ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА 5
1.1 Исторический обзор концепций темперамента 5
1.1.1 Гуморальные теории темперамента 6
1.1.2 Конституциональные теории темперамента 8
1.1.3 Психологические теории темперамента 11
1.2 Современные представления о темпераменте 13
1.2.1 Отечественные подходы исследования темперамента 14
1.2.2 Современные западные подходы к исследованию темперамента у детей в раннем
возрасте 18
1.2.3 Характеристика методов исследования темперамента 24
1.3 Психобиологоическая концепция темперамента М. Ротбарт 25
1.3.1 Результаты исследований 29
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Основные принципы развития психических функций 32
2.2. Периодизации психического развития 33
2.3 Развитие психических функций в онтогенезе 37
2.3.1 Младенческий период - от 1 до 12 месяцев 38
2.3.2 Ранний возраст - от 1 до 3 лет 42
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ТЕМПЕРАМЕНТА И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И
РАННЕГО ВОЗРАСТА 45
3.1 Испытуемые 45
3.2 Методы экспериментального исследования 46
3.2.1 Опросник поведения младенцев - ХВР-Я 46
3.2.2 Шкалы развития Н. Бэйли 49
3.3 Результаты и их обсуждение 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
Темперамент человека, как формально динамическая характеристика личности, интересует ученых с давних времен. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология, а также степени влияния факторов внешней среды. Данные многих исследований подтверждают генетическую предрасположенность темперамента. А это значит, что мы можем наблюдать некоторые его проявления уже в раннем возрасте. Более того, некоторые типологические черты, проявляясь в раннем возрасте, характеризуются постоянностью на всех этапах развития, а также служат вероятными предикторами некоторых особенностей поведения в будущем.
Исходя из этого, интересен вопрос раннего детского темперамента. А также взаимосвязи характерологических особенностей темперамента и развития детей младшего возраста.
Практическая значимость данной работы лежит в области понимания связи таких факторов как темперамент и показателями детского развития. Такие данные могут быть полезны родителям, а также лицам, взаимодействующим с детьми, при организации программа раннего вмешательства, развития, или коррекции. Для лучшего понимания особенностей процесса детского развития.
Таким образом целью данного исследования является: Выявление взаимосвязи темперамента и когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Задачи:
1. Анализ литературы по развитию сенсомоторных, речевых и когнитивных функций детей младенческого и младшего возраста;
2. Сформировать экспериментальную группу детей, для лонгитюдного исследования на двух возрастных срезах: 10 и 14 месяцев;
3. Провести комплексное исследование поведенческих
характеристик темперамента, а также показателей когнитивного, моторного и речевого развития с помощью набора методик 1ВР-Я и шкал развития Бэйли;
4. Провести сравнительный анализ характерологических особенностей темперамента и когнитивного, моторного, речевого развития детей до 14 месяцев.
Объектом данного исследования является когнитивное, моторное и речевое развитие детей.
Предметом: взаимосвязь темперамента и когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.
Гипотеза: Показатели темперамента детей младенческого возраста имеют взаимосвязь с когнитивным развитием в младшем возрасте.
В современном научном мире интерес к изучению темперамента, как к формально-динамической характеристике человека все растет. Несмотря на то, что многие теоретические подходы не достигли полного согласия в определении структуры темперамента, все они сходятся на том, что темперамент являет собой многоуровневую психическую конструкцию, которая наблюдается посредством поведенческих и нейробиологических изменений, а также зависит от генетических, биологических, когнитивных, экологических факторов. Все более укрепляются позиции мнение, что темперамент в раннем возрасте является предиктором более поздней личности, кроме того феномен темперамента, как личностной характеристики, несомненно, является элементом, входящим в структуру общественного поведения. Тем более становится интересен ранний детский темперамент, его проявление и его влияние на развитие и структуру личности.
Целью в данной работы было выявление взаимосвязи между некоторыми параметрами поведения, определенными, как выражение темперамента в младенческом возрасте и уровнем когнитивного развития, моторного и речевого развития в раннем детском возрасте.
