Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа №99667

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
«МЯГКОЙ СИЛЫ» 13
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ
СИЛЫ» 13
1.2. ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 22
1.3. РЕЙТИНГИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 30
ГЛАВА 2. РЕСУРСЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИТАЛИИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 36
2.1. КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИТАЛИИ 36
2.2. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 51
2.3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИТАЛИИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

Актуальность темы исследования обусловлена меняющимся характером нынешних международных процессов. Ускорение процесса глобализации и развитие взаимозависимости государств, наряду с возникновением новых вызовов, таких как: распространение ядерного оружия и развитие обычных вооруженных сил вместе с возрастанием практики использования экономических санкций, направленных друг на друга, возникает необходимость создания той международной среды, при которой государства смогут находить компромисс и приходить к решению серьезных проблем без использования своей военной или экономической мощи. С появлением необходимости минимизации использования так называемой «жесткой силы», пришло осознание важности разработки новых механизмов регулирования конфликтов и налаживания двусторонних и многосторонних отношений.
Так, в 1990 г. в журнале Foreign Policy была опубликована статья американского политолога Джозефа Найя, в которой впервые был употреблен термин «мягкая сила» в качестве противоположного «жесткой силе»1. Согласно интерпретации Найя, «мягкая сила» является антиподом той власти, которая включает в себя насильственные методы убеждения и давление, а, наоборот, играет важную роль в создании положительного имиджа страны и в привлечении на свою сторону других государств. В качестве инструментов «мягкой силы» Най выделяет культурные и политические ценности страны, а также легитимную внешнюю политику. Стоит отметить, что источники «мягкой силы» могут отличаться друг от друга в каждом отдельном государстве: в одном более развиты одни источники «мягкой силы», например, культурное наследие, в другом - совершенно другие, например, политические ценности. С тех пор данный концепт получил широкую огласку в научных кругах и стал темой многих исследовательских работ. И если изначально данный феномен был обращен только к США, то сегодня многие страны пытаются применить его и на своей практике, используя свои перспективные и наиболее эффективные инструменты «мягкой силы». В их числе находится и Италия, которая за последнее десятилетие начала осознавать важность данного концепта в реализации своей внешней политики, которые могут приносить значительные выгоды стране, будь то налаживание партнерских отношений со странами мира, повышение своего влияния на международной арене или экономические выгоды, в которых особенно нуждается Италия в связи с нестабильным экономическим положением страны.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ концепта «мягкой силы» показал, что данная тема вызывает большой интерес со стороны как российских исследователей, так и зарубежных. Так как данная работа посвящена особенностям «мягкой силы» Италии, то в качестве ее источниковой базы были использованы в большей степени официальные документы на итальянском, а также на английском языке. Что касается научной литературы по нашей теме исследования, стоит отметить, что работ итальянских исследователей по «мягкой силе» Италии, которые бы показывали общую картину реализации ее на практике, не так много, однако существует множество работ, посвященных отдельным инструментам итальянской «мягкой силы». Что касается отечественных и не итальянских зарубежных авторов, особенности «мягкой силы» Италии, на наш взгляд, не находят большой интерес с их стороны. Существует ряд работ, посвященных данной проблематике, однако, еще рано говорить о полном раскрытии этой темы.
В нашем исследовании мы отталкивались от понятия «мягкой силы», сформулированного Дж. Найем. В связи с тем, что до Найя похожие идеи о «мягкой» власти уже сформулировал итальянский философ Антонио Грамши, мы также не обошли стороной его труды.
