ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ 7
1.1. Анализ понятия «здоровье» в научной литературе 7
1.2. Особенности отношения подростков к своему здоровью 16
1.3. Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование
отношения подростков к здоровью 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего исследования 47
2.3. Программа мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды 52
2.4. Оценка эффективности проведенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ 7
1.1. Анализ понятия «здоровье» в научной литературе 7
1.2. Особенности отношения подростков к своему здоровью 16
1.3. Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование
отношения подростков к здоровью 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего исследования 47
2.3. Программа мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды 52
2.4. Оценка эффективности проведенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Состояние здоровья у подростков на сегодняшний день не на высоком уровне. В современное время высокий процент детской заболеваемости, низкий уровень медицинского обслуживания, экологическая среда так же ухудшается.
У 94,5% подростков 15-17 лет, которые прошли медицинское обследование, имеют различные заболевание, некоторые заболевания ограничивают в выборе профессии по данным Министерства здравоохранения. Среди подростков 36% отстают от физиологического развития. Треть юношей вообще не годна к службе в Вооруженных Силах (А.А. Барнов, С. Цымбаленко, С.Щеглова) [24].
Среди факторов, которые способствуют снижению уровня здоровья подростков, выделяют с одной стороны несоблюдение физиолого - гигиенические требований к условиям обучения (И.И.Бецкий, Е.М. Белостоцкая, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф.Эрисман), с другой стороны - большой объем учебной нагрузки (М.В.Антропова, М.М. Безруких, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. зубкова, В.Г. Нестеров).
В настоящее время система современного образования должна решать проблему сохранения здоровья подростков и создавать необходимые условия для повышения уровня здоровья у них. Острая необходимость в обеспечении условия сохранения и укрепления здоровья подростков. Существует необходимость в разработке психопрофилактических и коррекционных программ. Формировать у подростков потребности и привычки по отношению к собственному здоровью, выработать умение и навыки в совершенствовании своего психологического и физического здоровья. Иначе, если не будут проведены совместные условия по повышению уровня здоровья подростков, то все действия будут неэффективны.
Многие исследования показывают, что сами подростки ухудшает свое здоровье, ведут неправильный образ жизни и питание, употребляют вредные вещества (наркотики, алкоголь, табак), а также проявляют девиантное поведение.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов идр.) и психологов (Л.С. Выгодский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.), медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, И.И. Брехман и др.) и педагогов ( Л.Г. Татарникова, В.В.Колбанов, В.К. Зайцев и др.) пытались решать проблемы здоровья формирования здорового образа жизни начиная с раннего детства.
Цель - теоретически обосновать и изучить психолого-педагогические детерминанты и формирование отношения подростков к своему здоровью.
Объект исследования - феномен «здоровье подростков».
Предметом исследования являются психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков своему здоровью.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что внедрение просветительско-оздоровительной программы подросткового клуба «Здоровый образ жизни» будет эффективным, если работа с подростками будет включать просветительско-воспитательную направленность и формирование мотивационно - ценностного отношения к здоровью, повышение уровня физкультурно-оздоровительной и валеологической грамотности.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ проблемы формирования отношения подростков к своему здоровью в образовательном процессе.
2. определить систему психолого-педагогических детерминант, способствующих формированию отношения подростков к своему здоровью в образовательном процессе.
3. Изучить особенности формирования отношения подростков с своему здоровью в образовательном процессе.
4. Разработать и апробировать программу мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в рамках школы.
Выявить эффективность психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков.
