Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
подростков в условиях воскресной школы 11
1.1. Понятие о патриотизме и патриотическом воспитании 11
1.2. Особенности патриотического воспитания детей и подростков 26
1.3. Специфика воскресной школы как воспитательной системы 33
1.4. Направления и методы патриотического воспитания в
воскресной школе 40
Выводы по главе 1 49
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации патриотического
воспитания младших подростков в условиях воскресной школы 51
2. 1. Изучение патриотических качеств младших подростков на начальном этапе опытно-поисковой работы 51
2.2. Программа патриотического воспитания младших подростков в
условиях воскресной школы 61
2.3. Подведение итогов опытно-поисковой работы по теме
исследования 69
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения 94
Актуальность исследования. Развитие современного российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем данного периода остается кризис человеческих отношений, размытие понятий Родина, Отечество, патриотизм. Перед Государством встала проблема «потерянного поколения», молодые люди которые родились в эпоху перестройки, быстрыми темпами отдаляются от старших поколений. В следствие этого необходим поиск оптимальных путей воспитания патриотических качеств у подрастающих поколений.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которая является продолжением программы на 2001-2005 год. Эта программа направлена на формирование патриотических качеств граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Что очень важно, программа предполагает организацию совместной деятельности государственных учреждений и общественных организаций.
Неисчерпаемым потенциалом в деле патриотического воспитания обладает система образования, которая на новом этапе развития общества призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, историческую преемственность поколений; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [90, с. 103]. Федеральный образовательный стандарт школьного образования указывает, что важной педагогической задачей является становление сознания, формирование первичных представлений о себе и других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социальных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира [121, с. 8].
Достижение «национального воспитательного идеала» немыслимо в отрыве от нашей самобытной истории и культуры, только знание примеров служения своему Отечеству может спасти нашу страну от катастрофы.
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей представлена в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Л. С. Славиной и других. Подчеркивается необходимость формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитания у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, освоения нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, становление отношения к самому себе, воспитание культуры поведения.
Вопросы патриотического воспитания традиционно поднимались в трудах выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого - B.Г. Белинского, Е.Р. Дашковой, H.A. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других.
К настоящему времени накоплены исследования, в которых авторы обращаются к понятию «патриотический опыт» и проблеме качества патриотического воспитания. При этом если вопросам оценки качества воспитательной деятельности школы посвящен ряд современных исследований (труды Н.М. Борытко, Д.В. Григорьева, И.А. Зимней, C.B. Климина, И.В. Кулешовой, Т.Г. Куликовой, Б.В. Куприянова, A.A. Летягина, С.Д. Полякова, Е.М. Сафроновой, П.В. Степанова, Г.З. Файзуллиной, Н.Е. Щурковой и др.), то научно-педагогические основы того, что может представлять собой система педагогического анализа и оценки качества патриотического воспитания представлена в единичных исследованиях.
Наиболее проработанной в педагогической науке и практике является тема изучения различных направлений патриотического воспитания подрастающего поколения: патриотическое воспитание школьников средствами народной педагогики (H.A. Ануфриева, A.A. Аронов, В.И. Батурина, Г.Х. Валеева и др.); патриотическое воспитание учащихся в процессе освоения учебных предметов (И.Е. Белухина, Ю.В. Лазарев, Р.Л. Рождественская); патриотическое воспитание школьников в туристско- краеведческой деятельности (М.А. Горбова, Д.Л. Теплов, Н.П. Чеснокова и др.). В исследованиях также показаны специфика таких направлений патриотического воспитания как гражданско-патриотическое (A.B. Подгорнов, H.A. Сиволобова), социально-патриотическое (И.И. Валиев, В.А. Голованов, В.В. Дьяченко), военно-патриотическое (Г.В. Агапова,
A. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, О.Д. Романников, В.Ф. Уткин), героико-патриотическое (Ю.В. Лазарев, В.П. Лукьянов, Е.Г. Радионов B.И. Лутовинов), спортивно-патриотическое (C.B. Галкин, Е.А. Пеньковский, А.П. Тужилин, A.A. Козлов).
