ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 8
1.1. Понятие и сущность образовательных услуг 8
1.2. Правовые механизмы организации платных услуг в учреждении.... 16
1.3. Особенности образовательных услуг в малых городах 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. РЕЖ 31
1.2. Общая характеристика образовательного учреждения города Реж... 31
1.3. Анализ организации платных услуг в учреждении 37
1.4. Маркетинговый анализ внедрения в образовательных учреждениях
платных образовательных услуг 43
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 51
3.1. Разработка технологии внедрения дополнительных платных услуг
в образовательных учреждениях в условиях малого города 51
3.2. Порядок внедрения дополнительных платных услуг в
образовательных учреждениях 60
3.3. Социальный эффект от реализации мероприятий 66
3.4. Экономическая эффективность от реализации мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В настоящее время одним из главных направлений развития системы образования становится внедрение дополнительных услуг (в том числе и на платной основе), выходящих за рамки школьной программы и способных обеспечить более полное и сбалансированное развитие учащихся.
Основные цели деятельности бюджетных учреждений это - оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли, ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам [7, С. 122].
Дополнительные услуги нацелены на выявление разнообразных интересов в обществе, развитии способностей людей, развитие их творчества инициативы. Особое значение дополнительные образовательные услуги имеют в школе, поскольку здесь идет работа с детьми и молодежью. Именно в юном возрасте закладывается основа развития человека, что, в дальнейшем, накладывает отпечаток на развитие общества [7, С. 122].
При этом, платные образовательные услуги являются типичным источником внебюджетных доходов и оказываются многими государственными образовательными организациями, в связи с чем занимают значимое место в системе, приносящей доход деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг [70, С.393].
Актуальность темы обусловлена несколькими аспектами, в первую очередь, коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Переход организаций к автономной форме, стимулирование получения внебюджетных доходов со стороны Управлений образования и Министерства образования, позиционирование системы образования как сферы услуг актуализирует необходимость создания технологии внедрения дополнительных платных услуг, либо технологии расширения ассортимента имеющихся. Рынок образовательных услуг превратился в объективную экономическую реальность, став неотъемлемым элементом экономики. В настоящее время сфера образовательных услуг является исключительным фактором экономического роста национальных экономик, уровень развития которых напрямую отражается на экономических и социальных условиях жизни населения.
Как показывает анализ теории и современной практики управления образовательными системами, существуют противоречия:
- между необходимостью внедрения дополнительных платных услуг с целью получения внебюджетных доходов и низкой результативностью такой деятельности;
- между имеющимся спросом на дополнительные образовательные услуги и недостаточное предложение.
Указанные противоречия, а также анализ литературы позволили сформулировать проблему: образовательные организации, не смотря на имеющиеся ресурсы, клиентскую базу и другие возможности, либо не вводят дополнительные платные услуги (т.е. не расширяют входящий финансовый поток) совсем, либо ассортимент имеющихся крайне мал и объем внебюджетных средств исчезающе мал по сравнению с бюджетным финансированием. Причиной является отсутствие у руководителей соответствующих организаций знаний, навыков и опыта по ведению предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является дополнительная платная услуга, которая планируется к внедрению в образовательную организацию Режевского городского округа. Предметом исследования является технология внедрения дополнительных платных услуг в образовательные организации, которые ведут свою деятельность в условиях малого города. Субъектом исследования является деятельность ИП Ясашных А.Л. при внедрении технологии дополнительных платных услуг в образовательной организации.
Основной целью магистерской диссертации является разработка технологии внедрения дополнительных платных услуг в образовательные организации в условиях малого города. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие дополнительной услуги, ее сущность, в аспекте темы данной работы.
2. Показать правовые механизмы организации дополнительных платных услуг.
3. Определить особенности дополнительных платных услуг в малых городах.
4. Провести анализ системы платных услуг в образовательном учреждении.
5. Применить в практической деятельности полученную технологию внедрения дополнительных платных услуг .
6. Определить экономический эффект от проведенных мероприятий, разработать критерии оценки результатов деятельности.
