ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ 7
1.1 Методологические основы изучения правового сознания 7
1.2 Психологическая структура и функции правосознания 22
1.3 Особенности правового сознания студентов и средства его
формирования 62
Выводы по главе 1 72
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 74
2.1 Организация и описание выборки исследования 74
2.2 Анализ и интерпретация результатов, полученных на
констатирующем этапе эксперимента 86
2.3 Анализ и интерпретация результатов полученных на
формирующем этапе эксперимента 91
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 115
Актуальность исследования. Современный мир претерпевает сложные и стремительные изменения. Научно-технический и социальноэкономический прогресс, политические изменения в государственном устройстве, развитие быстрых способов коммуникации приводят человечество к новому этапу его развития и влияют на формирование сознания молодежи.
В массовом сознании молодежи происходят изменения в представлениях о границах допустимого и недопустимого в социальном поведении, о правилах и нормах поведения в обществе.
В нашей стране, негативная динамика массового правосознания, нарастание правовой безграмотности и нигилизма молодежи происходит на фоне отсутствия правового образования студентов, как в общеобразовательных учреждениях, так и в профессиональных.
В настоящее время еще не сложилась система правового воспитания в образовании, построенная на учете психологических факторов влияющих на формирование правосознания в подростковом и юношеском возрасте. На сегодняшний день не учитывается разрушительное воздействие средств массовой информации, которые зачастую пропагандируют ценности и нормы поведения, способствующие противоправному поведению молодых людей.
Формирование будущего специалиста, его профессиональное и личностное становление происходит в процессе нравственной, социальной и профессиональной деятельности. Нравственные ценности отражают смысл жизни, образ жизнедеятельности человека, место человека в общественной жизни и его статус.
Все это влечет повышенные требования к правосознанию будущих специалистов. От этого уровня зависит их социально-правовая, гражданская активность, готовность к участию в деле укрепления законности и правопорядка.
Традиционно в истории человечества, молодежь и студенчество являлись наиболее активной частью общества. Их стремление к изменениям, недовольство своей социально-экономической позицией, несформированные нравственные ценности совместно с низким уровнем правосознания может привести социум к глобальным потрясениям.
В связи с этим изучение сознания и правосознания студентов является в настоящее время актуальным направлением в психологии.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных психологов и правоведов, таких как Г.В. Акопов, А.Г. Белобородов, В.Л. Васильев, Л.О Выготский, А.В. Головченко, Г.Х. Ефремова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, В.М. Минияров,
Ю.И. Новик, В.М. Обухов, Л.И. Петражицкий, Н.Н. Полянский, А.Р. Ратинов, Р.К. Русинов, Ю.В. Чуфаровский, Д.А. Ягофаров, Н.Н. Ярушкин.
Актуальность темы и проблематика исследования обусловили выбор темы: формирование правового сознания студентов средствами психологического тренинга.
Объект исследования: правовое сознание студентов.
Предмет исследования: психологический тренинг как средство формирования правового сознания студентов.
Цель исследования: изучение эффективности формирования правового сознания студентов средствами психологического тренинга «Взрослые шаги» (Егорова О.В. и др. Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям»).
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ методологических основ изучения правового сознания.
2. Обосновать теоретическую модель правового сознания: структуру, функции и факторы, влияющие на его формирование.
3. Рассмотреть особенности правового сознания студентов.
4. Провести формирующее экспериментальное воздействие на правосознание студентов средствами психологического тренинга.
5. Выявить связи между компонентами правового сознания личности, и между показателями самооценки и уровнем притязания личности с компонентами правосознания.
База исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов департамента психологии третьего курса института социальных и политических наук и 30 студентов третьего курса института гуманитарных наук и искусств ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург...
Необходимость исследования процесса формирования правового сознания студентов вызвано возрастанием их социальной активности, а также малой изученностью психолого-педагогических условий этого процесса. Утверждение в обществе господства права, цивилизованных способов защиты прав и интересов граждан, социально ориентированная юридическая политика имеют в повышении уровня правового сознания студентов решающее значение.
Отличительной особенностью проведенного исследования является оценка правосознания сквозь призму составляющих его элементов, отражающие структурно-содержательную сторону правосознания (правовые знания, отношение к праву, правовые установки), характеризующие мотивационную сторону правового поведения (снижение конфликтности, социально-зрелое поведение), раскрывающие функционально-поведенческую сторону (уровень самоуправления поведением, уровень социальной активности).
