ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА 5
1.1. Понятие безопасность в быту, классификация опасностей 5
1.2. Правила безопасного поведения в быту 10
1.3. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности
по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту 28
Вывод 33
ГЛАВА И. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Особенности формирования методов обучения учащихся мерам безопасности
в быту 35
2.2. Анализ деятельности Уральского техникума "Рифей" и разработка методики по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту 45
2.3. Определение эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту 53
Вывод 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обеспечение безопасности человека и его близких в быту - это сложный комплексный процесс. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.
Большая часть бытовых происшествий со смертельным исходом вызвана случайными падениями, удушьем и утоплением, отравлением токсическими веществами, поражением электричеством, падением предметов, отравлением газом, пожарами, кипящими жидкостями, неосторожным обращением с оружием и домашними инструментами, заблудились в городе, игра с домашними животными.
Подтверждением этому служат ежегодные данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75%. Среди бытовых травм наиболее часто встречаются ранения и ушибы, ожоги, электротравмы, отравления, попадание в организм инородных тел. Поэтому чрезвычайно важно создать условия в школьном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, школьники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать школьное учреждение.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по данному вопросу.
Проблема исследования: недостаточная разработанность содержания педагогической работы по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс по курсу безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: является методика обучения безопасному поведению в быту.
Цель исследования: разработать методику проведения занятий по безопасному поведению в быту у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме формирования у учащихся навыков безопасного поведения в быту.
2. Проанализировать деятельность УрТ "Рифей" по разработке методике обучении безопасному поведению в быту
3. Разработать методику обучения безопасному поведению в быту, внедрить методику обучения безопасному поведению в быту в УрТ "Рифей" г. Екатеринбурга, проанализировать и представить результаты работы.
База исследования: Уральский техникум (УрТ) "Рифей", г. Екатеринбург, ул. переулок Корейский, д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в 2016-2017 учебном году.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе УрТ "Рифей", г. Екатеринбург, ул п-лк Корейский, д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в 2016-2017 учебном году. В ходе эксперимента использовалась предложенная методика.
Исследование позволило выявить особенности формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование.
Были получены следующие результаты: Переместившихся на высокий уровень с 15 % до 32,5 %,13 учащихся (имеют ясные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту) на средний уровень с 35 % до 42,5 17 учащихся (имеют недостаточно точные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту). И, соответственно, уменьшение количества детей, находящихся на низком уровне в два раза: с 50 % до 25 %,10 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети школьного возраста стали достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны учителя безопасности жизнедеятельности в тесной взаимосвязи с родителями.
Таким образом, поставленные цель и задача выполнены, применение рекомендаций по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту позволяет качественно повысить уровень знаний обучающихся и сократить количество чрезвычайных ситуаций.
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Спб.: Питер, 2015. 304 с.
2. Булгакова Н.Ж. Педагогика. М.: Инфра-М, 2016. 292 с.
3. Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2012 . - с. 50-51
4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // школьное воспитание, переиздание 2013. №2. - с.65-66
5. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ред. Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006.
6. Вялов С.С. Неотложная помощь. Практическое руководство. М.: МЕДпресс- информ, 2015. 192с.
7. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД, №4 (18), 2015. С. 32-38.
8. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Флинта, 2016. 280с.
9. Генералов А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях - важная задача учителя ОБЖ//Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001. - С. 74-77.
10. Григорович Л Опасные ситуации в жизни детей. 2012, №6 - 2012, №7 - 2013
11. Ермолаев С. Первая помощь в экстренных ситуациях. М.: АСТ-Пресс Книга, 2007. 272 с.
12. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Дашков и Ко, 2009. 238 с.
13. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре.- М.: Стройиздат, 2016г., 150 с.
14. Казанцев Г.А. Безопасность каждого гражданина - безопасность общества/Юсновы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № Ю. - С. 13¬18.
15. Каракеян В., Никулина И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Юрайт, 2009. 384 с.
16. Ким Т.В. Особенности дидактических материалов по предмету «Окружающий мир»: Автореф. Дисс... канд. пед. наук. М.:1990. - 18 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Юрайт, 2015. 720 с.
18. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Академия, 2013. 336 с.
19. Крившенко Л. Педагогика. М.: Проспект, 2015. 496 с.
20. Кукин П.П., Лапин В.П., Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2012. - 431 с.
21. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 1 -11 кл.: метод. Пособие.- М.:Дрофа, 2006.-89
22. Мельникова Н.В./Репин Ю.В., Учебное пособие. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, 2009 г. 41с.
23. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2006. 96 с.
24. Михайлов Л.А., Михеев Г. Д., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. — СПб.: Спец. Литература, 2016 г. — 280 с
25. Мишин Б. Об организации преподавания ОБЖ в общеобразовательных учреждениях России // Основы безопасности жизнедеятельности, 2014 г. №8 с 3-5
26. Мюллер 3. Неотложная помощь. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 528 с.
27. Основы безопасности жизнедеятельности / Под ред. Р. И. Айзмана, Н.С.
Шулениной, В.М. Ширшовой. Н.: Сибирское университетское издательство, 2010.256с.
28. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощековой, И.В. Омельченко. Н.: Сибирское университетское издательство, 2005. 464 с.
29. Пидкасистый П.И. Педагогика. СПб.: Юрайт, 2010. 512 с.
30. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: Автореф. Дисс...Канд. Пед. Наук. : Ижевск, 2014г.
31. Руденко А. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2015. 128 с.
32. Руководство по первичной медико-санитарной помощи / Под ред. А. Баранова, И. Денисова, А. Чучалина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 1584 с.
33. Рыхнов А. Правила безопасности для взрослых и детей. М.: Военные знания, 2012.48с.
34. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности//«ОБЖ». -1998. - №9. - С. 20-23
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования: Приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 г. (ред. от
31.12.2005г.)? [Электронный ресурс] :11КЛ : Ьйр://ууу.сопзи11апи'и/<3оситеп1/с ош с!ос ЬАУ 110255/ (дата обращения: 21.10.2017 г.).
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) [Электронный ресурс] :ШЬ:
Ьир://ууу.соп5ииап1.ш/доситеп1/соп5(1ос Ь АУ 1 40 1 74/?и1т сатра1§п=ёо
8321 У1ВЕ1рАаРУМуТМКЕус1дх 2оеЕ053ВУт УОУгК512Р8ЮООи8НМ1п-саАоо58Р8НАО (дата обращения: 20.10.2017 г.).