Одной из перспективных линий исследования является изучение возможностей социальных институтов в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Так, в работах (И.А. Ильин, Г.П.Федотов, Е.Д. БорщуковаА.В. Агеева, К. Островский, В.В. Зеньковский, И. Груданов, Г.С. Ващенко, С.Ю. Дивногорцева, Т.В. Лодкина, Л.А.Марченко Е.А. Никитская и др.) ясно показанов исторической ретроспективе, что патриотическое воспитание является одной из ведущих практик православной церкви. В 2013 году Российской православной церковью началась разработка программы мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, что позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.
В патриотическом воспитании значительным потенциалом обладает православная воскресная школа, которая имеет все шансы дать своим воспитанникам нужный идеологический фундамент для развития патриотических настроений. В современной России этот потенциал становится особенно значим, поскольку христианская просветительская деятельность может обеспечить подрастающему поколению нужную опору, стержень, духовно-нравственный ориентир в развитии патриотических качеств личности. Вместе с тем, анализ единичных научных исследований и практики современной воскресной школы показывает, что она нуждается в обновлении, прежде всего в модернизации ее педагогической составляющей на теоретической основе.
Таким образом, можно выделить противоречия между:
• возрастающими требованиями общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей в современных социокультурных условиях,
• необходимостью осуществлять нравственное воспитание детей школьного возраста в педагогической практике и имеющимся программно-методическим обеспечением, созданным с привлечением педагогических средств, не отвечающих актуальной ситуации развития общества;
• потенциальными возможностями православных традиций и не разработанностью педагогических подходов их применения в процессе нравственного воспитания подростков в условиях воскресной школы.
Данные противоречия позволяют определить проблему исследования, которая состоит в выявлении педагогического потенциала православных традиций и разработке адекватных возрасту детей педагогических средств патриотического воспитания школьников на этой основе в условиях воскресной школы.
Актуальность темы и проблемы исследования и недостаточная разработанность данного вопроса в научной литературе позволили сформулировать тему исследования следующим образом: «Патриотическое воспитание младших подростков в условиях воскресной школы».
Цель работы: разработать теоретически обоснованную программу патриотического воспитания младших подростков в условиях воскресной школы и проверить ее эффективность на практике.
Объект исследования :процесс патриотического воспитания в условиях воскресной школы.
Предмет исследованияпрограмма патриотического воспитания младших подростков для условий воскресной школы.
Гипотезаисследования: процесс патриотического воспитания младших подростков в условиях воскресной школы может быть эффективным, если:
- содержательно обеспеченоформированиекогнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в структуре патриотических качеств личности;
- организован процесс приобщения к историческим и культурным ценностям на занятиях и свободной деятельности;
-использованы формы и методы, обеспечивающие формирование у младших подростков патриотических качеств в разных видах деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:
- проанализировать научную литературу по проблеме патриотического воспитания младших подростков;
- выявить педагогические возможности воскресной школы в отношении патриотического воспитания младших подростков;
- разработать и апробировать на практике программу патриотического воспитания, обеспечивающую формирование у младших подростков патриотических качеств в условиях воскресной школы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации как основа современного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);
- теория воспитательных систем и комплексный подход к воспитанию школьников (Ю.К. Бабанский, В.И. Безруков, И.П. Иванов, В.С Лазарев, A.B. Мудрик, Г.А. Победоносцев М.М. Поташник, С.Д. Поляков, Н.Е. Шуркова и др.)
