Управление психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 9
1.1. Информатизация образовательной среды вуза: структура,
функции, нормативное обеспечение 9
1.2. Психолого-педагогические риски информатизации
образовательной среды и степень их управляемости 25
1.3. Проблемы и факторы управления процессом информатизации
образовательной среды в учебных заведениях 39
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Опытно-поисковая работа по управлению психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 46
2.1. Комплексный анализ процесса информатизации образовательной
среды в УрГУПС 46
2.2. Исследование уровня использования ИКТ в управленческой,
методической и образовательной деятельности вуза 51
2.3. Программа управления психолого-педагогическими рисками и
результаты ее частичной апробации 65
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
Список используемой литературы 77
Приложения
Глава 1. Теоретические основы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 9
1.1. Информатизация образовательной среды вуза: структура,
функции, нормативное обеспечение 9
1.2. Психолого-педагогические риски информатизации
образовательной среды и степень их управляемости 25
1.3. Проблемы и факторы управления процессом информатизации
образовательной среды в учебных заведениях 39
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Опытно-поисковая работа по управлению психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 46
2.1. Комплексный анализ процесса информатизации образовательной
среды в УрГУПС 46
2.2. Исследование уровня использования ИКТ в управленческой,
методической и образовательной деятельности вуза 51
2.3. Программа управления психолого-педагогическими рисками и
результаты ее частичной апробации 65
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
Список используемой литературы 77
Приложения
Актуальность выбранной темы обусловлена текущей стадией внедрения информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений, в том числе внедрения элементов дистанционного образования, систем тестирования, электронных лекций, презентаций.
Эти процессы обострили проблемы взаимодействия человека и технических средств обучения. В современном социогуманитарном знании накоплен значительный материал о человеке, как о главном звене системы «человек-машина-среда». Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить в виде совокупности прикладных знаний, необходимых для управления и минимизации многочисленных психолого-педагогических рисков, существующих в современной образовательной среде.
Внедрение каждого нового элемента информатизации образовательной среды предполагает проведение предварительного рискологического анализа на основе агрегированных данных, в том числе опросов мнения преподавателей и студентов, и принятие управленческих решений, нацеленных на опережение возможных негативных следствий информатизации, но этого часто не делается. В результате получили широкое распространение риски организации индивидуальных и коллективных тестирований. Введение обязательного тестирования в совокупности с внедрением технических средств контроля и слежения является серьезным стрессогенным фактором для студентов и провоцирует смещение фокуса подготовки с качественного изучения дисциплины на поиск способов недобросовестного прохождения тестовых испытаний.
В связи с вышеуказанным, необходимо подробно остановиться на таком элементе информатизации образовательной среды как электронное обучение и электронных курсах в его составе.
Степень изученности. Явление информатизации образовательной среды активно изучается в отечественной (Зайцева О.В., Митрофанов К.Г.) и зарубежной (Майкл Аллен) литературе.
Рискологическая проблематика отражена в работах Беляевой М.А., Шрамко Н.В., Михайловой Е.Н., в том числе риски, связанные с образованием и информатизацией проанализированы в трудах Абрамовой И.Г., Загвязинский В.И., Строкова. Т.А., Суховеева Н.Д., Филиппова С.А.
Управленческие аспекты информатизации образовательной среды вуза представлены в исследованиях Аллен М., Карр Н., Frau-Meigs D., Semali, L.M.
Но непосредственно вопросы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды вуза не получили должного освещения в отечественной научной литературе в области психологии и менеджмента высшей школы.
Противоречие исследования: существует потребность в актуализации образования в соответствии с уровнем развития информационных технологий, но отсутствуют инструменты управления психолого-педагогическими рисками, связанными с объективным контролем полученных знаний и компетенций (научное обоснование, методическое сопровождение, материальные управленческие ресурсы)
Проблема исследования: как управлять психолого-педагогическими рисками, возникающими при внедрении информационных технологий в образовательную среду высшего учебного заведения.
Анализ противоречий и сформулированная проблема позволяет определить тему исследования «Управление психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе».
Объект исследования: процесс управления информатизацией образовательной среды в вузе.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды в вузе и способы управления этими рисками.
Цель исследования: разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе, выявить и теоретически обосновать способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе.
