Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности

Работа №99732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Формирование ответственного отношения к природе у
младших школьников как педагогическая проблема 12
1.2. Методологические подходы к формированию
ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности 23
1.3. Теоретическое обоснование модели формирования у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по
формированию у младших школьников ответственного отношения к природе 37
2.2. Содержание работы по формированию у младших
школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности 46
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по
формированию у младших школьников ответственного отношения к природе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72


Актуальность исследования. Актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к природе связан с тем, что загрязнение природы от деятельности человека приобретает сегодня угрожающий уровень. Чистота воды, воздуха и почвы в полной мере зависит от деятельности человека. Нужно воспитать не одно поколение, чтобы поменять отношение к природе, воспитать у детей ответственное отношения к ней, дать достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
В современном экологическом образовании формированию ответственного отношения к природе отводится главное место. Этот целенаправленный процесс формирует личность, способную быть готовым ответить за свои поступки не только перед обществом, но и перед живой природой. Экологи подчеркивают, что термин «охрана природы» зачастую связывают исключительно с охраной природных ресурсов: недр, почв, вод, — но не Природы! «Нам никогда «не перепрыгнуть через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны ввести в этот мир маленьких детей, научить их культуре обращения с растениями и животными» [41, с 127]. Ученый призывает «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это наиболее трудная из эколого-образовательных задач.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для направленного эмоционально-психологического воздействия и воспитания ответственного отношения к природе. Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям ее неповторимости и своеобразия, развитые в младшем школьном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности.
Огромным потенциалом в формировании ответственного отношения к природе обладает краеведческая деятельность, поскольку вовлекает детей в непосредственное общение с родной природой. На необходимость проводить с учащимися экскурсии и изучать организацию жизни местного населения, собирать местные материалы, растения с целью использования их в качестве наглядных пособий указывали и первые уставы русской школы. Как отмечал Д.С. Лихачев, краеведческие представления лежат в основе формирования научных знаний, общих понятий о природе, обществе и человеке, о взаимосвязи времен, о путях освоения нового и сохранения прошлого [51]. Краеведчекая деятельность - проверенное временем средство, обеспечивающее эмоциональную насыщенность жизни школьника и свободу в выражении чувств: гордость за свою страну, любовь к Родине, к природным богатствам.
В то же время существуют противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между наличием социального заказа на формирование у детей ответственного отношения к природе и недостаточной готовностью школы к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости аксиологического, деятельностного, средового подходов к формированию ответственного отношения к природе у обучающихся и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к младшему школьному возрасту;
- на научно-методическом уровне - востребованностью воспитательного потенциала краеведческой деятельности в формировании у детей ответственного отношения к природе и отсутствием методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике школьного образования.
Актуальность проблемы и выделенные противоречия обусловили выбор темы нашей работы: «Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности».
Из противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определении эффективных подходов к формированию у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности.
Цель работы: выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно¬поисковой работе организационно-педагогические условия формирования ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования ответственного
отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий формирования ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой формирование ответственного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если создать следующие организационно-педагогические условия:
-разработать теоретическую модель на основе аксиологического и системно-деятельностного подходов, содержание которой реализует задачи формирования ответственного отношения к природе у детей как основы нравственной воспитанности;
-оптимизировать воспитательный процесс за счет создания развивающей среды, обогащающей представления школьников о природе родного края, использования активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить содержание понятия «ответственное отношение к природе».
2) Обосновать методологические подходы к формированию ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности.
3) Теоретически обосновать и реализовать на практике модель формирования у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности.
4) Разработать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности ответственного отношения к природе у младших школьников в процессе опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции формирования экологически ориентированной личности (А.М. Буровский , Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул, психолого-педагогические концепции нравственного воспитания личности (Ю.П. Азаров, В.И. Андреев, П.П. Блонский, Б.З. Вульфов, Я.А. Коменский, А.В. Мудрик, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), идеи экогуманизированного образовательного пространства (Н.Н. Вересов, С.Н. Глазачев, Е.А. Игумнова, Н.М. Мамедов, Л.В. Моисеева), теории деятельностного и системно-деятельностного подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн , Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Щуркова), труды о краеведении (Д.С. Лихачев, М.А.Орешина, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский. Ж.Ж.Руссо).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение и анализ философской, психолого¬
педагогической, культурологической литературы;
• экспериментальные - опытно-поисковая работа;
• эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности школьников, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования: младшие школьники 3 «Г» класс, школа №154, г. Челябинск.
