ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков 7
1.2 Проблема «образа Я» в психологических исследованиях 14
1.3 Понятие «социальная и педагогическая запущенность» 24
1.4 Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Организация эмпирического исследования 30
2.1.1 Характеристика выборки исследования 30
2.1.2 Методы и методики эмпирического исследования 31
2.2 Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования 36
2.3 Программа развития «образа Я» социально и педагогически
запущенных подростков 50
2.4 Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Приоритетной задачей современного образования выступает обеспечение учащимся условий для саморазвития. Развивающий потенциал современного федерального государственного образовательного стандарта предполагает оказание помощи воспитанникам в формировании позитивного «образа Я».
Подростковый возраст - это период стремительного развития и трансформации личности. Особенно значительные изменения затрагивают сферу самопознания и формирования отношения к своему «Я». Следовательно, основное внимание специалистов должно быть направлено на их совершенствование. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных этой проблеме, говорит о том, что пока наблюдается недостаток данных о генезе и функционировании психических образований, определяющих адекватность образа «Я». Пробелы в этих знаниях во многом тормозят создание для них эффективных, научно обоснованных программ развития и психологического сопровождения.
Изучением «образа Я» подростка занимались такие ученые как Л.И. Божович, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. Однако проведенные исследования специфики «образа Я» редко затрагивали социально и педагогически запущенных подростков. В связи с этим возникает необходимость выяснения особенностей «Образа Я» именно этой категории подростков.
Научная проблема. Половое созревание рассматривается как критический кризисный период онтогенетического развития личности, в котором соматические преобразования сочетаются с перестройкой всех сторон психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное усиливающее, предрасполагающее и провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию и формирование личности подростка. Развивающийся пубертатный криз проявляется повышенной чувствительностью к патогенному влиянию различных социальных и биологических факторов в отношении возникновения различных форм, преимущественно пограничных психических расстройств, проявляющихся, зачастую, отклоняющимся (девиантным) поведением, значительную долю в котором составляют аддиктивные и делинквентные формы. В силу вышеперечисленного ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выделяется в одно из важнейших направлений профилактики данного негативного явления.
Объект исследования: самосознание подростков
Предмет исследования: особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Цель исследования: исследовать особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подростков.
2. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
понятия образ «Я».
3. Обобщить и систематизировать понятие «социальная и
педагогическая запущенность».
4. Выявить и описать различия в психологическом содержании
«образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков
с нормативным поведением.
5. Разработать программу развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
положения о развитии «образа Я» К.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, Л.И. Божович, В.Г. Казанской, В.В. Столина, Д.И. Фельдштейна.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы (методика «Кто я?» М. Куна; исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейн; проективная методика Е.В. Романовой; методика исследования самоотношения к образу физического «Я» А.Г. Черкашиной; методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева);
- методы математической статистики (t-критерия Стьюдента для независимых групп).
Научная новизна работы заключается в разработке и описании исследовательской процедуры выявления психологических особенностей «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенностями «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выступает нереалистично высокая самооценка, склонность к самоуверенности, удовлетворенность своим физическим «образом Я».
2. Физический образ «Я» и самоотношения у подростков находятся во
взаимосвязи: так, адекватное восприятие своего физического «Я»
способствует формированию адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка феномена «образа Я» как составляющей Я- концепции социально и педагогически запущенных подростков позволит повысить эффект социально-психологических тренингов и психотерапии.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило выявление особенностей «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- были охарактеризованы психолого-педагогические особенности
подростков;
Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
- на основе анализа научной литературы была раскрыта сущность понятия образ «Я»;
Образ Я определятся как совокупность установок, направленных на себя. В ней выделяют 3 структурных компонента:
а) когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;
б) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок;
в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. «Образ Я» - это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны между собой;
- было обобщено и систематизировано понятие «социальная и педагогическая запущенность»;
Социально и педагогически запущенные подростки имеют ряд личностных особенностей, а именно: высокую тревожность; высокую степень дезадаптации; низкую самооценку; эмоционально-волевую незрелость; недостаточную управляемость; низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом.
