ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Проблемы межличностного общения в поликультурной
образовательной среде 8
1.2. Особенности межличностного общения участников
образовательного процесса 16
1.3. Коллективная творческая деятельность как условие
организации межличностного взаимодействия 26
Выводы по теоретической части 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 47
2.3. Программа по организации межличностного общения
младших школьников в поликультурной среде 66
Выводы по эмпирической части исследования 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном обществе развивающаяся личность ребенка сталкивается с многочисленными психологическими проблемами, связанными с необходимостью интегрироваться в социально - культурную среду, находить пути и способы взаимодействия со сверстниками и социальным окружением. Эти проблемы многократно усиливаются в поликультурной среде, которая сегодня характеризует большую часть многонациональных регионов России и значительную часть российских учебных заведений. Необходимость преодоления обозначенных проблем требует организации специальной подготовки детей, направленной на развитие умений межличностного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды.
Поликультурная образовательная среда понимается учеными как совокупность культурных, духовных и материальных условий существования и деятельности субъектов педагогического процесса, в которых находят отражение культурное многообразие общества и характер отношений между учителями, учащимися, их родителями, представляющими различные этнические и другие социальные группы: языковые, конфессиональные, возрастные, тендерные и т.п. (В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова).
Младший школьный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющие на развитие личности ребенка.
Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение детей в системе их межличностных отношений со сверстниками в классе.
Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у детей уважение к нациям и народностям, и их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в это коллектив.
Многонациональный коллектив способствует формированию у детей гуманистического, коллективистского отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. В коллективе со смешанным национальным составом учащихся важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях следует обеспечивать единство взаимной ответственности и требовательности. В многонациональной среде дети привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами по дому, детскому саду, улице, классу, школе.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.
Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде школы, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде общеобразовательного учреждения одной из актуальных и значимых в системе школьного образования. Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации межличностного общения в поликультурной среде начальной школы.
Цель: обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические условия организации межличностного общения младших школьников в поликультурной среде.
Объект: межличностное общение младших школьников.
Предмет: коллективная творческая деятельность как психолого-педагогическое условие организации межличностного общения младших школьников в поликультурной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что выделенные нами психолого-педагогические условия будут способствовать эффективности организации межличностного общения младших школьников в поликультурной среде.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы и выявить факторы эффективного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса в поликультурной среде: структурно-организационные, функционально-ролевые и психолого-педагогические.
3. Определить психолого-педагогические условия и механизмы, обеспечивающие оптимальное межличностное взаимодействие в образовательном процессе.
4. Выполнить диагностику эффективности межличностного общения участников образовательного процесса.
5. Апробировать психолого-педагогические условия. Теоретико-методологической основой исследования являются:
Теоретические основы межличностного взаимодействия детей глубоко исследованы в психологии и педагогике. Учеными установлена взаимосвязь взаимодействия и общения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); раскрыто значение взаимодействия как важного фактора личностного развития детей (А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, Д.Б.Эльконин и др.); формирование взаимоотношений младших школьников в процессе игровой деятельности (Д.В. Менджерицкая, Е.М.Щербакова, Д.Б. Эльконин); проблемы взаимодействия детей в поликультурной среде (О.В.Аракелян, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, А.Н.Джуринский, Л.В.Колобова, И.Я.Мурзина, Л.Л.Супрунова, Е.А.Ходырева, А.Е.Шабалдас); проблема формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевский, А.С. Макаренко А.С.); концепция поликультурного образования и диалоговый подход к его реализации (В.С.Библер, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, Л.А.Ибрагимова, Л.В.Колобова, И.Я.Мурзина, Г.В.Палаткина, Е.А.Ходырева, А.Е.Шабалдас); психолого-педагогическое осмысление вопросов общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Е.В. Коротаева, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин); основы учения о психолого-педагогических особенностях младшего школьного возраста (Л.С. Выгодский, А. Арушанова, Е.Н. Веракса, А.Н. Веракса, Н. Ежова, А.Г.)
Практическая значимость, проведенного исследования заключается в систематизации и конкретизации теоретических и методических основ процесса формирования психолого-педагогических условий организации межличностного общения младших школьников через коллективную творческую деятельность, в разработке системы воспитательных мероприятий: «День вежливости», дидактических игр «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы - как одна семья, хотя язык их разный...», «Убери лишний вагон» и т.д. Материалы исследования могут использоваться в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики межнационального общения младших школьников, а также в практике воспитательной деятельности учителей начальных классов.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты проведенного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Наибольший акцент следует сделать на младшем школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Коллективная творческая деятельность является одним из важных факторов повышения уровня межнационального общения младших школьников. Для улучшения межличностного взаимодействия учащихся в поликультурной среде мы рекомендуем систематически проводить мероприятия с использованием коллективной творческой деятельности и создавать для них определенные условия, где они могут проявить свою культуру межнационального общения.
Ребенок в младшем школьном возрасте активно овладевает навыками общения, в этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Каждый ребенок в коллективе сверстников обладает определенным статусом, этот статус влияет на межличностные отношения и коэффициент благополучия классного коллектива.
