Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга

Работа №71345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения дезадаптации студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности 8
1.1. Подходы к изучению дезадаптации в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Теоретические основы изучения социальной фрустрированности 13
1.3. Особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции
дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности 18
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Психологическая коррекция дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинг,
анализ её эффективности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

В эпоху стремительного прогрессирования глобальных коммуникаций, увеличения числа информации, расширения круга социальных контактов и ужесточения контроля за исполнением профессиональных обязанностей (чему способствует прогрессирующая бюрократизация всех инстанций), люди испытывают постоянное давление, приводящее в некоторых случаях к срабатыванию психологических защит. Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.
Феномен фрустрации может рассматриваться с различных позиций и подходов. Более того, в рамках одного конкретного подхода фрустрация включает множество плоскостей и аспектов, различных по своей сути. Так, например, совершенно по-разному можно определять и раскрывать феномен адаптивности с точки зрения реакций человека на фрустрацию. В разное время рассмотрением феномена фрустрации занимались С. Розенцвейг, Л. Берковиц, Н. Д. Левитов, А.В. Парняков, П.И. Сидоров, Ф.Е. Василюк и другие отечественные и зарубежные авторы.
Наряду с адаптивными формами реагирования (преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения стратегии поведения; компенсация - поиск другой сферы для удовлетворения потребности; отказ от намеченной цели, выбор новых целей, переоценка ценностей) существуют и, так называемые, дезадаптивные формы поведения, вызванные действием фрустрации. Такие формы фрустрации могут выражаться в агрессивных реакциях, направленных как на другого человека, так и на себя; уход из ситуации, отказ от деятельности, апатия; регрессия; двигательное возбуждение, при котором человек не способен контролировать своё поведение, а также, включение механизмов психологической защиты, помогающих преодолеть состояние фрустрации.
Особым видом фрустрации, требующим подробного рассмотрения, является социальная фрустрированность, которую можно охарактеризовать как личностную особенность человека, выражающуюся через неудовлетворённость им своим социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и многим другим. Социальная фрустрированность выражается, в первую очередь, через низкую самооценку. Сниженное настроение, дискомфорт, склонность испытывать и переживать негативные эмоции - все эти характеристики также свойственны социально фрустрированным людям. Феномен социальной
фрустрированности был рассмотрен в работах Л.И. Вассермана, В.В. Бойко, К.З. Сансызбаевой, Т.Н. Балиной и многими другими отечественными и зарубежными психологами.
Зачастую переход от школьного обучения к ВУЗовскому сопровождается изменением существующих форм обучения в условиях качественно и количественно усложняющихся информационных нагрузок . Эти специфические особенности обучения в ВУЗе становятся фрустрирующими для студентов, которым не хватает личностных ресурсов для успешного преодоления подобных ситуаций, поэтому реакция фрустрации становится для них одной из наиболее естественных и адекватных в ответ на сложившуюся критическую ситуацию, однако, нередко она принимает форму дезадаптивных стратегий поведения. В данном контексте принято использовать термин «дезадаптация». Феномен дезадаптации был раскрыт многими отечественными и зарубежными психологами, среди которых следует отметить Л.Н. Собчик, И.А. Коробейникову, Г.А. Цукермана, С.А. Беличеву.
Закономерным следствием из всего этого является увеличение потребности в коррекционных программах. Однако большая часть этих программ имеет обобщённый характер и, как правило, не учитывает переменные, которые неизбежно влияют на эффективность коррекционно-профилактической работы. Основные биологические показатели (ЧСС, дыхание, КГР, температурные режимы и т.д.) человека остаются вне поля зрения специалистов. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации, длительный эффект процедур, объективность, комплексность, высокая эффективность в диагностике и коррекции любых нарушений вегетативной нервной системы составляет картину преимуществ БОС-тренинга как особого способа коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.
