Модель разработки дополнительных образовательных услуг в вузе с использованием технологии тьюторства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 11
1.1. Понятие образовательной услуги и основные подходы к её разработке 11
1.2. Основы разработки образовательных услуг дополнительного образования в
образовательном учреждении высшего образования 23
1.3. Разработка услуг дополнительного образования в образовательном учреждении с
привлечением института тьюторства 32
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 47
2.1. Рынок дополнительного образования и потребность в разработке новых
образовательных услуг в ВУЗе 47
2.2. Модель разработки новой образовательной услуги и методика её использования в
ВУЗе 58
2.3. Экономическая целесообразность использования тьюторства как фактора
повышения эффективности разработки образовательных услуг в ВУЗе 65
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 11
1.1. Понятие образовательной услуги и основные подходы к её разработке 11
1.2. Основы разработки образовательных услуг дополнительного образования в
образовательном учреждении высшего образования 23
1.3. Разработка услуг дополнительного образования в образовательном учреждении с
привлечением института тьюторства 32
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 47
2.1. Рынок дополнительного образования и потребность в разработке новых
образовательных услуг в ВУЗе 47
2.2. Модель разработки новой образовательной услуги и методика её использования в
ВУЗе 58
2.3. Экономическая целесообразность использования тьюторства как фактора
повышения эффективности разработки образовательных услуг в ВУЗе 65
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Развитие мировой экономики, современные стремительные темпы роста научно-технического прогресса и глобализация экономической деятельности государств как факторы приводят к изменению окружающего пространства человека, в том числе образовательного пространства и требований к образованию. Частая смена технологий требует всё новых форм компетенций сотрудников, и, соответственно, развития системы образования, его содержания и практики подготовки требуемых специалистов.
Одним из таких концептуальных направлений, закрепленных решением Юнеско в 1965 г и принятых на саммите Европейского союза в 2000 г., является концепция образования - «образование через всю жизнь» (LifeLong Learning) [89]. Её реализация в каждой конкретной стране имеет свои особенности, которые определяются историей и спецификой высшего образования этой страны. Среди основных по значимости механизмов её реализации эксперты выделяют, например, такие направления, как повышение квалификации путем периодически возобновляемого образования, совершенствование использования системы квалификаций при трудоустройстве, расширение квалификационных рамок и работа с обучаемыми по прояснению траектории обучения [119].
Актуальность концепции обусловлена изменением подхода к образованию от фундаментального общего образования к образованию, востребованному обществом и его бизнес структурами и воспринимаемым как конкретные услуги по формированию требуемых для конкретной профессии компетенций. В послевузовском образовании эта концепция превращается в систему непрерывного профессионального образования, требующую владение человеком профессиональными навыками на актуальном уровне.
Эти тенденции требуют от образовательных учреждений, особенно образовательных учреждений высшего образования быстрой реакции на изменение требований рынка труда, развития дополнительных образовательных услуг, как основного средства быстрой адаптации к изменению условий и средства выживаемости учреждений образования. Таким образом, качество дополнительного образования является очень важным показателем работы образовательных учреждений.
Однако в современном обществе не все процессы успевают за скоростью происходящих изменений. Поэтому имеет место проблематика, которая выражается в следующих моментах.
Во-первых, это низкая мотивация обучающихся, особенно на довузовском и вузовском уровнях образования, что связано такими факторами, как низкий уровень профориентации выпускников школ [68]; неготовность к предложению в них услуг дополнительного образования [23] и слабое представление образовательных учреждений о профессиональных потребностях будущих абитуриентов [45], хотя имеется положительный опыт реализации схемы «школа - дополнительное образование - вуз» [2]; последствия наследия советских методов школьного обучения и перехода их в семейное воспитание [72; 21]; сохранение в школе тенденции «научить всему», которая в свете быстро обновляющихся знаний становится нереализуемой [53].
Во-вторых, это неспособность студентов эффективно усваивать материал учебников и учебных пособий, связанная со снижением навыка работы с книгой [15] и выражающаяся в выборочном чтении или в целенаправленном выборе фактов и событий, а также широком использованием гаджетов с доступом в сеть интернет, где сведения субъективны и зачастую противоречат друг другу.
