ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 9
1.1. Профессионально-нравственная позиция воспитателя: сущность,
понятие, содержание 9
1.2. Профессионально-нравственная позиция воспитателя с точки
зрения отношения к своей профессии 23
1.3. Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного
образовательного учреждения 26
1.4. Психолого-педагогические условия развития профессионально -
нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения 35
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ, НАПРАВЛЕННОМУ НА РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ 43
2.1. Диагностика развития профессионально - нравственной позиции
воспитателей МБДОУ «Детский сад № 11 «Березка» 43
2.2. Содержание проекта деятельности по самообразованию с целью развития профессионально - нравственной позиции воспитателей МБДОУ
«Детский сад № 11 «Березка» 57
2.3. Результаты работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 113
В Концепции ФГОС ДО второго поколения в качестве стратегической задачи образования выдвигается задача развития человеческого капитала - подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране.
Успешность решения этой задачи, результативность намеченных преобразований во многом зависит от уровня профессионально-нравственного саморазвития педагога как процесса и результата целенаправленной и осознанной работы педагога над собой с целью повышения уровня профессионального и нравственного самосознания и поведения, формирования духовных потребностей, личных качеств и культуры. Практика показывает, что именно педагог своей профессиональной деятельностью и поведением актуализирует тенденцию детей к личностному росту, способствует их нравственному становлению и на этой основе обретению ими личностных смыслов и духовно-нравственных ценностей.
Эти обстоятельства приобретают особое значение в современных социально-экономических условиях, которые породили и продолжают порождать совершенно новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей. Среди них - охрана среды обитания и экологическое воспитание, неформальные молодежные объединения и пути сотрудничества с ними, рост правонарушений и детское одиночество, воспитание исторической памяти, отношение к религии и др. Социальная значимость решения этих проблем объективно предъявляет качественно новые требования к уровню профессионально-нравственного развития педагога и его готовности к саморазвитию.
Вместе с тем, как свидетельствует педагогическая практика, уровень профессионально-нравственного саморазвития у значительной части воспитателей не соответствует высоким современным требованиям общества и ДОУ, многие воспитатели показывают слабую направленность на саморазвитие, а в детском саду работа по активизации профессионально-нравственного саморазвития воспитателя не носит системный и целенаправленный характер, часто проводится формально.
Ряд исследователей (С.Г. Вершловский, О.С. Газман, Н.К. Сергеев и др.) обнаруживают характерный для педагогов конформизм, стремление соответствовать лишь требованиям администрации, боязнь ответственности, отсутствие самостоятельности в выборе направлений и средств учебно-воспитательного процесса. Такие педагоги не в состоянии создать комфортный нравственно-психологический климат для развития ребёнка, его сущностных сил.
В современном обществе происходит разрушение нравственных ценностей, деформация традиционных для России моральных норм и нравственных установок. Хотя нравственные ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д., но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности человека происходит в сфере образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому ведущее место занимает нравственная позиция педагога - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, без чего невозможен эффективный творческий труд педагога. Сегодня педагог
должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях. Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным
владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения детей. Актуальность темы очевидна. Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция воспитателя. Именно в ней педагог выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности педагога. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только на занятии и в общении с ровесниками, его влияние простирается и на состояние, поведение, личностные проявления детей, как в период обучения, так и в последующие годы.
Актуальной задачей науки и практики является обеспечение дошкольного образования кадрами нового поколения педагогов, представляющих российскую культуру на высоком уровне духовности и нравственности. Освоение ребенком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.
Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных нравственных норм и правил. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового знания. Назначение ее состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования нравственной позиции, а также в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему нравственных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию».
Нравственная позиция - это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных ролей может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его нравственной позиций.
Большой вклад в изучение вопроса содержании позиции педагога имеют исследования психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.
Педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.
Цель исследования заключается в изучении теоретических основ развития профессионально-нравственной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс развития профессионально¬нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования являются психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, сформулированы задачи исследовательской работы:
1. Изучить нравственную позиция педагога: сущность, понятие, и её содержание
2. Рассмотреть профессиональную позицию воспитателя дошкольного образовательного учреждения с точки зрения отношения к своей профессии.