Мы провели ряд диагностических методик: среди них методика по изучению социометрического статуса каждого члена коллектива, и две методики по изучению самооценки каждого респондента.
В ходе теоретического и диагностического анализа мы пришли к выводу о том, что существует необходимость в разработке программы по оптимизации межличностных отношений детей младшего школьного возраста в поликультурной среде.
После разработки и апробации программы по оптимизации межличностных отношений в поликультурной среде нами был реализован комплекс методик, с целью оценки эффективности данной программы. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
В результате полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа является эффективной и результативной, потому, как, после ее реализации результаты в группе А изменились в положительную сторону.
Из чего можно заключить, что результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, а эмпирическая гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие для студ. Высш. Педагогических учебных заведений
- М.: Изд. Центр «Академия», 2011, 240 с.
2. Абакумова И.В., Ермаков Н.П. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопр. психол. 2003. №3. с. 78-82.
3. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2014. - 108 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - СПб.: Питер, 2012.- 288 с.
5. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2011. - 174 с.
6. Андрущенко Т.Ю. Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. // Вопросы психологии ,2011 №3 - с 13
7. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. — М., 2002. с. 188.
8. Байгазова Р.В., Каримова Л.М. Взаимосвязь социометрического
статуса и эмоционального состояния младших школьников //Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции
молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289 .
9. Баршай В.М. Активные игры для детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. (серия «Мир вашего ребёнка»)
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с. - (Мастера психологии).
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 296 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 343 с.
15. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 343 с.
16. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2000. - № 2.
17. Выгодчкова Н.Н. Поликультурное образование младших школьников в процессе изучения иностранного языка. Дисс. ... к. пед. н., Ульяновск, 2008.
18. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.
19. Давыдов Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / Ю.С. Давыдов, Л.П. Супрунова. - Пятигорск, 2003.
20. Джуринской А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя / А.Н. Джуринской. - М.: Просвещение, 2007. - 96 с. - (Воспитание в современной школе).
21. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
22. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2012.- №4. - С. 90-99.
23. . Землянская Е.Н. Педагогические проблемы этнической социализации школьников / Е.Н. Землянская // Известия Академии педагогических и социальных наук. IX - М., 2005.
24. Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго. Худ. М.В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 176 с., ил. (Серия: «Потехе час»).
25. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук.
- ч. 2 - Тарту, 2012. - 375 с.
26. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия «Здравствуй, школа!» - Ростов н/Д; «Феникс», 2005. 320 с.
27. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 336 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2013. - 464 с.
29. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - №6
30. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Парина К. П. Психология младшего школьника. М., 2011.
31. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 2010. - 207 с.
32. Менчинская М.А. Приёмы самоуправления позновательной16. деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека, -М; 2014.
33. Младший школьник, его развитие и воспитание /Под общ. ред.
П.Ю. Сироткина, А.Н. Хузиахметова. - Казань: изд-во Дом печати, 2011. - 211 с.
34. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 456 с.
36. Мясищев В. Н. Проблема потребностей в системе психологии: Ученые записки. Л., 2014.
37. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: Воронеж. 2010.
38. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.
39. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 2013.
40. Образцов П.И. Методы и методология психолого¬педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2014. - 268 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2010. - 460 с.
42. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2013 - 583с.
43. Платонов Ю.П. Этническая психология. — СПб.: Речь, 2001.
44. Проблемы толерантности в подростковой и молодёжной среде / под ред. В.С. Собки- на. - М., 2004.
45. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. - Киев : Лыбидь, 2014. - 192 с. - ISBN 5-11-001480-9.
46. Психология развития. Учебник для студентов высших педагогических и психологических учебных заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 352 с.
47. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 352 с.
48. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2014. - 544 с.
49. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. -М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
50. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб, 2014. - 212 с.
51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,2014 -631с.
52. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т.2: учебник для студ. высш. учеб. заведения / А.И. Савенков. - М.: «Академия», 2011. - 240 с.
53. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. - М.: Аспект пресс, 2012. - 460 с.
54. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С.Головин. 2012
55. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2014 - 736 с.
56. Супрунова Л.Л. Поликультурный подход к использованию идей этнопедагогики в современной российской школе / Л.Л. Супрунова // Мир образования. Образование в мире. - 2004. - № 4.
57. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические мате- риалы. - СПБ.: КАРО, 2006. 128 с
58. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2012. - 353 с.
59. Шубина Н. Воспитание поликультурной личности. // Воспитание школьников. 2007. № 3. с. 7-15
60. Этнос. Идентичность. Образование./ Под ред. В.С. Собкина. — СПб., 2002
61. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь / Под общ. ред. доктора педагогических наук А.Г. Козловой. - СПб: Речь, 2007. - 331 с.
62. Языковая политика в современном мире. По материалам Третьего и Четвёртого международных семинаров по государственной языковой политике и актуальным проблемам двуязычия (Париж, 2005; Санкт- Петербург, 2005-2006). - СПб.: Златоуст, 2007. - 260 с.
63. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание современного учителя / Т.А. Якадина // Известия Академии педагогических и социальных наук. IX - М., 2005