В-третьих, сказывается неумение обучающихся организовывать свою деятельность по усвоению знаний и расширять её с помощью дополнительного образования [59], а также их неспособность оценивать свои результаты обучения и формировать образовательный маршрут, опираясь на будущие профессиональные задачи [45].
Для преодоления этих негативных моментов современная ситуация предлагает некоторый набор решений.
Первое решение - это задействование механизма личностной мотивации человека, который обосновывается не только на психологическом, но и на философском уровне [87], что позволяет развивать целеполагание и потребность в обучении [6]. В педагогике одним из таких инструментов является институт тьюторства, принятый Болонской системой и внедряющийся в современный образовательный процесс.
Второе решение - это повышение качества образовательного процесса за счет внедрения инновационных методик и инструментов обучения, создание привлекательного образа образования как поля расширения возможностей для человека. Более того, имеются педагогические практики, например, тьюторство, которое обеспечивает повышение самостоятельности обучающегося, его интерес к познанию мира и раскрытию своих возможностей и талантов и, таким образом повышается качество образовательного процесса.
Поэтому, актуальность настоящей работы, направленной на создание модели разработки услуги дополнительного образования, обосновывается следующими аспектами:
- необходимостью социального управления процессом образования, направленного на выравнивание возможностей разных социальных слоев населения;
- необходимостью правильного предложения образовательной услуги, проведением маркетинговых и иных мероприятий со стороны образовательного учреждения;
- сложностью механизма создания образовательной услуги, учитывающего не только содержание услуги, но и инновационные подходы к её организации, выражающиеся в поддержке и сопровождении обучаемого в процессе обучения;
- разноуровневой проработкой образовательной услуги в соответствии с социальным запросом на неё.
В нормативно-правовом поле, зафиксированном в законе “Об образовании”, федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" и других законодательных актах регламентируется процесс оказания услуги дополнительного образования, но не решается проблема организации качественной и эффективной образовательной услуги.
В экономическом поле актуальность обосновывается такими факторами, как:
- высокая конкуренция на рынке образовательных услуг, особенно для услуг дополнительного образования;
- наличие экономического кризиса или его последствий, вызванных санкциями со стороны США и их союзников;
- потребность быстроизменяющейся экономики в квалифицированных работниках, соответствующих современным представлениям, при наличии на рынке труда такого фактора, как безработица.
В политическом поле происходит перевод системы образования на коммерческие рельсы, вследствие чего возрастает роль дополнительного образования как источника дополнительного дохода образовательного учреждения высшего образования.
В социальном поле актуальность разработки новых услуг дополнительного образования можно обосновать следующими факторами:
Во-первых, принятие концепции «образование через всю жизнь» требует обеспечения социальной и профессиональной активности человека в течение жизни, которая достигается только дополнительным образованием.
Во-вторых, в связи с революцией в информационных технологиях, миниатюризации компьютерной техники, всеобщей доступности телекоммуникационных услуг формируется требование к. дополнительному образованию - работать с потребителями, обладающими разными культурными и образовательными уровнями, а также с потребителями, относящимися к категории людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценивая эффективность образовательных услуг, можно констатировать, что образование как инертная сфера не может скачкообразно изменить свои технологии и методы. В большинстве российских образовательных учреждений, особенно учреждений высшего образования, преобладают приоритеты, связанные с типовой структурой образовательных программ, вузы не готовы отслеживать изменения на рынке образовательных услуг и оперативно адаптировать существующие программы под быстроменяющуюся ситуацию.
Противоречия:
- Между потребностью государства в специалистах, быстро реагирующих на изменения на рынке труда и неготовностью системы дополнительного образования ВУЗов принимать во внимание и оперативно реагировать на требования заказчика.
- Между потребностью ориентации на требования заказчиков и неразработанностью теоретической базы и универсальных моделей разработки новых образовательных услуг.
- Между потребностью в разработке качественной образовательной услуги ДПО в сжатые сроки и отсутствием методических рекомендаций по их разработке в ВУЗе.
Проблема исследования: отсутствие модели разработки новых услуг дополнительного образования в вузе, с учетом личностных потребностей обучающихся и требований рынка труда.
Тема исследования: Модель разработки дополнительных образовательных услуг в вузе с использованием технологии тьюторства.