- были выявлены и описаны различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением;
- для подростков группы 1 (социально и педагогически запущенные) характерна высокая самооценка по всем изученным характеристикам «образа Я», при этом личностную значимость для них представляет только функциональные и социальные характеристики. В выборке подростков группы 2 (с нормативным поведением) ситуация иная. Несмотря на то, что высокую личностную значимость для них имеют все (анатомические, функциональные и социальные) характеристики Физического Образа Я, высокий уровень самооценки опрошенные подростки группы 2 имеют только по анатомическим и социальным характеристикам:
а) опрошенные подростки имеют достоверные различия по параметру самоуверенность. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что подростки группы 1 (социально и педагогически запущенные) достоверно более самоуверенны, чем подростки группы 2(с нормативным поведением);
б) подростки как выборки 1, так и выборки 2 имеют заметную тенденцию завышения, как самооценки, так и уровня притязаний, что можно трактовать как несколько идеалистическое представление о себе в настоящем и высоких притязаний к себе в будущем (либо высокой оценке своих теоретических возможностях). Между тем уровень самооценки ума и средний уровень самооценки в группе 1 достоверно выше аналогичного уровня в группе 2, что демонстрирует высокий уровень нереалистичности самооценки подростков группы 1 по параметру ум и общая самооценка;
в) подростки группы 2 продемонстрировали статистически более высокий уровень разницы между уровнем самооценки и уровнем притязания по таким параметрам как лицо, руки и ноги. Это означает, что опрошенные подростки группы 2 хотели бы иметь более «идеальные» в их представлении лицо, руки и ноги, чем те, которыми они, по их мнению, наделены сейчас. Подростки группы 1, в целом, имеют не значительную разницу между «реальными» и «идеальными» характеристиками своего лица, рук и ног. Это может быть объяснено двумя причинами: либо этих подростков удовлетворяют имеющиеся физические характеристики, и они не желают лучшего, либо физическое совершенство не является приоритетной целью для этих подростков, поэтому они готовы довольствоваться и не вполне «совершенными» физическими характеристиками.
- была разработана программа развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /
К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 2011. - 299 с.
2. Агапов В.С. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков : дис. ... канд. псих. наук / В.С. Агапов. - М., 2014.
- 225 с.
3. Аникеева, Н. Подросток : познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. - 2009. - № 4. - С. 54-59.
4. Барышникова, И.В. Интегративный подход к исследованиям Я- концепции личности в отечественной психологии : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Барышникова; Ин-т молодежи. - М., 2009. - 26 с.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М. : Академия, 2009. - 304 с.
6. Бем, Д. Искусственное поведение / Д. Бем. - М. : Просвещение, 2015. - 287с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2016. - 422 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
9. Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах : от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М. : Проект- Ф, 2011. - 204 с.
10. Брушлинский, А.В. Избранные психологические труды /
А.В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН, 2016. - 623 с.
11. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
- М. : Смысл, 2013. - 1136 с.
13. Горлова, Н. Педагогическая запущенность / Н. Горлова // Учительская газета : независимое пед. изд. - 2017. - № 3. - С. 6-7.
14. Гресь, А. Педагогическая запущенность детей/ А. Гресь // Начальная школа. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : науч.- метод. журн. : осн. в дек. 2010 г. - 2016. - № 8. - С. 38-40.
15. Демидов, Д.Н. Соотношение образов я-идеальное и я-реальное и проблемы подростков : автореф. дис. ... к. псих. н. : 19.00.13 / Д.Н.Демидов ; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - 19 с.
16. Иващенко, А.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии / А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова // Мир психологии : научно-методический журнал / ред. Д.И. Фельдштейн,
A. Г. Асмолов. - 2012. - № 2. - С. 17-30.
17. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления /
B. Г. Казанская . - СПб. : Питер, 2016. - 237 с.
18. Капустина, Н.Г. Подросток : период после детства /
Н.Г. Капустина // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 1. - С. 20-24.
19. Колесов, Д.В. Современный подросток : взросление и пол / Д.В. Колесов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ : Флинта, 2013. - 197 с.