В качестве гипотезы было взято следующее предположение. Не смотря на большое количество образовательных организаций на территории Российской Федерации, образовательные организации в условиях малого города имеют некоторые общие характеристики и свойства, что позволит разработать некоторую общую технологию внедрения дополнительных платных услуг (попытаться использовать существующие и зарекомендовавшие себя бизнес-модели), а также разработать некоторые критерии оценки результатов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в исследовании и обобщении концептуальных подходов к технологии внедрения образовательных услуг в направлении, необходимом для успешной реализации. Практическая значимость исследования состоит в методическом описании технологии внедрения дополнительных платных услуг в образовательные организации, т.е. в возможности использования полученных результатов исследования в практической деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных авторов в области управленческого консультирования, маркетинга в сфере образования и внедрения дополнительных платных услуг, теории экономики образования, государственных финансов и экономики общественного сектора. Использованы общенаучные методы логического анализа, синтеза, а также методы моделирования и регрессионного анализа. Объектами исследования выступали потенциальные пользователи дополнительных платных услуг, рынок образовательных услуг Режевского городского округа, система образования.
Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования и эксперимента, целью, задачами, гипотезой, положениями, выносимыми на защиту. В главе 1 описаны теоретические основы формирования платных образовательных услуг. Показаны авторские подходы как к понятию «услуга» вообще, так и к понятию «образовательная услуга» в частности. Описаны правовые механизмы организации дополнительных платных услуг. Также показана специфика образовательных услуг в условиях малого города. В главе 2 дан анализ системы платных услуг в образовательном учреждении малого города. Дана общая характеристика образовательного учреждения г. Реж (на примере одной из школ), проанализирована организация платных услуг в данном учреждении, проведен маркетинговый анализ внедрения в образовательных учреждениях дополнительных платных услуг. Глава 3 посвящена непосредственно технологии разработки мероприятий по внедрению дополнительных платных услуг. Даны основные этапы, показана их необходимость. Также описан практический опыт использования предложенной технологии и описан социально-экономический эффект. Выпускная квалификационная работа включает в себя 14 таблиц, 7 рисунков. Всего 91 страница (со списком использованной литературы и приложениями).
Положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная технология применима к образовательным организациям, осуществляющим свою деятельность в условиях малого города.
2. Предложенная технология является эффективной в социальном аспекте.
3. Предложенная технология является экономически эффективной.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на XX Международной молодежной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 1 августа, 19 сентября).
Дополнительные платные услуги в общеобразовательных учреждениях, на сегодняшний день, являются перспективным, но слаборазвитым элементом образовательной системы. При этом, развитие данной сферы может оказаться полезным инструментом, позволяющим расширить входной финансовый поток за счет внебюджетных средств.
Итоги проведенного диссертационного исследования сводятся к следующему:
1. В результате анализа литературы по теории менеджмента, статистических данных и контент-анализа установлено, что в условиях коренной модернизации системы образования, развития конкуренции образовательных организаций за получение бюджетных и внебюджетных средств наблюдается общий недостаток ассортимента дополнительных платных услуг (либо их полное отсутствие) в общеобразовательных организациях. Ситуация может усугубиться специфическими для малого города условиями, в которых организация осуществляет свою деятельность. Основной причиной является отсутствие у администрации образовательных учреждений необходимых знаний и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.
2. Теоретически обоснована и разработана технология внедрения
дополнительных платных услуг, которая представляет собой совокупность методов и инструментов, необходимых для успешного внедрения, и состоит из следующих этапов: определение ассортимента услуг, которые образовательная организация может оказать; уточнение перечня услуг на основе статистических данных, данных опроса потенциальных пользователей; создание документационной базы; проведение рекламной кампании и низкобюджетного маркетинга в условиях недостаточного финансирования; проведение анализа результатов. Данная технология позволяет реализовать проект внедрения системы дополнительных платных услуг в образовательные организации, независимо от их организационно - правовой формы. Так как технология включает в себя этап анализа, по его результатам могут быть получены рекомендации для корректировки, в первую очередь, рекламной деятельности, а также редактированию имеющегося ассортимента услуг.
Учитывая, что полученные в ходе теоретико-экспериментального исследования результаты подтвердили экономическую эффективность и практическую значимость (т.е. технология была внедрена в практическую деятельность) можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
1. Vavilova Z.E. Analytical tools for exploring the market of paid
educational services in Russia [Текст]/ З.Е. Вавилова //
Экономические науки и менеджмент. — 2014. — №1. — С.73-84.