Стоит отметить тех исследователей, которые постарались доработать и расширить данный концепт, чтобы внести ясность в понятие данного термина, чего не хватает интерпретациям Дж. Найя. В число этих исследователей входят наши отечественные авторы, такие как: Д. М. Ковба, О. Г. Леонова, Е. П. Панова, П. Б. Паршин, Е. М. Харитонова, А. И. Шаповалова2. Помимо этого, в данном исследовании мы обратились к работам авторов, которые изучали отдельные инструменты, с помощью которых реализуется «мягкая сила» государства, в число которых входит культурная дипломатия и публичная дипломатия. Так, были использованы работы зарубежных авторов М. Каммингса, М. Леонарда, С. Росса3 и отечественных: М. М. Лебедевой4. Отдельно стоит выделить тех авторов работ, которые исследовали мягкую силу Италии или ее отдельные источники. К ним относятся итальянские авторы, такие как Г. Митидьери, А. Теста5, которые рассмотрели влияние итальянского языка на «мягкую силу» Италии; Д. Барточини6, исследовавший итальянское кино в качестве источника привлекательности страны; Е. Франческини7 и его работа о итальянской культуре, туризме и научно­исследовательской деятельности, влияющие на позитивный имидж страны за рубежом; Е. Андреис, Ф. Кавадини и Ф. Квадрелли8, которые изучили реализацию интернационализации итальянского образования в качестве инструмента «мягкой силы», а также работы Е. Джильярелли и П. Руффини9 о влиянии итальянской научно-исследовательской деятельности на имидж страны. Среди отечественных исследователей, были проанализированы работы Т. В. Зоновой10 о «мягкой силе» итальянского языка; К. М. Табаринцевой-Романовой11 о культурной дипломатии Италии; Е. Н. Пастушковой12, в работе которой проанализированы культурные ценности Италии, привлекательные для иностранцев. Стоит также отметить работы не итальянских зарубежных авторов: работа Ф. Хантер13 о продвижении итальянского образования и его интернационализации; Д. Браун14 о научной дипломатии Италии, как об одном из инструментов «мягкой силы».
В данной исследовательской работе было рассмотрено несколько рейтингов «мягкой силы», которые наглядно показывают успех и эффективность реализации данной стратегии тем или иным государством. В нашем исследовании были проанализированы следующие работы: статистика лондонского журнала «Monocle»15 2016 г., рейтинг «мягкой силы» «The Soft Power 30»16 2017 г. от агентства Portland, автором которого является Джонатан Макклори, специалист в области «мягкой силы» и публичной дипломатии. Еще одним рейтингом, к которому мы обратились стал рейтинг национальных брендов «Anholt-GfK Nation Brands Index»17, которое проводится совместно с Саймоном Анхольтом, независимым советником по политическим вопросам.
Проанализировав работы, в которых исследуется феномен «мягкой силы» государства и, в частности, особенности реализации этой стратегии во внешней политике Италии, можно отметить тот факт, что тема «мягкой силы» является довольно популярной в научных кругах, так как рассматривается широким кругом исследователей. Однако, многие из них трактуют данный термин по-своему, что говорит о проблеме недостатка четкого определения и понимания специфики этого концепта. При этом стоит отметить, что в работах, посвященных «мягкой силе» Италии не хватает целостного анализа данной формы внешнеполитической стратегии конкретно этого государства. Из чего можно сделать вывод, что в итальянском научном сообществе существует разлад в понимании данного концепта и нет четко определенных особенностей, конкретных инструментов и методов реализации «мягкой силы» Италии...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Термин «мягкая сила» появился в научной практике относительно недавно, но уже прочно занял место в трудах многих исследований международных отношений. Сформулированная впервые Дж. Найем в 1990г., концепция «мягкой силы» до сих пор вызывает многочисленные споры в научных кругах, подвергается критике и даже называется бесполезной с точки зрения влияния на международной арене. Однако общее в работах Ная и других исследователей «мягкой силы» все же есть: «мягкая сила» — это способ достижения желаемого результата без применения насильственных методов или давления, а с помощью привлекательности и благоприятного образа своего государства». При этом возникает не мало споров по поводу того, как именно формируется эта привлекательность и является ли продвижение позитивного образа за рубежом пропагандой? В нашем исследовании мы пришли к выводу, что незначительный пропагандистский характер «мягкой силы» все-таки имеет место быть и целенаправленная деятельность на создание позитивного образа страны в мире зачастую реализуется через сильные стороны государства, при этом скрывая некоторые недостатки. При этом стоит помнить, что нынешняя глобализация и развитие сети Интернет делают мир более открытым и «прозрачным», а значит становиться все сложнее утаить слабые места. Таким образом, для того, чтобы эффект «мягкой силы» и привлекательный образ имел долгосрочный характер, следует обращаться к более честному подходу формирования благоприятного образа государства.