Преимущества метода БОС-тренинга: комплексность, объективность, доступность результатов, их визуализация, длительный эффект процедур, высокая эффективность в диагностике и коррекции различных нарушений организма, аналитичность, отсутствие серьёзных противопоказаний и многие другие. Ведущим преимуществом тренинга, использующего принцип биологической обратной связи, является обучение навыкам саморегуляции, релаксации и управляемого восстановления поражённых органов и систем.
Важнейшим качеством БОС-тренинга является максимальная точность снятия физиологических параметров в реальном времени без возможных искажений при обработке сигнала. В каждой системе БОС на базе современных цифровых устройств осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга, частоты сердечных сокращений, уровня дыхания и т.д.
Относительно применения в качестве коррекционных мероприятий средств БОС-тренинга существует достаточно эмпирических исследований в связи с различными аспектами. К таковым следует отнести исследования Г.П. Селина (заниженная самооценка), Е.Б. Лактионовой (личностная тревожность), А.П. Катунина (высокий уровень стрессированностии) т.д., но влияние социальной фрустрированности на адаптацию к обучению в ВУЗе остаётся неизученным.
Актуальность нашего исследования определяется большой вероятностью возникновения у студентов высокого уровня социальной фрустрированности под влиянием сложных условий учебной деятельности, а также относительно слабо разработанной коррекционной базой, использующей средства и возможности БОС-тренинга.
В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования: какова специфика коррекции средствами БОС-тренинга дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности?
Цель: обосновать эффективность психологической коррекции
дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга.
Объект: дезадаптация студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.
Предмет: психологическая коррекция дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга.
Гипотеза: студенты с высоким уровнем социальной
фрустрированности имеют высокий уровень дезадаптации.
Психокоррекционная программа с использованием средств БОС-тренинга позволит снизить дезадаптацию и уровень социальной фрустрированности.
Задачи:
1. На основе анализа научной литературы, соответствующей теме исследования, раскрыть понятия «социальная фрустрированность», «дезадаптация», «БОС-тренинг».
2. Изучить особенности дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.
3.Обосновать программу коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга и определить степень её эффективности.
Теоретической основой служат исследования фрустрации (С. Розенцвейга, Э. Долларда, Р. Баркера, Н.Д. Левитова, Ф.Е. Василюка, Н.В. Тарабриной); дезадаптации (Л.Н. Собчик, И.А. Коробейникова, Г.А. Цукермана, С.А. Беличевой), теория условных рефлексов (И.П. Павлов, И.М.
Сеченов), теория функциональных систем (П.К. Анохина), а также БОС- тренинга (Barber T.X., Peniston E.G.,Lubar J.F.).
При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод сбора эмпирических данных средствами малоформализованных (наблюдение) и строгоформализованных методик (тестирование), сравнительный метод, методы математико-статистического анализа данных (F-критерий Фишера, корреляционный анализ по Пирсону), интерпретационные методы.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
1) Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко);
2) Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова;
3) Многофакторный личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина.
Исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года на базе учебной лаборатории психофизиологии и нейрофизиологии факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании принимали участие 68 студентов факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ» в возрасте от 17 до 20 лет 1-2 курсов обучения. В ходе работы исходная выборка была поделена на две неэквивалентные группы методом рандомизации


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание социальной фрустрированности, дезадаптации в отечественной и зарубежной психологии.
По итогам теоретического анализа литературы мы пришли к следующим выводам: Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутриличностными конфликтами .
Специфику социальной фрустрированности в данной работе мы рассматриваем как личностную особенность человека, выражающуюся через неудовлетворённость им своим социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и многим другим.
БОС-тренинг понимаем как технологию, включающую в себя комплекс исследовательских, аппаратурных, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.
На втором этапе осуществлялся подбор психодиагностических методик, адекватных характеристикам нашей выборки и целям исследования, проводилась диагностика испытуемых в период середины второго учебного семестра (в марте 2016) и повторный диагностический срез проводился в конце третьего учебного семестра (в ноябре 2016).