Методологические основы исследования составляют системный подход, рассматривающий здоровье и здоровый образ жизни как системное понятие (В.В.Бакаев, В.Л. Бочковская, Ю.О. Есенина и др), личностно-ориентированный, который ориентирован на индивидуальные характеристики личности подростка при разработке программы мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в рамках школы (Р.В. Безрукавый, А.Э. Болотин, А.К. Джамбаева, А.В. Жаровский, Р.К Кудашов, К. Муздыбаев)
Теоретические основы исследования составляют положения: о сущности здорового образа жизни (В.В. Бакаев, О.Б. Башкирова, Д.А. Баяманова, А.Э. Болотин, В.Л. Бучковская, Л.В. Головчанская, А.К. Джамбаева, А. В. Жаровский, Р.К. Кудашев, Г. М. Мкртчян, Г. А. Мысина, И.С. Помазкова, Ю. О. Сенина, Л.Н. Старикова, В. Г. Тихонов, В. А. Шаронова, А.В. Юпитов); ориентации на здоровый образ жизни духовной физическое здоровье личности (А.А. Волокитина. Е.И. Головаха, Е.Н. Данилова, К. Муздыбаев, Р.А. Мусаев, А.Н. Онищенко, В.А. Ядов).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический - социальный опрос, психологическое тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и обоснование психолого-педагогических детерминант отношения к здоровью подростков, в совокупности обеспечивающих ценность подростков к ведению здорового образа жизни; включающей методы и формы организации образовательной среды; определение критериев сформированности здорового образа жизни, которые обеспечивают взаимосвязь получения образования и приоритетные ценности охрана своего здоровья.
У 94,5% подростков 15-17 лет, которые прошли медицинское обследование, имеют различные заболевание, некоторые заболевания ограничивают в выборе профессии по данным Министерства здравоохранения. Среди подростков 36% отстают от физиологического развития. Треть юношей вообще не годна к службе в Вооруженных Силах (А.А. Барнов, С. Цымбаленко, С.Щеглова) [24].
Среди факторов, которые способствуют снижению уровня здоровья подростков, выделяют с одной стороны несоблюдение физиолого - гигиенические требований к условиям обучения (И.И.Бецкий, Е.М. Белостоцкая, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф.Эрисман), с другой стороны - большой объем учебной нагрузки (М.В.Антропова, М.М. Безруких, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. зубкова, В.Г. Нестеров).
В настоящее время система современного образования должна решать проблему сохранения здоровья подростков и создавать необходимые условия для повышения уровня здоровья у них. Острая необходимость в обеспечении условия сохранения и укрепления здоровья подростков. Существует необходимость в разработке психопрофилактических и коррекционных программ. Формировать у подростков потребности и привычки по отношению к собственному здоровью, выработать умение и навыки в совершенствовании своего психологического и физического здоровья. Иначе, если не будут проведены совместные условия по повышению уровня здоровья подростков, то все действия будут неэффективны.
Многие исследования показывают, что сами подростки ухудшает свое здоровье, ведут неправильный образ жизни и питание, употребляют вредные вещества (наркотики, алкоголь, табак), а также проявляют девиантное поведение.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов идр.) и психологов (Л.С. Выгодский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.), медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, И.И. Брехман и др.) и педагогов ( Л.Г. Татарникова, В.В.Колбанов, В.К. Зайцев и др.) пытались решать проблемы здоровья формирования здорового образа жизни начиная с раннего детства.
Цель - теоретически обосновать и изучить психолого-педагогические детерминанты и формирование отношения подростков к своему здоровью.
Объект исследования - феномен «здоровье подростков».
Предметом исследования являются психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков своему здоровью.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что внедрение просветительско-оздоровительной программы подросткового клуба «Здоровый образ жизни» будет эффективным, если работа с подростками будет включать просветительско-воспитательную направленность и формирование мотивационно - ценностного отношения к здоровью, повышение уровня физкультурно-оздоровительной и валеологической грамотности.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ проблемы формирования отношения подростков к своему здоровью в образовательном процессе.
2. определить систему психолого-педагогических детерминант, способствующих формированию отношения подростков к своему здоровью в образовательном процессе.
3. Изучить особенности формирования отношения подростков с своему здоровью в образовательном процессе.
4. Разработать и апробировать программу мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в рамках школы.
