Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь эмоционального интеллекта и темперамента

Работа №53166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
512
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента 7
1.1 .Исследование эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2. Категория темперамента в психологии 15
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального
интеллекта и проявлений темперамента 29
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи эмоционального
интеллекта и темперамента 29
2.2. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента 34
Заключение и выводы 41
Список литературы 43
Приложения

Актуальность темы исследования. Развитый эмоциональный интеллект, называемый «эмоциональной мудростью», является ключевым фактором адаптации в социуме. Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта - уменьшение негативных эмоций.
Эмоциональный интеллект, который хорошо развит, позволяет среди негативных эмоций увидеть их причину, помогает трезво оценить ситуацию и решить проблему. С развитием эмоционального интеллекта, негативные эмоции ослабляют своё влияние, появляется возможность мыслить четко и ясно. Изучение интеллекта и разработка способов его развития являются актуальными направлениями научных исследований, так как эмоциональный интеллект можно назвать интеллектуальной способностью, которая связана с решением задач, встающих перед человеком (И.Н. Андреева, И.И. Ветрова, Д.В. Люсин, А. Сергиенко и др.)
Среди свойств личности, которые определяют характер эмоциональных переживаний человека, значимым является темперамент. Несмотря на многообразие подходов, большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, где личность формируется как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются устойчивыми (В. С. Мерлин, В. М. Русалов).
Темперамент и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, причем темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект - со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией (А.В.Либин). Очевидно, что интеллект, в том числе его составляющая- эмоциональный интеллект, наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств, что делает несомненным наличие взаимосвязи между этими явлениями. Тем не менее характер этой взаимосвязи не изучен, что и послужило основанием для формулировки в качестве проблемы исследования выяснение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента, решение которой актуально для общей психологии.
В качестве объекта исследования выступают психологические составляющие эмоционального интеллекта, а предмета — взаимосвязь эмоционального интеллекта и темперамента.
Цель работы: выявление и обоснование характера взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и темперамента.
В связи с вышесказанным, в качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента, обусловленных характерологическими чертами, соответствующими преобладающему у субъекта типу темперамента.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть состояние проблемы исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента и определить алгоритм эмпирического исследования.
2. Выяснить характер взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и темперамента.
Методологической и теоретической основой работы явились общетеоретические положения общей психологии о структуре индивидуальности (Б.Г.Ананьев и др.), единстве аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский и др.), а также знания о содержании и структуре эмоционального интеллекта (А.В.Карпов, Д.В.Люсин и др.) и темперамента (С.Л.Рубинштейн и др.).
Методы исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовался метод аналитического исследования, позволивший высказать предположение о взаимосвязи изучаемых явлений, а также эмпирические методы диагностики. Исследование было организовано путем диагностического среза. Для измерения степени выраженности эмоционального интеллекта и темперамента использовались: методика диагностика эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин), тест-опросник для определения степени экстравертированности и нейротизма (Г.Айзенк) и методика, направленная на выявление преобладающего типа темперамента(Н.Н.Обозов). При использовании этих диагностических методик в основу были положены теоретические представления их авторов. Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью математического аппарата корреляционного анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые в качестве предмета исследования рассматривается взаимосвязь эмоционального интеллекта и темперамента как опосредованная характерологическими чертами, присущими представителям конкретного типа темперамента. Показано отрицательное влияние на проявления эмоционального интеллекта негативных характерологических черт меланхолического и холерического типов. Черты характера, свойственные сангвиническому темпераменту не подавляют, а, наоборот, актуализируют эмоциональный интеллект. Указано на возможность коррекции характерологических черт темперамента путем целенаправленного развития способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта.
Практическая значимость исследования. Полученные знания о характере взаимосвязи эмоционального интеллекта и темперамента могут быть использованы в консультационной практике, например, для прогнозирования возможных переживаний субъекта на основе диагностики, при организации тренингов развития и при чтении специальных дисциплин студентам, обучающимся на психологических отделениях вузов.
Эмпирическую базу исследования составили данные диагностики студентов первого- четвёртого курсов Казанского федерального университета (всего 81 человек — 25 юношей и 56 девушек).
Однородность выборки испытуемых обеспечивалась общей для них деятельностью (учебной) и возрастной принадлежностью (все респонденты находились в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет), что соответствует старшему юношескому возрасту, в котором, по мнению Б. Г. Ананьева, полностью формируются основные векторы развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных, имеющих отношение к развитию эмоционального интеллекта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, библиографического указателя; иллюстрирована таблицами и рисунком. В приложении представлены диагностические методики и сводный протокол диагностического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена исследованию характера взаимосвязи темперамента и составляющих эмоционального интеллекта как способности понимания и управления эмоциями. Теоретическим обоснованием для высказывания предположения о возможности такой взаимосвязи послужило высказывание А.В. Либина о том, что и темперамент и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности и входят в единую систему психических свойств.
Доказательство наличия взаимосвязи темперамента и эмоционального интеллекта осуществлялось путем корреляционного анализа данных диагностики экстраверсии-интроверсии, эмоциональной стабильности- лабильности, преобладающего типа темперамента и составляющих эмоционального интеллекта. Всего анализу подвергались взаимосвязи пятнадцати показателей, выделенных в результате использования методик Г. Айзенка, Н.Н., Обозова, Д.В. Люсина.
Анализ и интерпретация выявленных корреляций позволили сформулировать следующие выводы:
1. Существует научная проблема взаимосвязи устойчивого свойства личности- темперамента и эмоционального интеллекта как способности отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и управлять ими.
2. Выявлено отрицательное влияние негативных характерологических черт, приписываемых представителям меланхолического типа темперамента, на способность понимания эмоций и управления ими.
3. Характерологические черты холерического типа темперамента затрудняют проявление способности контролировать экспрессивные компоненты своего поведения.
4. Инертность и другие черты флегматического темперамента не способствуют пониманию чужих эмоций.
5. Черты характера, свойственные сангвиническому типу темперамента, не оказывают негативного влияния на функции эмоционального интеллекта, а, наоборот, стимулируют актуализацию его составляющих.
6. Анализ корреляций исследованных показателей позволяет говорить о возможном влиянии эмоционального интеллекта на характерологические черты, присущие тому или иному типу темперамента, путём нивелирования их негативных характеристик.
Исследование характера взаимосвязи темперамента и эмоционального интеллекта не претендуют на завершенность, позволяя наметить в качестве перспективы дальнейших исследований углубление и расширение эмпирической базы за счёт усиления теоретической её основы анализом психологических концепций темперамента и привлечения большего количества диагностических методик широкого спектра показателей темперамента.
Практические рекомендации. В работе практического психолога рекомендуется принять во внимание возможность корректировать проявление негативных характерологических черт того или иного темперамента путём организации специальных занятий(тренингов), направленных на развитие эмоционального интеллекта.



