ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 10
1.1. Понятие и структура школьной адаптации 10
1.2. Особенности адаптации учащихся пятых классов к средней школе 20
1.3. Исследования показателей структурных составляющих 28
школьной адаптации и их взаимосвязей у учащихся пятых классов 28
1.3.1. Академическая успеваемость и поведение в школе как показатели
академической адаптации 28
1.3.2. Социометрический статус школьника и удовлетворенность
положением в группе как показатели социальной адаптации 32
1.3.3. Тревожность учащихся как показатель психологической адаптации
к условиям обучения в средней школе 42
1.4. Особенности самооценки младших подростков 48
и ее связь с показателями школьной адаптации 48
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 59
2.1. Описание выборки и процедура исследования 59
2.2. Выбор и обоснование методик 59
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 67
2.3.1. Результаты исследования академической адаптации учащихся
пятых классов 67
2.3.2. Результаты исследования социальной адаптации учащихся пятых
классов 73
2.3.3. Результаты исследования показателей психологической адаптации
учащихся пятых классов 77
2.3.4. Результаты исследования уровня самооценки у учащихся пятых
классов 83
2.3.5. Исследование взаимосвязи академической, социальной
и психологической составляющих школьной адаптации пятиклассников 86
2.3.6. Исследование связи самооценки с показателями академической,
социальной и психологической составляющих школьной адаптации 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
Образовательный процесс, осуществляясь непрерывно, предполагает постоянное изменение требований, обстановки и условий обучения школьников. В процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Одним из таких периодов является переход учащихся из начальной школы в среднее звено, которое характеризуется новыми условиями и формами обучения. В последние годы в Екатеринбурге, как и в России в целом, наблюдается тенденция к обособлению начальной школы от среднего и старшего звена. Создаются ресурсные центры - образовательные учреждения, обычно гимназии и лицеи, без ступени начального образования, т. е. обучение в таких школах осуществляется с 5-го класса. Таким образом, дети, закончившие начальную школу в одном образовательном учреждении, поступают в 5-й класс, как правило, по конкурсу, в другое образовательное учреждение, где им приходится одновременно адаптироваться к правилам новой школы, новому режиму обучения, к новому классу, преподавательскому коллективу и т. д.
Кроме того, этот период совпадает с переходом от младшего школьного возраста к подростковому, который считается наиболее сложным периодом развития, когда в течение короткого промежутка времени происходит перестройка всех систем организма и личности подростка, меняется его отношение к себе, другим людям, к окружающему миру. Самым важным для подростков становится межличностное общение, а учеба отходит на второй план. На этот возраст приходится значительное количество стрессовых ситуаций, связанных с отношениями со взрослыми и сверстниками. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослых сопровождается нарастанием поведенческих проблем. В образовательном процессе для этого периода типичны снижение успеваемости, повышенная утомляемость, эмоциональная нестабильность.
Успешная адаптация школьников при переходе из младшего звена в среднее является основой их полноценного психического развития, социализации и сохранения психического здоровья. Значимость этой проблемы подчеркивается и в письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной
адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную» [67].
В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже - с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Тогда как на самом деле различные аспекты адаптации подростков к основной среде их развития - школе - в большой степени определяют не только успешность обучения, но и являются основой для перехода от детства к юности и успешного решения задач взрослого возраста. На недостаточность изучения психологических особенностей детей 10-11 лет указывает, например, Г. А. Цукерман, называя этот период «ничьей землей» в возрастной психологии [92, С. 17].
Исследования по проблеме адаптации школьников при переходе из младшей школы в среднюю очень немногочисленны, хотя в последнее время все большее число специалистов-психологов - теоретиков и практиков - проявляют интерес к этой проблеме (Г. А. Цукерман, О. А. Сизова, Л. А. Ясюкова, Е. Ю. Дубровина, Р. М. Битянова и др.). В научной литературе предлагаются различные концепции школьной адаптации, в которых рассматриваются ее содержание и отдельные показатели. Общепризнанным является представление об адаптации в широком смысле как о приспособлении человека к окружающим условиям. Под школьной адаптацией в психологии понимается приспособление ребенка к требованиям и условиям обучения. Все исследователи согласны с тем, что это сложный многофакторный феномен. Различается два аспекта адаптации: физиологический и социально-психологический. Большинство исследователей социально-психологической адаптации школьников так или иначе рассматривают три ее составляющих: академическую адаптацию, социальную адаптацию и психологическую адаптацию, каждая из которых характеризуется своими показателями, своими социально-психологическими характеристиками школьников-адаптантов.
