ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТНР 9
ЕЕ Определение жизнестойкости и её составляющие 9
Е2. Жизнестойкость и родственные понятия 12
1.3. Подходы к пониманию жизнестойкости людей с ограниченными
возможностями 31
1.4. Факторы, способствующие повышению уровня жизнестойкости у лиц с
ОВЗ 38
1.5. Психолого-педагогические особенности подростков с ТНР 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕЙСТОКОСТИ
ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 46
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 46
2.2. Обработка и интерпретация данных отдельно по методикам 54
2.2.1. Модифицированный тест жизнестойкости Мадди (Леонтьев Д.А.,
Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости) 54
2.2.2. Опросник "Способы совпадающего поведения" (CCH) Р. Лазарус (R.
Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman) 60
2.2.3. Модифицированная методика "Дембо-Рубинштейн" 64
2.2.4. Личностный опросник Айзенка (EPI) 72
2.3. Корреляционный и факторный анализ 75
2.3.1. Корреляционный анализ 75
2.3.2. Факторный анализ методом главных компонент (МЕК) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. По официальной статистике Росстата на фоне общего снижения численности инвалидов в России с 2011 по 2017 год, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) только возрастает. За семь лет их количество возросло на семнадцать процентов [48].
С 1 сентября 2016 года вступил в силу утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Общеизвестным он стал как стандарт «инклюзивного образования» [46]. К текущему моменту существует два стандарта: один направлен на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектальными нарушениями) (приказ №1599 от 19.12.2014 [50]), а второй - на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 [51]).
Как указано в Письме Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей": «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации» [46].
К моменту ввода нового стандарта в 2016 году его апробировали в 24 регионах на 115 образовательных учреждениях [46].
По имеющейся статистике уже в 2014 году более 69% детей с ОВЗ посещало общеобразовательные учреждения [48].
В рамках новых стандартов образования по всей стране ведется полномасштабная переподготовка кадрового состава общеобразовательных учреждений, разрабатываются актуальные педагогические технологии, вырабатывается необходимый учебно-методический материал.
Несмотря на то, что стандарт направлен на обучение детей с ОВЗ в начальной школе, уже в настоящее время эти дети обучаются и в старших класса.
Все вышеуказанные сведения только подчеркивают, что исследования личностных черт, психо лого-педагогических особенностей лиц с ОВЗ дошкольного и школьного возраста становятся как никогда актуальными.
Необходимо накапливать массив знаний, которые могут стать основой разработки практических методик, технологий, рекомендаций, АООП и тп.
В рамках данной работы исследовалась жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор обусловлен результатами, полученными в ходе теоретического обзора, а также существующей доступной площадкой для проведения исследования.
В.А. Калягин (2006 г.) выделяет данное нарушение среди других, указывая на возможности полной компенсации особенностей таких детей при соблюдении необходимых условий.
Помимо этого в нашей стране, как и в мире, относительно недавно получило активное развитие новое направление на стыке логопедии и изучении психологических особенностей лиц с ОВЗ - логопсихология.
Обзор литературы по детям с тяжелыми нарушениями речи выявил интересную тенденцию, направленную на то, что исследователи рассматривают в основной своей массе дошкольников или обучающихся младших классов [26], [18], [8], [28]. Крайне мало данных представлено о подростковом периоде (средние и старшие классы) лиц с ТНР.
Однако, в связи с тем, что дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучаться в средней и старшей школе (у части из них нарушения не компенсируются к этому возрасту), нельзя не отметить тот факт, что появление большого количества (по сравнению с предыдущими периодами) детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях это стрессогенный фактор не только для системы образования РФ, но, возможно, в первую очередь для самих детей с ОВЗ.
Таким образом, становится крайне актуальным измерение уровня устойчивости к неблагоприятным, стрессовым, сложным ситуациям у детей с ОВЗ и в дальнейшем, проведение на основе полученных результатов коррекционной работы.
Измерить этот уровень можно через изучение жизнестойкости, которая как отмечает Д.А. Леонтьев является «чертой, характеризующейся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а, в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя» [33].
Для выявления расширенного психологического содержания жизнестойкости подростков с ТНР были исследованы дополнительные психологические характеристики, такие как уровни самооценки и притязаний, экстра- версии-нейротизма, а также способов совладающего поведения...
Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя работу по изучению самого психологического феномена "жизнестойкость" и анализу психолого-педагогических особенностей подростков с ТНР. В ходе анализа литературных источников было выявлено и представлено девятнадцать родственных понятий жизнестойкости. Результаты данного анализа могут быть полезными при проведении теоретических и эмпирических исследований, направленных на изучение характера и выраженности взаимосвязи между родственным понятием и жизнестойкостью. Среди них стоит особо отметить термин «Антихрупкость», который был введен лишь в 2015 году, и в настоящее время, на наш взгляд, является интересным и перспективным направлением для изучения.
На основе проведенного в ходе исследования обзора научной литературы, выявлены следующие психолого-педагогические особенности подростков с ТНР (Зайцев И.С. [12], Лазаренко В. А., Блинков Ю. А., Игнатьева С. А. [24], Екжанова Е.А., Резникова Е.В. [11], Пханаева С.С. и Хамукова Б.Х. [55]):
низкий уровень самооценки;
низкий уровень самоконтроля и мотивации;
сложности с социальной адаптацией; затруднения в учебной деятельности; замедленный темп восприятия учебной информации; сниженная работоспособность;
трудности в организации произвольной деятельности.
