Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 9
1.1. Информатизация образовательной среды вуза: структура,
функции, нормативное обеспечение 9
1.2. Психолого-педагогические риски информатизации
образовательной среды и степень их управляемости 25
1.3. Проблемы и факторы управления процессом информатизации
образовательной среды в учебных заведениях 39
Выводы по Главе 1 45
Глава 2. Опытно-поисковая работа по управлению психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе 46
2.1. Комплексный анализ процесса информатизации образовательной
среды в УрГУПС 46
2.2. Исследование уровня использования ИКТ в управленческой,
методической и образовательной деятельности вуза 51
2.3. Программа управления психолого-педагогическими рисками и
результаты ее частичной апробации 65
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
Список используемой литературы 77
Приложения
Актуальность выбранной темы обусловлена текущей стадией внедрения информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений, в том числе внедрения элементов дистанционного образования, систем тестирования, электронных лекций, презентаций.
Эти процессы обострили проблемы взаимодействия человека и технических средств обучения. В современном социогуманитарном знании накоплен значительный материал о человеке, как о главном звене системы «человек-машина-среда». Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить в виде совокупности прикладных знаний, необходимых для управления и минимизации многочисленных психолого-педагогических рисков, существующих в современной образовательной среде.
Внедрение каждого нового элемента информатизации образовательной среды предполагает проведение предварительного рискологического анализа на основе агрегированных данных, в том числе опросов мнения преподавателей и студентов, и принятие управленческих решений, нацеленных на опережение возможных негативных следствий информатизации, но этого часто не делается. В результате получили широкое распространение риски организации индивидуальных и коллективных тестирований. Введение обязательного тестирования в совокупности с внедрением технических средств контроля и слежения является серьезным стрессогенным фактором для студентов и провоцирует смещение фокуса подготовки с качественного изучения дисциплины на поиск способов недобросовестного прохождения тестовых испытаний.
В связи с вышеуказанным, необходимо подробно остановиться на таком элементе информатизации образовательной среды как электронное обучение и электронных курсах в его составе.
Степень изученности. Явление информатизации образовательной среды активно изучается в отечественной (Зайцева О.В., Митрофанов К.Г.) и зарубежной (Майкл Аллен) литературе.
Рискологическая проблематика отражена в работах Беляевой М.А., Шрамко Н.В., Михайловой Е.Н., в том числе риски, связанные с образованием и информатизацией проанализированы в трудах Абрамовой И.Г., Загвязинский В.И., Строкова. Т.А., Суховеева Н.Д., Филиппова С.А.
Управленческие аспекты информатизации образовательной среды вуза представлены в исследованиях Аллен М., Карр Н., Frau-Meigs D., Semali, L.M.
Но непосредственно вопросы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды вуза не получили должного освещения в отечественной научной литературе в области психологии и менеджмента высшей школы.
Противоречие исследования: существует потребность в актуализации образования в соответствии с уровнем развития информационных технологий, но отсутствуют инструменты управления психолого-педагогическими рисками, связанными с объективным контролем полученных знаний и компетенций (научное обоснование, методическое сопровождение, материальные управленческие ресурсы)
Проблема исследования: как управлять психолого-педагогическими рисками, возникающими при внедрении информационных технологий в образовательную среду высшего учебного заведения.
Анализ противоречий и сформулированная проблема позволяет определить тему исследования «Управление психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе».
Объект исследования: процесс управления информатизацией образовательной среды в вузе.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды в вузе и способы управления этими рисками.
Цель исследования: разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе, выявить и теоретически обосновать способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе.
Гипотеза исследования: вероятно, способы управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды (ИОС) в вузе должны:
• минимизировать риски, возникающие в процессе и результате информатизации образовательной среды в вузе;
• базироваться на системном характере управления рисками, соответствии общим целям и задачам носителей рисков, учете внешних и внутренних ограничений системы управления рисками, поддержании динамического характера системы управления рисками;
• носить комплексный характер и включать набор нормативных способов управления рисками, в том числе, косвенных;
• учитывать такие критериальные инструменты определения качества образования, как качество усвоения учебной информации (оценочные показатели), темпо-временные показатели освоения учебных планов и программ, интегральный критерий педагогического эффекта ИОС.
