«ОБРАЗ Я» СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков 7
1.2 Проблема «образа Я» в психологических исследованиях 14
1.3 Понятие «социальная и педагогическая запущенность» 24
1.4 Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Организация эмпирического исследования 30
2.1.1 Характеристика выборки исследования 30
2.1.2 Методы и методики эмпирического исследования 31
2.2 Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования 36
2.3 Программа развития «образа Я» социально и педагогически
запущенных подростков 50
2.4 Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков 7
1.2 Проблема «образа Я» в психологических исследованиях 14
1.3 Понятие «социальная и педагогическая запущенность» 24
1.4 Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я»
СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Организация эмпирического исследования 30
2.1.1 Характеристика выборки исследования 30
2.1.2 Методы и методики эмпирического исследования 31
2.2 Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования 36
2.3 Программа развития «образа Я» социально и педагогически
запущенных подростков 50
2.4 Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Приоритетной задачей современного образования выступает обеспечение учащимся условий для саморазвития. Развивающий потенциал современного федерального государственного образовательного стандарта предполагает оказание помощи воспитанникам в формировании позитивного «образа Я».
Подростковый возраст - это период стремительного развития и трансформации личности. Особенно значительные изменения затрагивают сферу самопознания и формирования отношения к своему «Я». Следовательно, основное внимание специалистов должно быть направлено на их совершенствование. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных этой проблеме, говорит о том, что пока наблюдается недостаток данных о генезе и функционировании психических образований, определяющих адекватность образа «Я». Пробелы в этих знаниях во многом тормозят создание для них эффективных, научно обоснованных программ развития и психологического сопровождения.
Изучением «образа Я» подростка занимались такие ученые как Л.И. Божович, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. Однако проведенные исследования специфики «образа Я» редко затрагивали социально и педагогически запущенных подростков. В связи с этим возникает необходимость выяснения особенностей «Образа Я» именно этой категории подростков.
Научная проблема. Половое созревание рассматривается как критический кризисный период онтогенетического развития личности, в котором соматические преобразования сочетаются с перестройкой всех сторон психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное усиливающее, предрасполагающее и провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию и формирование личности подростка. Развивающийся пубертатный криз проявляется повышенной чувствительностью к патогенному влиянию различных социальных и биологических факторов в отношении возникновения различных форм, преимущественно пограничных психических расстройств, проявляющихся, зачастую, отклоняющимся (девиантным) поведением, значительную долю в котором составляют аддиктивные и делинквентные формы. В силу вышеперечисленного ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выделяется в одно из важнейших направлений профилактики данного негативного явления.
Объект исследования: самосознание подростков
Предмет исследования: особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Цель исследования: исследовать особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подростков.
2. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
понятия образ «Я».
3. Обобщить и систематизировать понятие «социальная и
педагогическая запущенность».
4. Выявить и описать различия в психологическом содержании
«образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков
с нормативным поведением.
5. Разработать программу развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
положения о развитии «образа Я» К.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, Л.И. Божович, В.Г. Казанской, В.В. Столина, Д.И. Фельдштейна.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы (методика «Кто я?» М. Куна; исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейн; проективная методика Е.В. Романовой; методика исследования самоотношения к образу физического «Я» А.Г. Черкашиной; методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева);
- методы математической статистики (t-критерия Стьюдента для независимых групп).
Научная новизна работы заключается в разработке и описании исследовательской процедуры выявления психологических особенностей «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенностями «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выступает нереалистично высокая самооценка, склонность к самоуверенности, удовлетворенность своим физическим «образом Я».
2. Физический образ «Я» и самоотношения у подростков находятся во
взаимосвязи: так, адекватное восприятие своего физического «Я»
способствует формированию адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка феномена «образа Я» как составляющей Я- концепции социально и педагогически запущенных подростков позволит повысить эффект социально-психологических тренингов и психотерапии.
Подростковый возраст - это период стремительного развития и трансформации личности. Особенно значительные изменения затрагивают сферу самопознания и формирования отношения к своему «Я». Следовательно, основное внимание специалистов должно быть направлено на их совершенствование. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных этой проблеме, говорит о том, что пока наблюдается недостаток данных о генезе и функционировании психических образований, определяющих адекватность образа «Я». Пробелы в этих знаниях во многом тормозят создание для них эффективных, научно обоснованных программ развития и психологического сопровождения.
