Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у
старших дошкольников: понятие, сущность условия 15
1.3. Формы, методы и средства воспитания ценностного отношения к
здоровому образу жизни у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 38» города Первоуральска 36
2.1. Анализ содержания работы педагогов детского сада по
воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Диагностика ценностного отношения к здоровому образу жизни
у детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию ценностного
отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста 54
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 73
Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, не зависимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка.
На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социально - экономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здоровья должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст.
Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В современной педагогике проблема разработки идеи ценности здоровья в работе с детьми рассматривается многими отечественными исследователями. В работах Г. А. Хакимовой, Е. В. Фроловой рассматриваются педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Т. Г. Карепова предлагает внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. И. В. Кривошеина, И. М. Новикова своих работах рассматривают пути формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.
Такие отечественные психологи, как Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, М. В. Матюхина, В. Д. Шадриков на основании психического развития дошкольников выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.
Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и недостаточным применением форм и методов в работе с детьми по данному направлению педагогами дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования связана с определением содержания воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Вышесказанное побудило нас выбрать для исследования тему «Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Ограничение исследования: в отечественной возрастной психологии дошкольный возраст - это период от трех до семи лет. Но в одном исследовании невозможно рассмотреть воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни на всем протяжении. В связи с этим мы ограничимся рассмотрением воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет). Выбор связан с тем, что автор ВКР как практик работает именно с этой возрастной группой дошкольников.
Объект исследования - процесс воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теории и практики разработать комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно при реализации игровых форм в совместной деятельности с педагогом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть сущность воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить формы, методы и средства воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить деятельность педагогов муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 38» по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В работе применены методы исследования:
теоретические - анализ, обобщение, классификация;
эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование.
База эмпирического исследования: муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 38» г. Первоуральска.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 66 источников и 5 приложений.
Дети старшего дошкольного возраста - это дети в возрасте 5-6 лет. Старший дошкольный возраст - это время интенсивного интеллектуального, психического и личностного развития ребенка.
Отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
Закладываются основы будущей личности:
- формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности;
- возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения;
- дети усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Рассмотренная психолого-педагогическая характеристика детей охватывает когнитивную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служит психологической базой для воспитания ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников.
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни - это целенаправленный и систематический воспитательный процесс направленный на формирование отношения ребенка к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья.
Компонентами ценностного отношения к здоровью являются: знания (когнитивный компонент), установки (эмоционально-оценочный компонент), умения и навыки (поведенческо-деятельностный компонент).
К основным условиям создающими основу для формирования у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни, относятся:
- гигиенически организованная среда обитания детей в дошкольной образовательной организации;
- включение в образовательную программу дошкольного учреждения специального обучающего курса, позволяющего детям овладеть системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни;
- включение в лечебно-профилактическую работу с детьми обучения и систематического контроля обучения детей специфическим навыкам ухода за своим телом;
- реализация принципа резонанса в физическом воспитании детей.
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста реализуется в таких формах как:
- совместная деятельность взрослого и детей - это занятия, режимные моменты, индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность детей;
- досуги, спортивные соревнования, праздники.
Средствами воспитания выступают различные виды деятельности при ведущей роли игры.
Основу воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста составляют методы:
- методы формирования сознания;
- методы организации и формирования опыта поведения;
- методы стимулирования.
Анализ деятельности педагогов МАДОО «Детский сад № 38», с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования по усвоению образовательной области «Физическое развитие», можно сделать вывод, что в организации уделяется достаточное внимание соблюдению режима дня, здоровому питанию, оздоровительным мероприятиям, созданию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, работе с
родителями. Не достаточное внимание уделяется приобретению знаний о ценности здоровья, умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста МАДОО «Детский сад № 38» города Первоуральска, показало, что сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей соответствует среднему уровню. В связи с этим, предложено разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно данным полученным в ходе повторного диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста МАДОО «Детский сад № 38» города Первоуральска, мы можем утверждать, что предложенный комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста дал положительный результат.
Следовательно, использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста бесед с игровыми и сюжетными элементами в совместной деятельности педагога и детей, как индивидуально, так и с группой детей и дидактических игр, направленных на формирование здорового образа жизни, как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей способствует воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза заявленная в начале работы подтвердилась.
1. Адашкявичине Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. 159 с.
2. Айдаркин Е. К., Иваницкая Л. Н., Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии: учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 176 с.
3. Алямовская В. Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. 92 с.
4. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. № 17. С. 24.
5. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. М.: Вента-Граф, 2004. 24 с.
6. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
7. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.
8. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
9. Бережнова О. В., Бойко В. В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши». М.: Издательский дом «Цветной мир»,2016. 136 с.
10. Богачева А. Н. О роли семьи в физическом воспитании ребенка // Инструктор по физкультуре. 2016. № 1. С. 35-39.
11. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Наука, 2001. 416 с.
12. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание, 2004. № 1. 114-117 с.
13. Вохмянина М. Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2006. № 1. С. 71-75.
14. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
15. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
...