Задачи исследования:
1. Определить содержание процесса информатизации
образовательной среды вуза, структуру, функции, нормативное обеспечение.
2. Выявить содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости.
3. Изучить проблемы и факторы управления процессом
информатизации образовательной среды в учебных заведениях.
4. Провести комплексный анализ процесса информатизации образовательной среды в УрГУПС.
5. Провести исследование уровня использования ИКТ в управленческой, методической и образовательной деятельности вуза
6. Разработать программу управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Методология и методы исследования: в работе использованы на общенаучном уровне - системный, деятельностный, рискологический, квалиметрический, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эмпирические методы исследования: анализ документов, анкетирование, экспертное интервью, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база исследования: Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС) адрес: г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, 620034 (www.usurt.ru).
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «управление информатизацией образовательной среды»; выявлена структура и основные характеристики информационно-технического оснащения образовательной среды; обоснованы современные способы управления информатизацией образовательной среды и рисками, связанными с этим процессом.
Практическая значимость исследования: разработана программа управления рисками информатизации, рассчитанная на два года (2016-2018); данная программа может быть использована образовательными организациями высшего образования инженерно-технической направленности; сформирован пакет управленческой документации и диагностических процедур, который применим для системы высшего образования независимо от профилей обучения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под управлением информатизацией образовательной среды понимается процесс внедрения программно-аппаратной части, на которой базируется электронная составляющая образовательной среды, процесс создания руководящей документации по этому вопросу, анализ результатов этих процессов в том числе, с использованием обратной связи) с осуществлением выводов и внесении корректировок в эти процессы.
2. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
3. Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы (72) и приложений (4).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены системы электронного обучения, информационно-технические аспекты и процессы информатизации образовательной среды и психолого-педагогические риски, возникающие при реализации этих процессов. Во второй главе проанализирован опыт высших учебных заведений, активно внедряющих новые информационные технологии в образовании и системы электронного обучения, представлена программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и результаты ее апробации.
В заключении подведены основные итоги исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.
В процессе работы над данной работой было определено содержание ключевых понятий: «информатизация образовательной среды», «управление информатизацией образовательной среды вуза». Под управлением информатизацией образовательной среды понимается процесс внедрения программно-аппаратной части, на которой базируется электронная составляющая образовательной среды, процесс создания руководящей документации по этому вопросу, анализ результатов этих процессов в том числе, с использованием обратной связи) с осуществлением выводов и внесении корректировок в эти процессы.
Информатизация образовательной среды представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении. В более широком смысле информатизация образования включает также процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки студентов с целью перехода к образованию с использованием ИКТ. Можно констатировать, что процесс информатизации образовательной среды в вузе находится уже далеко не на начальном этапе, имеет указанную структуру и четко обозначенные функции, что закреплено нормативным обеспечением.
В процессе информатизации образовательной среды в вузе существуют психолого-педагогические, психологические и педагогические риски. Личностный: риск разногласия между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога, недостаточная готовность и мотивация педагогов к инновационной деятельности; риск изменения статуса - перераспределение полномочий и статуса педагогов в коллективе; риск временной потери компетенции - стабильно работающий педагог, «лидер» сталкивается с проблемой потери стабильных успешных результатов, так как новые результаты временно не столь высокие; Физический: большая загруженность текущими делами, перенапряжение, вызывающий в последствии заболевания или психологические проблемы педагога или детей; Методологический, вызванный недостаточным уровнем методологической готовности педагога, профессиональной компетентности, общей инновационной культуры педагога; Технологический, возникающий при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий, при недостаточной подготовленности к использованию новых технологий, при отсутствии опыта инновационной деятельности; Экономический, связанный с отсутствием дополнительной оплаты, с низкой материально-технической базой; Риск сопротивления - недостаточный уровень мотивации и доверия к руководителю, консерватизм, нежелание изменений. Риск недобросовестного прохождения зачетных мероприятий студентами в электронном виде. Степень их управляемости можно характеризовать как трудноуправляемые (в некоторых случаях) и, чаще, управляемые. Труднорегулируемыми являются риски, зависящие от предыстории организации и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию: помещение, в котором размещается учебное заведение, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе. Управляемыми, в данном случае, являются риски, которые зависят от качества работы организации: качество управленческой работы в учебном заведении; уровень организации деятельности администрации и профессорско-педагогического состава; эффективность использования ресурсов.
