Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке
1.1. Содержание профессиональной подготовки педагогов дошкольных
образовательных организаций
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов: понятия,
функции, принципы 20
1.3. Методы и условия психолого-педагогического сопровождения
педагогов дошкольной образовательной организации 32
Глава 2. Практика психолого-педагогического сопровождения педагогов ДОО в профессиональной подготовке 41
2.1. Анализ деятельности по психолого-педагогическому
сопровождению педагогов МАДОУ № 541 (г. Екатеринбург) в
профессиональной подготовке 41
2.2. Программа организации психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке 58
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 78
Актуальность. В настоящее время в связи со сложившейся в стране социокультурной и социально-экономической ситуацией объективно возрастает потребность в переосмысления и переоценки целого ряда психолого-дидактических проблем.
Готовность педагогов к работе в соответствие со спецификой социального заказа становится ключевым элементом в успехе проводимых преобразований. Это ориентирует современное дошкольное образования на постановку новых задач и выдвижение новых требований к личности и деятельности педагогических кадров, где ведущее место занимают требования, связанные с формированием определенных квалификационных характеристик, совокупность которых в целом составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного учреждения как субъекта профессиональной деятельности.
Изменения присущи всему, но в итоге они отражаются на непосредственном исполнителе, конкретном человеке - воспитателе, на практике реализующем основы научных нововведений. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением в ДОО Федеральных Государственных Образовательных Стандартов - непростой процесс, требующий максимального внимания, поддержки, сопровождения педагогов со стороны психологических и методических служб в их профессиональной подготовке. Сопровождение в данном контексте рассматривается как целостный процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности педагога в профессиональной подготовки посредством действий конкретных специалистов.
Конкретизируя понимание сущности профессиональной подготовки применительно к профессионально-педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева определяют профессионала- педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Контингент педагогов дошкольной организации представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной среде, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Степень изученности. Значимость исследования отражена в научной литературе: психологические предпосылки профессионального самоопределения рассмотрены в трудах В.Ф. Сафин, Е.А. Климов и др.
В настоящее время в педагогической науке и практике интенсивно обсуждается проблема психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, О.С. Газман, И.В., Д.А. Леонтьева, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Л.М. Шипицына.
Однако, в дошкольных образовательных организациях наблюдается некое противоречие: между необходимостью в психолого-педагогическом сопровождении педагогов в профессиональной подготовке, и отсутствием единой программы психолого-педагогического сопровождения, недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для руководителей дошкольных образовательных организаций.
Отсюда возникает проблема исследования: какого содержание программы по психолого-педагогического сопровождения педагогов в профессиональной подготовке в дошкольных образовательных организациях?
Все вышеуказанное определяет тему нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО в профессиональной подготовке».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу психолого-педагогического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации в период их профессиональной подготовки.
Гипотеза: вероятно, программа психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в период их профессиональной подготовки должна:
• обеспечивать поэтапный процесс активизации адаптивного потенциала личности, необходимого для успешной профессиональной подготовки и постоянной возможности самообразования педагогов;
• включать комплекс методов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение педагогов, в том числе консультирование, беседы, лекции, тренинги.
Задачи исследования обусловлены его целью, объектом, предметом и гипотезой:
1. Изучить содержание профессиональной подготовки педагогов в дошкольной образовательной организации.
2. Исследовать понятие «психолого-педагогическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации».
3. Обосновать методы и условия психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке.
Методы исследования.
В данной работе использовались системный, деятельностный, личностный, компетентностный, рискологический подходы. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: наблюдение, анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, математическая обработка данных.
Теоретическая значимость и элементы новизны.