На основе изучения уровня социальной фрустрированности нами были выделены группы студентов с высоким и низким уровнем социальной фрустрированности. Группа студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности (33,8 %) имеет заниженные средние значения по
показателю социальной фрустрированности. Однако большая часть студентов (48,5 %) относятся к группе с низким уровнем социальной
фрустрированности, а некоторым студентам (17,7%) присущ средний уровень социальной фрустрированности.
На основе методики «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова) нами были получены следующие результаты: большинство студентов (50 %) имеют средний уровень
тревожности, средние значения по которому равны 17,85. Многие студенты (40 %) - высокий уровень тревожности, равный 30,36. Некоторые студенты (10 %) - низкий уровень тревожности с показателем в 4,16. Высокий уровень тревожности не позволяет студенту успешно переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки). Такие индивиды склонны проявлять чрезмерную тревожность в ситуациях повышенного умственного напряжения, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации студента к учебной среде.
Адаптационные способности студентов-первокурсников были изучены с помощью многофакторного личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, результаты приняли следующий вид: большинству студентов (41,6%) свойственен высокий уровень адаптивности со средним значением 5,7. Многим студентам (33,4%) присущ средний уровень адаптивности с показателем 3,5 балла. Некоторым студентам (25%)
По результатам оценки достоверности различий уровней тревожности и адаптивности студентов-первокурсников в выделенных нами двух группах (F-критерий Фишера) обнаружены существенные различия (p< 0,01) между группами студентов с высоким и низким уровнем социальной фрустрированности по показателям адаптивности, тревожности, нервно¬психической устойчивости.
Также, для проверки значимости различий, нами был рассчитан коэффициент корреляции r-Пирсона. Нами была обнаружена тесная положительная связь между показателями уровня тревожности и уровня социальной фрустрированности (r=0,495), тесная отрицательная связь между показателями уровня адаптивных способностей и уровня социальной фрустрированности (r=-0,411). Между показателями уровня нервно¬психической устойчивости и уровня социальной фрустрированности была, также, отмечена отрицательная связь (r=-0,266). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что студентам, которым свойственен высокий уровень социальной фрустрированности, присущ высокий уровень личностной тревожности, а также низкие показатели адаптивности (адаптационные способности, нервно-психическая устойчивость). Полученные значения позволили сделать вывод о достоверности различий между группами студентов с высоким и низким уровнями социальной фрустрированности.
На следующем (третьем) этапе нашей работы был осуществлён формирующий эксперимент с экспериментальным планом для двух неэквивалентных выборок с тестированием после воздействия. Для этого мы поделили полученную выборку студентов, имеющих низкий уровень
Нами был выбран тренинг, направленный на снижение частоты сердечных сокращений, т.к. данный показатель позволяет нормализовать вегетативный баланс, артериальное давление, снизить выраженность вегетативных дисфункций, повысить адаптационно-приспособительные механизмы, работоспособность и улучшить общее самочувствие
испытуемого. Психокоррекционная программа включала в себя 14 занятий продолжительностью 15-20 минут.
В ходе обработки полученных результатов мы сравнивали средние значения показателей ЧСС у каждого студента по каждому занятию. Для наглядности нами были использованы значения, полученные в рамках проведения первого и десятого (последнего) занятий.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в ходе проведения психокоррекционной программы с использованием средств БОС-тренинга, направленного на снижение ЧСС, отслеживается положительная динамика изменения данного показателя в сторону снижения.
На втором этапе нашего исследования мы провели повторную психологическую диагностику на группе студентов, имеющих высокий уровень социальной фрустрированности. Нами повторно были проведены отобранные методики: методика диагностики уровня социальной
фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. бойко), личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова), многофакторный личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
У большинства студентов экспериментальной группы (60%) был выявлен низкий уровень тревожности, у некоторых студентов (40%) - средний уровень тревожности, ни у одного (0%) студента не был выявлен
У большинства студентов экспериментальной группы (70%) был выявлен высокий уровень адаптивности, у некоторых студентов (20%) - средний уровень адаптивности, у одного (10%) студента был выявлен низкий уровень адаптивности. В отличие от экспериментальной группы, значения студентов контрольной группы приняли следующий вид: у подавляющего большинства студентов (75%) был выявлен низкий уровень адаптивности, у некоторых студентов (18,75%) - средний уровень адаптивности, у одного испытуемого - высокий уровень адаптивности.