2. Авраамова Е.М. О социально-экономическом значении повышения оплаты труда учителей [Текст] / Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов // Экономика региона. — 2016. — №4. — С.1135-1145.
3. Александров Р.В. Некоторые проблемы ресурсного обеспечения отрасли образования [Текст] / Р.В. Александров // Якутский образовательный журнал. — 2012. — №3. — С.69-72.
4. Асхабалиев И.Ч. Региональная сфера платных услуг в условиях экономической нестабильности [Текст] / И.Ч. Асхабалиев // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — №2. — С.27-33.
5. Батова Н.С. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг [Текст] / Н.С. Батова, М.В. Шуварин // Вестник НГИЭ. — 2015. — №1. — С.11-18.
6. Берендеева А. Б. Коммерциализация на рынке социальных услуг
региона: факторы, динамика [Текст] / А.Б. Берендеева,
А.А. Малова // Вестник Югорского государственного Университета. — 2013. — №31. — С.5-14.
7. Боровинская И.В. Дополнительные платных образовательных услуги [Текст] / И.В. Боровинская // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — №10. — С.122-131.
8. Боровинская И.В. Развитие дополнительных платных
образовательных услуг в бюджетных учреждениях [Текст] / И.В. Боровинская, И.А. Расковалова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2013. — №17. — С.136¬142.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Опубликован 31.07.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
10. Важнова О. Г. Формирование бренда общеобразовательной школы [Текст] / О.Г. Важнова // Ярославский педагогический вестник. —
2015. — №2. — С.7-12.
11. Вдовченко М.Ю. PR в сфере образования [Текст] / М.Ю. Вдовченко // Образование и наука без границ: социально¬гуманитарные науки. — 2017. — №6. — С.9-12.
12. Волкова М.М. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг [Текст]: Учебное пособие / М.М. Волкова,
А.Б. Звездова. — М.: Маркетинг, 2013. — 310 с.
13. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст]: пособие для педагогов /Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г. — 105 с.
14. Горюнова Е.С. Значение себестоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями в современных условиях хозяйствования [Текст] / Е.С. Горюнова // Проблемы современной науки и образования. — 2017. —№6. — С.42-45
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Опубликован 31.07.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
16. Гришанова О. А. Инвестиционная составляющая в цене платной образовательной услуги [Текст] / О.А. Гришанова, Е.Ю. Соколова // Изв. высш. учеб. заведений. Сер.: Экономика, финансы и упр. производством. — 2012. — № 1. — С.46-52.
17. Губанова Е. В. Оказание платных дополнительных услуг в
образовательном учреждении: основные подходы [Текст] / Е.В. Губанова Е. В. // Экономика образования. — 2013. — №4. — С.45-52.
18. Губанова Е.В. Оказание платных дополнительных услуг в
образовательном учреждении: основные подходы [Текст] /
Е.В. Губанова // Экономика образования. — 2013. — №4. — С.1-12.
19. Губернаторова Н.Н. Особенности финансирования и направления развития дополнительного образования в РФ [Текст] / Н.Н. Губернаторова, И.А. Сергеева // Казанская наука. — 2014. — №2. — С.55-59.
20. Губернаторова Н.Н. Проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их преодоления [Текст] / Н.Н. Губернаторова // Казанская наука. — 2015. — №1. — С.27-33.
21. Демина В.В. Формирование институциональной структуры рынка
образовательных услуг [Текст] / В.В. Демина,
Э.А. Ялалетдинова // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2014. — №1. — С.21-27.
22. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования [Текст] /Р. Джапарова // Маркетинг. — 2012. — № 4. — С.55-65
23. Дьяков И.И. Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект [Текст] / И.И. Дьяков // Альманах современной науки и образования. —
2016. — №12. — С.46-49.
24. Ершова И.Г. Мультиатрибутивные характеристики рынка
образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.; URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=9514(дата обращения: 15.08.2017).
25. Жукова О.В. Организация предоставления платных
образовательных услуг и осуществление иной приносящей доход деятельности [Текст] / О.В. Жукова // Академический вестник академии социального управления. — 2016. — №1. — С.80-98.
26. Захарова И.В. Маркетинг образовательных организаций [Текст]: учебное пособие / И.В. Захарова. — Ульяносвск: УИПК ПРО, 2014. — 232 с.
