ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Проблема изучения учебной деятельности студентов-первокурсников в
зарубежной и отечественной психологии 8
1.2. Факторы успешности учебной деятельности в студенческом возрасте.. 18
1.3. Взаимосвязь личностных и интеллектуальных качеств и успешности
учебной деятельности студентов-первокурсников 26
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ 37
2.1. Описание процедуры исследования 37
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования 46
2.3. Рекомендации по повышению успешности учебной деятельности
первокурсников 73
Выводы по второй главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 110
ПРИЛОЖЕНИЕ З 112
ПРИЛОЖЕНИЕ И 114
Актуальность исследования. Современные требования работодателей к будущему специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на развитие профессионально-личностных компетенций, позволяющих успешно усваивать знания и навыки, реализацию творческого подхода в рамках получаемой специальности.
Профессиональное развитие будущего специалиста (П.Ю. Аксенова, Г.И. Аксенова, Т.В. Кириллова, Р.М. Воронин), его социальная востребованность, в первую очередь, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, от способности к прогнозированию и планированию самостоятельных действий наряду с успехами в учебно-профессиональной среде. Стратегическим направлением вузовской подготовки является оптимизация системы управления образовательной программы учебного заведения на основании учета возможностей учебной деятельности студентов и эффективного построение образовательного пространства, позволяющего раскрыть внутренние ресурсы студента по достижению успехов в учебной деятельности.
Необходимо констатировать и переход на компетентностную модель российского образования, которая предполагает существенное увеличение объема самостоятельной познавательной активности студентов с учетом особенностей учебной деятельности и личностных характеристик студентов. Как отмечают А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная, превращение студента из объекта педагогического воздействия в активно-деятельностный субъект образовательного процесса, который выстраивает свою профессиональную подготовку совместно с преподавателем (куратором). Все это является важнейшим условием достижения соответствующих компетенций выпускника ВУЗа.
Поэтому задачей фундаментального образования выступает обеспечение оптимальных условий для воспитания гибкого и многостороннего научного мышления (Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова), различных способов восприятия действительности (О А. Воронина), создать внутреннюю потребность у студентов в саморазвитии и самообразовании (Б.А. Еремеев, А.Б.
Збанацкая) на протяжении учебного периода и всей жизни человека.
В целом, для успешного обучения уже с первого курса, помимо когнитивных способностей, повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность, самоотношение (что связано с возрастанием объема самостоятельной работы студентов), коммуникативные способности, возрастает роль мотивации.
Особое значение приобретает определение факторов успешности учебной деятельности уже с первого курса, когда начинают формироваться профессиональные компетенции и уже на этом этапе образовательного пути молодой человек ищет свое место в профессии или области применения.
В этой связи вопросы установления факторов успешности учебной деятельности первокурсников, связанные с саморазвитием,
самообразованием, самоактуализацией, саморегуляцией в учебном процессе, а также мотивацией к профессиональному развитию в студенческом возрасте, приобретают особую актуальность.
Степень и уровень разработанности проблемы раскрывается в работах по исследованию: студенчества как активного познавательного субъекта в получении профессии (А.Д. Барсукова, А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная, Е.Л. Бережковская, М.И. Гайдар, А.Б. Збанацкая, Э.Ф. Зеер, Н.А. Киселевская, А.М. Митяева, Е.В. Самаль, В.Г. Маралова, Н.Л. Сунгурова, Л.И. Шумская и др.); факторов успешной учебной деятельности (О.Н. Боровик, Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова, В.Л. Воробьева, О.А. Воронина, Т.Д. Дубовицкая, Б.А. Еремеев, С.Ю. Жданова,
Е.В. Зволейко, В.М. Иванова, А.М. Колесова, Е.В. Леонова, О.В. Матвеева,
Н.В. Нижегородцева, С.Д. Смирнов, Л.Г. Сударчикова, Н.И. Шенцева); адаптационных механизмов первокурсников (П.Ю. Аксенова, Г.И. Аксенова, Т.В. Кириллова, Р.М. Воронин, Н.Г. Еняшина В.И. Моросанова, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, Р.Р. Сагиев С.Н. Тригорлый И.В. Чикова).
