Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1 Психолого - педагогические подходы к организации
взаимодействия ДОО и семьи 7
1.2 Направления и формы взаимодействия образовательной
организации с семьями детей дошкольного возраста 13
1.3 Повышение психолого - педагогической компетентности
родителей 20
Глава 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 26
2.1. Исследование психолого - педагогической компетентности
родителей в ДОО 26
2.2. Организация взаимодействия ДОО с семьями по повышению
психолого - педагогической компетентности родителей 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
Большое количество знаменитых преподавателей склоны к тому, что воспитание в семье считается самым весомым и важным, есть и другие педагоги, которые напротив отдают превосходство общественным организациям.
Взаимодействие педагогов образовательной организацией с родителями воспитанников постоянно остается важным вопросом. Поиск подходящих путей взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, это один из главных сторон этого вопроса.
По итогу перемен, которые происходили в России в конце ХХ начале ХХ1 века, растет роль семейного воспитания и обучения и совершенствуется система образования. Но, в исследованиях таких педагогах как: Т. А. Марковаидр, В. М. Иванова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, родители еще совершают ошибки в воспитательном процессе, из - за недостатка педагогических знаний.
Образовательная организация одна из первых, которая в первый раз вступает в открытый контакт с родителями. Педагоги образовательной организации должны постоянно повышать требования к собственным профессиональным компетенциям, знаниям и умениям, верному отношению к дошкольникам и родителям.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [30].
Тогда был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. А так же были сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями [31].
В теперешнее время совершается реконструкция организации дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Сотрудники дошкольной образовательной организации пребывают в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, согласно принципу единства воспитательных воздействий на ребенка. К примеру, это могут быть: родительские собрания, дни открытых дверей, совместные работы, индивидуальное или групповое консультирования, анкетирования и так далее.
Главной целью совместной деятельности и сотрудничества образовательного учреждения и семьи - установления доверительных взаимоотношений с детьми, родителями, педагогами, соединения их в одну команду, умения делиться друг с другом собственными потребностями и совместно их улаживать.
Партнерство семьи и образовательной организации является главным условием успешного решения воспитательно - образовательных задач в контексте осуществлении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования считается основой для предложения помощи родителям в воспитании ребенка, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [33].
В соответствии с условиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документа должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников [32].
Не менее существенное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям осуществлении основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:
- образовательная среда организации должна включать условия для родителей в образовательной деятельности;
- одним из важнейших психолого - педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [31].
Сейчас на первое место выдвигаются трудности обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности дошкольной образовательной организации. Применение современных форм взаимодействия с семьей, нацеленных на ее интенсивное включение в образовательно - воспитательный процесс.
Но как показывает практика, данные подходы реализуются медлительно и недостаточно эффективно.
Это событие обусловило выбор темы исследования: «Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации по повышению психолого - педагогической компетентности родителей».
Цель работы: теоретическое обоснование форм взаимодействия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность
родителей.
Предмет: формы взаимодействия педагогов с семьями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогические подходы к формированию психолого - педагогической компетентности родителей.
2. Охарактеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
3. Выявить содержание психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста.
4. Описать направления и формы взаимодействия образовательной организации с семьями детей дошкольного возраста.
5. Исследовать психолого - педагогическую компетентность у родителей детей дошкольного возраста.
6. Описать практику взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по совершенствованию психолого - педагогической компетентности родителей.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретический (анализ, обобщение, сравнение, классификация);
- эмпирические (наблюдение, опрос);
- математический (обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).
База исследования: МКДОО Ожгихинский детский сад
разновозрастного типа д. Ожгиха Свердловской области. Детский сад посещают дети от 1,8 до 7 лет. В исследовании принимали участия 20 родителей одной группы данного учреждения. Возрастная категория участников исследования от 21 до 31 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем текста без приложений составляет 44 страниц, содержит 6 рисунков, 6 таблиц.