27. Зыков В.В. Многоуровневая подготовка специалистов в контексте модернизации российского образования [Текст]: монография /
В.В. Зыков. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. - 80 с.
28. Иванютина Л.В. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования: мониторинг и развитие (на примере Алтайского края) [Текст]: дис. ... канд. экон. Наук: 09.00.01 /Л.В. Иванютина; Барнаул. гос. ун-т - Барнаул, 2007. — 197 с.
29. Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов [Электронный ресурс] / URL: ййр://273-фз.рф/ (Дата обращения: 12.08.2017).
30. Коновалова И.А. Развитие маркетинга в сфере образования. В кн.: Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Москва, 2013: материалы. М.: СибАК, 2013. С.174-179.
31. Копенкина Ю.В. Современные системы образования России и запада - сравнительный анализ [Текст] / Ю.В. Копенкина // ASPECTUS. — 2016. — №1. — С.71-82.
32. Корокошко Ю. В. Новые технологии в маркетинге [Текст] / Ю.В. Корокошко // Вопросы структуризации экономики. — 2012.
— №2. — С.141-144.
33. Косицин В.Ю. Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг учебными заведениями [Текст] /
В.Ю. Косицин // Вестник Московского университета МВД России.
— 2014. — №6. — С.97-100.
34. Косицин С.Ю. Развитие законодательства России об оказании платных образовательных услуг учебными заведениями [Текст] /
С.Ю. Косицин // Государственная служба и кадры. — 2014. — №1. — С.60-62.
35. Котова Т.В. Особенности финансового планирования в образовательных учреждениях [Текст] / Т.В. Котова, Е.В. Черникина // Вестник АГГУ. — 2015. — №1. — С.83-88.
36. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов [Текст]: словарь терминов / В.Г. Кузнецов. - М.: Инфра-М, 2015. - 458 с.
37. Манузина Е.Б. Подготовка будущих педагогов к оказанию платных образовательных услуг [Текст] / Е.Б. Манузина // Научно-педагогическое обозрение. — 2014. — №3. — С.25-33.
38. Минакова А.И. Платные образовательные услуги автономного образовательного учреждения [Текст] / А.И. Минакова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2013. — №1. — С.62-66.
39. Москалева Н.Н. Предпринимательская деятельность
образовательной организации [Текст] / Н.Н. Москалева, Е.В. Парамонова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — №6. — С.103-106.
40. Мусаева А.О. Зарубежная система финансирования
образовательных учреждений [Текст] / А.О. Мусаева // Наука, новые технологии и инновации. — 2011. — №10. — С.75-81.
41. Мусарский М.М. Развитие экономической самостоятельности
образовательных учреждений [Текст]: Учебно-методический
комплект материалов для подготовки тьюторов / М.М Мусарский, Т.Н. Фильчагина. — М.: АПК и ППРО, 2014. — 56 с.
42. Неверова Е.В. Мультиатрибутивная модель образовательной услуги. В кн.: Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Петропавловск -Камчатский, 2016: материалы. Петропавловск-Камчатский: Издательство Камчатского государственного технического университета, 2016. С. 181-183.
43. Новаторов Е.В. Маркетинговый подход к изучению качества платных услуг культурно-досуговых организаций [Текст] / Е.В. Новаторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — №4. — С.208-214.
44. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: httpV/минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 19.06.2017).
45. Официальный сайт Министерства образования и науки Свердловской области [Электронный ресурс] / URL: http://www.minobraz.ru/(Дата обращения 19.06.2017).
46. Официальный сайт Национального информационного центра по
академическому признанию мобильности [Электронный ресурс] / URL: http://www.russianenic.ru/rus/scheme.html(Дата обращения
05.05.2017).
47. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/(Дата обращения 15.07.2017).
48. Паничкина М.В. Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов [Текст] / М.В. Паничкина, М.А. Масыч, М.Р. Бечвая // Известия Южного федерального университета. — 2014. — №2. —
С.214-220.
49. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и
дополнительном образовании [Текст]: учебное пособие /
А.П. Панкрухин. — М.: Интерпракс, 2013. — 240 с.
50. Парамонова В.А., Грицаева М.Г., Агейкина А.А. Платные
образовательные услуги в современной России. В кн.: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. Екатеринбург: АНОВО «Гуманитарный университет», 2015. С. 469-500.