Гипотеза исследования: вероятно, способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды (ИОС) в вузе должны:
• минимизировать риски, возникающие в процессе и результате информатизации образовательной среды в вузе;
• базироваться на системном характере управления рисками, соответствии общим целям и задачам носителей рисков, учете внешних и внутренних ограничений системы управления рисками, поддержании динамического характера системы управления рисками;
• носить комплексный характер и включать набор нормативных способов управления рисками, в том числе, косвенных;
• учитывать такие критериальные инструменты определения качества образования, как качество усвоения учебной информации (оценочные показатели), темпо-временные показатели освоения учебных планов и программ, интегральный критерий педагогического эффекта ИОС.
Задачи исследования:
1. Определить содержание процесса информатизации
образовательной среды вуза, структуру, функции, нормативное обеспечение.
2. Выявить содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости.
3. Изучить проблемы и факторы управления процессом
информатизации образовательной среды в учебных заведениях.
4. Провести комплексный анализ процесса информатизации образовательной среды в УрГУПС.
5. Провести исследование уровня использования ИКТ в управленческой, методической и образовательной деятельности вуза
6. Разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Методология и методы исследования: в работе использованы на общенаучном уровне - системный, деятельностный, рискологический, квалиметрический, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эмпирические методы исследования: анализ документов, анкетирование, экспертное интервью, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база исследования: Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС) адрес: г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, 620034 (www.usurt.ru).
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «управление информатизацией образовательной среды»; выявлена структура и основные характеристики информационно-технического оснащения образовательной среды; обоснованы современные способы управления информатизацией образовательной среды и рисками, связанными с этим процессом.
Практическая значимость исследования: разработана программа управления рисками информатизации, рассчитанная на два года (2016-2018); данная программа может быть использована образовательными организациями высшего образования инженерно-технической направленности; сформирован пакет управленческой документации и диагностических процедур, который применим для системы высшего образования независимо от профилей обучения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под управлением информатизацией образовательной среды понимается процесс внедрения программно-аппаратной части, на которой базируется электронная составляющая образовательной среды, процесс создания руководящей документации по этому вопросу, анализ результатов этих процессов в том числе, с использованием обратной связи) с осуществлением выводов и внесении корректировок в эти процессы.
2. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
3. Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы (72) и приложений (4).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены системы электронного обучения, информационно-технические аспекты и процессы информатизации образовательной среды и психолого-педагогические риски, возникающие при реализации этих процессов. Во второй главе проанализирован опыт высших учебных заведений, активно внедряющих новые информационные технологии в образовании и системы электронного обучения, представлена программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и результаты ее апробации.
В заключении подведены основные итоги исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.
Эти процессы обострили проблемы взаимодействия человека и технических средств обучения. В современном социогуманитарном знании накоплен значительный материал о человеке, как о главном звене системы «человек-машина-среда». Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить в виде совокупности прикладных знаний, необходимых для управления и минимизации многочисленных психолого-педагогических рисков, существующих в современной образовательной среде.
Внедрение каждого нового элемента информатизации образовательной среды предполагает проведение предварительного рискологического анализа на основе агрегированных данных, в том числе опросов мнения преподавателей и студентов, и принятие управленческих решений, нацеленных на опережение возможных негативных следствий информатизации, но этого часто не делается. В результате получили широкое распространение риски организации индивидуальных и коллективных тестирований. Введение обязательного тестирования в совокупности с внедрением технических средств контроля и слежения является серьезным стрессогенным фактором для студентов и провоцирует смещение фокуса подготовки с качественного изучения дисциплины на поиск способов недобросовестного прохождения тестовых испытаний.
В связи с вышеуказанным, необходимо подробно остановиться на таком элементе информатизации образовательной среды как электронное обучение и электронных курсах в его составе.
Степень изученности. Явление информатизации образовательной среды активно изучается в отечественной (Зайцева О.В., Митрофанов К.Г.) и зарубежной (Майкл Аллен) литературе.
Рискологическая проблематика отражена в работах Беляевой М.А., Шрамко Н.В., Михайловой Е.Н., в том числе риски, связанные с образованием и информатизацией проанализированы в трудах Абрамовой И.Г., Загвязинский В.И., Строкова. Т.А., Суховеева Н.Д., Филиппова С.А.
Управленческие аспекты информатизации образовательной среды вуза представлены в исследованиях Аллен М., Карр Н., Frau-Meigs D., Semali, L.M.
Но непосредственно вопросы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды вуза не получили должного освещения в отечественной научной литературе в области психологии и менеджмента высшей школы.