3. Рассмотреть психолого-педагогические условия развития профессионально - нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ педагогической, психологической и философской литературы, изучение педагогического опыта.
Таким образом, изучив теоретическую литературу и проведя опытно-поисковую работу, мы пришли к следующим выводам:
Образовательное пространство выдвигает высокие требования в общей культуре и социальным знаниям педагога, делает необходимым постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня. Педагог знает, что его подготовка и переподготовка должны теперь заключаться не только в заучивании готовых ответов на вопросы «чему и как учить», сколько у него исследовательских и изобретательских способностей, которые позволяют ему оперативно и точно самостоятельно находить на эти вопросы конструктивные ответы в стремительно изменяющихся обстоятельствах. Процесс обучения строится по алгоритму:
1. Определение единой методической темы по профессионально - нравственному самообразованию.
2. Формирование профессионально-нравственной готовности воспитателей к инновационной деятельности. Разработка программы работы по профессионально-нравственному самообразованию воспитателей. Участие в экспериментальной работе.
3. Выбор оптимальной для дошкольников образовательного учреждения структуры методической работы.
4. Формирование временных творческих групп для решения конкретных профессионально-нравственных проблем.
5. Планирование работы группы воспитателей-исследователей по избранной проблеме.
6. Разработка воспитателями перспективных планов по профессионально-нравственному самообразованию.
В основу профессионально-нравственного самообразования воспитателя должны быть положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы, позволяющие преодолеть ограниченность традиционной массовой репродуктивно-обезличенной подготовки.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что задача формирования нравственной позиции воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях решается недостаточно.
Основанием профессионально-нравственной позиции, по мнению В.В.Марковой, является система смыслов и ценностей человека, определяющих его нравственный облик. Основными составляющими нравственной позиции воспитателя являются:
- профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);
- профессионально-нравственная самооценка ( осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);
- профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).
Нравственная позиция воспитателя формируется в процессе профессионально-нравственного самообразования.
Профессионально-нравственное самообразование - это самостоятельная познавательная деятельность воспитателя, включающая следующие компоненты: целенаправленная самореализация на основе внутренней свободы личности, предпосылкой которой является наличие способности индивида к познанию и наличие самосознания; продуктивная активность личности на основе осознания познавательных потребностей (самостоятельные: постановка проблемы - творческий поиск - открытие); специально организованная систематическая познавательная деятельность по достижению целей, связанных с профессионально-нравственным развитием.
В этом процессе важную роль играет потребность в самообразовании. В детском саду старший воспитатель, методист и психолог должны создавать условия для развития у педагогов потребности в самообразовании.
В ходе экспериментальной работы мы развивали нравственные потребности воспитателей дошкольного образовательного учреждения, формировали у них потребность в профессиональном самообразовании, способствовали профессионально-нравственному самоопределению. Для решения поставленных задач были организованны и проведены семинары, направленные на активизацию процесса самообразования воспитателей, эстафету педагогического мастерства, тренинг по развитию потребности в профессиональном самообразовании, использовали технологию моральных дилемм. Мы подтвердили то, что развитие профессионально-нравственной позиции у воспитателей дошкольного образовательного учреждения связано с развитием рефлексии. Особую роль играли организация и проведение рефлексивных занятий. В ходе таких занятий воспитатели находились в позиции не только субъекта собственной профессиональной деятельности, но и ставились в позицию другого педагога.
На основе результатов контрольного эксперимента мы определили положительную динамику развития профессионально-нравственной позиции воспитателей: показатели высокого уровня изменились с 9% до 16%, показатели среднего уровня с 68% до 73%. Повторная диагностика выявила снижение воспитателей с низким уровнем развития профессионально¬нравственной позицией с 23% до11%.
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза о том, что развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолго- педагогических условиях: при формировании потребности в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения и будет способствовать профессионально- нравственному самоопределению образовательного учреждения.
Полученные данные в ходе эксперимента показывают динамику развития профессионально-нравственной позиции воспитателей
дошкольного образовательного учреждения по самообразованию.