20. Колышко, A.M. Психология самоотношения / А.М. Колышко. - Гродно : ГрГУ, 2014. - 102 с.
21. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М. : Академия, 2008. - 367 с.
22. Кулаков, С.А. На приёме у психолога - подросток / С.А. Кулаков. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2011. - 350 с.
23. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2009. - 423 с.
24. Майборода, С.Б. Комплексный подход к воспитанию социально и педагогически запущенных школьников в свете ФГОС второго поколения /
С.Б. Майборода // Воспитание школьников. - 2013. - № 2. - С. 15-18.
25. Моногарова, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников / С.Н. Моногарова, И.П. Рябинина // Классный руководитель : науч. - метод. журн. - 2009. - № 7. - С. 23-35.
26. Овчарова, Р.В. Принципы построения методов диагностики,
профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей / Р.В. Овчарова // Проблемы практической психологии : материалы
межрегион. науч.-практ. конф., ноябрь 2000 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2010. - Ч. 2. - С. 3-12.
27. Орлов, Ю.Б. Причины и факторы порождающие социально-педагогическую запущенность подростков / Ю.Б. Орлов // Вестник Костромского университета. - 2009. - Т. 15. - № 2. - С. 317-321.
28. Панфилова, И.В. Взаимодействие классного руководителя и воспитателя по преодолению педагогической запущенности / И.В. Панфилова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 72-73.
29. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - 5-е изд. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2013. - С. 717-777.
30. Подольский, А.И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - СПб. : Каро, 2007. - 272 с.
31. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних : сборник научных трудов / ред. И.Ф. Мягков. - Воронеж : ВПИ, 2012. - 166 с.
32. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др. ; под ред. А.А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. - 480 с.
33. Пурин, В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности / В.Д. Пурин. - М. : Академия, 2008. - 189 с.
34. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы : клиент-центрированная терапия : монография / К. Роджерс. - М. : Психотерапия, 2016. - 512 с.
35. Ротенберг, В. «Образ я» и поведение / В. Ротенберг. - Иерусалим : МАХАНАИМ, 2010. - 66 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 713 с.
37. Сороковая, Е.В. Социально-педагогическое партнерство в коррекции педагогической запущенности школьников / Е.В. Сороковая // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 9-10.
38. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М. : Просвещение, 2009. - 288 с.
39. Суматохин, С.В. О проблемах воспитания педагогически запущенных и трудных детей / С.В. Суматохин, А. В. Жимиркина // Биология в школе : науч.-метод. журн. - 2015. - № 2. - С. 14-22.
40. Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции деликвентного поведения несовершеннолетних : сб. науч. тр. / Воронеж. гос. гос. ин-т. - Воронеж : ВГПИ, 2013. - 142 с.
41. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые
психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 208 с.
42. Херперц-Дальман, Б. Девиантное поведение, делинквентность и педагогическая запущенность / Б. Херперц-Дальман // Психотерапия детей и подростков : пер. с нем. / ред. Х. Ремшмидт. - М. : Мир, 2010. - С. 525-538.
43. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 158 с.
44. Чарушникова, В. Педагогическая запущенность / В. Чарушникова // Социальная педагогика. - 2007. - № 3. - С. 60-64.
45. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М. : Наука, 2017. - 144 с.
46. Чупахина, И.Ю. Давай откроем душу!.. (Особенности развития детей подросткового возраста) / И.Ю. Чупахина. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. - 362 с.
47. Шанц, Е.А. Теоретические подходы к проблеме педагогической запущенности детей / Е.А. Шанц, А.О. Таушканова // Современное дошкольное и начальное образование : теория и практика в условиях реализации ФГОС НОО : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 янв. 2013 г. / отв. за вып. : Л.А. Милованова, Л В. Парунина. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. - С. 83-85.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2009. - 450 с.
49. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М. : Прогресс, 2016. - 344 с.
50. Ядов, В.А. Личность в условиях модернизации / В.А. Ядов //
Человек : иллюстрированный общественно-политический и научно¬
популярный журнал : выходит 6 раз в год : журнал основан в 1990 году. - 2011. - № 3. - С. 5-10.