Академическая адаптация характеризуется степенью соответствия поведения ученика нормам школьной жизни (принятие дисциплинарных и поведенческих требований учителя, сопровождающих учебный процесс и взаимодействие с одноклассниками, хорошая успеваемость). Основными показателями академической адаптации являются успешность учебной деятельности и поведение в школе.
Психологическая адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя. Проявляется в эмоциональном фоне, определяющем психологическое благополучие или неблагополучие школьника. Самый яркий показатель - уровень школьной тревожности. Также, по мнению некоторых исследователей, показателями психологической адаптации являются самооценка и уровень притязаний школьника [25; 36].
Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в социальную группу. Проявляется в степени принятия ребенка одноклассниками, в количестве коммуникативных связей. Основной показатель - социометрический статус, занимаемый в группе одноклассников.
Исследования показывают, что одной из личностных характеристик подростков, которая связана со всеми составляющими и входящими в них показателями адаптации, является самооценка [13; 40; 46; 60; 66; 96].
Исследований же по различию этой связи в разные возрастные периоды явно недостаточно. С одной стороны, самооценка в большой степени обусловливает успешность адаптации, а с другой стороны может являться ее результатом, так как у подростков самооценка еще нестабильная, часто внутренне противоречивая личностная характеристика и находится в процессе активного формирования...
Социально-психологическая адаптация является одним из ключевых механизмов, обеспечивающих становление личности в процессе развития. Важнейшим этапом в развитии детей и подростков является период обучения в школе. Процесс обучения в школе носит динамический характер. Кроме того, сама трехступенчатая система школьного образования, включающая обучение в начальной, средней и старшей школе, подразумевает отличительные особенности каждого этапе обучения. Вхождение на каждую «школьную ступень» обусловлено для учащихся специфическими трудностями, требует напряжения адаптационных механизмов личности школьника. Одним из критических этапов школьного развития, безусловно, считается переход из младшей школы в среднюю, который приходится на период обучения в пятом классе. Успешная адаптация школьников в данный период является основой дальнейшего развития, социализации и успешности учебной деятельности. Это понимают, прежде всего, сами работники школы, которые отмечают, что в пятом классе снижается успеваемость, страдает дисциплина, появляется ряд других специфических проблем. Следует отметить, что мотивом для исследования проблемы адаптации к новым условиям обучения в средней школе послужило обращение администрации одной из гимназий города Екатеринбурга с просьбой о диагностике адаптированности пятиклассников.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что многие исследователи признают важность и ответственность именно этапа адаптации пятиклассников к среднему звену обучения в школе. Социальнопсихологическая адаптация пятиклассников предполагает приспособление к новым условиям обучения и новым требованиям в средней школе, взаимодействие с новыми учителями, а также сопровождается становлением самооценки младших подростков и стремлением к успешной реализации ведущей деятельности подросткового периода по выстраиванию личностного общения со сверстниками-одноклассниками.
В связи с этим, важное значение приобретает сопровождение пятиклассников в период адаптации, которое невозможно без предварительной оценки ключевых показателей, составляющих содержание процесса школьной адаптации, а также оценки их взаимосвязи друг с другом.
Теоретический анализ психологической литературы по теме школьной адаптации показал, что социально-психологическая адаптация школьников включает три сферы: академическую, социальную, психологическую, - каждая из которых может быть описана конкретными показателями.
Академическая адаптация в рамках проведенного исследования представлена суммой показателей академической успеваемости и поведения в школе. В качестве главного показателя социальной адаптации выступает социометрический статус пятиклассников в классном коллективе. Психологическая адаптация, определяющая эмоциональное благополучие пятиклассников, представлена общим показателем школьной тревожности.
