ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА 5
1.1. Понятие безопасность в быту, классификация опасностей 5
1.2. Правила безопасного поведения в быту 10
1.3. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности
по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту 28
Вывод 33
ГЛАВА И. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Особенности формирования методов обучения учащихся мерам безопасности
в быту 35
2.2. Анализ деятельности Уральского техникума "Рифей" и разработка методики по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту 45
2.3. Определение эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту 53
Вывод 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обеспечение безопасности человека и его близких в быту - это сложный комплексный процесс. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.
Большая часть бытовых происшествий со смертельным исходом вызвана случайными падениями, удушьем и утоплением, отравлением токсическими веществами, поражением электричеством, падением предметов, отравлением газом, пожарами, кипящими жидкостями, неосторожным обращением с оружием и домашними инструментами, заблудились в городе, игра с домашними животными.
Подтверждением этому служат ежегодные данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75%. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются ранения и ушибы, ожоги, электротравмы, отравления, попадание в организм инородных тел. Поэтому чрезвычайно важно создать условия в школьном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, школьники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать школьное учреждение.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по данному вопросу.
Проблема исследования: недостаточная разработанность содержания педагогической работы по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс по курсу безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: является методика обучения безопасному поведению в быту.
Цель исследования: разработать методику проведения занятий по безопасному поведению в быту у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме формирования у учащихся навыков безопасного поведения в быту.
2. Проанализировать деятельность УрТ "Рифей" по разработке методике обучении безопасному поведению в быту
3. Разработать методику обучения безопасному поведению в быту, внедрить методику обучения безопасному поведению в быту в УрТ "Рифей" г. Екатеринбурга, проанализировать и представить результаты работы.
База исследования: Уральский техникум (УрТ) "Рифей", г. Екатеринбург, ул. переулок Корейский, д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в 2016-2017 учебном году.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе УрТ "Рифей", г. Екатеринбург, ул п-лк Корейский, д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в 2016-2017 учебном году. В ходе эксперимента использовалась предложенная методика.
Исследование позволило выявить особенности формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование.
Были получены следующие результаты: Переместившихся на высокий уровень с 15 % до 32,5 %,13 учащихся (имеют ясные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту) на средний уровень с 35 % до 42,5 17 учащихся (имеют недостаточно точные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту). И, соответственно, уменьшение количества детей, находящихся на низком уровне в два раза: с 50 % до 25 %,10 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети школьного возраста стали достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны учителя безопасности жизнедеятельности в тесной взаимосвязи с родителями.
Таким образом, поставленные цель и задача выполнены, применение рекомендаций по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту позволяет качественно повысить уровень знаний обучающихся и сократить количество чрезвычайных ситуаций.