Проведен теоретический анализ современного состояния психолого-педагогического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации. Уточнено понятие «психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки»; изучено и обосновано психолого-педагогическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость диссертационного исследования: разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, подготовлена рабочая документация этого процесса, которая может быть использована в дошкольном образовании для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в
профессиональной подготовке - это непрерывный процесс в заданных временных рамках, основанный на взаимодействии и сотрудничестве, целью которого является удовлетворение институциональных и личных потребностей, связанных с профессиональной подготовкой педагогических кадров и качеством образовательных услуг в дошкольном образовании. Необходимость сопровождения обусловлена повышением профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержанием позитивного психологического климата.
2. Психологическая составляющая сопровождения нацелена на создание благоприятных условий для успешного профессионального развития каждого педагога, профилактики и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений в коллективе. Педагогическая составляющая сопровождения решает задачи преодоления учебных трудностей, решения проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута. Основным методом для реализации, как психологической, так и педагогической составляющей является консультирование (индивидуальное и групповое).
3. Предлагаемая программа психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке рассчитана на межаттестационный период (пять лет) и предполагает комплекс мер по организации мониторинга деятельности педагогов, выявлению их образовательных потребностей, оказанию методической помощи. Программа предусматривает организацию межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения, другими образовательными организациями; учреждениями культуры и спорта, правоохранительными органами.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №541», г. Екатеринбург.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической направленности), заключения, списка использованных источников (70) и приложений (4).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены и уточнены основные понятия «сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «аттестация», «профессиональная подготовка», проанализированы управленческие аспекты психолого-педагогического сопровождения педагогов в период профессиональной подготовки на основе партнерского взаимодействия с различными учреждениями и организациями государственных и негосударственных форм собственности.
Во второй главе проанализирован опыт муниципальной автономной дошкольной организации - детский сад № 541 Верх-Исетского р-на г. Екатеринбурга, проведены эмпирические исследования, представлена авторская программа по организации психолого-педагогического сопровождения педагогов в период профессиональной подготовки и результаты ее частичной апробации. В заключении подведены итоги исследования.
Основные положения диссертации отражены в двух публикациях, см. список литературы [59: 60].
Специфика деятельности педагогического работника обуславливает повышенную значимость его профессионального роста. Повышение квалификации, аттестация и иная профессиональная подготовка является важным звеном непрерывного профессионального образования педагогических работников. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста, повышая его конкурентноспособность на рынке труда.
Однако, существует проблема низкой мотивации педагогических кадров к повышению уровня самообразования и к прохождению процедуры аттестации. Проанализировав данную проблему, мы пришли к необходимости осуществлять психолого-педагогическое сопровождение для педагогов в период их профессиональной подготовки.
Сопровождение реализуется непосредственно в самой деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личностного участия и заботы. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько педагога, сколько процесс его развития, «терпеливо пытаясь уравновесить два плеча коромысла - его социализацию и индивидуализацию.
Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.
психолого-педагогическое сопровождение педагогов в процессе их профессиональной подготовки мы можем определить, как процесс, который планомерно осуществляет работу в течение заранее определенного времени, проводимую в единстве с основным процессом.
В каждом конкретном типе образовательной организации содержание психолого-педагогического сопровождения педагогических кадров может меняться.
Дошкольная организация сегодня - это сложная конструкция, находящаяся в постоянном усовершенствовании, выискивающая новые возможности, создающая необходимые условия для выполнения современных требований по воспитанию детей, предъявляемых семьей и обществом.
Сложность данной задачи определяется, как особенностями профессиональной подготовки, её важностью, так и неподготовленностью педагогов к выполнению характерных для этого процесса учебных задач, поэтому в период профессиональной подготовки педагоги нуждаются не только методическом сопровождении, но и в психолого-педагогическом сопровождении.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в профессиональной подготовке - это непрерывный процесс в заданных временных рамках, основанный на взаимодействии и сотрудничестве, целью которого является удовлетворение институциональных и личных потребностей, связанных с профессиональной подготовкой педагогических кадров и качеством образовательных услуг в системе дошкольного образования. Необходимость сопровождения обусловлена повышением профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержанием позитивного психологического климата.