-теория и практика патриотического воспитания школьников(О.С. Газман, А.М. Новиков, Д.М. Маллаев, Б.Т. Лихачев, М. Шилова, А.А. Корзинкин, В.В. Дьяченко, В.А. Сухомлинский, Л.В. Федченкои др.);
- исторические исследования воспитания в воскресной школе(П.М. Рогачев, А.В. Агеева, К. Островский, В.В. Зеньковский, И. Груданов, Г.С. Ващенко, С.Ю. Дивногорцева, Т.В. Лодкина, Е.А. Никитская и др.);
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы:муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Муравленко Ямало-Ненецкого Автономного Округа и воскресная школаприхода храма Преображения Господня города Муравленко. В опытно-поисковой работе приняли участие 40 подростков в возрасте 12-14 лет, обучающиеся в указанных образовательных организациях.
Научная новизна исследования состоит в:
- выявлении потенциала воскресной школы в аспекте патриотического воспитания младших подростков, который состоит в трансляции традиций национальной культуры России.
- формировании тематического плана занятий и дидактических материалов, направленных на воспитание патриотических качеств младших подростков через приобщение их к истории отечества, христианства, усвоению культуры и традиций народа в условиях воскресной школы;
- определении оптимальных форм занятий в воскресной школе.
Этапы исследования.
На теоретико-организационном этапе (2015 г.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, разрабатывался перспективный план исследования, формулировались тема, цель, определялись предмет, гипотеза, задачи исследования.
На содержательно-технологическом этапе (2015 - 2017 г.г.) на основе теоретических исследований и результатов начальной диагностики разрабатывалась и внедрялась в практику программа патриотического воспитания младших подростков; проводилась итоговая педагогическая диагностика для оценки динамики формирования патриотических качеств подростков экспериментально группы.
На итогово-аналитическом этапе (2017 год) осуществлялись систематизация и теоретическое обобщение опытно-поисковой работы, педагогическая рефлексия апробации программы патриотического воспитания, техническое оформление работы.
Апробация и внедрение результатов исследования представленына IV научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование»в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» в городе Санкт-Петербург; на VI Епархиальных Рождественских образовательные чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность» Салехардская епархия город Ноябрьск;на IX научно-практической образовательной конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы» Ярославская епархия «Православная обитель - братство милосердия Свято-Алексеевская пустынь»; обсуждались на педагогических советах воскресной школы прихода храма Преображения Господня в городе Муравленко.
На защиту выносятся следующие положения:
- потенциал воскресной школы в аспекте патриотического воспитания младших подростков состоит в трансляции традиций национальной культуры Россиина основе изучениясведений, запечатленных в исторических и культурных памятниках, воинских и церковных традициях и ритуалах;
- для достижения цели патриотического воспитания в воскресной
школе необходимо разработать и реализовать целенаправленно разработанную программу, которая содержательно
обеспечивает формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в структуре патриотических качеств личности;
- учебно-методическую основу программы патриотического воспитания в воскресной школе составляет учебный план и комплекс дидактических материалов, позволяющих укрепитьу подростков чувствопринадлежности к великой истории и культуре России, приобрести навыки анализа ситуации нравственного выбора, включиться в общественно значимую деятельность;
- в процессе реализации программы патриотического воспитания за счет применения форм и методов, предусматривающих проведение мероприятий-событий,активизируются разнообразные виды деятельности (познавательная, трудовая, краеведческая, поисковая), направленные на воспитание у младших подростков нравствено-патриотических понятий и норм поведения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Гражданско-патриотическое воспитание молодого, подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной проблемой, как для Российской Федерации, так и для Русской Православной Церкви. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человеку нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути. Гражданско- патриотическое воспитание - это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности младшего подростка.
В представленной работе выполнен анализ научной литературы по проблеме гражданско-патриотического воспитания младших подростков.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания подростков в условиях воскресной школы» на основе анализа литературы по патриотическому воспитанию и трудов выдающихся исследователей в различных социально-экономических, политических и исторических условиях, через призму личной гражданской позиции, отношения к своей родной стране, рассмотрения проблемы с точки зрения различных областей знаний показано, что понятие «патриотизм» является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества.
Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева,И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова,С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской,А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинского),писателей(В.Г. Белинского,Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова),церковными деятелями (Сергий Радонежский, святой Александр Невский, священномученик Ермоген Московский, святейший Патриарх Тихон (Белавин).
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей представлена в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Л. С. Славиной и других. Подчеркивается необходимость формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитания у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, освоения нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, становление отношения к самому себе, воспитание культуры поведения.
Вопросы патриотического воспитания традиционно поднимались в трудах выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого - В.Г. Белинского, Е.Р. Дашковой, H.A. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других. В настоящее время в этой области ведутся исследования по направлениям: патриотическое воспитание школьников средствами народной педагогики (H.A. Ануфриева, A.A. Аронов, В.И. Батурина, Г.Х. Валеева и др.); патриотическое воспитание учащихся в процессе освоения учебных предметов (И.Е. Белухина, Ю.В. Лазарев, Р.Л. Рождественская); патриотическое воспитание школьников в туристско- краеведческой деятельности (М.А. Горбова, Д.Л. Теплов, Н.П. Чеснокова и др.).Кроме того, показаны специфика таких направлений патриотического воспитания как гражданско-патриотическое (A.B. Подгорнов, H.A. Сиволобова), социально-патриотическое (И.И. Валиев, В.А. Голованов, В.В. Дьяченко), военно-патриотическое (Г.В. Агапова, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, О.Д. Романников, В.Ф. Уткин), геройско-патриотическое (Ю.В. Лазарев, В.П. Лукьянов, Е.Г. Радионов В.И. Лутовинов), спортивно¬патриотическое (C.B. Галкин, Е.А. Пеньковский, А.П. Тужилин, A.A. Козлов). Имеются также работы, в которых авторы обращаются к понятию «патриотический опыт» и проблеме качества патриотического воспитания. При этом если вопросам оценки качества воспитательной деятельности школы посвящен ряд современных исследований (труды Н.М. Борытко, Д.В. Григорьева, И.А. Зимней, C.B. Климина, И.В. Кулешовой, Т.Г. Куликовой, Б.В. Куприянова, A.A. Летягина, С.Д. Полякова, Е.М. Сафроновой, П.В. Степанова, Г.З. Файзуллиной, Н.Е. Щурковой и других.), то научно¬педагогические основы того, что может представлять собой система педагогического анализа и оценки качества патриотического воспитания, за редким исключением, разработаны мало (M.JI. Афанасьева, 2008, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, 2006, В.И. Шахненко, 1978). Также неясно, что можно принять за оптимальный воспитательный результат деятельности патриотического характера. Теоретический анализ показал наличие исследований по диагностике лишь отдельных результатов патриотического воспитания (например, сформированности отношения к военной службе), а не его системы в целом.
В современной России для формирования патриотических качеств значительным потенциалом обладает воскресная школа, как уникальная педагогическая система. Ее специфика ориентирована на формирование у подрастающего поколения национальной и культурной идентичности в целом и патриотизма как личностной черты в частности.
Специфические особенности православного воспитания обнаруживаются при анализе таких существенных категорий как: содержание (телесный, душевный и духовный аспекты), среда (семья, храм, религиозные и светские организации), формы (посещение святых мест, участие в богослужениях, проповедь, социальное служение, собственно учебно-воспитательный процесс и прочее) и методы (упражнение или приучение к послушанию, аккуратности и дисциплине, положительный пример исполнения заповедей, наставление в канонах веры и прочее). Эти категории характеризуются стабильностью в христианской Церкви на протяжении всей ее истории.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Опытно-поисковая работа по организации патриотического воспитания младших подростков в условиях воскресной школы».
В рамках опытно-поисковой работы были разработаны критерии для оценки эффективности патриотического воспитания младших подростков, а также составлены анкеты, позволяющие оценить сформированность патриотических качеств детей 12-14 лет; разработка перспективного плана исследования; разработка и внедрение программы патриотического воспитания младших подростков.