Также в исследовании изучалась связь составляющих школьной адаптации с самооценкой учащихся. Следует отметить, что указанные показатели школьной адаптации не являются исчерпывающими, но, очевидно, могут считаться базовыми. Исследование показателей адаптации пятиклассников выявило некоторые результаты, требующие внимания со стороны школьной психологической службы. Так как минимум 25 пятиклассников испытывают трудности в двух и более сферах школьной адаптации и имеют низкие показатели академической, социальной, психологической адаптации в различных сочетаниях.
Анализ показателя академической успеваемости выявил тенденцию к снижению успеваемость пятиклассников по сравнению с результатами четвертого класса по четырем основным предметам.
По критерию поведение в школе большая часть пятиклассников оценивается учителями хорошо и отлично, и лишь 7 % учащихся имеют неудовлетворительную оценку, а 13 % оцениваются удовлетворительно.
Анализ показателей социальной адаптации пятиклассников выявил, что более трети учащихся имеют пониженный социометрический статус. Только около четверти (23 %) характеризуются высокой удовлетворенностью взаимоотношениями в классе, в то время как пониженный и низкий уровни удовлетворенности отмечаются у более чем половины учащихся (55 %), причем удовлетворенность связана и с социометрическим статусом пятиклассников.
Эти данные соотносятся с данными ранее проведенных исследований, выявивших большое количество младших подростков с пониженным социометрическим статусом [90, С. 169]. Возможно, это объясняется неразвитыми коммуникативными компетенциями младших подростков, а также особенностями выборки испытуемых-пятиклассников, которые перешили в пятом классе в гимназию из других школ. Однако, очевидно, что полезно отслеживать этот показатель в динамике и при необходимости проводить профилактические и коррекционные мероприятия по нормализации социометрической структуры классов.
Исследование психологической адаптации на основании общей школьной тревожности по тесту Филлипса показало, что оптимальный уровень тревожности присущ половине (56 %) пятиклассников. Пониженный (у 17 % испытуемых), повышенный (у 25 % испытуемых) и высокий (у 2 % испытуемых) уровни школьной тревожности могут являться фактором риска эмоционального благополучия учащихся, отрицательно влияя на учебную деятельность и осложняя адаптацию к школе.
Анализ самооценки пятиклассников показал, что для существенной части испытуемых характерна заниженная (36 %) и низкая (19 %) общая самооценка.
Исследуемая проблематика связи всех показателей трех составляющих школьной адаптации в литературе изучена недостаточно, так как представлена в основном в виде исследований отдельных парных связей показателей школьной адаптации, что не дает целостного представления о том, как можно наиболее эффективным образом проводить работу по профилактике и коррекции риска дезадаптации...
1. Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимодействие подростков в классном коллективе / Ю.Е. Алешина, А. С Коноводова // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С. 24 - 31
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев. - Избр. психол. тр.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 288 с.
3. Андреева И. Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально
психологических характеристик подростков / И. Н. Андреева: автореф. ... дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. Н. Андреева; Белорусский
государственный педагогический университет имени Максима Танка. - Минск. - 2002. - 21 с.
4. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его
взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей [Электронный ресурс] / С. Н. Барыльник // Молодой ученый. 2016. №6. ПВЕ https://moluch.ru/archive/110/27028// (дата обращения:
27.01.2018)
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. -270 с.
6. Березовин Н. А., Чепиков В. Т., Чеховских М. И. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие / Н. А. Березовин и др. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 336 с.
7. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование / Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский. - М., 1975. - 159 с.
8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
9. Божович Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 18
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Большая энциклопедия психологических тестов / под общ. ред. А. А. Карелина. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с.
12. Большой психологический словарь; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд. расшир. - М: АСТ-Москва, 2008. - 857 с.
13. Буратный В. Н. Самооценка и ее влияние на социальный статус личности / В. Н. Буратный [Электронный ресурс]. ПВЕ: https://www.studsell.com/view/155713/ (дата обращения: 27.01.2018)
14. Венгер А. Л., Бугрименко Е. А., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / А. Л. Венгер и др. - М., 1989. - 170 с.
15. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников / А. Л Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Владос-пресс, 2001. - 160 с...