Изучением «образа Я» подростка занимались такие ученые как Л.И. Божович, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. Однако проведенные исследования специфики «образа Я» редко затрагивали социально и педагогически запущенных подростков. В связи с этим возникает необходимость выяснения особенностей «Образа Я» именно этой категории подростков.
Научная проблема. Половое созревание рассматривается как критический кризисный период онтогенетического развития личности, в котором соматические преобразования сочетаются с перестройкой всех сторон психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное усиливающее, предрасполагающее и провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию и формирование личности подростка. Развивающийся пубертатный криз проявляется повышенной чувствительностью к патогенному влиянию различных социальных и биологических факторов в отношении возникновения различных форм, преимущественно пограничных психических расстройств, проявляющихся, зачастую, отклоняющимся (девиантным) поведением, значительную долю в котором составляют аддиктивные и делинквентные формы. В силу вышеперечисленного ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выделяется в одно из важнейших направлений профилактики данного негативного явления.
Объект исследования: самосознание подростков
Предмет исследования: особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Цель исследования: исследовать особенности «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подростков.
2. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
понятия образ «Я».
3. Обобщить и систематизировать понятие «социальная и
педагогическая запущенность».
4. Выявить и описать различия в психологическом содержании
«образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков
с нормативным поведением.
5. Разработать программу развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
положения о развитии «образа Я» К.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, Л.И. Божович, В.Г. Казанской, В.В. Столина, Д.И. Фельдштейна.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы (методика «Кто я?» М. Куна; исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейн; проективная методика Е.В. Романовой; методика исследования самоотношения к образу физического «Я» А.Г. Черкашиной; методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева);
- методы математической статистики (t-критерия Стьюдента для независимых групп).
Научная новизна работы заключается в разработке и описании исследовательской процедуры выявления психологических особенностей «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенностями «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков выступает нереалистично высокая самооценка, склонность к самоуверенности, удовлетворенность своим физическим «образом Я».
2. Физический образ «Я» и самоотношения у подростков находятся во
взаимосвязи: так, адекватное восприятие своего физического «Я»
способствует формированию адекватной самооценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка феномена «образа Я» как составляющей Я- концепции социально и педагогически запущенных подростков позволит повысить эффект социально-психологических тренингов и психотерапии.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило выявление особенностей «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- были охарактеризованы психолого-педагогические особенности
подростков;
Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
- на основе анализа научной литературы была раскрыта сущность понятия образ «Я»;
Образ Я определятся как совокупность установок, направленных на себя. В ней выделяют 3 структурных компонента:
а) когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;
б) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок;
в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. «Образ Я» - это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны между собой;
- было обобщено и систематизировано понятие «социальная и педагогическая запущенность»;
Социально и педагогически запущенные подростки имеют ряд личностных особенностей, а именно: высокую тревожность; высокую степень дезадаптации; низкую самооценку; эмоционально-волевую незрелость; недостаточную управляемость; низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом.