51. Пирверди П. К вопросу о противоречиях между экономической эффективностью и социальной справедливостью [Текст] / П. Пирверди // Гилея: Научный вестник. — 2014. — №88. — С.140¬144.
52. Пономарева Л.В., Ходаковская М.П. Анализ и моделирование
спроса на рынке образовательных услуг. В кн.: Материалы V Международной научно-практической Интернет-конференции, 15 декабря 2013 г. - 15 февраля 2014 г. / под ред.
Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса; Волгоград. гос. ун-т, Воронеж. гос. ун-т. - Волгоград: ООО «Консалт», 2014. С. 45-52.
53. Пономарева С.В. Особенности бухгалтерского учета платных образовательных услуг [Текст] / С.В. Пономарева // Сибирская финансовая школа. — 2015. — №4. — С.109-115.
54. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2012) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.09.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
55. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2012) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.03.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
56. Приказ Минобразования РФ от 10.07.2008 N 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2008 N 4971) // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.12.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
57. Рахимов Т.Р. Эффективность процесса и результата в социально - экономических системах [Текст] / Т.Р. Рахимов // Вестник науки Сибири. — 2015. — №3(18) — С.11-19.
58. Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных ВУЗах [Текст] / И.Б. Романова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — №3. — С.15-21.
59. Самсонова, М. В. Потребительское поведение на рынке образовательных услуг малого города [Текст]: монография / М.В. Самсонова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. - 120 с.
60. Седельников А.А. Платные дополнительные образовательные услуги [Текст] / А.А. Седельников, И.В. Гревцова // Народное образование. — 2012. — №3. — С.160-165.
61. Симоненко Н.Н. Эффективные стратегии бизнеса [Текст] / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — №5. — С.139-141.
62. Скоробогатова Ю.А. Анализ законодательства и оценка
существующей практики предпринимательской деятельности в системе дошкольного образования [Текст] /
Ю.А. Скоробогатова, А.В. Суворова // Baikal Research Journal. — 2013. — №3. — С.25-28.
63. Стаметов В.В. Понятие и виды платных образовательных услуг:
региональный аспект [Текст] / В.В. Стаметов, А.В. Кузьмин // Политическое управление: научный информационно¬
образовательный электронный журнал. — 2015. — №3. — С.42-45.
64. Стаметов В.В. Развитие рынка платных образовательных услуг в тамбовской области на современном этапе [Текст] /
В.В. Стаметов, А.В. Кузьмин, Т.В. Ряховская, М.В. Беспалов //
Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.
— 2014. — №6. — С.101-107.
65. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений /А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 3. — С.47-50.
66. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. Известия УрО РАО. — 2013. — № 2(4). — С.15-25
67. Толстяков Р.Р. Маркетинговые посредники на рынке образовательных услуг [Текст] / Р.Р. Толстяков, М.С. Феногенова // Тамбов: Издательство ТГУ. Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — №9. — С.79-83.
68. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1-ФЗ «О защите прав
потребителей» (ред.03.07.2016) // СПС КонсультантПлюс //
Опубликован 31.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
69. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 19.12.2016) // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.12.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
70. Цинцадзе Н.С. Платные образовательные услуги в структуре, приносящей доход деятельности государственных образовательных учреждений РФ: проблемы соотношения гражданско-правовых и публично-правовых форм регулирования [Текст] / Н.С. Цинцадзе // Вестник ТГУ. — 2012. — №9. — С.393-400.
71. Чигвинцев Ю.М. Модификация бизнес-моделей организаций, предоставляющих услуги образовательного отдыха детей [Текст] / Ю.М. Чигвинцев, Н.Н. Масюк, Т.П. Филичева // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — №4. — С.394-397.
72. Шапошников В.А. Методологические аспекты проведения
маркетинговых исследований [Текст] / В.А. Шапошников, Г.В. Астратова // Практический маркетинг. — 2014. — №2. — С.15-20.
73. Шимановская С.В. От образовательных услуг к образовательным потребностям [Текст] / С.В. Шимановская // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — №6. — С.349-351.
74. Щетинин В.В. Рынок образовательных услуг в современной России [Текст] /В.В. Щетинин // Школа. — 2014. — № 3. - С.23-27.