Выявлено содержание психолого-педагогических рисков информатизации образовательной среды вуза и оценить степень их управляемости. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды вуза - это возможные опасности (угрозы), связанные с качеством получаемого образования, возникающие в процессе образовательной деятельности обучающегося в условиях процесса информатизации образовательной среды, включающего в себя внедрение новых информационных технологий в образовании, в том числе электронные курсы, программы тестирования, мультимедиа-технологии обучения.
Анализ состояния информатизации в высших учебных заведениях, в том числе в УрГУПС, показал наличие нерешенных вопросов, существование проблем, и позволил выбрать пути решения задач с ними связанных.
Изучен опыт управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды УрГУПС.
В вузе существуют благоприятные условия для развития информационно-образовательной среды:
• все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство), и сбора информации об учебном процессе (п.3,4,11 сильные стороны);
• вуз укомплектован кадрами с высоким уровнем квалификации
• создано достаточное количество автоматизированных рабочих мест преподавателей;
• все компьютеры подключены к сети Интернет (100 Мб/сек)
• используется электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи со студентами (п.3,4 сильные стороны);
однако:
• недостаточно высокий уровень мотивации педагогических работников к освоению и использованию новых ИКТ-технологий (п.1,2,3,7 слабые стороны);
• не полностью используются возможности дистанционного обучения (п.28 сильные стороны, п.9 слабые стороны);
• технические возможности, предоставляемые вузом, не используются в полной мере или используются нерационально (п.1,4 слабые стороны).
• не исчерпаны все возможности работы со студентами с использованием ИКТ (п.34 сильные стороны, п.11 слабые стороны).
Несмотря на выявленные недостатки, можно констатировать факт наличия в вузе информационно-образовательной среды и существование возможностей ее развития.
На основании анализа результатов анкетирования административно-управленческого звена и педагогов видно что мнение преподавателей и администрации по большинству вопросов близко. Вуз хорошо оснащен компьютерной и другой техникой, электронные ресурсы используются, но не всегда в полной мере. Повышение компетентности преподавателей в области информатизации образовательной среды происходит как через курсы повышения квалификации, так и через помощь со стороны информационно - технических специалистов и коллег.
Разработана программа и дорожная карта управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе и апробировать ее на базе Уральского государственного университета путей сообщения.
Предлагаемая программа управления психолого-педагогическими рисками информатизации образовательной среды в вузе предполагает такие направления управленческих действий, как техническое и методическое усовершенствование систем контроля знаний студентов, коррекция психологической среды в процессе экзаменационных мероприятиях и мероприятиях, связанных с тестированием. Программа должна быть реализована сроки от 1 до 3 лет при участии педагогов, психологов и информационно-технических специалистов.
В результате собранной и проанализированной в процессе выполнения работы информации, делается вывод, что состояние информационно-технической составляющей образовательной среды находится на относительно высоком уровне.
Из выявленных психолого-педагогические рисков информатизации образовательной среды в вузе был выбран риск, связанный с недобросовестным прохождением студентами зачетных мероприятий в электронном виде. Данный риск провоцируется такими атрибутами среды, как неконтролируемые тестирования (например, в дистанционном формате), отсутствие регулярным образом организованной преемственности разработчиков электронных курсов.
Помимо контроля знаний в виде тестирования есть функционал для осуществления обратной связи со студентами в виде сдачи домашнего задания, контрольных и расчетно-графических работ в системе Blackboard в электронном виде. Решается данная проблема работой с профессорско- преподавательским составом с одной стороны и со студентами с другой.