Психологическая составляющая сопровождения нацелена на создание благоприятных условий для успешного профессионального развития каждого педагога, профилактики и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений в коллективе. Педагогическая составляющая сопровождения решает задачи преодоления учебных трудностей, решения проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута. Основным методом для реализации, как психологической, так и педагогической составляющей является консультирование (индивидуальное и групповое).
Изучив опыт конкретного детского сада, мы выявили, что в профессиональном развитии педагогов МАДОУ № 541 имеются некоторые проблемы. К ним можно отнести: отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике; неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности; недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
Система работы по развитию профессиональной компетентности и сопровождению педагогических кадров в период их профессиональной подготовки способствует совершенствованию имеющихся у педагогических работников профессиональных компетенций.
Для профессионального развития педагогов ДОО в соответствии с современными требованиями необходимо стратегическое планирование совершенствования кадрового потенциала для достижения качественного дошкольного образования, поэтому необходимо обеспечить систему непрерывного образования и повышения квалификации педагогов; повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении и аттестации; активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространению.
Исходя из этих требований, были проведено 3 опроса в виде анкетирования среди педагогов, результаты этих исследований позволили определить недостаточно высокий уровень их готовности к аттестации и к профессиональному обучению. Поэтому нами была разработана и частично апробирована программа по психолого-педагогическому сопровождению педагогов в период их профессиональной деятельности.
Разработанная программа рассчитана на пять лет и предполагает реализацию следующих задач: стимулировать целенаправленно, непрерывно повышать уровень квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; выявление перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников; определить необходимость повышения квалификации педагогических работников.
В ходе частичной апробации программы в период 2015-2017 гг. получены положительные результаты, свидетельствующие о подготовке высокопрофессионального кадрового состава данной образовательной организации.
Изучив анализ деятельности муниципального автономного образовательной организации детского сада № 541, мы выявили что повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров, который зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии.
Разработанная нами программа рассчитана на пять лет и предполагает реализацию следующих задач: повышать уровень квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; выявлять перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников; определять необходимость повышения квалификации педагогических работников.
В ходе частичной апробации программы имеются результаты свидетельствующие о подготовке высокопрофессионального кадрового состава образовательного учреждения: педагогические работники обобщают и активно распространяю свой педагогический опыт в СМИ, участвую в профессиональных конкурсах разного масштаба. В целом, уровень профессиональной подготовки в период с 2014 - 2017 гг. заметно увеличился, это видно по показателям аттестации педагогических работников и в освоении им программ дополнительного профессионального образования.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) решены, но проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения педагогических кадров в системе дошкольного образования требует дальнейшего исследования.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования, перевода его на иные финансовые механизмы, необходимость профессиональной подготовки педагогических кадров неизбежно потребует повышения уровня их адаптации к новым задача образования и самообразования, а психолого-педагогическое сопровождение является одним их действенных механизмов этой адаптации.
1. Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Альфа-Пресс,
2014.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс: Учеб.пособие. М.: МЭСИ, 2002. 264 с.
3. Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография. М, 2015. 576 с.
4. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М: Владос, 1998. 269 с.
5. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. С. 3.
6. Виленский В.Я. Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. 2-е изд. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.
7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
8. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. 38 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : 1991. 4 том.
10. Даринский А.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2- х тт / гл. ред. В.В Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 658 с.
11. Дидактика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании / науч. ред. Е.А. Сорокоумова. М.: СГУ,
2015.
12. Должностные обязанности воспитателя дошкольной образовательной организации
13. Должностные обязанности специалиста по учебно-методической работе.
14. Дополнительное профессиональное образование: сборник программ / науч. ред. А.А. Симонова. Екатеринбург: ИД «Ажур», 2016. 92 с.
15. Дорожкин Е.М. Дополнительное профессиональное образование: социально-педагогическая теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 144 с.
16. Дорожкин Е.М. Дополнительное образование взрослых: социально-педагогический потенциал и актуальность // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. Д-ра пед. наук, проф. М.А. Викулиной. Вып.2. - Ниж. Новгород: Изд- во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2014. С. 392-394.
17. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М. : Академия, 2003. 208 с.
18. Зимина И.С., Ахьямова, И. А. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т, 2006. 119 с.
19. Зязин И.Ю. Организационно-педагогические условия повышения
эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук:
13.00.01. Рязань, 2005. 189 с.
20. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
21. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании / под ред. Федорова В.А. Екатеринбург: Издательство Урал.гос. проф. пед. ун-та, 1999.
22. Климов Е.А. Профессии научных работников: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с
24. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 668 с.
25. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Академия, 2007. 256 с.
26. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и
методика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.
27. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 228 с.
28. Курсовое проектирование по дисциплине «Организация и методика
профессионального обучения»: метод.рекомендации для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)» отраслевая специализация «Информатика и вычислительная техника» / сост. И.А. Гулида / Сибирский профессионально-педагогический
колледж. Омск, 2008. 26 с.
29. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. №1.
2001. С. 57-65.
30. Малыхина Л. Б., Н. Ю. Конасова, Н. И. Бочманова Аттестация педагогов
дополнительного образования: нормативно-правовые документы,
методика подготовки к аттестации : учеб.-метод. пособие. М.: Планета, 2011.
31. Методология исследования в профессиональном педагогическом
образовании: сборник материалов VI Международного методологического семинара, Санкт-Петербург, 28 февраля — 1 марта 2013 года / Учреждение Российской акад. образования, Ин-т пед. образования; Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013-337
32. Метаева В.А. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика. М.: Наука, 2006. 310 с.
33. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М.: Академия,2007.
34. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 454 с.
35. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. В.А. Горяниной. М., 1997. С. 4-12.
36. Никитин Э.М. Теоретические и организационно- педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999. 215 с.
37. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
38. Нормативный справочник по дополнительному профессиональномуобразованию. М.: Образование в документах, 2007.
39. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. 368 с. (Педагогическое образование).
40. Общероссийский классификатор профессий, рабочих должностей служащих и тарифных размеров. М.: ГОССТАНДАРТ России, 1995.
41. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 748 с.
42. Пайпе С. Проектный менеджмент: ускоренный курс / пер. с нем. М. : Дело и сервис, 2005. 192 с.
43. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. ст. / под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. М., 2001. 444 с.
44. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2010.
45. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 336 с.
46. Положение муниципального автономного образовательной организации - детский сад № 541.
47. Положение к документированной процедуре ИМС ДП 7.5.0. 90. 2013 «Проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ».
48. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
49. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
50. Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 522 (ред. от 19.01.2010) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
51. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России,
2002.
52. Приказ «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) Федеральных государственных служащих от 25 декабря 1995 г. N 1700.
53. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499.
54. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 7
апреля 2014 г. №276, «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность».
55. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 23.09.96 N 113 «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов».
56. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.1997 № 946 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования».
57. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2000 N 2571«Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»
58. Сафин В.Ф., Ников Т.П. Психологический аспект самоопределения личности //Психологический журнал. Том 5. №4. 1984. С. 65-73.
59. Сербул Г.Е. Направления методического сопровождения педагогов
дошкольных организаций в межаттестационный период.
Иркутск:МЦПТИ «Микс»,2016. 410 с.
60. Сербул Г.Е. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки. Уфа: АЭТЕРНА,2017. 215 с.
61. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологий. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов М.: Школа - Пресс, 1995. 384 с.
62. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. СПб., 1992
63. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 51 - 61.
64. Устав муниципального автономного образовательного учреждения - детский сад № 541: утвержден распоряжением управления образования Администрации города Екатеринбурга, 2016. 26 с.
65. Филиппов В.М.: Модернизация Российского образования. М.:
Просвещение, 2003.
66. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
67. Федеральный закон «О дополнительном образовании» Принят Государственной Думой 16 июля 2001 года.
68. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
69. Яковлева Е.В. Педагогическое исследование: содержание и
представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. 316 с.