Проанализировав историю формирования взаимодействия дошкольного и домашнего обучения, отмечаем, что в настоящее время признаётся положительная роль семьи в воспитании детей и обязательность взаимодействия дошкольных учреждений с семьёй.
Современные тенденции в формировании дошкольного образования соединены один важным и значимым критерием - его качеством, которое напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей.
Укрепление и развитие тесной взаимосвязи и взаимодействия различных общественных институтов (детского садика, семьи,
общественность) гарантируют нам благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Применение воспитателями представленного разнообразия форм взаимодействия с родителями является условием эффективного и успешного взаимодействия ДОО с семьей.
Родители убеждены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических трудностей, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Воспитатели заручаются пониманием со стороны родителей в решении трудностей.
Педагогическая компетентность родителя предполагает собою сложное индивидуально - психологическое образование, появляющееся на основе интеграции навыка, теоретических познаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его подготовленность к реализации воспитательной функции.
В структуре психолого-педагогической компетентности родителя можно выделить когнитивный, эмоционально-ценностный и коммуникативно - деятельный компоненты.
Исследования, основанные по изучению педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, дали понять. Что, не обходимо повышения педагогической компетентности родителей, а также зависимость результата данного процесса от характера форм взаимодействия ДОО и семьи, качество мероприятий проводимые педагогами в условиях дошкольного учреждения.
Ведь каждая форма организации взаимодействия педагогов с родителями имеет определенные задачи и цели, методы по привлечению внимания родителей к проблемам воспитания, о знаниях и особенностях развития, воспитания детей, овладению навыками игрового взаимодействия с ними, для того что бы повысить педагогическую компетентность родителей.
Для этого были проведены опытно - поисковая работа: включающий констатирующий, формирующий и контрольный этап.
На первом этапе было проведено: тест - опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.; опросник родительской любви и симпатии Е. В. Милюкова; методика «неоконченные ситуации А. М. Щетинина.
С их помощью был исследован уровень психолого-педагогический компетентности родителей по выделенным компонентам. Практическое исследование показало следующие условия для развития психолого-педагогической компетентности у родителей:
- обогащать и систематизировать знания родителей об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста,
- способствовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста,
- формировать у родителей навыков взаимодействия с детьми;
- обеспечивать психологическую комфортность детей и родителей в дошкольном учреждении;
- оказывать психолого - педагогическую помощь родителям в процессе воспитания и развития ребенка, решении конкретных проблем.
Формирующий этап исследования ставил себе целью повышение уровня заинтересованности родителей и воспитателей в повышении психолого - педагогической компетентности родителей. Контрольный этап показал, что практические по всем показателям изменились количественные данные, показывающие положительную динамику.
Следовательно, эффективным средством повышения психолого-педагогической компетентности родителей является совместное проведение мероприятий, как одно из направлений сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Целенаправленная работа детского сада с семьей способствует формированию психолого - педагогической компетентности родителей.
Поставленные цели и задачи исследования в целом реализованы.
1. Аменд, А. Ф. Взаимодействие семьи и общественности в экономическом воспитании детей (метод, рекомендации) / И. В. Гребенников // Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания детей и подростков // Советская педагогика. - 1985. - № 1. - 80-86 с. / В. Д. Семенов Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: 1986. - 16с.
2. Андреева, К. В., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. «Социальная психология». М., 1978.
3. Антонова, Т. И., Волкова Е. П., Мишина Н. А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов и детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 66-70.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000.
5. Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. - 2003. - № 10.
6. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. 2004.
7. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбургский ИПК, 2003.
8. Варга, А. Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук - М.: 1987.
9. Горлова, Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактор нормативного развития детей раннего возраста / Е. Л. Горлова // Психолог в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 59-65.
10. Гладкова, Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 103-110.
11. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60-68.
12. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 87-91.
13. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. - 2000. № 3. - С. 87 - 91.
14. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. С. 8-13.
15. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. - 2000. № 3. - С. 87 - 91.
16. Далинина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей // Дошкольного воспитание. - 2000. - № 1.
- С. 41-49.
...