Объект исследования - академическая успеваемость и личностные характеристики первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ.
Предмет исследования - факторы успешности учебной деятельности первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ.
Цель исследования - установление факторов успешности учебной деятельности первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить факторы успешности учебной деятельности студентов-первокурсников в психологической науке;
2. Описать факторы успешности учебной деятельности в студенческом возрасте и возможные взаимосвязи личностных и интеллектуальных качеств и успешности учебной деятельности студентов-первокурсников;
3. Провести эмпирическое исследование факторов успешности учебной деятельности первокурсников;
4. На основе эмпирических исследований изучить связь между
академической успеваемостью и личностными характеристиками
первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ;
5. Статистически определить факторы успешности учебной деятельности первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ.
Методологической основой исследования составляют системный подход в изучении личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положения о единстве деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), о личности как активном субъекте деятельности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, В.И. Долгова)...
В рамках данной работы был произведен аналитический обзор литературы и теоретическое углубление по данной проблематики.
На основании проведенного анализа по проблеме изучения факторов успешности учебной деятельности студентов-первокурсников в психологической науке, была сформулирована цель эмпирического исследования: установление факторов успешности учебной деятельности первокурсников, обучающихся на психологическом факультете УрФУ.
По результатам исследования выявлены определенные особенности в интеллектуальной деятельности студентов-первокурсников
психологического факультета УрФУ, в частности: студенты успешны в выполнении вербальных и графических заданий, а наиболее сложными для них оказались числовые субтесты.
Нормативное значение IQ - 99,34 балл относится к хорошему среднему уровню по выборке. В целом, выборка студентов устойчива и практически все студенты могут быть успешны в учебно-профессиональной деятельности.
У студентов-первокурсников выражен психологический тип личности «ISTJ» - Инспектор - 20% (10 человек). Также 14% (7 человек) имеют тип «INTP» - Критик. 12% (6 человек) имеют тип «ISFJ» - Хранитель. Эти
первокурсники живут в определенном и добром мире.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что в выборке будущих психологов доминируют следующие показатели по шкалам: шкала IV - самоинтерес (75,59%) и шкала 6 - самоинтерес (72,85%); шкала 3 - самопринятие - 69,86%; шкала II - аутосимпатия - 64,36%; шкала 1 - самоуверенность - 62,94%.
У студентов-первокурсников представлен средний уровень самоотношения - 73,81% при стандартном отклонении в 29,53 балла.
В целом, у студентов-первокурсников имеется высокая академическая успеваемость, которая составляет по выборке 70,67 баллов.
Высокоуспевающие студенты имеют более широкие интеллектуально - личностные возможности, развитый интеллект и сформированную (устойчивую) Я-концепцию и необходимый психологический тип личности для освоения профильного образования. Низкоуспевающие студенты имеют средние интеллектуальные возможности, сформированное отношение к себе и миру, но пока нестабильное, и необходимый психологический тип личности для освоения профильного образования. Все это позволяет резюмировать, что и низкоуспевающие студенты имеют потенциал в повышении результатов деятельности при раскрытии мотивационных механизмов и успешной адаптации к новым условиям обучения в ВУЗе.
Было подтверждено, что успешность учебной деятельности студентов- первокурсников связана с их личностными качествами (компоненты самоотношения и интегральный показатель самоотношения; типологические характеристики по Г.К. Юнгу) интеллектуальными возможностями (интеллектуальное развитие).