Объект исследования: система дополнительного образования вуза.
Предмет исследования: модель разработки услуги дополнительного образования, сочетающая индивидуальный подход к обучаемому и групповую форму обучения.
Цель исследования - для повышения эффективности образовательного процесса создать модель разработки новой услуги дополнительного образования в вузе с использованием технологии тьюторства и рассмотреть возможности её применения в структуре центров дополнительного образования вуза.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что привлечение тьютора при разработке новых услуг дополнительного образования в вузе позволит повысить эффективность этих услуг при условии:
- Разработка новой образовательной услуги реализуется на базе центра дополнительного образования с привлечением тьютора, который обеспечивает сокращение сроков разработки услуги, оперативную реакцию на запрос рынка труда, а также удержание и мотивацию обучающихся.
- Модель разработки новой образовательной услуги включает в себя этапы её планирования, организации, мотивации и координации, а также исполнения и контроля. Тьютор участвует на каждом из этапов, реализуя разные функции управления образовательным процессом.
- Оплата труда тьютора зависит от конкретных результатов его работы, сформулированных в критериях эффективности и выражающихся в реализации основного экономического фактора, обеспечивающего качество услуги, а именно, удержании клиента на образовательной площадке ВУЗа.
Задачи исследования:
- Конкретизировать понятие разработки новой образовательной услуги дополнительного образования в ВУЗе с учетом использования технологии тьюторства.
- Создание модели разработки новых образовательных услуг дополнительного образования вуза, основанной на индивидуальной работе с каждым обучающимся на базе технологии тьюторства.
- Определить критерии эффективности, вносимые в образовательный процесс участием тьютора, и методические указания использования предложенной модели, а также возможные области её востребования.
При проведении исследования за основу были взяты следующие методы:
- на уровне общелогических методов взят метод анализа и синтеза, использованный в работе для синтеза механизма организации услуги дополнительного образования на основе анализа существующих моделей аналогичных или близких по логике процессов;
- на уровне теоретических методов разработка модели организации услуг дополнительного образования опиралась на метод моделирования, как метод графического отображения взаимодействия в процессе оказания услуги дополнительного образования в вузе в авторской трактовке всех участников образовательного процесса;
- на уровне эмпирических методов феноменологический анализ, который соотносит различные стороны и компоненты феномена с целью установления его инвариантной смысловой структуры. Применение этого метода связано с проведением SWOT анализа услуг дополнительного образования и формулировке в единых смысловых единицах сильных и слабых сторон вузов, а также их возможностей и угроз.
На первом этапе был проведен анализ научной литературы по исследуемой теме, найдены существующие, близкие по цели модели, рассмотрен феномен тьюторства, его влияние на эффективность и качество образовательного процесса.
На втором этапе осуществлен сбор официальных отчетных материалов образовательных учреждений высшего образования, на основании которых реализован SWOT анализ, показывающий пути развития дополнительного образования. Также здесь была описана модель разработки услуг дополнительного образования и показаны границы её применимости, её экономическая эффективность, место тьютора в её рамках. На основании анализа модели был сделан выбор критериев оценки эффективности тьюторской работы, предложена методика внедрения и выявлены критерии, позволяющие контролировать эффективность работы тьютора.
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках разработанной модели показано использование технологии тьюторства как основы для разработки новых услуг дополнительного образования в образовательном учреждении высшего образования и определяется нами как деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и реализацию проекта образовательной услуги с привлечением организационных, человеческих, маркетинговых и информационных ресурсов образовательного учреждения. Она может быть представлена на нескольких уровнях:
1. Конкретизировано понятие разработки новой образовательной услуги, оно увязано с представлениями о качестве оказания этой услуги.
2. Предложена модель разработки услуг дополнительного образования, которая дополняет результаты существующих исследований по осмыслению роли тьютора в образовательном процессе, его центральном месте и роли в формировании интеллектуальной, духовной и культурной составляющей личности в образовательном процессе.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что расширены теоретические представления о феномене тьюторства и о его роли в бизнес-процессе организации новой образовательной услуги.
Практическая значимость заключается в создании модели разработки новой образовательной услуги, которая может быть в перспективе применена на базе центра дополнительного образования и особенно эффективно в случае использования модульного принципа обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
- Мы утверждаем, что для реализации модели тьютор должен работать в центре дополнительного образования, иметь соответствующую квалификационную подготовку и расширенный функционал.
