Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ APT КЛАСТЕРА: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №99670

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ
АРТ КЛАСТЕРОВ 9
1.1 Предпосылки и причины формирования арт кластера 9
1.2 Мировой опыт создания арт кластеров 22
1.3 Развитие арт кластеров в России 34
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В
СТРУКТУРЕ АРТ КЛАСТЕРА 49
2.1 Взаимодействие современного искусства и бизнеса: успешные
механизмы и существующие практики 49
2.2 Арт кластер как средство продвижения современного искусства в
городах (на примере г. Екатеринбург) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 101

Искусство - это не замкнутая в себе система, это та область, которая призвана пронизывать все сферы жизни. Одна из амбиций арт кластера - влияние на развитие территорий, в то время как амбиция искусства - расширение собственных границ. Искусство призвано преодолевать и собственные пределы, и пределы мышления людей, которые соприкасаются с ним и экспериментируют с пониманием «новизны».
Данные социологических исследований публики на выставках, экспертных интервью свидетельствуют о том, что современное искусство по-прежнему остается непонятным и, зачастую, неприемлемым для широкой публики.
Поэтому особенно актуальна проблема поиска новых форм и методов взаимодействия зрителя и репрезентации произведений в сфере современного искусства.
Единственный путь преодоления стереотипов и предрассудков - через образовательные инициативы и создание новых форматов для развития и приобщения общества к современному искусству. Сегодня происходит новый виток конверсии, поиск новых форм, новых площадей для современного искусства и разного рода неформальных инициатив.
Современные концептуальные выставочные решения сегодня требуют специального пространства, неординарность архитектуры которого определила бы дальнейшее развитие современного искусства. Таким пространством и является арт кластер.
Пространство кластера скорее напоминает «мультимедийный храм», где представлены жанры современного искусства, которые сложно, как правило, объединить в рамках традиционных структур, например, таких как музеи - это живопись, графика, фотография, инсталляция, объекты, перформанс и т.д.
Переформировавшиеся из заводов и фабрик, арт кластер становится местом для свободных, креативно мыслящих людей, желающих транслировать свой творческий и интеллектуальный продукт вне жестких рамок музеев, которые еще держат оборону собственных представлений о процессе организации сотрудничества с художниками и порядком последующей демонстрации их искусства.
Задача арт кластера - это создать некую площадку, декорации, условия для существования и смены масштаба современного искусства и современной культуры. Такие пространства создают благоприятные условия для развития искусства, в связи с тем, что на территории арт кластера регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сфере современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. За счёт контакта между участниками проекта налаживается междисциплинарное взаимодействие, между различными сообществами, поколениями и стилями.
Сейчас становится понятно, то что делают галереи, недостаточно, нужны проекты, которые дают людям возможность самореализации, вовлечение. Не просто прийти и посмотреть, а возможность быть увиденными и услышанными. Процессы, происходящие в арт кластере, очень благоприятны для состояния современного искусства: новые имена, новый формат выставок в «новых» пространствах, новые направления, которые интересуют аудиторию, и дают им возможность вовлечения.
Социальные изменения последних лет, появление новых практик и навыков привели к тому, что сегодня речь идет о принципиальной смене модели взаимодействия культурных институтов с обществом. В связи с этим появляется необходимость внимательного и детального изучения деятельности таких новых практик как арт кластеры. Поскольку данное явление зародилось на Западе, необходимо изучить мировой опыт предпосылок и причин формирования арт кластеров, выявить схожие черты и различия с отечественными арт практиками.
Анализ литературы и интернет - ресурсов при подготовке к диссертационному исследованию показал, что в настоящее время рассматриваются лишь отдельные аспекты направлений развития арт кластеров и творческих индустрий и совсем не исследуется в ключе современного искусства. Это такие работы как: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричарда Флориды1 или «Креативная экономика: как делать деньги из идей» Джона Хоккинса2 и других исследователей. В данных работах раскрывается определение арт кластеров и творческих индустрий, которые основаны на идеях и креативном подходе, описываются формы творческих индустрий с точки зрения бизнеса, а также определяются их цели и задачи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный мир развивается динамично, и искусство не может оставаться в стороне от происходящих изменений. Одним из способов адекватного ответа на вызовы времени является развитие арт кластеров, как воплощение тесного сотрудничества бизнеса и искусства в одном пространстве.
В ХХ1 веке искусство вошло в пространство бывших заводов, стало ощущать себя через бетонные стены заводских корпусов, через работающую технику, станки и оборудование. Оказалось, что это не просто фон, а особый выразительный материал для искусства и актуального творчества, что привело к появлению новых артефактов и нового типа восприятия искусства.
Арт кластеры выступают в роли культурных центров, занимаясь проведением выставок, концертов, показов кино на своей территории. Однако данные центры можно считать многофункциональными ввиду того, что они, помимо прочего, организуют образовательные и развлекательные мероприятия. Кроме того, подобные площадки дают возможность заниматься малым и средним бизнесом. Наконец, можно отметить, что арт кластеры часто занимают заброшенные или исторические здания и тем самым задействуют пустующие территории и улучшают внешний вид города.
Являясь местом реализации новых творческих идей и концентрации самых интересных проектов и продуктов в области современного искусства, а также как удобная инфраструктура его восприятия, можно сделать вывод, что пространство арт кластера дает в сумме гораздо больше вовлеченных посетителей, чем любая традиционная культурная институция, за счет скопления на одной территории и творческой составляющей (галереи и образовательные структуры) и бизнес-ориентированных индустрий (кафе, рестораны, шоу-румы и т.д).
Можно также сделать вывод, что арт кластеры выполняют трехстороннюю миссию - создают инфраструктуру для развития небольших бизнесов с творческой составляющей, предлагают городским жителям альтернативное место досуга и привлекают публику.
С точки зрения культуры арт кластер работает как внешне, так и внутренне. Во-первых, они сохраняют облик города, так как для их создания используются исторические здания. Во-вторых, на своих территориях арт кластеры поддерживают творческих людей, а также регулярно проводят мероприятия, связанные с искусством.
В арт кластерах нередко представлены следующие участники творческого производства:
1. малые и средние предприятия, микропредпрития, которые являются частью креативной экономики и производят интеллектуальные продукты на основе творчества;
2. учреждения культуры (музеи, культурно-досуговые учреждения, концертные организации и прочие, обладающие уникальными культурными ресурсами);
3. крупные коммерческие предприятия, настоящие «индустрии» (телевидение, издательства, фирмы звукозаписи);
4. негосударственные некоммерческие организации, относящиеся к третьему сектору, где часто сосредоточены значительные творческие и менеджерские силы и осуществляются инновационные культурные проекты;
5. независимые творческие профессионалы, которые мигрируют между этими секторами и образуют подвижную творческую среду. 1
Организация же арт кластера, как показывает практика, должна опираться на следующие правила2:
• кластеры, включающие культурные ресурсы и способные работать на туристическую индустрию, должны быть выстроены в сеть, обеспечивающую связность между объектами посещений, куда бы были включены и учреждения культуры (музеи, памятные места, выставочные залы);
• стержнем кластера часто становится современное искусство, вокруг которого формируется инфраструктура и сервисное коммуникативное пространство (кафе, книжные магазины, архитектурные бюро);
• желательно, чтобы кластер был мобильным, динамичным, мог быстро реагировать на внешние события, чтобы включать возможность проведения различных мероприятий, презентаций (например, с использованием мобильных конструкций);
• в организации кластера следует продумать его максимальное и многосекторное наполнение, включение различных структур, а также зависимость этого наполнения от времени, сезона, событий, праздников, а также его направленность и на городского посетителя, и на туриста.
Между тем, кластеры не могут быть одинаковыми, их специфика будет зависеть и от атмосферы города, его архитектуры, а также художественных ресурсов. Также арт кластер зависим от целей организаторов, и тех, кто оказывает финансовую поддержку. Однако почти для всех известных на сегодняшний день кластеров характерно освоение заброшенных зданий, бывших и невостребованных заводов.
Арт кластер должен стать шагом к изменению положения современного искусства в социуме, попыткой перейти к прямому эмоциональному контакту с каждым человеком - будь то художник или зритель, любитель или профессионал.
Арт кластеры, как синтетическое явление соединяют свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социальных задач. Пространство кластера, создается как место, устремленное в будущее. Здесь современное искусство обретает свою территорию и осваивает новый индустриальный масштаб.
Сегодня во многих современных городах арт кластеры, как типы публичных пространств, становятся одними из рычагов влияния, способным решить культурно-художественные и социальные проблемы.