Противоречие исследования: существует потребность в актуализации образования в соответствии с уровнем развития информационных технологий, но отсутствуют инструменты управления психолого-педагогическими рисками, связанными с объективным контролем полученных знаний и компетенций (научное обоснование, методическое сопровождение, материальные управленческие ресурсы)
Проблема исследования: как управлять психолого-педагогическими рисками, возникающими при внедрении информационных технологий в образовательную среду высшего учебного заведения.
Анализ противоречий и сформулированная проблема позволяет определить тему исследования «Управление психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе».
Объект исследования: процесс управления информатизацией образовательной среды в вузе.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды в вузе и способы управления этими рисками.
Цель исследования: разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе, выявить и теоретически обосновать способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе.
Гипотеза исследования: вероятно, способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды (ИОС) в вузе должны:
• минимизировать риски, возникающие в процессе и результате информатизации образовательной среды в вузе;
• базироваться на системном характере управления рисками, соответствии общим целям и задачам носителей рисков, учете внешних и внутренних ограничений системы управления рисками, поддержании динамического характера системы управления рисками;
• носить комплексный характер и включать набор нормативных способов управления рисками, в том числе, косвенных;
• учитывать такие критериальные инструменты определения качества образования, как качество усвоения учебной информации (оценочные показатели), темпо-временные показатели освоения учебных планов и программ, интегральный критерий педагогического эффекта ИОС.
Задачи исследования:
1. Определить содержание процесса информатизации
образовательной среды вуза, структуру, функции, нормативное обеспечение.
2. Выявить содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости.
3. Изучить проблемы и факторы управления процессом
информатизации образовательной среды в учебных заведениях.
4. Провести комплексный анализ процесса информатизации образовательной среды в УрГУПС.
5. Провести исследование уровня использования ИКТ в управленческой, методической и образовательной деятельности вуза
6. Разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Методология и методы исследования: в работе использованы на общенаучном уровне - системный, деятельностный, рискологический, квалиметрический, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эмпирические методы исследования: анализ документов, анкетирование, экспертное интервью, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база исследования: Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС) адрес: г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, 620034 (www.usurt.ru).
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «управление информатизацией образовательной среды»; выявлена структура и основные характеристики информационно-технического оснащения образовательной среды; обоснованы современные способы управления информатизацией образовательной среды и рисками, связанными с этим процессом.
Практическая значимость исследования: разработана программа управления рисками информатизации, рассчитанная на два года (2016-2018); данная программа может быть использована образовательными организациями высшего образования инженерно-технической направленности; сформирован пакет управленческой документации и диагностических процедур, который применим для системы высшего образования независимо от профилей обучения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под управлением информатизацией образовательной среды понимается процесс внедрения программно-аппаратной части, на которой базируется электронная составляющая образовательной среды, процесс создания руководящей документации по этому вопросу, анализ результатов этих процессов в том числе, с использованием обратной связи) с осуществлением выводов и внесении корректировок в эти процессы.
2. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
3. Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы (72) и приложений (4).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены системы электронного обучения, информационно-технические аспекты и процессы информатизации образовательной среды и психолого-педагогические риски, возникающие при реализации этих процессов. Во второй главе проанализирован опыт высших учебных заведений, активно внедряющих новые информационные технологии в образовании и системы электронного обучения, представлена программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и результаты ее апробации.
В заключении подведены основные итоги исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.
В процессе работы над данной работой было определено содержание ключевых понятий: «информатизация образовательной среды», «управление информатизацией образовательной среды вуза». Под управлением информатизацией образовательной среды понимается процесс внедрения программно-аппаратной части, на которой базируется электронная составляющая образовательной среды, процесс создания руководящей документации по этому вопросу, анализ результатов этих процессов в том числе, с использованием обратной связи) с осуществлением выводов и внесении корректировок в эти процессы.
Информатизация образовательной среды представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении. В более широком смысле информатизация образования включает также процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки студентов с целью перехода к образованию с использованием ИКТ. Можно констатировать, что процесс информатизации образовательной среды в вузе находится уже далеко не на начальном этапе, имеет указанную структуру и четко обозначенные функции, что закреплено нормативным обеспечением.