Все вышеуказанные особенности присущи подросткам с ТНР вследствие сохранившегося до средних и старших классов нарушения речевого и коммуникативного компонента общения. Данное обстоятельство находит от
ражение в большинстве сфер жизни подростка: социальной, личностной, коммуникативной, учебной, предпрофессиональной.
Теоретические и эмпирические данных о психолого-педагогических особенностях подростков с ТНР в разрезе жизнестойкости представлены в крайне малой степени, требуют дальнейшего изучения и накопления массива знаний. В настоящее время можно рассматривать такие характеристики, как социальная приспособленность [64], совладающее поведение [62, 63], адаптивные типы отношения к болезни [39], конструктивные стратегии совла- дающего поведения [39], компенсация [47], функциональная грамотность [7], как понятия «родственные» жизнестойкости у лиц с ТНР. Однако, этого недостаточно, на наш взгляд, чтобы в полной мере отразить всю суть понятия жизнестойкости и её компонентов. В связи с этим можно выделить направление изучения жизнестойкости у подростков с ТНР, как перспективное.
По результатам эмпирической части исследования можно выделить следующие особенности у подростков с тяжелыми нарушениями речи:
1. Низкий уровень жизнестойкости таких подростков реже всего сопровождается способом совладающего поведения «Дистанцированием». Несмотря на сниженную способность данных подростков преодолевать, справляться с трудностями, они не стараются намеренно снизить значимость подобных ситуаций, а вместе с этим и эмоциональную вовлеченность в нее. Это может указывать на перспективы развития уровня жизнейстойкости, несмотря на низкие показатели в настоящем. Если обратится к средним значениям жизнестойкости в баллах восьмых и девятых параллелях, мы увидим, что даже разница в один класс уже дает положительный прирост (78 баллов в 8ом против 82 в 9ом).
Помимо этого обнаружена положительная взаимосвязь уровня жизнестойкости с уровнем «Признания» шкалы самооценки. Такая взаимосвязь может указывать на то, насколько подросткам с низким уровнем жизнестойкости важно ощущать поддержку окружающих в виде уважения, осознания, что с их мнением считаются, принятию их такими, какие они есть.
2. У подростков с высоким уровнем жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признания» уровня самооценки. Есть предположение, что подростки данной группы легче своих сверстников справляются с трудностями, при этом они стараются получать удовольствие от своей деятельности, ищут нечто увлекательное, интересное. Вполне вероятно, что важным для них, является осознание, что их действия придают им в глазах окружающих определенное положение, уважение, признают их заслуги.
Помимо этого существует положительная взаимосвязь внутри фактора, содержащего «Принятие риска» и копинг-стратегии «Положительная переоценка», «Дистанцирование» и «Самоконтроль».
Данная связь возникает при попытке подростков не фиксироваться на негативных эмоциях, даже в ситуациях неудачи. Они принимают опыт как ресурс для личностного развития, при этом уделяя большее внимание положительной компоненте, либо стараясь уйти от негативных эмоций, либо переключиться с эмоциональной составляющей на рациональную.
3. В общей выборке (46 человек) найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегания». Подростки с тяжелыми нарушениями речи по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска соответствуют нормативным показателям. Эти школьники не стараются решить свои проблемы, отрицая их наличие, отвлекаясь или строя неоправданные ожидания. Вероятно, что уровень их жизнестойкости по большей части принадлежит к средним значениям, поскольку они принимают ситуацию объективно, осознают, что у них есть способность влиять на нее и после преодоления делают выводы, которые помогают им развиваться дальше.
Уровень нейротизма имеет отрицательную корреляцию с уровнем жизнестойкости. Более точный характер данной связи установить не удалось.
Результаты, полученные на общей выборке подростков с ТНР еще раз подтвердили, что шкала «Признания» уровня самооценки имеет положительную связь с уровнем жизнестойкости...
1. Альманах психологических тестов / С. В. Римский, Р. Р. Римская. - М.: КСП+, 1995.-400 с.
2. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1987. - 337 с.
3. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.Г. Баженов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 320 с.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. - 937 с.
5. Блинова В. Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова // Филология и культура. - 2011. - № 26. - С. 47-52
6. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. -№2. - С. 113-122
7. Вершловский С.Г. Функциональная грамотность выпускников школ / Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. // Социологические исследования. - 2007. -№ 5. - С.98-102
8. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - Изд. 7-е. - М.: Книголюб, 2007. - 402 с.
9. Воловиковой М. И. Психология праздника: Праздник в жизни человека / М. И. Воловиковой, С. В. Тихомировой, А. М. Борисовой. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 143 с.
10. Дембо Т. В. Приспособление к увечью - проблема социальнопсихологической реабилитации / Т. В. Дембо. - Рукопись. Пер. с англ., 1962. - 116 с.
11. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М.: Дрофа, 2008. - 369 с.
12. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Специальная психология. - 2007. - №3 (13).-С. 10-17
13. Зинченко В. П. Общество на пути к «человеку психологическому» / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2008. -№ 2. - С. 6-8
14. Зотова Н.К. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе / Н.К. Зотова, Н.М. Мухаметжанова // Официальный сайт ИПКиППРО ОГПУ [Электронный ресурс]. URL: http//bank.orenipk.ru/text/t 13122.htm (дата обращения: 12.03.2017)
15. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию / В. А. Иванников // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С. 113-122...