ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 7
1.1. Исследование личностных качеств в современной психологии 7
1.2. Исследование смысложизненных ориентаций в современной
психологии 9
1.3. Выбор профессиональной сферы у учащихся 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СТАРШЕКЛАСНИКОВ 21
2.1 Организация исследования и описание методик 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3 Сравнение групп юношей и девушек по средним показателям 28
2.4. Контрастные группы 30
2.4.1 Контрастные группы по интересам 30
2.4.2. Контрастные группы по шкалам методики «СЖО» 41
2.5. Парные корреляции между показателями методики «Профориентатор»
и «СЖО» 47
2.6. Линейный разведочный факторный анализ профессиональных
интересов и личностных характеристик 56
2.7. Иерархический регрессионный анализ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 117
Актуальность данной работы обусловлена одной из проблем современной системы образования, вопрос неопределенности учащихся школ и особенно выпускников в выборе пути профессионального развития. После окончания средних учебных учреждений выпускник выбирает специальность предлагаемую вузами или средними специальными учебными учреждениями для продолжения образования, как правило, не имея представления о выбираемой специальности. Зачастую выбор делается из двух показателей баллы ЕГЭ и наличие бюджетных мест. Как итог бюджетные места занимают абитуриенты, не имеющих представлений о выбранной специальности [17]. Осознание, того, что означает выбранная специальность в реальности приходит зачастую значительно позднее, когда уже трудно что-то изменить, обычно к концу профессионального обучения. В таком случае многие решают, закончить обучение не смотря на осознание своей ошибки [30, 34]. В дальнейшем, выстраивая свою профессиональную карьеру, они не работают по полученной специальности, не окупая, таким образом, государственные затраты на обучение. Описывая проблему выбора молодым человеком будущей профессии, решение которой может влиять на всю его дальнейшую жизнь, мало кто обращает внимание, что выбор профессии это не только получение профессиональных навыков, но и особая направленность развития личности. Проходя через обучение вначале в школе, а затем в институте, у подростков и молодых людей формируются личностные качества, которые влияют на дальнейшую жизнь в целом [36, 75]. Поэтому выбранный путь профессионального обучения может определить развитие или наоборот недоразвитие таких личностных качеств, о которых в дальнейшем он будет сожалеть [84]. Проведенные исследования указывают на различия в типах характера и поведении у студентов разных направлений обучения, подтверждая различия эмпирическим материалом [50]. Причину таких различий исследователи объясняют типами личности, которые начали формироваться еще в школе, возможно и раньше. Выбор будущей профессии для выпускника среднего учебного учреждения, сделанный без должного анализа своих желаний и возможностей, может привести к ряду негативных последствий.
Для решения проблемы профессионального выбора Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило поручение о формировании благоприятных условий для успешного выбора профессии или профессионального направления. Первым шагом выполнения поручения Министерства образования стало создание общей концепции сопровождения профессионального самоопределения.
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Концепция была разработа В.И. Блиновым в соответствии с Государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации. Концепция впервые опубликована 24 октября 2012г, в целях помощи выбора профессиональной сферы [12]. Данная концепция подтверждает факт, что проблема выбора профессиональной сферы старшеклассником отражается на жизни государства в целом.
Цель работы: определить взаимосвязь между смысложизненными ориентациями, личностными качествами и выбором профессионального направления у старшеклассников.
Практическая значимость: определение взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, личностными качествами и выбором профессии у старшеклассников позволит понять достаточно ли хорошо сформирована у старшеклассников система смысложизненных ориентаций для того чтобы использовать ее в профориентационной работе с ними. Так же это поможет расширить возможности профориентации.
Объекты исследования: сфера профессиональных интересов и личностные качества старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь между смысложизненными ориентациями, личностными качествами и выбором профессии у старшеклассников.
Основные задачи работы:
Сравнить и выявить различия в профессиональных интересах, личностные качества и показатели СЖО у юношей и девушек.
Выявить контрастные группы по профессиональным интересам и сравнить их по личностным качествам и показателям СЖО.
Выявить контрастные группы по показателям СЖО и сравнить их по профессиональным интересам и личностным качествам.