Этапы исследования. Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения на практике модели формирования ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования ответственного отношения к природе у учащихся младших классов общеобразовательной школы в краеведческой деятельности:
- разработка и внедрение в практику работы с учащимися модели формирования ответственного отношения к природе у младших школьников, в которой во взаимосвязи представлены методологические подходы, принципы, содержание воспитательной работы, последовательность и логика ее этапов, критерии, уровни и результат, выраженный в сформированном ответственном отношении детей к родной природе;
- оптимизация воспитательного процесса за счет создания развивающей среды в школе, обогащающей представления обучающихся о природе родного края, использования активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию школьниками в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнено содержание понятия «ответственное отношение к природе» применительно к младшему школьному возрасту как целенаправленный процесс формирования знаний о природе родного края, уважения к культурным традициям народов, населяющих Уральский регион, связанными с бережным отношением к окружающему миру природы, деятельностного участия в посильном решении проблем защиты окружающей среды;
- обоснована целесообразность применения аксиологического и системно-деятельностного подходов в образовательном процессе, активизирующих личностный опыт учащихся при изучении природы родного края;
- выявлены организационно-педагогические условия формирования ответственного отношения к природе у младших школьников и обоснована возможность их реализации в реальном образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-создана программа курса по краеведению для учащихся 4 класса, разработаны творческие задания, анкеты, что обеспечивает реализацию данного направления в воспитательной работе с младшими школьниками;
-определены критерии сформированности ответственного отношения к природе у младших подростков в краеведческой деятельности: (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный), дана характеристика уровней сформированности ответственного отношения к природе (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых в деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной школы, что позволяет использовать материалы исследования для внеклассной работы в общеобразовательной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях, что отражено в публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. «Ответственное отношение к природе» применительно к младшему школьному возрасту - это целенаправленный процесс формирования знаний о природе родного края, уважения к культурным традициям народов, населяющих Уральский регион, связанных с бережным отношением к окружающему миру природы, деятельностного участия в посильном решении проблем защиты окружающей среды.
2. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования ответственного отношения к природе у учащихся младших классов общеобразовательной школы в краеведческой деятельности, включает в себя:
- реализацию аксиологического и системно-деятельностного подходов в образовательном процессе, активизирующих личностный опыт учащихся при изучении природы родного края;
- разработку и внедрение в практику работы с учащимися модели формирования ответственного отношения к природе у младших школьников, в которой во взаимосвязи представлены методологические подходы, принципы, содержание воспитательной работы, последовательность и логика ее этапов, критерии, уровни и результат, выраженный в сформированном ответственном отношении детей к родной природе;
- оптимизацию воспитательного процесса за счет создания развивающей среды в школе, обогащающей представления обучающихся о природе родного края, использования активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию школьниками в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты исследования и проведенной опытно-поисковой работы подтвердили актуальность избранной темы и позволили реализовать поставленные задачи.
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «ответственное отношение к природе», объединяющее в себе взаимосвязанные компоненты - ценностно-целевые ориентиры, связанные с задачами воспитания подрастающего поколения в духе ответственного отношения к окружающей природе как духовной и профессиональной установки личности, и сообразные конкретному возрасту характеристики ответственного отношения к природе.
Применительно к младшим школьникам подросткам понятие «ответственное отношение к природе» - это целенаправленный процесс формирования знаний о природе родного края, уважения к культурным традициям народов, населяющих Уральский регион, связанных с бережным отношением к окружающему миру природы, деятельностного участия в посильном решении проблем защиты окружающей среды.
2) Обоснованы методологические подходы к формированию у младших школьников ответственного отношения к природе.
Аксиологический подход обосновывает значимость создание усилиями педагогов, детей и родителей развивающей среды как культурно-смыслового контекста, обогащающего представлений школьников о природе родного края и воспитание ценностного отношения к природным богатствам как одной из базовых национальных ценностей.
Системно-деятельностный подход предполагает организацию на занятиях краеведением исследовательской познавательной работы обучающихся, использование активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Опора на данные методологические подходы: позволяет реализовать на практике следующие педагогические принципы.
Принцип ценностной ориентации - подразумевает развитие личности через присвоение общечеловеческих духовных ценностей, через формирование потребностей жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.
Принцип эмоционально-деятельностного освоения эколого-гуманистических ценностей предполагает активизизацию личностного опыта учащихся при изучении природы родного края в исследовательской деятельности на занятиях краеведением.