Большей части студентов экспериментальной группы (65%) присущ низкий уровень социальной фрустрированности со средним значением 1,7 балла, у некоторых студентов (25%) - средний уровень социальной
фрустрированности со средним значением - 2,9 балла и у одного
испытуемого был отмечен высокий уровень социальной фрустрированности. В отличие от экспериментальной группы, значения студентов контрольной группы приняли следующий вид: у подавляющего большинства студентов (75%) был выявлен высокий уровень социальной фрустрированности со средним значением 3,7 балла, у некоторых студентов (15%) - низкий уровень адаптивности со средним значением 2,1 балла, у меньшей части студентов (10%) - средний уровень социальной фрустрированности.
По результатам оценки достоверности различий уровней тревожности и адаптивности студентов-первокурсников в выделенных нами группах (F- критерий Фишера) обнаружены существенные различия (p<0,01) между группами студентов экспериментальной группы и студентов контрольной группы по показателям адаптивности, тревожности, нервно-психической устойчивости.
Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что испытуемые с высоким уровнем социальной фрустрированности имеют низкий уровень адаптации к учебному процессу в отличие от студентов, имеющих низкий уровень социальной фрустрированности, полностью подтвердилась. Коррекция дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности, проведённая с использованием средств БОС-тренинга, подтвердила свою значимость.



1. Александров, Е.П. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии [Электронный ресурс] / Е.П. Александров, М.В. Воронцова // Современные проблемы науки и образования. 2015. - №5. с. 24-36 - URL:www.science-education.ru/119-15047
2. Анашкин, Ю.И. Система управления адаптацией студентов- первокурсников / Ю.И. Анашкин // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - 2014. - № 3. - С. 263-271.
3. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Андреева. - Тамбов, 2009. - 219 с.
4. Аноркин, С.А. Биоуправление и самоконтроль/ С.А. Аноркин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №1. - С. 35-43.
5. Анфиногенова, О.И. Особенности адаптации студентов- первокурсников к условиям обучения в университете / О.И. Анфиногенова // Новые исследования, 2011. - Т. 1, №21. - С 55-59.
6. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Стресс [Электронный ресурс] /
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов // Словарь конфликтолога. - URL: http://vocabulary.rU/dictionary/887/word/stres#b_7
7. Баева, И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И.А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2002. - Т.3, № 2. - С. 16-26.
8. Березин, С.В. Адаптация [Электронный ресурс] / С.В. Березин, К.С. Лисецхий, М.Е.Серебрякова // Словарь психологических терминов. 2002. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/22/word/adaptacija
9. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /
В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 532 с.
11. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 2008. - 380 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностикастресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
13. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 222 с.
14. Домахин, А.А. Определение особенностей учебной адаптации студентов первого курса (на примере Арзамасского филиала ННГУ имени Н. И. Лобачевского) / А.А. Домахин // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 750¬752.
15. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
16. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Психологическая наука и образование. 2012. №2.
17. Зеленский, В.В. Словарь аналитической психологи / В.В. Зеленский. - М.: Когито-Центр, 2008. - 336 с.
18. Катунин, А. П. Возможности БОС-тренинга при повышении стрессоустойчивости/ А. П. Катунин // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 243-246.
19. Ковалева, А.И. Психология стресса: Психологическая
антропология стресса. - М.: Академический проект, 2015. - 943 с.
20. Козлов, В.В. Социальная психология XXI столетия / В.В. Козлов // Сборник научных статей. - 2005. - Т. 2. - 336 с.