Анализ представлений воспитателей о содержании профессионально-нравственного саморазвития педагога показал, что большинстве своем (58%) воспитатели ДОУ в это понятие включают лишь личностные качества (тактичность, требовательность, уважение и любовь к детям, умение общаться и др.), не затрагивая при этом вопросы педагогического профессионализма. Лишь сравнительно небольшая группа респондентов (23%) связывает профессионально-нравственное саморазвитие с профессиональными знаниями и умениями. Поэтому актуально для педагогов МБДОУ «Детский сад №11» повышение квалификации с целью обновления их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями ФГОС ДО.
Можно порекомендовать педагогам участвовать во Всероссийских конкурсах «Прояви себя», а заведующей МБДОУ «Детский сад№11» стимулировать эти начинания. Ограниченность возможности для самосовершенствования и обучения педагогов (обязательное повышение квалификации проводиться 1 раз в 3 года) создает необходимость изыскания возможности по обмену опытом между персоналом различных МБДОУ, создание «школы молодого воспитателя» и другие формы обучения. Воспитатели могут заочно обучаться в ВУЗах или повышать квалификацию на курсах, организованных институтом развития образования ИРО г Екатеринбурга бесплатно или пройти обучение выездные курсы ИРО в Алапаевске в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже АППК. Для повышения квалификации педагогов, включающего в себя виды обучения: краткосросные (не менее 72 часов), теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов), длительные (свыше 100 часов), необходимо организовывать курсы целевого назначения; обмен педагогическим опытом, передовыми формами и методами обучения и воспитания детей.
Таким образом, цель работы доказана, в ходе педагогического эксперимента все поставленные перед нами задачи исследования, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Айзенберг, А. Я. Педагогическое руководство
самообразованием в культурно-просветительных учреждениях [Текс] / Лекция по курсу «Педагогика» для студентов института культуры. - М. : Московский государственный институт культуры, 2015. - 48 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии [Текс] - Минск. : Университетское, 2010. - 27 с.
3. Андреев, А. Л. Общество и образование: Социокультурный профиль России [Текст] // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 20-29.
4. Бабосов, Е. М. Нравственная культура личности [Текст] - Минск : Наука и техника, 2015. - 184 с.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] - М. : Сфера, 2007. - 96 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - Спб. : Питер, 2014. - 400 с.
7. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2011. - 181 с.
8. Борытко, Н. М. Подготовка педагога-воспитателя в системе
непрерывного образования [Текст] // Развитие личности в
образовательных системах Южно-Российского региона : тез. докл. IX годичного собрания Южного отделения РАО и XXI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д, 2012. - Ч. 2. - С. 57-58.
9. Борытко, Н. М. Субъектная позиция как цель воспитания
[Текст] // Педагогические проблемы становления субъектности
школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. И метод. Тр. Вып. 2 / под ред. Ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. -
Волгоград, 2011. - С. 5 - 10.
10. Борытко, Н. М. Условия становления профессиональной
позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования [Текст] // Развитие личности в образовательных системах Южно¬
Российского региона: тез. докл. VIII годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д, 2011. Ч. 2. - С. 107-108.
11. Борытко, Н. М. Позиция педагога в воспитательном взаимодействии // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры [Текст] : Материалы обл. науч.- практич. конф. педагогов дополн. образования детей, Волгоград, 29 мая 2001 г. / под. ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. Волгоград : изд-во ВГИПК РО, 2012. - С. 3-13.
12. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. Пособие /А. С. Роботов, Т. В. Леонтьева, И. Т. Шапошникова [и др.]. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - С.176-184.
13. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория
психических процессов [Текст] - М. : Смысл, PerSe, 2010. - 685 с.
14. Гармаев, А. Нравственная психология и педагогика [Электронный ресурс] // URL: http://www.lib.ru (дата обращения: 03.03.2017)
15. Гусейнов, А. А. Мораль [Текст] // Общественное сознание и его формы / предисл. и общ. ред. В. И. Толстых. - М. : Политиздат, 2016. - С. 144-202.
...