Разработана программа и дорожная карта информатизации образовательной среды университета
1. Economic Report of the President. Washington, 2003
2. Frau-Meigs, D. (2003). Media Regulation, Self-Regulation and Education. In: Feilitzen, C. von, Carlsson, U. (Eds.). Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulation. Goteborg: The International Clearinghouse on Children, Youth and Media, Nordicom, 233 p.
3. Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 243p.
4. SWOT-анализ // Marketopedia : онлайн-энциклопедия маркетинга. URL: http: //marketopedia.ru/47-swot-analiz.html
5. The Economy Методы управления риском [электронный ресурс]. URL: http://theeconomy.ru/metody-upravleniya-riskom.html(дата обращения 20.04.2017)
6. The Economy Программа управления рисками и ее компоненты [электронный ресурс]. URL: http://theeconomy.ru/programma-upravleniya- riskami-i-ee-komponenty.html(дата обращения 20.04.2017)
7. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска [Электронный ресурс] : Дис.
... д-ра педагогические науки : 13.00.01. М.: РГБ, 2007. - (Из фондов
Российской государственной библиотеки)
8. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 319 с.
9. Багдасарьян Н. Г. Преподавательский профессионализм: утраты и
обретения // Труды научного семинара «Философия - образование - общество» / под ред. В. А. Лекторского. М. : АПФН, 2006. Т 3. С. 14-20.
10. Баринова О.В. Управление информационной средой образовательной организации: Магистерская диссертация. Нижний Новгород : НИУ ВШЭ, 2015. 110 с.
11. Барышова Н.А., Романов А.А. Медиаобразование как фактор становления личности в поликультурном обществе // Социальные риски в
современном поликультурном обществе: психологические и
педагогические аспекты: Материалы международной научно¬
практической конференции, посвященной 15-летию факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета. - Тверь: Твер. гос. ун-т; М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. 218 с.
12. Беляева Л. А. Философия образования как философия образовательной инноватики // Философия образования. 2006. № 3 (17). С. 247-251.
13. Беляева Л.А., Беляева М.А. Образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 56-60.
14. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 16¬23.
15. Биктуганов Ю. И., Игошев Б. М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности УрГПУ // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 6-11.
16. Биктуганов Ю.И., Игошев Б.М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности УрГПУ // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 6-11.
17. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических
исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов
педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и
психология». - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
18. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
19. Герт В.А., Королева С.В. Моделирование образовательного пространства учреждения // Педагогическое образование в России. 2013.№ 2. С. 139¬145.
20. Дегтерев В. А., Ларионова И. А. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука. 2007. № 8 (12) С. 34-38.
21. Загвязинский В.И., Строкова. Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, - 2011. 176 с.
22. Игошев Б. М. Инновационные образовательные технологии: управленческий аспект // Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. всерос. науч.-метод. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. C. 4-6.
23. Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не является конкурентным преимуществом. Из-во: «Секрет фирмы», 2005. 176 с.
24. Козлов П. А. Информатизация образовательной среды ВУЗа: структура, функции, риски // Актуальные проблемы современной науки в XXI веке (том 3). Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. - Душанбе: Nosriyyat «Vusot», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. С. 79-82.
25. Козлов П. А. Психолого-педагогические риски информатизации образовательной среды // Современные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и инновации (том 3). Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. - Кишинев: Editura «Liceul», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. С. 69-73.
26. Козлов П. А. Психолого-педагогические риски электронного обучения в вузе // «Научные тенденции: Педагогика и психология» Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 4 мая 2017 г. Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. С. 10-12.
27. Крюков В. В. Информационные технологии в университете: стратегия, тенденции, опыт / В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. С. 101-112.
28. Лобанова, Е. В. Дидактическое проектирование информационно¬
образовательной среды высшего учебного заведения (дис. д.п.н.) Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Москва, 2005. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/didakticheskoe-proektirovanie- informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-vysshego-uchebnogo- zaveden#ixzz456kCTLgZ, свободный.