Критерии для оценки эффективности патриотического воспитания младших подростков включали три аспекта: когнитивный критерий патриотического воспитания - это знание основных понятий (патриот, преданность Родине, любовь к Отчизне, традиции), прав и обязанностей гражданина; эмоциональный критерий патриотического воспитания - это отношение личности к Родине (принятие ценностей) и к малой Родине (семья, близкое окружение);поведенческий критерий патриотического воспитания - это готовность младших подростков к активной деятельности, к осуществлению патриотической позиции.
Совокупность эмпирических данных, их анализ стали отправной точкой для реализации формирующего этапа опытно-поисковой работы, где осуществлялась реализация программы патриотического воспитания младших подростков в условиях воскресной школы. Программа предполагает работу в учебном процессе и во внеурочное время. В учебном процессе происходит изучение и осмысление следующих понятий: гражданственность, патриотизм, Отечество, Родина, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, Конституция государства. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений, а также на примерах святых Русской Православной Церкви. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с последующим развитием патриотических качеств личности. Так же, важное значение имеет выбор форм и методов гражданско-патриотического воспитания во внеурочное время, таких как посещение воинской части, музея, библиотеки; посещение ветеранов войны и труда, детей войны, пациентов городской Муравленковской больницы; ежегодные поездки на молодежный съезд в город Ноябрьск (интерактивные игры, дебаты, дискуссии по гражданско- патриотической тематике; соревнования, конкурсы, викторины, конференции по данной теме; показ и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы); концерты к знаменательным датам, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; походы и экскурсии по родному краю.
Особое внимание уделялось христоцентричности, религиозно-нравственной сознательности, нравственной свободы, целеустремленности каждого ученика экспериментальной группы.
Педагогическая диагностика, выполненная по окончании реализации программы патриотического воспитания в условиях воскресной школы, показала, что результативность ее реализации имеет место в положительном изменении стремления школьников к выполнению патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены. Данная научно-исследовательская работа не является исчерпывающей, поскольку проблема патриотического воспитания младших подростков комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образования и может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по указанной проблеме, с теоретической проработкой вопросов патриотического воспитания младших подростков в общем и дополнительном образовании, с организацией соответствующей подготовки специалистов для образовательных учреждений.
1. Августин Аврелий, Исповедь [Текст] / Августин Аврелий. - Мн. : Харвест, 2006. - 336 с.
2. Агеева, А. В. Церковно приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития [Текст] / А. В. Агеева // Вестник ПСТГУ. Серия 4 : Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 3 (18). - С. 58-66.
3. Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алемаскин. - М. : Просвещение, 1979. - 345с.
4. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст] : сборник / сост. И. А. Соловков. - М. : Педагогика, 1985 . - 480 с.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ вв. [Текст] : сборник / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 620 с.
6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. [Текст] : сборник // сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 614 с.
7. Ануфриева, Е. А. Особенности методики предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коррупционных преступлениях, совершаемых сотрудниками ОВД [Текст] : дис. кандидата юридических наук: 12.00.09 / Ануфриева Екатерина Андреевна; Барнаульский юридический институт МВД России. - Томск, 2012. - 213 с.
8. Ануфриев, Е. А. Коммунизм и личность [Текст] / Е. А. Ануфриев,- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 29 с.
9. Аристотель, Сочинения в 4 т. Т.4 [Текст] / Аристотель. - М. : Мысль, 1976, - 830 с. - (Философское наследие).
10. Афтонасьев, А. Ф. Мысли о воспитании [Текст] / А. Ф. Афтонасьев // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - С. 394-402.
11. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 558 с.
12. Балл Г. А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 119-122.
13. Балясная, Л. К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся [Текст] / Балясная Л. К. // Классный руководитель. - 1999. - №6. - С. 38-51.
14. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С.Я. Батышев. - изд. 3-е перераб. -М.: ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
15. Белинский В. Г. Россия до Петра Великого [Текст] / В.Г. Белинский В.Г. // Русская идея : антология / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М., 1992. - С.83.
...