По результатам математического анализа (метод корреляции Пирсона) (второе положение гипотезы исследования) установлена значимая положительная корреляционная связь вне зависимости от вида успеваемости. Полученные расчеты выявляют закономерность о том, что различия между текущей, промежуточной / итоговой академической успеваемостью и интеллектуально-личностными особенностями студентов-первокурсников, в частности: итоговая аттестация имеет более значимые корреляционные связи, чем текущая / промежуточная.
Также на этом этапе полностью подтверждено третье положение гипотезы исследования, о том, что итоговая академическая успеваемость по профильным предмета «Введение в профессиональную деятельность», «Общая психология», «Анатомия центральной нервной системы» имеет прямую положительную корреляционную связь с высоким уровнем общего IQ, интегрального самоотношения, а также с мыслительными операциями - аналогии, умозаключения и заучивание слов.
Непараметрический метод U - критерий Манна - Уитни позволил определить, что в структуре личности студентов-первокурсников по интеллектуально-личностным особенностям имеются существенные различия в зависимости от уровня успеваемости (высокоуспевающие и неуспевающие студенты), в частности: высокоупевающие студенты имеют более развитые мыслительные операции - скрытые фигуры (иэмп = 147,5), пропущенные слова (иэмп = 277), геометрическое сложение (иэмп = 148) и общий уровень IQ (иэмп = 205). На этом этапе было подтверждено четвертое положение гипотезы исследования: в структуре личности студентов- первокурсников по интеллектуально-личностным особенностям имеются существенные различия в зависимости от уровня успеваемости (высокоуспевающие и неуспевающие студенты). По результатам исследования были разработаны рекомендации для студентов- первокурсников.
В целом, проведенное эмпирическое исследование позволяет резюмировать, что в качестве факторов успешности в учебной деятельности студентов-первокурсников выступают интеллектуально-личностные особенности - общий уровень IQ и сформированность определенного психологического типа и Я-концепции (или самоотношение).
1. Аксенова П. Ю. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова, Г. И. Аксенова, Т. В. Кириллова, Р. М. Воронин ; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления (Академия ФСИН России). - Москва : Проспект, 2017. - 160 с.
2. Барсукова А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества [Электронный ресурс] / А. Д. Барсукова. - URL:www.litres.ru/a-d-barsukova/osobennosti-formirovaniyaprofessionalnogo- samosoznaniya-studenchestva Москва :МГСУ: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2009. - 167 с. (дата обращения 03.12.2017 г.).
3. Белошицкий А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 60-66
4. Бережковская Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Е. Л. Бережковской. - Москва : Проспект, 2014. - 193 с.
5. Боровик О. Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического колледжа с разной специализацией: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / О. Н. Боровик. МГОПУ им. А.Шолохова - М., 2002.- 194 с.
6. Бродская С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. - М.: Кнорус, 2018. - 256 с.
7. Бугаева Т. П. Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса: монография / Т. П. Бугаева, Н. В. Гафурова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск : СФУ, 2010. - 155 с.
8. Воробьева В. Л. Социально-психологическая защищенность студентов вуза [Электронный ресурс] / В. Л. Воробьева. - Москва : МГСУ : Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2009. - 191 с.
9. Воронина О. А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к
учебной деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 /
О. А. Воронина. Ярославский госуд. Университет им.П.Г. Демидова- Курск, 2009. - 230 с.
10. Воспитательная деятельность в вузе : концепция, технология,
организация : учеб.-методическое пособие / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. пед. ун-т" под ред. Н. К. Сергеев и др. - Волгоград : Перемена, 2006. - 174 с.
11. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов- психологов на этапе вузовского обучения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / М. И. Гайдар. Воронежский государственный университет - Воронеж, 2008. - 260 с.
12. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2003.- 415 с.
13. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2015. - №2. - С.56-69
14. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 314 с.
15. Еняшина Н. Г. Адаптационный ресурс игровой деятельности как фактор формирования студенческого коллектива в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н. Г. Еняшина; Ульян. гос. унт. - Ульяновск, 2012. - 244 с...