29. Майкл А. e-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен. М.: Альпина Паблишер, 2016. 196 с.
30. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В. Применение инновационных
компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник Томского педагогического университета. 2009. № 10 (88). С. 64-68.
31. Михайлова Е.Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник Томского педагогического университета. 2009. № 10 (88). С. 59-63.
32. Мороз О. Группа риска. М.: Просвещение, 2000.
33. Основные сведения о ФГБОУ ВО УрГУПС // Официальный сайт УрГУПС [электронный ресурс]. URL: http://www.usurt.ru/sveden/common(дата обращения 30.04.2017)
34. Основы методики трудового и профессионального обучения. / Под ред. В.А.Полякова. М: Просвещение, 1987.
35. Основы педагогики и психологии высшей школы // Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.
36. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А.Каирова. М.,1961.
37. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-н/Д. 1996.
38. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 33-38.
39. Полякова В.А. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи. // Педагогика. 1993. № 5.
40. Попов Ф.А. Проблемы интелликтуализации пользовательских интерфейсов информационных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С 99-103.
41. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011
года №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». [электронный ресурс].- URL:
http://www.rg.ru/20n/03/09/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения
05.01.2015)
42. Приказ министра путей сообщения СССР № 59 Ц от 02.07.1956 г. "Об организации Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта в г. Свердловске".
43. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". [электронныйресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/(дата обращения 18.02.2015)
44. Причинин А. Е. Инновационное образование: основания принципа неопределенности // Образование и наука. 2011. № 5 (84) С. 29-37.
45. Проект «Оценка эффективности использования средств информатизации
в ОУ» [электронный ресурс]. URL: https://docs.google.eom/document/d/ 140ZFZ0ENj 9raj 6zpoKscJrKQEbONsrxB CTKvHSSc3os/edit (дата обращения 30.01.2017)
46. Прыгин ЕС. Проявление феномена «автономности - зависимости» в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. 1985. №1.
47. Психология мышления. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.,1965.
48. Психолого-физиологические и медицинские основы профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. / Под ред. Алишева Н.В. М., 1989.
49. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011¬2020 годы)» от 20 октября 2010г. №1815-р. [электронный ресурс] .- URL: http://base.garant.ru/199708/(дата обращения 05.01.2015)
50. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1753-р.
51. Распоряжение Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 23.06.1956 № 3717-р.
52. Распоряжение Совета министров СССР № 3717-р от 23.06.1956 г. "Об
организации в 1956 году в г. Свердловске Уральского
электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта".
53. Риск менеджмент в учреждениях социальной сферы, культуры и образования. Учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Беляевой, Н.В. Шрамко / Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2014. Выпуск 1. 170 с.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1983.
55. Рябоштан Е.П. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого // Директор школы. 2000. № 1.
56. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
57. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа,2004. 512с.
58. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации
от 7 февраля 2008 года №Пр-212. [электронный ресурс] .¬URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата обращения
05.01.2015)
59. Суздальцева, Л. Н. Управление развитием региональной системы образования в условиях реализации федеральных целевых образовательных программ: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
60. Суховеева Н.Д. Педагогические аспекты преодоления негативных
последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа : Дис. ... к-та педагогические науки : 13.00.01.
Ставрополь.: РГБ, 2003.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48с.
62. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». [электронный ресурс].- URL:
http://base.garant.ru/70291362/(дата обращения 05.01.2015)
63. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2005. 247 c.
64. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 248 c.
65. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c.
66. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд- во Кучма, 2003 124 c.
67. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
68. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВШ1 ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
69. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория, методика. Ростов-на- Дону: Изд-во «ЦВВР», 2001. 708 с.
70. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития Таганрог: Познание, 2002. 266с.
71. Фельдштейн Д. И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. 2011. № 5 (84) С. 3-27.
72. Филиппова С.А. Психологические риски современного
киберпространства // Современные научные исследования. Выпуск 2. Концепт. 2014. ART 54336. Режим доступа: URL: http://e-
koncept.ru/2014/54336.htm, свободный. Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X