- Модель разработки новой образовательной услуги в дополнительном образовании включает в себя следующие элементы предусматривает наличие центра дополнительного образования и опирается на феномен тьюторства, ориентирована на запросы потребителей рынка, реализуется за счёт личностного интереса самого потребителя, предполагает сокращения сроков оказания услуги и предусматривает возможность вовлечения потребителя в другие услуги центра дополнительного образования.
- Утверждаем, что использование модели разработки новой образовательной услуги дополнительного образования экономически целесообразно, если в центре дополнительного образования реализуется модульный принцип обучения, и тьютор обеспечивает удержание клиентов.
Достоверность результатов исследования определяется логичностью методологических оснований, обоснованностью теоретических концепций, применением комплекса методов, эквивалентных объекту, предмету, цели и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: VI международной научно-практической конференции: «Молодёжь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент» (г. Екатеринбург, 2016 г.) [104], международной научно-практической конференции «Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях» (г. Курган, 2017 г.) [106], XXI международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы» (г. Санкт-Петербург, 2017 г.) [25], IV международной научно-практической конференции; «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 2016 г.) [105].
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы из 125 источников, 4 приложения, 6 рисунков и 6 таблиц.
Таким образом, в условиях повышения востребованности в человеческом потенциале особое значение приобретает развитие и совершенствование образовательной системы как основы, формирующей профессиональные, культурные и физические возможности человека.
Одним из таких концептуальных направлений, закрепленных решением Юнеско в 1965 г и принятых на саммите Европейского союза в 2000 г., является концепция образования - «образование через всю жизнь» (LifeLong Learning) [89]. Её реализация в каждой конкретной стране имеет свои особенности, которые определяются историей и спецификой высшего образования этой страны. Среди основных по значимости механизмов её реализации эксперты выделяют, например, такие направления, как повышение квалификации путем периодически возобновляемого образования, совершенствование использования системы квалификаций при трудоустройстве, расширение квалификационных рамок и работа с обучаемыми по прояснению траектории обучения [119].
Актуальность концепции обусловлена изменением подхода к образованию от фундаментального общего образования к образованию, востребованному обществом и его бизнес структурами и воспринимаемым как конкретные услуги по формированию требуемых для конкретной профессии компетенций. В послевузовском образовании эта концепция превращается в систему непрерывного профессионального образования, требующую владение человеком профессиональными навыками на актуальном уровне.
Эти тенденции требуют от образовательных учреждений, особенно образовательных учреждений высшего образования быстрой реакции на изменение требований рынка труда, развития дополнительных образовательных услуг, как основного средства быстрой адаптации к изменению условий и средства выживаемости учреждений образования. Таким образом, качество дополнительного образования является очень важным показателем работы образовательных учреждений.
Однако в современном обществе не все процессы успевают за скоростью происходящих изменений. Поэтому имеет место проблематика, которая выражается в следующих моментах.
Во-первых, это низкая мотивация обучающихся, особенно на довузовском и вузовском уровнях образования, что связано такими факторами, как низкий уровень профориентации выпускников школ [68]; неготовность к предложению в них услуг дополнительного образования [23] и слабое представление образовательных учреждений о профессиональных потребностях будущих абитуриентов [45], хотя имеется положительный опыт реализации схемы «школа - дополнительное образование - вуз» [2]; последствия наследия советских методов школьного обучения и перехода их в семейное воспитание [72; 21]; сохранение в школе тенденции «научить всему», которая в свете быстро обновляющихся знаний становится нереализуемой [53].
Во-вторых, это неспособность студентов эффективно усваивать материал учебников и учебных пособий, связанная со снижением навыка работы с книгой [15] и выражающаяся в выборочном чтении или в целенаправленном выборе фактов и событий, а также широком использованием гаджетов с доступом в сеть интернет, где сведения субъективны и зачастую противоречат друг другу.
В-третьих, сказывается неумение обучающихся организовывать свою деятельность по усвоению знаний и расширять её с помощью дополнительного образования [59], а также их неспособность оценивать свои результаты обучения и формировать образовательный маршрут, опираясь на будущие профессиональные задачи [45].