Принцип природосообразности означает осуществление воспитательного процесса теми способами, методами, средствами и в тех формах, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Краеведческая деятельность вовлекает детей в непосредственное общение с родной природой в процессе экскурсий, изучения культурных традиций местного населения, сбора материалов для исследовательской работы. Краеведчекая деятельность - проверенное временем средство, обеспечивающее эмоциональную насыщенность жизни школьника и свободу в выражении чувств: гордость за свою страну, любовь к малой Родине, бережное отношение к красоте родного края и его природным богатствам.
3) Теоретически обоснована модель формирования у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности, которая включает следующие взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты: целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый.
Основу модели составляет идея формирования у младших школьников ответственного отношения к природе как основы их нравственной воспитанности.
Реализация модели осуществляется на основе оптимизации воспитательного процесса за счет создания развивающей среды в школе, обогащающей представления обучающихся о природе родного края, использования активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию школьниками в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
4) Проведена опытно-поисковая работа и проанализированы ее результаты.
На констатирующем этапе был подобран диагностический инструментарий по сформированности ответственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Были выделены следующие критерии и показатели сформированности ответственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста:
- когнитивный - система знаний о закономерностях природы и подходах к решению экологических проблем;
- эмоционально-оценочный - ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, мотивация к действиям, направленным на сохранение природных объектов;
- поведенческо-деятельностного - активность, готовность к природоохранной деятельности, деятельностное участие в посильном решении проблем защиты окружающей среды.
Для диагностики сформированности ответственного отношения к природе у детей были использованы следующие методики: методика определения типа мотивации взаимодействия с природными объектами «Альтернатива» В.А. Ясвина [20]; методика диагностики субъективного отношения к природе «ЭЗОП» В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо [21]; методика по определению деятельности и поведения человека в природе «Экологический светофор» И.В. Цветковой [22]; диагностика уровня воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустина [17].
Результаты проведенной диагностики показали, что у детей в группе преобладает средний и низкий уровни сформированности ответственного отношения к природе (у пятнадцати человек (75 %) - средний уровень нравственно-патриотической воспитанности, у трех детей (15%) - низкий уровень и только у двух (10%) - высокий уровень). Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
Разработанная нами программа по формированию ответственного отношения к природе у младших школьников включала в себя следующую тематику: беседы, экскурсии, игровую деятельность, обсуждение, проектную деятельность, работа в группах.
На занятиях использовались такие методы, как виртуальная экскурсия, выездная экскурсия, презентации, проектная деятельность.
Опытно-поисковая работа показала необходимость и достаточность обоснованных организационно-педагогических условий формирования ответственного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности. Использование форм этической беседы, диспута, творческих заданий, диалогового обсуждения художественных произведений с экологической проблематикой, методов исследовательских проектов, эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, позволило получить положительную динамику результатов диагностического исследования на итоговом этапе. Результаты полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.



1. Акутина, С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у подростков [Текст] / С.П.Акутина // Образование и общество. - 2009. - №1. - С.56-59.
2. Антонов, Ю. В. Синтез искусств на уроках изобразительного искусства [Текст] // Искусство в школе. - 2000. - № 3. - С. 68-71.
3. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст] / Н.А. Асташова- М. : НПО МОДЭК, 2000.-272 с.
4. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности [Текст] // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М. : Панорама, 1990. - 218 с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. [Текст]: 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 41.
7. Бородина, Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики [Текст] / Е.Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 12-16
8. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. [Текст] /А.В Брушлинский - М. : Просвещение, 1998. - 350 с.
9. Бугаева А. П. Культурологический подход как основа целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников [Текст] / А. П. Бугаева, О. А. Лугинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 17. - С. 16-20. - То же [Электронный ресурс]. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21459443 (дата обращения: 10.06.2017).
10. Бирюкова, С.К. Духовно-нравственные традиции народа как фактор социокультурной стабильности общества [Текст] / С.К. Бирюкова .- М. : ГИТИС, 2005. - 160 с.
11. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 695 с.
12. Белик, И.С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника [Текст] / Инновационные педагогические технологии / Казань: Бук, 2014. — С. 146-149.
13. Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С. Библер - М. : Просвещение, 1975. 345 с.
14. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович. - М. Просвещение , 1979. - 232 с.
15. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах [Текст] : 31. ШОП — ЯДО — М. : АСТ: Астрель; 2010.
16. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] /Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29 - 36.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