Выявить эффективность психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков.
Методологические основы исследования составляют системный подход, рассматривающий здоровье и здоровый образ жизни как системное понятие (В.В.Бакаев, В.Л. Бочковская, Ю.О. Есенина и др), личностно-ориентированный, который ориентирован на индивидуальные характеристики личности подростка при разработке программы мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в рамках школы (Р.В. Безрукавый, А.Э. Болотин, А.К. Джамбаева, А.В. Жаровский, Р.К Кудашов, К. Муздыбаев)
Теоретические основы исследования составляют положения: о сущности здорового образа жизни (В.В. Бакаев, О.Б. Башкирова, Д.А. Баяманова, А.Э. Болотин, В.Л. Бучковская, Л.В. Головчанская, А.К. Джамбаева, А. В. Жаровский, Р.К. Кудашев, Г. М. Мкртчян, Г. А. Мысина, И.С. Помазкова, Ю. О. Сенина, Л.Н. Старикова, В. Г. Тихонов, В. А. Шаронова, А.В. Юпитов); ориентации на здоровый образ жизни духовной физическое здоровье личности (А.А. Волокитина. Е.И. Головаха, Е.Н. Данилова, К. Муздыбаев, Р.А. Мусаев, А.Н. Онищенко, В.А. Ядов).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический - социальный опрос, психологическое тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и обоснование психолого-педагогических детерминант отношения к здоровью подростков, в совокупности обеспечивающих ценность подростков к ведению здорового образа жизни; включающей методы и формы организации образовательной среды; определение критериев сформированности здорового образа жизни, которые обеспечивают взаимосвязь получения образования и приоритетные ценности охрана своего здоровья.
В рамках данной диссертационной работы был произведен аналитический обзор литературы и теоретическое углубление по данной проблематике. В самом общем понимании, под отношением к здоровому образу жизни понимается определенная стратегия (модель), которая связана с представлением о социально-личностной ценности здоровья, способами и формами его сбережения. Культура здорового образа жизни личности - это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, который определяется компонентами: образовательно - познавательным, социально-духовным, целевым, поведенческим, эмоционально-волевым.
По изучению теоретических и практических работ можно сделать выводы:
1. Мы уточнили понятие «отношение подростков к своему здоровью», которое определяется как система жизненных проявлений, как личностное, системное, динамично-развивающееся новообразование, которое способствует гармонизации индивидуальности личности в условиях современной жизни. Личностно-деятельностный компонент в структуре отношение к здоровью занимает центральную позицию, он ориентирован на применение освоенных знаний, навыков и умений в здоровьесберегающем процессе.
2. Формирование позитивного отношения подростков к здоровью, позволяет:
- ценностные знаний о своём здоровье;
- развивать стремления к саморазвитию, личностных установок и принципов, которые вырабатывать навыки саморегуляции в поведении;
- развитию здоровьеориентированной направленности личности;
- способность брать на себя ответственность за результат своих действий в отношении собственного здоровья;
- обеспечивать формирование саморегулятивного и
поддерживающего типа валеологической установки.
3. Определены основные психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков к своему здоровью: здоровьесозидающая личностная позиция, валеологическая установка, а также тендерные особенности.
4. Выявлены структурные компоненты формирования отношения подростков к своему здоровью: эмоционально -ценностный, познавательный, личностно-деятельностный.
5. На основании теоретического анализа была проведена опытно - экспериментальная работа, в котором приняли участие 50 подростков, обучающихся в школе №170.
Отношение к себе как автономной личности, индивидуальности и у подростков сформировано на уровне «Я - чужие», они хорошо различают уровни социально-межличностного взаимодействия, но недостаточно занимаются развитием своей личности, поэтому оценка собственных ресурсов для них не значима, не имеет особого смысла. К этому числу относится и категория «здоровье», восприятие которой имеет оценочное суждение как «данность», «иначе не может и быть», а не как внутренний ресурс, который имеет свойство формирования или, наоборот, истощения, и влекущий серьезные последствия в пересмотре образа жизни, отказа от вредных привычек и соблюдения здорового образа жизни.