Для преодоления этих негативных моментов современная ситуация предлагает некоторый набор решений.
Первое решение - это задействование механизма личностной мотивации человека, который обосновывается не только на психологическом, но и на философском уровне [87], что позволяет развивать целеполагание и потребность в обучении [6]. В педагогике одним из таких инструментов является институт тьюторства, принятый Болонской системой и внедряющийся в современный образовательный процесс.
Второе решение - это повышение качества образовательного процесса за счет внедрения инновационных методик и инструментов обучения, создание привлекательного образа образования как поля расширения возможностей для человека. Более того, имеются педагогические практики, например, тьюторство, которое обеспечивает повышение самостоятельности обучающегося, его интерес к познанию мира и раскрытию своих возможностей и талантов и, таким образом повышается качество образовательного процесса.
Поэтому, актуальность настоящей работы, направленной на создание модели разработки услуги дополнительного образования, обосновывается следующими аспектами:
- необходимостью социального управления процессом образования, направленного на выравнивание возможностей разных социальных слоев населения;
- необходимостью правильного предложения образовательной услуги, проведением маркетинговых и иных мероприятий со стороны образовательного учреждения;
- сложностью механизма создания образовательной услуги, учитывающего не только содержание услуги, но и инновационные подходы к её организации, выражающиеся в поддержке и сопровождении обучаемого в процессе обучения;
- разноуровневой проработкой образовательной услуги в соответствии с социальным запросом на неё.
В нормативно-правовом поле, зафиксированном в законе “Об образовании”, федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" и других законодательных актах регламентируется процесс оказания услуги дополнительного образования, но не решается проблема организации качественной и эффективной образовательной услуги.
В экономическом поле актуальность обосновывается такими факторами, как:
- высокая конкуренция на рынке образовательных услуг, особенно для услуг дополнительного образования;
- наличие экономического кризиса или его последствий, вызванных санкциями со стороны США и их союзников;
- потребность быстроизменяющейся экономики в квалифицированных работниках, соответствующих современным представлениям, при наличии на рынке труда такого фактора, как безработица.
В политическом поле происходит перевод системы образования на коммерческие рельсы, вследствие чего возрастает роль дополнительного образования как источника дополнительного дохода образовательного учреждения высшего образования.
В социальном поле актуальность разработки новых услуг дополнительного образования можно обосновать следующими факторами:
Во-первых, принятие концепции «образование через всю жизнь» требует обеспечения социальной и профессиональной активности человека в течение жизни, которая достигается только дополнительным образованием.
Во-вторых, в связи с революцией в информационных технологиях, миниатюризации компьютерной техники, всеобщей доступности телекоммуникационных услуг формируется требование к. дополнительному образованию - работать с потребителями, обладающими разными культурными и образовательными уровнями, а также с потребителями, относящимися к категории людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценивая эффективность образовательных услуг, можно констатировать, что образование как инертная сфера не может скачкообразно изменить свои технологии и методы. В большинстве российских образовательных учреждений, особенно учреждений высшего образования, преобладают приоритеты, связанные с типовой структурой образовательных программ, вузы не готовы отслеживать изменения на рынке образовательных услуг и оперативно адаптировать существующие программы под быстроменяющуюся ситуацию.
Противоречия:
- Между потребностью государства в специалистах, быстро реагирующих на изменения на рынке труда и неготовностью системы дополнительного образования ВУЗов принимать во внимание и оперативно реагировать на требования заказчика.
- Между потребностью ориентации на требования заказчиков и неразработанностью теоретической базы и универсальных моделей разработки новых образовательных услуг.
- Между потребностью в разработке качественной образовательной услуги ДПО в сжатые сроки и отсутствием методических рекомендаций по их разработке в ВУЗе.
Проблема исследования: отсутствие модели разработки новых услуг дополнительного образования в вузе, с учетом личностных потребностей обучающихся и требований рынка труда.
Тема исследования: Модель разработки дополнительных образовательных услуг в вузе с использованием технологии тьюторства.
Объект исследования: система дополнительного образования вуза.
Предмет исследования: модель разработки услуги дополнительного образования, сочетающая индивидуальный подход к обучаемому и групповую форму обучения.