Несмотря на многочисленные дискуссии по данному концепту, «мягкая сила» включена во многие внешнеполитические стратегии государств. Данное исследование посвящено осмыслению феномена «мягкой силы», анализу «мягкой силы» конкретного государства - Италии, а также выявлению ее основных ресурсов «мягкой силы» и механизмов реализации данной стратегии. Так, МИД Италии провозгласил продвижение культуры и языка в
качестве одной из приоритетных целей итальянской внешнеполитической деятельности для создания благоприятного образа страны в мире. Одной из задач данного исследования была задача выявить основные ресурсы «мягкой силы» Италии и по итогу работы можно утверждать, что самым важным ресурсом итальянской «мягкой силы» является именно ее культура и культурное наследие. Культура Италии известна во всем мире, привлекая людей своей красотой, эстетикой и величественностью, а итальянский язык манит своим звучанием и мелодичностью. Современная Италия умело использует то, чем наградила ее природа и история в своей внешнеполитической деятельности. Культуру во многом поддерживает туризм в Италию, который пользуется большим спросом среди иностранных туристов. Туризм, в свою очередь, приносит значительные финансовые выгоды стране и благоприятствует защите и продвижению товаров «Made in Italy», а также богатой итальянской культуры. Помимо культуры, Италия осуществляет ряд мер на интернационализацию итальянского образования, которая является необходимым условием для привлечения иностранных студентов и научных работников, являющимися проводниками итальянской культуры, языка, традиций и жизненного уклада Италии в своих родных странах. Более того, иностранные студенты - это будущие дипломаты, предприниматели и ученые, которые в перспективе будут развивать деловые и партнерские связи с Италией. Таким образом, продвижение итальянского образования - это не только вклад в настоящее положение Италии на мировой арене, но и в будущее.
Еще одним инструментом «мягкой силы» Италии, по нашему мнению, является научно-исследовательская деятельность, важность которой начали осознавать не так давно, однако, нельзя отрицать, что наука может служить укреплению прочных связей и взаимного доверия между странами, а также быть двигателем экономического, социального и политического прогресса.
Наше исследование показало, что главными акторами, занимающимся реализацией политики «мягкой силы» Италии, являются итальянские органы власти, а именно Министерство иностранных дел, Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма, Министерство экономического развития и др. При этом стоит помнить, что государство не в силах полностью контролировать реализацию этой политики и немаловажными акторами, которые влияют на образ государства и его продвижение за рубежом являются само итальянское общество, НПО, СМИ, университеты и др.
Несмотря на активную деятельность государства в продвижении итальянской культуры, туризма, образования и науки существует ряд серьезных проблем, которые сдерживают весь потенциал «мягкой силы», которым обладает Италия. По итогу данного исследования мы выделили следующие основные недостатки в реализации «мягкой силы»: недостаточное финансирование, которое касается всех основных ресурсов «мягкой силы», будь то культура, образование, туризм или наука. Это объясняется нестабильным экономическим положением Италии, на которое в значительной степени влияет экономический кризис. И несмотря на то, что доля инвестирования в культуру за последние годы увеличилась, она все еще остается одной из самых низких по Евросоюзу. При этом в последнее время итальянские власти начали осознавать, что культурный сектор способен положительно повлиять на экономическое развитие страны, принося огромные деньги, а также влияя на развитие и поддержание выгодных двусторонних связей, поэтому продвижение культуры и итальянского языка за рубежом является стратегической целью внешней политики Италии.
Еще одной важной проблемой является разобщённость органов, занимающихся реализацией «мягкой силы» на государственном и региональном уровне, существует огромное количество институтов по всему миру, в компетенцию которых входит продвижение культуры, языка, образования и науки, однако все они между собой практически не контактирует. Ввиду этого необходимо создать единую стратегию, которая будет консолидировать деятельность данных институтов по реализации различных инициатив министерств и ведомств.