В процессе информатизации образовательной среды в вузе существуют психолого-педагогические, психологические и педагогические риски. Личностный: риск разногласия между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога, недостаточная готовность и мотивация педагогов к инновационной деятельности; риск изменения статуса - перераспределение полномочий и статуса педагогов в коллективе; риск временной потери компетенции - стабильно работающий педагог, «лидер» сталкивается с проблемой потери стабильных успешных результатов, так как новые результаты временно не столь высокие; Физический: большая загруженность текущими делами, перенапряжение, вызывающий в последствии заболевания или психологические проблемы педагога или детей; Методологический, вызванный недостаточным уровнем методологической готовности педагога, профессиональной компетентности, общей инновационной культуры педагога; Технологический, возникающий при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий, при недостаточной подготовленности к использованию новых технологий, при отсутствии опыта инновационной деятельности; Экономический, связанный с отсутствием дополнительной оплаты, с низкой материально-технической базой; Риск сопротивления - недостаточный уровень мотивации и доверия к руководителю, консерватизм, нежелание изменений. Риск недобросовестного прохождения зачетных мероприятий студентами в электронном виде. Степень их управляемости можно характеризовать как трудноуправляемые (в некоторых случаях) и, чаще, управляемые. Труднорегулируемыми являются риски, зависящие от предыстории организации и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию: помещение, в котором размещается учебное заведение, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе. Управляемыми, в данном случае, являются риски, которые зависят от качества работы организации: качество управленческой работы в учебном заведении; уровень организации деятельности администрации и профессорско-педагогического состава; эффективность использования ресурсов.
Выявлено содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях, в том числе в УрГУПС, показал наличие нерешенных вопросов, существование проблем, и позволил выбрать пути решения задач с ними связанных.
Изучен опыт управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды УрГУПС.
В вузе существуют благоприятные условия для развития информационно-образовательной среды:
• все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство), и сбора информации об учебном процессе (п.3,4,11 сильные стороны);
• вуз укомплектован кадрами с высоким уровнем квалификации
• создано достаточное количество автоматизированных рабочих мест преподавателей;
• все компьютеры подключены к сети Интернет (100 Мб/сек)
• используется электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи со студентами (п.3,4 сильные стороны);
однако:
• недостаточно высокий уровень мотивации педагогических работников к освоению и использованию новых ИКТ-технологий (п.1,2,3,7 слабые стороны);
• не полностью используются возможности дистанционного обучения (п.28 сильные стороны, п.9 слабые стороны);
• технические возможности, предоставляемые вузом, не используются в полной мере или используются нерационально (п.1,4 слабые стороны).
• не исчерпаны все возможности работы со студентами с использованием ИКТ (п.34 сильные стороны, п.11 слабые стороны).
Несмотря на выявленные недостатки, можно констатировать факт наличия в вузе информационно-образовательной среды и существование возможностей ее развития.
На основании анализа результатов анкетирования административно-управленческого звена и педагогов видно что мнение преподавателей и администрации по большинству вопросов близко. Вуз хорошо оснащен компьютерной и другой техникой, электронные ресурсы используются, но не всегда в полной мере. Повышение компетентности преподавателей в области информатизации образовательной среды происходит как через курсы повышения квалификации, так и через помощь со стороны информационно - технических специалистов и коллег.
Разработана программа и дорожная карта управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием. Программа должна быть реализована сроки от 1 до 3 лет при участии педагогов, психологов и информационно-технических специалистов.
В результате собранной и проанализированной в процессе выполнения работы информации, делается вывод, что состояние информационно-технической составляющей образовательной среды находится на относительно высоком уровне.
Из выявленных психолого-педагогические рисков информатизации образовательной среды в вузе был выбран риск, связанный с недобросовестным прохождением студентами зачетных мероприятий в электронном виде. Данный риск провоцируется такими атрибутами среды, как неконтролируемые тестирования (например, в дистанционном формате), отсутствие регулярным образом организованной преемственности разработчиков электронных курсов.
Помимо контроля знаний в виде тестирования есть функционал для осуществления обратной связи со студентами в виде сдачи домашнего задания, контрольных и расчетно-графических работ в системе Blackboard в электронном виде. Решается данная проблема работой с профессорско- преподавательским составом с одной стороны и со студентами с другой.
Разработана программа и дорожная карта информатизации образовательной среды университета
Информатизация образовательной среды представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении. В более широком смысле информатизация образования включает также процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки студентов с целью перехода к образованию с использованием ИКТ. Можно констатировать, что процесс информатизации образовательной среды в вузе находится уже далеко не на начальном этапе, имеет указанную структуру и четко обозначенные функции, что закреплено нормативным обеспечением.