Учитывая, что правосознание является сложным по структуре явлением, важнейшей проблемой развития правосознания является не только усвоение правовой информации и возможностей ее реализации, а главным образом, влияние на механизм перехода правовых правил в действительность, при котором внутренняя активность личности трансформируется во внешнюю деятельность, проявляется в готовности реализовать правовые предписания, осудить правонарушение, пресечь противоправный поступок. Правовое сознание личности - это сплав социального и индивидуального, оно отражает объективные условия жизни, отношения, в которые включен индивид, а также его личные свойства и качества.
Основными образующими элементами личностного правосознания являются правовые знания, отношения к праву, правовые установки,
выступающие основными критериями уровней развития правосознания. Личность принимает решения с учетом знаний на основе убеждений и установочного отношения, которые обуславливают правовую активность личности и направляют поведение.
Эмпирическое исследование формирования правосознания студентов дает возможность констатировать тот факт, что все компоненты правосознания: знание права, отношение к праву, правовые установки, правовая активность оказывают существенное взаимовлияние, выступают единым комплексом в развитии правосознания студентов как целостного психологического феномена. Имеется положительная корреляция между всеми составляющими правового сознания личности.
Значимым условием эффективного формирования правосознания студентов, является организация и проведение психологического тренинга, основанного на комплексе методов когнитивно - поведенческого подхода.
Такой тренинг позволяет студентам на каждом занятии осваивать новые социальные навыки, эмоции и новые способы мышления через механизм научения, т.е. формирование правосознания происходит в результате научения, когда условный стимул соединяется с безусловным, когда те или иные действия или реакции подкрепляются положительным стимулом. А также формирование правосознания происходит в результате наблюдения участников друг за другом в процессе тренинга. В связи с этим, в рамках тренинга работа сосредоточена на поведенческих реакциях и внутренних установках. Поэтому работа в форме тренинга не только эффективно способствует овладению основами законодательства и повышению компетентности в области права, но и формирует у участников навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния, активизирует потребность и желание отстаивать справедливость, защищать свои интересы и применять полученные знания на практике.
Эмпирическое исследование формирования правосознания студентов подтвердило гипотезу о том, что если организовать психологический тренинг 100
со студентами в целях общего развития правосознания и направленный на формирование социально-активного уровня правосознания, тогда результатом этого тренинга станут значительные прогрессивные изменения уровня правового сознания у студентов. Иными словами, достижение нового качественного уровня сформированности правосознания возможно.
Подводя итог настоящему исследованию, посвящённому правосознанию студенческой молодёжи, можно сказать, что вопрос о поиске оптимальных механизмов формирования правового сознания личности остается дискуссионным. Тем не менее, по результатам проведенной нами работы, можно заключить, что проведение подобных тренингов позволит добиться удовлетворительного результата.
Безусловно, развитие правосознания студентов - это сложный и противоречивый процесс, который требует дальнейшего серьезного и глубокого анализа. При анализе эффективности процесса правовой социализации необходимо опираться не только на исследование форм учебной работы, но принимать во внимание множество других факторов как внешнего (семья, условия в конкретном вузе, друзья и др.), но и внутреннего (особенности характера, свойства личности и др.) плана. Для совершенствования правового сознания студентов нужны как постоянные образовательные и воспитательные усилия, так и меры социально-экономического, организационного и правового порядка на уровне всего общества.
1. Абдуразакова Д.М. Социально - правовая активность как условие формирования правосознания студентов / Д. М. Абдуразакова, Р. М. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2013.- №3.- С. 38-39
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: «Когито- Центр», 2002. - 220 с.
3. Акопов Г.В. Социальная психология образования: учебное пособие / Г.В. Акопов.- Самара, 1996. - 245 с.
4. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г.В. Акопов.- Самара. Изд-во СНЦ РАН -СамИКП, 2002. - 206 с.
5. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи / Л.С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М.: Знание, 1979. - С. 140-152
6. Аминов И.И. Юридическая психология / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012.- 415 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика», 1980. - Т. 2. - С.2-127
8. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты /
Р.С. Байниязов // Правоведение.- 1998. - №3. - С. 16-21
9. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.- 352 с.
10. Бахарева А.Н. Формирование правосознания и молодежь /
А.Н. Бахарева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - Т. - 4. вып. 22. - С. 24-26
11. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.А. Белканов; УрГЮА- Екатеринбург, 1996. - 22с.
12. Белобородов А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания: автореф. дис. канд. психолог, наук: 19.00.06 / А.Г. Белобородов; Академия управ. МВД Росии.- М.: 1996. - 24с.
13. Болонина С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса / С.В. Болонина // Юрист. - 1999. - № 10. - С. 66-70
14. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Издательство «Питер», 2005. - 655 с.
15. Визиренко Е.В. Тенденции развития правосознания и правовой культуры в современном российском обществе / Е. В. Визиренко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 6-2. -вып. 37. - С. 89- 91...