависит от степени совершенства структуры речевых навыков и может увеличиваться благодаря специальным занятиям с детьми.
Познавательная деятельность является одновременно средством и условием, помогающим ребенку активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью мира. Познавательная деятельность обеспечивает ребенку возможность усваивать знания, проявлять свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Разные воспитательные условия задают различный уровень сотрудничества ребенка со взрослыми, это определяет процесс овладения речью ребенком. На основании изучения теоретического материала следует сделать вывод, что при правильном формировании педагогом развивающего потенциала образовательной среды в ДОУ, т.е. разработкой и проведением педагогом специализированной познавательно -исследовательской программы мы получим более высокий темп и качество овладения речью детьми.
Разработанная нами познавательно-исследовательская программа «Кружок любознательных» была включена в процесс воспитания детей на базе МАДОУ «Детский сад № 23» г. Верхняя Пышма.
На первоначальной стадии эксперимента проведенными замерами развития речи посредством методике Ушаковой, Струниной установлено отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами (от 0,1 до 0,3 % по 4 шкалам).
Ребятам был предложен комплекс игр -исследований из занятий с природными материалами, наблюдения за явлениями природы, взаимодействия предметов и др.
После проведения в 2015/16 во второй младшей группе, 2016/17 в средней и 2017/18 учебных годах в старшей группе муниципального автономного дошкольного учреждения формирующего эксперимента были проведены замеры речевого развития по той-же методике Ушаковой, Струниной для детей 5-6 лет.
Результатом стало лучшее владение родной речью ребятами экспериментальной группы по всем 4 критериям (словарь на 11,34%; грамматика на 11,81%; фонетика на 17,33%; связная речь на 20,74%).
Методом статистического анализа выявлены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по всем категориям развития речи: владением словарем, грамматике, фонетики и связной речи. Для анализа полученных результатов был использован непараметрический метод Манна- Уитни для двух независимых выборок (статистика U).
Все это позволяет сделать вывод о возможности речевого развития посредством введения познавательно-исследовательской программы.
При анализе литературы по изучению теоретических аспектов развития речи дошкольников были рассмотрены идеалистическая, бихевиористская, когнитивная и интегративная теории. В отечественной теории существует концепция, что речь возникает и развивается посредством общения. Важную роль в этом играют взрослые.
Был сделан вывод: что речь ребенка формируется под влиянием общения со взрослыми и зависит от духовного характера связи, является важнейшим условием умственного развития в определенном возрасте. Темп и качество овладения речью зависит от окружающего мира.
При рассмотрении выдвинутых в теории проблем развития речи нами определены закономерности развития речи у детей:
1. Способности восприятия речи зависят от тренировки мускулатуры ее органов.
2. Осознание ребенком смысла напрямую зависит от освоения лексических и грамматических значений речи.
3. Качество выразительности речи формируется при развитии у ребенка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.
4. Овладение нормами речи ребенком зависит от развития чувства языка.
5. Овладение письменной речью зависит от развития осознания взаимосвязи между активной устной и письменной речью.
6. Темп обогащения речи зависит от степени совершенства структуры речевых навыков и может увеличиваться благодаря специальным занятиям с детьми.
Познавательная деятельность является одновременно средством и условием, помогающим ребенку активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью мира. Познавательная деятельность обеспечивает ребенку возможность усваивать знания, проявлять свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Разные воспитательные условия задают различный уровень сотрудничества ребенка со взрослыми, это определяет процесс овладения речью ребенком. На основании изучения теоретического материала следует сделать вывод, что при правильном формировании педагогом развивающего потенциала образовательной среды в ДОУ, т.е. разработкой и проведением педагогом специализированной познавательно -исследовательской программы мы получим более высокий темп и качество овладения речью детьми.
Разработанная нами познавательно-исследовательская программа «Кружок любознательных» была включена в процесс воспитания детей на базе МАДОУ «Детский сад № 23» г. Верхняя Пышма.
На первоначальной стадии эксперимента проведенными замерами развития речи посредством методике Ушаковой, Струниной установлено отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами (от 0,1 до 0,3 % по 4 шкалам).
Ребятам был предложен комплекс игр -исследований из занятий с природными материалами, наблюдения за явлениями природы, взаимодействия предметов и др.
После проведения в 2015/16 во второй младшей группе, 2016/17 в средней и 2017/18 учебных годах в старшей группе муниципального автономного дошкольного учреждения формирующего эксперимента были проведены замеры речевого развития по той-же методике Ушаковой, Струниной для детей 5-6 лет.
Результатом стало лучшее владение родной речью ребятами экспериментальной группы по всем 4 критериям (словарь на 11,34%; грамматика на 11,81%; фонетика на 17,33%; связная речь на 20,74%).
Методом статистического анализа выявлены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по всем категориям развития речи: владением словарем, грамматике, фонетики и связной речи. Для анализа полученных результатов был использован непараметрический метод Манна- Уитни для двух независимых выборок (статистика U).
Все это позволяет сделать вывод о возможности речевого развития посредством введения познавательно-исследовательской программы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с водой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022