1. Барбур Л. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель / Л. Барбур, П. Брайен. Пер. с англ. О. Рева // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. - С. 80-83.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / В. Беньямин Пер. с нем. - М.: Медиум, 1996. - С. 15-65.
3. Бишоп К. Радикальная музеология: так ли уж «современны» музеи современного искусства? / пер. с англ. О. Дубицкой / К. Бишоп. - М.:Ад Маргинем Пресс, 2014. - С. 96.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е.А. Самарской / Ж. Бордрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - С. 269.
5. Визгалов Д. В. Брендинг города / Д.В. Визгалов. - Москва: Фонд «Институт экономики города», 2011. - С. 160.
6. Вуд Ф. Творческие люди / Ф. Вуд Пер. с англ. // Экология культуры: Инф. бюллетень. Архангельск, 2004. - № 2. - С. 35-38.
7. Высоковский А. А. Креативность как ресурс / А.А. Высоковский // Отечественные записки. - 2005. - №4. - С. 160-167.
8. Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики / Е.В. Гетманская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. № 1. М., 2010. С. 25-33.
9. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития / М.Б. Гнедовский // Творческие индустрии: модель для сборки. М.: Институт культурной политики, 2005. - С. 7-15. - (Культурные
стратегии: экспертный клуб. Вып. 4).
10. Желнина А.А. Творчество «для своих»: социальное исключение и креативные пространства Санкт-Петербурга / А.А. Желнина // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. СПб., 2012. С.24.
11. Зеленцова Е.В. На пути к творческой экономике. // Космополис. - 2008. - №17. - С.7-12
12. Зеленцова Е. В. Первопроходцы: творческие индустрии приходят в Россию / Е.В.Зеленцева // - СПб.: Нева, 2006. - 98 с
13. Зеленцева Е.В. Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края / Е.В. Зеленцева, Е.Х.Мельвиль, А.В. Попов,
А.Е.Сачкова, К.Л. Филимонова // Пермь, 2011.- С. 1-99.
14. Зеленцова Е. Требуется идея. Срочно. Дорого // Новая газета. - 2010. - № 68. С. 28-34.
15. Зеленцова Е.В. Подробная характеристика московских кластеров: Творческий кластер: московское измерение / Е.В. Зеленцева, Л. Кузовникова // Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей. - М.: Институт культурной политики, 2005. - С. 25-31...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