В процессе информатизации образовательной среды в вузе существуют психолого-педагогические, психологические и педагогические риски. Личностный: риск разногласия между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога, недостаточная готовность и мотивация педагогов к инновационной деятельности; риск изменения статуса - перераспределение полномочий и статуса педагогов в коллективе; риск временной потери компетенции - стабильно работающий педагог, «лидер» сталкивается с проблемой потери стабильных успешных результатов, так как новые результаты временно не столь высокие; Физический: большая загруженность текущими делами, перенапряжение, вызывающий в последствии заболевания или психологические проблемы педагога или детей; Методологический, вызванный недостаточным уровнем методологической готовности педагога, профессиональной компетентности, общей инновационной культуры педагога; Технологический, возникающий при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий, при недостаточной подготовленности к использованию новых технологий, при отсутствии опыта инновационной деятельности; Экономический, связанный с отсутствием дополнительной оплаты, с низкой материально-технической базой; Риск сопротивления - недостаточный уровень мотивации и доверия к руководителю, консерватизм, нежелание изменений. Риск недобросовестного прохождения зачетных мероприятий студентами в электронном виде. Степень их управляемости можно характеризовать как трудноуправляемые (в некоторых случаях) и, чаще, управляемые. Труднорегулируемыми являются риски, зависящие от предыстории организации и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию: помещение, в котором размещается учебное заведение, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе. Управляемыми, в данном случае, являются риски, которые зависят от качества работы организации: качество управленческой работы в учебном заведении; уровень организации деятельности администрации и профессорско-педагогического состава; эффективность использования ресурсов.
Выявлено содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях, в том числе в УрГУПС, показал наличие нерешенных вопросов, существование проблем, и позволил выбрать пути решения задач с ними связанных.
Изучен опыт управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды УрГУПС.
В вузе существуют благоприятные условия для развития информационно-образовательной среды:
• все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство), и сбора информации об учебном процессе (п.3,4,11 сильные стороны);
• вуз укомплектован кадрами с высоким уровнем квалификации
• создано достаточное количество автоматизированных рабочих мест преподавателей;
• все компьютеры подключены к сети Интернет (100 Мб/сек)
• используется электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи со студентами (п.3,4 сильные стороны);
однако:
• недостаточно высокий уровень мотивации педагогических работников к освоению и использованию новых ИКТ-технологий (п.1,2,3,7 слабые стороны);
• не полностью используются возможности дистанционного обучения (п.28 сильные стороны, п.9 слабые стороны);
• технические возможности, предоставляемые вузом, не используются в полной мере или используются нерационально (п.1,4 слабые стороны).
• не исчерпаны все возможности работы со студентами с использованием ИКТ (п.34 сильные стороны, п.11 слабые стороны).
Несмотря на выявленные недостатки, можно констатировать факт наличия в вузе информационно-образовательной среды и существование возможностей ее развития.
На основании анализа результатов анкетирования административно-управленческого звена и педагогов видно что мнение преподавателей и администрации по большинству вопросов близко. Вуз хорошо оснащен компьютерной и другой техникой, электронные ресурсы используются, но не всегда в полной мере. Повышение компетентности преподавателей в области информатизации образовательной среды происходит как через курсы повышения квалификации, так и через помощь со стороны информационно - технических специалистов и коллег.
Разработана программа и дорожная карта управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием. Программа должна быть реализована сроки от 1 до 3 лет при участии педагогов, психологов и информационно-технических специалистов.
В результате собранной и проанализированной в процессе выполнения работы информации, делается вывод, что состояние информационно-технической составляющей образовательной среды находится на относительно высоком уровне.
Из выявленных психолого-педагогические рисков информатизации образовательной среды в вузе был выбран риск, связанный с недобросовестным прохождением студентами зачетных мероприятий в электронном виде. Данный риск провоцируется такими атрибутами среды, как неконтролируемые тестирования (например, в дистанционном формате), отсутствие регулярным образом организованной преемственности разработчиков электронных курсов.
Помимо контроля знаний в виде тестирования есть функционал для осуществления обратной связи со студентами в виде сдачи домашнего задания, контрольных и расчетно-графических работ в системе Blackboard в электронном виде. Решается данная проблема работой с профессорско- преподавательским составом с одной стороны и со студентами с другой.
Разработана программа и дорожная карта информатизации образовательной среды университета
Подобные работы
- Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие управления гуманитарной информационно - образовательной средой дошкольной образовательной организацией
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Агрессивность педагогов в профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и использование электронного образовательного ресурса в процессе изучения основ энергетики
Дипломные работы, ВКР, электроэнергетика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика выученной беспомощности у обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