- были выявлены и описаны различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением;
- для подростков группы 1 (социально и педагогически запущенные) характерна высокая самооценка по всем изученным характеристикам «образа Я», при этом личностную значимость для них представляет только функциональные и социальные характеристики. В выборке подростков группы 2 (с нормативным поведением) ситуация иная. Несмотря на то, что высокую личностную значимость для них имеют все (анатомические, функциональные и социальные) характеристики Физического Образа Я, высокий уровень самооценки опрошенные подростки группы 2 имеют только по анатомическим и социальным характеристикам:
а) опрошенные подростки имеют достоверные различия по параметру самоуверенность. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что подростки группы 1 (социально и педагогически запущенные) достоверно более самоуверенны, чем подростки группы 2(с нормативным поведением);
б) подростки как выборки 1, так и выборки 2 имеют заметную тенденцию завышения, как самооценки, так и уровня притязаний, что можно трактовать как несколько идеалистическое представление о себе в настоящем и высоких притязаний к себе в будущем (либо высокой оценке своих теоретических возможностях). Между тем уровень самооценки ума и средний уровень самооценки в группе 1 достоверно выше аналогичного уровня в группе 2, что демонстрирует высокий уровень нереалистичности самооценки подростков группы 1 по параметру ум и общая самооценка;
в) подростки группы 2 продемонстрировали статистически более высокий уровень разницы между уровнем самооценки и уровнем притязания по таким параметрам как лицо, руки и ноги. Это означает, что опрошенные подростки группы 2 хотели бы иметь более «идеальные» в их представлении лицо, руки и ноги, чем те, которыми они, по их мнению, наделены сейчас. Подростки группы 1, в целом, имеют не значительную разницу между «реальными» и «идеальными» характеристиками своего лица, рук и ног. Это может быть объяснено двумя причинами: либо этих подростков удовлетворяют имеющиеся физические характеристики, и они не желают лучшего, либо физическое совершенство не является приоритетной целью для этих подростков, поэтому они готовы довольствоваться и не вполне «совершенными» физическими характеристиками.
- была разработана программа развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- были охарактеризованы психолого-педагогические особенности
подростков;
Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
- на основе анализа научной литературы была раскрыта сущность понятия образ «Я»;
Образ Я определятся как совокупность установок, направленных на себя. В ней выделяют 3 структурных компонента:
а) когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;
б) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок;
в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. «Образ Я» - это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны между собой;
- было обобщено и систематизировано понятие «социальная и педагогическая запущенность»;
Социально и педагогически запущенные подростки имеют ряд личностных особенностей, а именно: высокую тревожность; высокую степень дезадаптации; низкую самооценку; эмоционально-волевую незрелость; недостаточную управляемость; низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, в конфликтных ситуациях с родителями, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом.
- были выявлены и описаны различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением;
- для подростков группы 1 (социально и педагогически запущенные) характерна высокая самооценка по всем изученным характеристикам «образа Я», при этом личностную значимость для них представляет только функциональные и социальные характеристики. В выборке подростков группы 2 (с нормативным поведением) ситуация иная. Несмотря на то, что высокую личностную значимость для них имеют все (анатомические, функциональные и социальные) характеристики Физического Образа Я, высокий уровень самооценки опрошенные подростки группы 2 имеют только по анатомическим и социальным характеристикам:
а) опрошенные подростки имеют достоверные различия по параметру самоуверенность. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что подростки группы 1 (социально и педагогически запущенные) достоверно более самоуверенны, чем подростки группы 2(с нормативным поведением);
б) подростки как выборки 1, так и выборки 2 имеют заметную тенденцию завышения, как самооценки, так и уровня притязаний, что можно трактовать как несколько идеалистическое представление о себе в настоящем и высоких притязаний к себе в будущем (либо высокой оценке своих теоретических возможностях). Между тем уровень самооценки ума и средний уровень самооценки в группе 1 достоверно выше аналогичного уровня в группе 2, что демонстрирует высокий уровень нереалистичности самооценки подростков группы 1 по параметру ум и общая самооценка;
в) подростки группы 2 продемонстрировали статистически более высокий уровень разницы между уровнем самооценки и уровнем притязания по таким параметрам как лицо, руки и ноги. Это означает, что опрошенные подростки группы 2 хотели бы иметь более «идеальные» в их представлении лицо, руки и ноги, чем те, которыми они, по их мнению, наделены сейчас. Подростки группы 1, в целом, имеют не значительную разницу между «реальными» и «идеальными» характеристиками своего лица, рук и ног. Это может быть объяснено двумя причинами: либо этих подростков удовлетворяют имеющиеся физические характеристики, и они не желают лучшего, либо физическое совершенство не является приоритетной целью для этих подростков, поэтому они готовы довольствоваться и не вполне «совершенными» физическими характеристиками.
- была разработана программа развития «образа Я» для социально и педагогически запущенных подростков.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что существуют различия в психологическом содержании «образа Я» социально и педагогически запущенных подростков и подростков с нормативным поведением.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков и пути ее преодоления (Пензенский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017