Определить достоверные парные корреляции между профессиональными интересами, личностными качествами, показателями СЖО, юношей девушек в отдельности и в совокупности.
Провести детерминированный факторный анализ профессиональных интересы, личностные качества и показатели СЖО.
Провести иерархический регрессионный анализ.
Методы исследования: - психологические диагностические методики: адаптация методики Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», методики Дж. Крамбо и Л. Махолика «Цели в жизни», батарея методик Центра гуманитарных технологий «Профориентатор 4.4.» включающая в себя методики «Профессиональные интересы», «Личностные качества», «Интеллект».
- основные исследовательские: аналитический, эмпирический, описательной статистики, сравнительной статистики, подсчитанные в лицензионном статистическом пакете «ЗТАТХЗТХСА 13.3».
Гипотеза исследования: - существует достоверная связь между профессиональными интересами, личностными качествами и смысложизненными ориентациями.
Новизна исследования: Методика «Смысложизненные ориентации» (далее СЖО) Д.А. Леонтьева была адаптирована для использования на персональном компьютере. Так же, данная методика была нами апробирована на учащихся старших классов в целях адаптации для данной возрастной группы. Проведено исследование взаимосвязи показателей методики «Профориентатор» по блокам интересы и личность и показателей методики «СЖО». Внесены дополнения и предложения в концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Сформулированы предложения для профконсультантов при проведении индивидуальной работы с оптантами.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи: проведено сравнение и выявление различий в профессиональных интересы, личностные качества и показатели СЖО у юношей и девушек; выявлены контрастные группы по профессиональным интересам и сравнить их по личностным качествам и показателям СЖО; выявлены контрастные группы по показателям СЖО и сравнить их по профессиональным интересам и личностным качествам; определены достоверные парные корреляции между профессиональными интересами, личностными качествами, показателями СЖО, юношей девушек в отдельности и в совокупности; проведен детерминированный факторный анализ профессиональных интересы, личностные качества и показатели СЖО.
Полученные данные путем анализа контрастных групп показывают, что по всем контрастным группам блока «Профессиональные интересы» можно выделить несколько показателей, которые, по критерию Манна-Уитни, показали различия во множестве групп. Шкала «Самоконтроль», по критерию Манна-Уитни, наблюдается достоверное различие во всех контрастных группах. Похоже, что полученные данные подтверждают, необходимость сосредотачиваться на производимых действиях. В контрастных группах с показателем больше нормы, показатель шкалы по среднему значению «Самоконтроль» выше, чем у группы с показателем меньше нормы.
Так же как данные шкал «Самоконтроль», данные шкал «Эмоциональная стабильность» по критерию Манна-Уитни показали достоверные различия во всех контрастных группах, с одной особенностью. В отличие от данных среднего значения шкал «Самоконтроль», средние значения шкал «Эмоциональная стабильность» у группы 2 не во всех случаях выше, чем у группы 1. Исключением стали шкалы «Искусство» и «Природа», группы профессий входящие в данные шкалы подразумевают свободу эмоций от контроля, так художник дает волю эмоциям для выплеска экспрессии на холст, так и естествовед.
Так же можно выделить шкалу «Согласие», критерий Манна-Уитни показал достоверное различие во множестве групп. А именно: «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Риск», в данных шкалах среднее значение у группы 2 выше, чем у группы 1, за исключением шкал «Бизнес» и «Риск», в данных шкалах показатель среднего значение у группы 1 выше, чем у группы 2.
В стальных случаях контрастных групп, шкалы имеют переменчивую особенность.
А так же. Из полученных данных по всем контрастным группам методики СЖО нужно выделить одну особенность. Полученные данные по шкале «Результат жизни» выделяются из общей тенденции остальных шкал. Данная шкала одна во всех контрастных группах, у которой данные среднего значения группы 1 выше, чем у группы 2, а именно в шкалах «Искусство» и «Природа». Во всех остальных случаях среднее значение у группы 2 выше, чем у группы 1.