Таким образом, «мягкая сила» Италии еще не раскрыла весь свой потенциал и предстоит решить немало проблем для более эффективного ее использования, которое будет отвечать целям внешней политики Италии. Сегодня Италия занимает одиннадцатое и тринадцатое места в рейтингах «мягкой силы» (Monocle и The Soft Power 30, соответственно), именно благодаря своей богатой культуре и культурному наследию, которым славится Италия по всему миру. Согласованная политика, вложение средств и привлечение инвестиций в развитие и поддержание своих источников «мягкой силы», а также решение ряда других проблем позволит Италии привлекать к себе еще большее число партнеров и занять более уверенную позицию на международной арене.


1. La nuova Farnesina per il Sistema Paese [Risorsa elettronica] // Ministero degli
Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - 2011. - URL :
https://www.esteri.it/mae/doc/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf (data
d’accesso : 18.02.2018).
2. Decreto del Presidente del Consiglio dei ministri [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - 2017. - URL : https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/09/dpcm_6_luglio_2017 .pdf (data d’accesso : 17.02.2018).
3. Individuazione degli interventi da finanziare con il fondo per il potenziamento della cultura e della lingua italiana all'estere [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - 2017. - URL : http://www.est eri.it/mae/resource/doc/2017/09/dpcm_6_luglio_2017.pdf (data d’accesso : 19.02.2018).
4. Piano Annuale 2017 [Risorsa elettronica] // Agenzia nazionale del turismo. -
2017. - URL : http://www.enit.it/images/amministrazionetrasparenteepe/Piano%20 Annuale%202017_prot.%2011582_08062017.pdf (data d’accesso : 21.02.2018).
5. Strategia per la promozione all’estero della formazione superiore italiana [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - 2017. - URL : https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/04/str ategia_fsi.pdf (data d’accesso : 13.03.2018).
6. Turismo Italia Leadership, lavoro, sud. Piano Strategico per lo sviluppo del turismo in Italia [Risorsa elettronica] // Ministero dei beni e delle attività culturali e del turismo. - 2017. - URL : http://www.agenziademanio.it/export/ download/ de manio/agenzia/5_Piano_strategico_del_Turismo_2020.pdf (data d’accesso : 09.03.2018).
7. Bando per l’assegnazione di contributi per progetti di scambi giovanili [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. -
2018. - URL : https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2018/02/bando_scambi_gio vanili_2018.pdf (data d’accesso : 13.03.2018).
8. Ripartizione del Fondo per l’esercizio finanziario [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - 2018. - URL : https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/09/dpcm_6_luglio_2017 .pdf (data d’accesso : 13.03.2018).
9. Soft Power Survey 2016/17 [Electronic resource] // Monocle. - 2016. - URL :
https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17/ (accessed :
16.03.2018).
10. A Global Ranking of Soft Power 2017 [Electronic resource] // USC Center on
Public Diplomacy. - 2017. - URL : https://softpower30.com/wp-
content/uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf (accessed : 17.02.2018).
11. Anholt-GfK Nation Brands Index [Electronic resource] // GfK. - 2017. - URL : http://nation-brands.gfk.com/ (accessed : 17.02.2018).
12. European Innovation Scoreboard [Electronic resource] // European Commission. - 2017. - URL : http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-17- 1674_en.htm (accessed : 20.03.2018).
13. World University Rankings 2016-2017 [Electronic resource] // Times Higher Education. - 2017. - URL : https://www.timeshighereducation.com/worlduniversit yrankings/2017/worldranking# ! /page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/ stats (accessed : 14.03.2018).
14. Settimana della lingua [Risorsa elettronica] // Ministero degli Affari Esteri a
della Cooperazione Internazionale. - 2001. - URL : https://www.esteri.it/mae/it/p olitica_estera/cultura/promozionelinguaitaliana/settimanalinguaitaliana (data
d’accesso : 17.03.2018).
15. Funzioni [Risorsa elettronica] // Agenzia nazionale del turismo ENIT. - 2005. -
URL : http://www.enit.it/ru/agenzia/2653-funzioni.html (data d’accesso
:16.02.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