Цель исследования - для повышения эффективности образовательного процесса создать модель разработки новой услуги дополнительного образования в вузе с использованием технологии тьюторства и рассмотреть возможности её применения в структуре центров дополнительного образования вуза.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что привлечение тьютора при разработке новых услуг дополнительного образования в вузе позволит повысить эффективность этих услуг при условии:
- Разработка новой образовательной услуги реализуется на базе центра дополнительного образования с привлечением тьютора, который обеспечивает сокращение сроков разработки услуги, оперативную реакцию на запрос рынка труда, а также удержание и мотивацию обучающихся.
- Модель разработки новой образовательной услуги включает в себя этапы её планирования, организации, мотивации и координации, а также исполнения и контроля. Тьютор участвует на каждом из этапов, реализуя разные функции управления образовательным процессом.
- Оплата труда тьютора зависит от конкретных результатов его работы, сформулированных в критериях эффективности и выражающихся в реализации основного экономического фактора, обеспечивающего качество услуги, а именно, удержании клиента на образовательной площадке ВУЗа.
Задачи исследования:
- Конкретизировать понятие разработки новой образовательной услуги дополнительного образования в ВУЗе с учетом использования технологии тьюторства.
- Создание модели разработки новых образовательных услуг дополнительного образования вуза, основанной на индивидуальной работе с каждым обучающимся на базе технологии тьюторства.
- Определить критерии эффективности, вносимые в образовательный процесс участием тьютора, и методические указания использования предложенной модели, а также возможные области её востребования.
При проведении исследования за основу были взяты следующие методы:
- на уровне общелогических методов взят метод анализа и синтеза, использованный в работе для синтеза механизма организации услуги дополнительного образования на основе анализа существующих моделей аналогичных или близких по логике процессов;
- на уровне теоретических методов разработка модели организации услуг дополнительного образования опиралась на метод моделирования, как метод графического отображения взаимодействия в процессе оказания услуги дополнительного образования в вузе в авторской трактовке всех участников образовательного процесса;
- на уровне эмпирических методов феноменологический анализ, который соотносит различные стороны и компоненты феномена с целью установления его инвариантной смысловой структуры. Применение этого метода связано с проведением SWOT анализа услуг дополнительного образования и формулировке в единых смысловых единицах сильных и слабых сторон вузов, а также их возможностей и угроз.
На первом этапе был проведен анализ научной литературы по исследуемой теме, найдены существующие, близкие по цели модели, рассмотрен феномен тьюторства, его влияние на эффективность и качество образовательного процесса.
На втором этапе осуществлен сбор официальных отчетных материалов образовательных учреждений высшего образования, на основании которых реализован SWOT анализ, показывающий пути развития дополнительного образования. Также здесь была описана модель разработки услуг дополнительного образования и показаны границы её применимости, её экономическая эффективность, место тьютора в её рамках. На основании анализа модели был сделан выбор критериев оценки эффективности тьюторской работы, предложена методика внедрения и выявлены критерии, позволяющие контролировать эффективность работы тьютора.
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках разработанной модели показано использование технологии тьюторства как основы для разработки новых услуг дополнительного образования в образовательном учреждении высшего образования и определяется нами как деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и реализацию проекта образовательной услуги с привлечением организационных, человеческих, маркетинговых и информационных ресурсов образовательного учреждения. Она может быть представлена на нескольких уровнях:
1. Конкретизировано понятие разработки новой образовательной услуги, оно увязано с представлениями о качестве оказания этой услуги.
2. Предложена модель разработки услуг дополнительного образования, которая дополняет результаты существующих исследований по осмыслению роли тьютора в образовательном процессе, его центральном месте и роли в формировании интеллектуальной, духовной и культурной составляющей личности в образовательном процессе.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что расширены теоретические представления о феномене тьюторства и о его роли в бизнес-процессе организации новой образовательной услуги.
Практическая значимость заключается в создании модели разработки новой образовательной услуги, которая может быть в перспективе применена на базе центра дополнительного образования и особенно эффективно в случае использования модульного принципа обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
- Мы утверждаем, что для реализации модели тьютор должен работать в центре дополнительного образования, иметь соответствующую квалификационную подготовку и расширенный функционал.