Из данных полученных в результате анализа корреляционных групп, следует выделить устойчивые корреляции, присутствующие во всех трех группах. Показатель шкалы «Наука» коррелирует с показателями шкал «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность» во всех трех группах. Показатель шкалы «Общение» коррелирует с показателями шкал «Активность», «Эмоциональная стабильность», «Процесс жизни», «Локус контроля - Я» и «Общий показатель» во всех трех группах. Показатель шкалы «Бизнес» коррелирует с показателем шкалы «Самоконтроль» во всех трех группах. Показатель шкалы «Знак» коррелирует с показателем шкалы «Самоконтроль» во всех трех группах. Показатель шкалы «Природа» коррелирует с показателем шкалы «Самоконтроль» во всех трех группах. Показатель шкалы «Риск» коррелирует с показателями шкал «Активность», «Эмоциональная стабильность», «Цели в жизни», «Результат жизни», «Локус контроля - жизнь» и «Общий показатель» во всех трех группах.
Из данных полученных в результате факторного анализа, стоит отметить, что первые и пятые факторы во всех трех группах имеют одинаковую структуру. Различия между группами девушек и юношей имеют место быть. У группы юношей научная деятельность связанна с технической сферой, а у группы девушек с природной сферой. Бизнес сфера так же имеет ряд различий, бизнес у группы девушек связан с развитием технологий. У группы юношей бизнес сфера, воспринимается как индустриальная сфера исключающая интерес к профессиям сферы природа. Сфера искусства группой юношей воспринимается как область реализации актерских направленностей, у группы девушек сфера искусства в большей степени связана с созерцанием искусства.
Полученные данные с помощью иерархического регрессионного анализа показывают значимые корреляции между показателем шкалы «Общий показатель» и показателями шкал: «Риск», «Природа» блока «Профессиональные интересы», «Активность», «Согласие», «Самоконтроль» блока «Личность».
Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между смысложизненными ориентациями, личностными качествами и интересами профессиональной направленности.
Гипотеза исследования о достоверности взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, личностными качествами и интересами профессиональной направленности подтверждена.
1. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2000. -№ 5. - С. 26-273.
2. Азарных Т. Д. Женщины: гендер и темперамент / Т. Д. Азарных [Электронный ресурс] ПВЬ: ййрз://суЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/7ЙепзсЫпу- депйег-1-1ешрегашеп1
(дата обращения: 15.03.2018)
3. Айзенк М. Исследования человеческой психики / М. Айзенк, Г.Ю. Айзенк; Пер. с англ. А. Озеров. - М.: Эксмо, - 2001. - 480 с.
4. Акимова М.К. Психологическая диагностика / М.К. Акимова. - СПб.: Питер. - 2005. - 303 с.
5. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности как динамическая система / В. Г. Алексеева [Электронный ресурс] ПВГ: ййр://йрзу.ги/риЬ11с/х2754.й1:ш (дата обращения: 12.03.2018).
6. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. - М.: Просвещение, - 1968. - 332 с.
7. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. - М.: Академия, - 1982. - 370 с.
8. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - 1981. - №1. - С. 3-18.
9. Белая А. В. Профессиональная адаптация молодых специалистов к рынку труда // А.В. Белая. Социально гуманитарные знания. - 2010. - № 1. - С. 142.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: - Эксмо, - 2008. - 578 с.
11. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, С. Н. Боков, И. В. Курк. - М.: МОДЕК, - 2009, - 624 с.
12. Блинов В. И. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - М.: Перо, - 2014. - 38 с.
13. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 2001 / Л. И.Божович [Электронный ресурс] 1Ж1/ http://e1ib.gnpbu.ru/text/bozhovich_prob1emy- 1Ьгш1гоуашуа-11сЬпоз11_2001/до,0;1§,1/ (дата обращения: 12.03.2016) .
14. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. - М.: Академия, 1977. - 386 с.
15. Бубнова С. С. Ценностные ориентации молодежи различных регионов
России: принципы, методы, результаты исследования / С. С. Бубнова А. Н. Сытин [Электронный ресурс] 1Ж1/ http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_ dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razde1_3_a/bubnova_ss.htm1 (дата обращения: 12.03.2016)...