ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности и теории мотивации 7
1.2. Факторы, способствующие и препятствующие мотивации труда в
дошкольной образовательной организации 27
1.3. Организация методической работы в дошкольной образовательной
организации, способствующая повышению мотивации труда педагогов 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Изучение мотивации профессиональной деятельности педагогов
МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» на начальном этапе исследования 40
2.2. Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов
дошкольной образовательной организации в рамках методической работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Причиной возникновения особого подхода к профессиональной компетенции педагогических кадров стало введение Федерального государственного образовательного стандарта и стандарта педагога. Период перехода на новые стандарты требует от педагогов внутренней готовности к реализации основных идей, вводимых норм. И тогда получается, то насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг в полной мере зависит именно от педагогического коллектива.
В любом образовательном учреждении эффективный менеджмент невозможен без понимания потребностей и мотивов человека, а также правильного использования стимулов к труду. Руководитель современного дошкольного образовательного учреждения в рамках решения проблемы организации труда других людей должен анализировать вопросы мотивации для достижения поставленной цели. Этот вопрос имеет очень большое значение еще и потому, что детский сад по своей сущности имеет специфику в управлении.
Общеизвестно, что работа в детском саду характеризуется малой привлекательностью и престижем. Этому могут служить следующие причины: невысокий уровень заработной платы, низкий статус работников из-за отношения к детским садам как необязательной ступени в системе единого образовательного пространства. По этим же причинам и финансирование оставляет желать лучшего.
Действующая система оплаты труда педагогов неэффективна. Важность воспитательной работы она учитывает лишь в малой доле. Кроме того, такая система оплаты труда не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования. И даже введение новой системы оплаты труда скорее всего не решит проблему дефицита кадров.
Вместе с этим, частой причиной трудоустройства в детский сад является мотив надёжности, привлекающий работников: стабильная зарплата два раза в месяц, сокращённый рабочий день, ежегодный удлинённый отпуск, соцпакет и возможность устройства ребёнка в детский сад.
Коллектив любого дошкольного образовательного учреждения, как правило, чисто женский, обладающий своими особенностями и законами развития. При этом, дошкольные работники, как никто другой, очень ответственные, люди творческие, изобретательные и талантливые. Они готовы к реализации намеченных идей и планов.
Установивщийся на сегодняшний день в системе образования режим развития, доказывает, насколько важно отношение каждого члена коллектива, а педагогов особенно, к своим обязанностям: их понимание значимости своего участия в достижении общей цели, стремление повышения профессионального мастерства, готовность к самореализации и совершенствованию рефлексивных способностей. Отсюда следует, что педагоги - гарант развития учреждения.
Деятельность сотрудников дошкольной образовательной организации можно стимулировать через создание условий, применение форм и методов взаимодействия, которые будут способствовать развитию у каждого из них заинтересованного отношения к труду и стремление к выполнению своей миссии.
Основу повышения профессиональной компетентности педагога составляет сочетание целого ряда мотивов. Большой интерес, с практической точки зрения, представляет собой выделение в педагогической профессиональной деятельности отдельных мотивов, изучение их сочетаемости и взаимовлияние. Анализируя работы, посвященные проблеме профессиональной мотивации (А. В. Бакурадзе [2], Е. П. Ильина [20], И. Э. Мадеевой [31], Д. А. Чалых [49], В. А. Шахового [51] и др.), можно сделать вывод, что отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения определенным образом устанавливает не просто группа мотивов, и даже не ведущие мотивы, а «баланс интересов» в сфере профессиональной, семейно-бытовой и досуговой деятельности.
Проявление за последнее время таких негативных тенденций, как старение педагогического состава, отток молодых педагогов в другие структуры, разрыв преемственности поколений и т.д. обусловили актуальность данной темы.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов необходим не только высокий уровень знаний, наличие способности наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты, но и особый мотивационный настрой. Приоритетность прикладных исследований подтверждают обострившиеся противоречия в практике профессионального роста педагогов, обусловленные высокими профессиональными требованиями к личности педагога и недостаточной готовностью к повышению профессиональной компетентности профессионально самоопределившейся личности.
Цель данной работы: подобрать формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации с учетом факторов, способствующих повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс мотивации профессиональной
деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организация методической работы в дошкольной образовательной организации, направленная на повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по мотивации труда и профессиональной деятельности педагогов с целью выявления факторов и показателей мотивации у педагогов дошкольной образовательной организации.
2. Ознакомиться с методиками, позволяющими оценить уровень мотивации профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
3. Изучить начальный уровень мотивации воспитателей с помощью методик и провести анализ результатов.
4. Подобрать формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, которая будет способствовать повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическую основу исследования составили: исследования о теоретических основах процесса мотивации В. А. Шахового [51], С. А. Шапиро [50], Е. П. Ильина [20], А. Маслоу [32] и др.; а также работы и исследования мотивации профессиональной деятельности педагогов А. В. Бакурадзе [2], Д. А. Чалых [49], Н. В. Кузовлевой [26] и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть внедрены в практику управления дошкольной образовательной организацией, использованы при составлении перспективных планов методической работы, подготовке консультаций и семинаров для методистов и старших воспитателей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №40 общеразвивающего вида» (МБДОУ ПГО №40). В исследовании приняло участие 13 педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме мотивации профессиональной и трудовой деятельности уделяется много внимания. Исследованием и диагностикой данного вопроса занимались многие зарубежные и отечественные ученые. В теоретической практике сформулированы ключевые понятия мотивации трудовой деятельности и описана сущность самого процесса мотивации. Теоретические основы мотивации заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Эти теории имеют свои недостатки, которые порождают их критику. Поэтому, целостную картину изучения мотивации можно получить при интегрированном подходе с учетом нескольких теорий. Общим является то, что в теориях мотивации выявлена неразрывная связь мотивации с физиологическими и социальными потребностями человека. Мотивация делает поведение человека целенаправленным, и его целью будет являться то, что сможет привести к ликвидации испытываемого состояния потребности в чем-либо. Выявлено, что высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это может выполняться тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей.