1. Алешина А. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. Алешина, С. Шабанов.— СПб.: Питер, 2012.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.-СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2007, № 5. — С. 57-65.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2006, № 3. —С. 78-86.
5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2000.
6. Вахрушева Л.Н. Руководство по использованию методики измерения эмоционального интеллекта / Л.Н. Вахрушева, В.В. Гризодуб, А.В. Садокова// Психологическая диагностика. - 2009, № 1. - С. 3-44.
7. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999.-С. 25-26.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: ACT, 2008. —478 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. —560 с.
10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Д. Гоулман. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 512 с.
11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. — М.: 2011. — 301 с.
12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.
13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004.
14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005, 412 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
16. Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии. — 2006, №4.
17. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин - М: Смысл; Per Se, 2000. - 549 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1972. - № 12. - С. 137 - 140.
19. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика, 2006, № 4. - С. 3-22.
20. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2004. - С.29-36.
21. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков . - СПб: Питер,2001-592с: ил-(Серия «Учебник нового века»)
22. Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кэ де Ври Манфред. — М.: 2011. — С. 276.
23. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь: ПСИ, 2007. - 276 с.
24. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь -М.:АСТ;СПб. :ПРАЙМ-Еврознак,2007.-490с
25. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын - М.: Наука, 1976.
26. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н.Панкратов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
27. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. -М.: «ЧеРо», 2002.
28. Психологическая типология: Хрестоматия - /Сост.К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2002. - С.6-11.
29. Робертс Р.Д Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттье, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики, — 2004, Т.1, № 4.-С.3-24.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
31. Сергиенко Е.А. Тест Дж.Мэйера, П.Сэловея, Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. / А.Е. Сергиенко, И.И. Ветрова.—М.: «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с. (Методы психологии).
32. Стивен Дж. Стейн Преимущества EI. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Дж. Стивен, И. Бук Говард. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. — 384 с.
33. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.
34. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - СПб. : Питер, 2002. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