Результаты исследования определили необходимость в раскрытии и обосновании психолого-педагогических условий образовательной среды при реализации здоровьесберегающей технологии, в совокупности обеспечивающих ценность подростков к ведению здорового образа жизни и ценность охраны своего здоровья.
В целом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает выдвинутую гипотезу исследования, явилось предположение о том, что внедрение просветительско-оздоровительной программы подросткового клуба «Здоровый образ жизни» будет эффективным, если работа с подростками будет включать просветительско-воспитательную направленность и формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью, повышение уровня физкультурно-оздоровительной и валеологической грамотности.
Диссертационное исследование помогло проанализировать знания, имеющиеся в данной области, обеспечить более высокий уровень понимания сущности проблемы, формирования отношения подростков к своему здоровью, выявить психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков к своему здоровью.
По изучению теоретических и практических работ можно сделать выводы:
1. Мы уточнили понятие «отношение подростков к своему здоровью», которое определяется как система жизненных проявлений, как личностное, системное, динамично-развивающееся новообразование, которое способствует гармонизации индивидуальности личности в условиях современной жизни. Личностно-деятельностный компонент в структуре отношение к здоровью занимает центральную позицию, он ориентирован на применение освоенных знаний, навыков и умений в здоровьесберегающем процессе.
2. Формирование позитивного отношения подростков к здоровью, позволяет:
- ценностные знаний о своём здоровье;
- развивать стремления к саморазвитию, личностных установок и принципов, которые вырабатывать навыки саморегуляции в поведении;
- развитию здоровьеориентированной направленности личности;
- способность брать на себя ответственность за результат своих действий в отношении собственного здоровья;
- обеспечивать формирование саморегулятивного и
поддерживающего типа валеологической установки.
3. Определены основные психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков к своему здоровью: здоровьесозидающая личностная позиция, валеологическая установка, а также тендерные особенности.
4. Выявлены структурные компоненты формирования отношения подростков к своему здоровью: эмоционально -ценностный, познавательный, личностно-деятельностный.
5. На основании теоретического анализа была проведена опытно - экспериментальная работа, в котором приняли участие 50 подростков, обучающихся в школе №170.
Отношение к себе как автономной личности, индивидуальности и у подростков сформировано на уровне «Я - чужие», они хорошо различают уровни социально-межличностного взаимодействия, но недостаточно занимаются развитием своей личности, поэтому оценка собственных ресурсов для них не значима, не имеет особого смысла. К этому числу относится и категория «здоровье», восприятие которой имеет оценочное суждение как «данность», «иначе не может и быть», а не как внутренний ресурс, который имеет свойство формирования или, наоборот, истощения, и влекущий серьезные последствия в пересмотре образа жизни, отказа от вредных привычек и соблюдения здорового образа жизни.
Результаты исследования определили необходимость в раскрытии и обосновании психолого-педагогических условий образовательной среды при реализации здоровьесберегающей технологии, в совокупности обеспечивающих ценность подростков к ведению здорового образа жизни и ценность охраны своего здоровья.
В целом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает выдвинутую гипотезу исследования, явилось предположение о том, что внедрение просветительско-оздоровительной программы подросткового клуба «Здоровый образ жизни» будет эффективным, если работа с подростками будет включать просветительско-воспитательную направленность и формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью, повышение уровня физкультурно-оздоровительной и валеологической грамотности.
Диссертационное исследование помогло проанализировать знания, имеющиеся в данной области, обеспечить более высокий уровень понимания сущности проблемы, формирования отношения подростков к своему здоровью, выявить психолого-педагогические детерминанты формирования отношения подростков к своему здоровью.
Подобные работы
- Тренинг как форма воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