Для проверки гипотезы, которая было организовано лонгитюдное исследование группы детей и проведено тестирование в возрасте 10 и 14 месяцев. Для этого использовались методики «Опросник поведения младенцев» - IBQ - R для определения шкал темперамента и «Шкалы развития Бэйли» для определения уровня когнитивного, моторного и речевого развития.
В результате основная гипотеза о том, что показатели темперамента в младенческом возрасте имеют взаимосвязь с уровнем когнитивного развития в младшем возрасте - не подтвердилась. Ни в возрасте 10 месяцев, ни в 14 месяцев не было выявлено достоверных корреляций.
Но все же результаты данного исследования имеют значительные показатели:
1. Выявлена достоверная корреляция у 10 месячных младенцев между шкалой темперамента «волевой контроль» и шкалами рецессивной и экспрессивной речи, а также шкалой мелкой моторики.
2. Выявлена достоверная отрицательная корреляция в 10 месяцев, между шкалой темперамента «негативный аффект» и шкалой экспрессивной речи.
3. Выявлена достоверная корреляция между шкалой темперамента «экстраверсия» и «волевой контроль» в 10 месяцев и шкалой экспрессивной речи в 14 месяцев.
4. В результате внутритестового анализа шкал темперамента, выявлены достоверные корреляции у младенцев в 10 месяцев. Положительная между шкалами «экстраверсия» и «волевой контроль» и отрицательная между шкалами «негативный аффект» и «волевой контроль».
5. В результате дисперсионного анализа выявлено, что уровень развития мелкой моторики и рецессивной речи у девочек в 10 месяцев, достоверно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
Таким образом, нам удалось выявить значимые показатели взаимосвязи между шкалами темперамента и уровнем речевого и моторного развития как в 10 месяцев, так и в 14. Многие из полученных результатов подтверждают результаты, полученные в более ранних исследованиях темперамента.
Изучение темперамента младенческого и раннего возраста являются актуальными и имеют большую перспективу развития В качестве развития выводов, сделанных в данной работе, интересно проведение подобных исследований на большей выборке, а также в более широких возрастных срезах. Методика ГВР-Я может с успехом использоваться в практике для исследований раннего темперамента и его поведенческих особенностей.
Практическая значимость результатов может лежать в основе разработок программ раннего вмешательства и коррекции, а также учитываться родителями и педагогами, педиатрами, как область знания о детском развитии для эффективного взаимодействия с детьми на благо их здоровья и развития.
1. Александров А. А. Психогенетика: для высших учебных заведений по направлению и специальностям психологии /А.А. Александров. - Санкт-Петербург: Питер: Питер Пресс, 2007. - 192 с.
2. Белоус В.В. Проблема темперамента в современной дифференциальной психологии // Психол. Журнал. - 1981. - Т.2. - № 1. - с. 45-55.
3. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ под. ред. В. С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Выготский Л.С. Лекции по педологии/ Л. С. Выготский - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. - 304 с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста/ Л.С. Выготский - Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
6. Гиппократ. Избранные книги/ Гиппократ, - пер. с греч. проф. В. И. Руднев - М.: Полиграфкнига, 1936. - 736 с.
7. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней/
A. Н. Ждан - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
8. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/
B. Н. Дружинин - Спб.: Питер, 2001. - 656 с.
9. Кант И. О темпераменте. Психология индивидуальных различий: Тексты/ И. Кант - М.: МГУ, 1982. - 163 с.
10. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и
патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Я.Л Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов - СПб.: Питер, 2004. -
480 с.
11. Лобаскова М.М. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ М. М. Лобаскова; Росс. акад. обр. психолог. ин-т/- М.: 2006. - 177 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2008. - 582с.
13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя/ А.К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
14. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента/ В. С. Мерлин - Пермь: ППИ, 1973. - 303с.
15. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды / В.Д. Небылицын; Под ред. Б.Ф. Ломова - М.: Педагогика, 1990. - 408 с...