- Модель разработки новой образовательной услуги в дополнительном образовании включает в себя следующие элементы предусматривает наличие центра дополнительного образования и опирается на феномен тьюторства, ориентирована на запросы потребителей рынка, реализуется за счёт личностного интереса самого потребителя, предполагает сокращения сроков оказания услуги и предусматривает возможность вовлечения потребителя в другие услуги центра дополнительного образования.
- Утверждаем, что использование модели разработки новой образовательной услуги дополнительного образования экономически целесообразно, если в центре дополнительного образования реализуется модульный принцип обучения, и тьютор обеспечивает удержание клиентов.
Достоверность результатов исследования определяется логичностью методологических оснований, обоснованностью теоретических концепций, применением комплекса методов, эквивалентных объекту, предмету, цели и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: VI международной научно-практической конференции: «Молодёжь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент» (г. Екатеринбург, 2016 г.) [104], международной научно-практической конференции «Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях» (г. Курган, 2017 г.) [106], XXI международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы» (г. Санкт-Петербург, 2017 г.) [25], IV международной научно-практической конференции; «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 2016 г.) [105].
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы из 125 источников, 4 приложения, 6 рисунков и 6 таблиц.
Таким образом, в условиях повышения востребованности в человеческом потенциале особое значение приобретает развитие и совершенствование образовательной системы как основы, формирующей профессиональные, культурные и физические возможности человека.
В рамках диссертационной работы показано, что разработка новой услуги дополнительного образования является сложной многоаспектной задачей, востребована вузами в связи с потребностью развития рынка услуг дополнительного образования.
Новизна разработанной услуги опирается на подход, требующий постоянной актуализации содержания услуги, обновления её содержания жизненным реалиям, многовариантности представления на рынке услуг дополнительного образования, знания целевой аудитории образовательного учреждения, его внутреннего потенциала, инновационных педагогических методик подачи учебного материала. Поэтому сложность процесса требует моделирования образовательного процесса с введением инновационного элемента - тьютора.
Показано, что существующие модели и подходы не дают эффективных механизмов формирования новой образовательной услуги. Цель разрабатываемой модели - это изучение процесса создания новых образовательных услуг на основе технологии тьюторства. В рамках модели тьютор представлен в роли координатора образовательного процесса, который обеспечивает клиентоориентированность услуги, существенно повышает её эффективность, что позволяет ВУЗу в рамках реализации модели использовать стратегию снижения оттока потребителей.
Экономическими расчетами показан эффект влияния снижения оттока потребителей на увеличение доходов образовательной организации, выработана методика введения должности тьютора, определена потенциальная площадка для апробации модели в реальном вузе, обоснован выбор образовательной организации.
Таким образом, цели магистерской диссертации выполнены, задачи исследования решены.
Новизна разработанной услуги опирается на подход, требующий постоянной актуализации содержания услуги, обновления её содержания жизненным реалиям, многовариантности представления на рынке услуг дополнительного образования, знания целевой аудитории образовательного учреждения, его внутреннего потенциала, инновационных педагогических методик подачи учебного материала. Поэтому сложность процесса требует моделирования образовательного процесса с введением инновационного элемента - тьютора.
Показано, что существующие модели и подходы не дают эффективных механизмов формирования новой образовательной услуги. Цель разрабатываемой модели - это изучение процесса создания новых образовательных услуг на основе технологии тьюторства. В рамках модели тьютор представлен в роли координатора образовательного процесса, который обеспечивает клиентоориентированность услуги, существенно повышает её эффективность, что позволяет ВУЗу в рамках реализации модели использовать стратегию снижения оттока потребителей.
Экономическими расчетами показан эффект влияния снижения оттока потребителей на увеличение доходов образовательной организации, выработана методика введения должности тьютора, определена потенциальная площадка для апробации модели в реальном вузе, обоснован выбор образовательной организации.
Таким образом, цели магистерской диссертации выполнены, задачи исследования решены.
Подобные работы
- Модель системы дополнительного образования в организации высшего образования
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РОДИТЕЛЬСКОЕ ТЬЮТОРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - «ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА» КАК ИНСТРУМЕНТ В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА: ИНИЦИАТИВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Тьюторское сопровождение перехода подростка в новую образовательную ситуацию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020