Теоретическая часть работы позволила выяснить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна, ее очень трудно измерить, при этом она способна быстро меняться. Система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом, определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.
Существует ряд факторов, способных влиять на мотивацию профессиональной деятельности как в сторону ее усиления, так и в сторону ослабления. В данной работе мотивационные факторы рассматривались относительно педагогических работников дошкольной образовательной организации. В результате были выделены показатели мотивации педагогической деятельности. Особенность этих показателей заключается в том, что у педагогов не всегда основу мотивации к профессиональной деятельности составляют потребности сначала низкого уровня (физиологические потребности), а затем более высокого (социальные потребности). Выяснилось, что специфическим условием, оказывающим положительное влияние на мотивацию профессиональной деятельности педагогических работников, является грамотная организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Важно также отметить значимость знаний о мотивации в управленческой деятельности руководства организации, заинтересованной в повышении производительности труда своих сотрудников, их полной отдаче на предприятии. Изучение теории мотивации позволяет определить механизмы стимулирования труда сотрудников, при этом способствуя не только качественному выполнению ими функциональных обязанностей, но и, что более результативно, проявлению при этом творчества.
Мотивационную среду можно рассматривать как мощный рычаг в управлении организацией. Для ее создания руководитель четко знать и понимать, какие мотивационные факторы побуждают педагогов конкретной дошкольной образовательной организации. Это необходимо для планирования управленческой деятельности и своевременной ее коррекции. Создание мотивационной среды дает возможность руководителю повышать эффективность и профессионализм персонала без особых материальных вложений. Мотивированная команда - это укрепление имиджа и репутации образовательного учреждения, а также сохранение конкурентных позиций; мотивированные работники - это залог успеха образовательного учреждения в достижении главной цели: предоставления качественной услуги, пишет Е.В. Тверитина [45].
Понимание и применение на практике системы мотивирующих мероприятий приведет не только к общему повышению результатов и эффективности работы организации, но и к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, общего настроя работников, и, как следствие, опять же, к увеличению производительности самой организации. Грамотный руководитель должен четко знать, что не все сотрудники мотивированы одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих сотрудников и стараться по возможности удовлетворить потребности индивидуально.
В данной работе представлена методика, позволяющая выделить ведущий тип мотивации к профессиональной деятельности педагогических работников. С использованием диагностики мотивации профессиональной деятельности педагогов по методике К. Замфир в модификации А. Реана было проведено исследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад №40 общеразвивающего вида». По результатам исследования были подобраны различные формы и методы методической работы в дошкольной образовательной организации, оказывающие воздействие на мотивационные комплексы педагогов с целью повышения уровня мотивации к профессиональной деятельности.
Для получения максимальных результатов от методической работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо тщательное планирование с учетом психологических и мотивационно ценностных особенностей каждого педагога. Эффективность методической работы по повышению мотивации у педагогических работников дошкольной образовательной организации может быть увеличена через включение в общую мотивационную систему организации материального и нематериального стимулирования работников.
Изучения в области мотивации должны быть продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.
1. Атмахова, Л. Н. Организация методической работы в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Атмахова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 167 с.
2. Бакурадзе, А. В. Мотивация труда педагогов [Текст] / А. В. Бакурадзе. - М.: Сентябрь, 2005. - 192 с.
3. Безрукова, Е. В. Подходы к планированию и организации работы в ДОУ [Текст] / Е. В. Безрукова, А. А. Иванова // Управление ДОУ. - 2011. - № 8. - С.12.
4. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс] Учебник для
вузов // Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»). URL: http://pedlib.ru/Books/1/0152/1_0152-
244.shtml#book_page_top/ (дата обращения 15.05.2016).
6. Васильева, Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы [Текст] / Л. И. Васильева // Управление ДОУ. - 2011. - № 8. - С. 60-63.
7. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 15.05.2016).
8. Виноградова, Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: Учебник / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 219 с.
9. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]: метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - 2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 192 с.
10. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л. М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие // сост. Я. С. Сунцова, О. В. Кожевникова. Часть3. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 144 с. URL:
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8934/2012196.pdf2sequ ence=1 (дата обращения 30.05.2016).
12. Доскова, Л. С. Управление персоналом [Электронный ресурс].
URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=81554 (дата обращения
30.05.2016).
13. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: учебное пособие / А. П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2008. - 464 с.
14. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С. А. Езопова. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
15. Захараш, Т. Б. Современное обновление содержания подготовки воспитателя [Текст] / Т. Б. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 74.
...
Содержание ВКР - Методическая работа в дошкольной образовательной организации
как условие повышения мотивации профессиональной деятельности
педагогов
Выдержки из готовой ВКР - Методическая работа в дошкольной образовательной организации
как условие повышения мотивации профессиональной деятельности
педагогов