21. Константинов, В.В. К вопросу о понятии «дезадаптация» [Электронный ресурс] / В.В. Константинов // Проблемы социальной психологии личности. 2008.
22. Кузьмишкин, А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 933-935.
23. Кутейников, А.Н. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе / А.Н. Кутейников, Е.И. Огарева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 8 (4). - С. 989-993.
24. Кушнерова, О.Ф. Специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / О.Ф. Кушнерова, Ю.Ю. Кушнерова // Фундаментальные исследования. - 2013. - Т. 10, №10 - С. 214-217.
25. Лазарус, Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989. - С. 121-126.
26. Лактионова, Е.Б. Аппаратурные методы психологической коррекции/ Е.Б. Лактионова. - СПб, 2012. - 170 с.
27. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 2. - С. 75-85.
28. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии
формирования стрессоустойчивости человека.: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ли Канг Хи. - М.: РГСУ, 2005. - 26 с.
29. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза.: дис. ... канд. психол. наук / О.В. Лозгачева. - Екатеринбург, 2004. - 158 с.
30. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - №1. - С. 16-24.
31. Мещериков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещериков, В. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
32. Надирашвили, Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека / Ш.А.
Надирашвили // Проблемы социальной психологии, Тбилиси. - 1976. - С. 237¬249.
33. Налчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). - Ереван: АН АрмССР, 1988. - 264 с.
34. Овсяник, О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О.А. Овсяник // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №1. - С. 17-28.
35. Огарева, Е.И. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе в связи с их ценностными ориентациями: дис. ... канд. психол. наук / Е.И. Огарева. - СПб., 2011. - 187 с.
36. Павленко, Т.А., Шарапов, А.О. Изучение стрессоустойчивости студентов-первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде вуза // Психологические и общекультурные детерминанты здоровья человека: сб. материалов межвузовской науч.-практ. конф. (8-10 апреля 2015г.) / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2015. - С. 230-240.
37. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский // Волевые действия. - М.: Академия, 1998. - 500 с.
38. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
39. Рубцов, В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. - 2010. № 1. - С. 5-12.
40. Рудаков, А.Л. Стресс, стрессоустойчивость, саногенная рефлексия в спорте: монография /А.Л.Рудаков. - Красноярск,ККИПКиППРО, 2012. - 190 с.
41. Селин, Г.П. БОС-тренинг как эффективный метод
психологической коррекции дезадаптивных состояний / Г.П. Селин. - М.: Прогресс, 2015. - 86 с.
42. Сидорова, А.А. Особенности процесса адаптации у студентов- психологов в первые три года обучения / А.А. Сидорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 5, №1. - С. 36-48.
43. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: материалы второй Росс. конф. по экологической психологии / Под. ред. В.И. Панова. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 172-176 с.
44. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальной ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополов. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 292 с.
45. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук /
С.В. Субботин. - Пермь, 1992. - 152 с.
46. Суханов, А.А. Анализ понимания адаптации человека в отечественной психологии. / А.А. Суханов // Гуманитарный вектор. - 2011. - №2. - С.202-205.
47. Топчий, М.В. Стресс как объект научной рефлексии: монография / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. - 312 с.
48. Тюрина, Н.В., Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - №5. - С. 152-157.
49. Федорова, Е.Е. Адаптация студентов ссузов к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Е.Е. Федорова. - Магнитогорск, 2007. - С.24.
50. Федосеева, А.В. Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности / А.В. Федосеева // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 827-829.
51. Хуторная, М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дис. ... канд. психол. наук / М.Л. Хуторная. - Тамбов, 2007. - 182 с.
52. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Весник Витебского государственного медицинского университета. - 2012. - Т. 10, №1. - С. 6-19.
53. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
54. Ярмонов, Ю.П. Фрустрация как механизм формирования эмоций / Ю.П. Ярмонов. - М.: Прогресс, 2014. - 135 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