Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование ответственности у курсантов образовательных учреждений МЧС России

Работа №99636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы135
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА
ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ 7
1.1. Ответственность как психологический феномен 7
1.2. Психологические механизмы ответственности в юношеском
возрасте 14
1.3. Психологические особенности курсантов образовательных учреждений
МЧС России 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Методики исследования 25
2.3. Анализ и интерпретация результатов 39
2.3.1. Диагностика видов и структурных компонентов ответственности, локус контроля и личностной тревожности и анализ полученных данных на выявление достоверных различий с группой сравнения..39
2.3.2. Корреляционный анализ на наличие взаимосвязи между видами и
структурными компонентами ответственности, локусом контроля и личностной тревожностью 52
2.3.3. Контент-анализ категорий и кластерный анализ семантических полей связанных с понятием "ответственность" у высокоответственных
и низкоответственных респондентов 59
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 113
ПРИЛОЖЕНИЕ З 114
ПРИЛОЖЕНИЕ И 115
ПРИЛОЖЕНИЕ К 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 127

В ходе профессиональной подготовки курсантов в образовательных учреждениях МЧС России происходит формирование прикладных навыков, профессионально важных качеств и новых свойств личности, необходимых для эффективной будущей профессиональной деятельности.
«Профессионально важными качествами для спасателя являются ответственность, самоконтроль собственных действий, воля, эмоциональная устойчивость, взвешенное отношение к риску» [45, с. 23]. На наш взгляд, наиболее важным и одновременно универсальным качеством, влияющим на успешность профессиональной деятельности, является ответственность.
В работах многих авторов (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, И.А. Куренков, К. Муздыбаев, Прядеин и др.) ответственность рассматривается как общепрофессиональное и инструментальное свойство личности. Ответственность является показателем социальной и психологической зрелости, существенно влияет на особенности становления личности в целом, выступает важнейшим регулятором организации жизнедеятельности, жизненных выборов, общечеловеческих и нравственных ценностей, обеспечивая становление субъекта ответственного поведения [12].
Наиболее ярко ответственность проявляется в экстремальных условиях деятельности, к которым, безусловно, относится служба в МЧС России, требующая подлинной ответственности как самодетерминации» [12]. Ответственность является одним из индикаторов психологического здоровья личности. Так, Попов П.В. выделяет следующие характеристики психологически здорового обучающегося [45, с. 271-274]:
1. Адекватное восприятие себя и окружающей действительности;
2. Духовность;
3. Идентификация с социумом;
4. Умение нести ответственность за свою жизнь и поступки.
Период обучения в высшем учебном заведении приходится на юношеский возраст, который совпадает с периодом формирования самосознания личности, включающего и отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, во время которого происходит формирование ответственности^, с. 78]. Поэтому, целесообразным является изучать ответственность юношей именно в этот важный период.
Все вышесказанное и определяет актуальность исследования ответственности курсантов образовательных учреждений МЧС России.
Гипотезы исследования:
1. Курсанты МЧС России отличаются более высоким уровнем ответственности;
2. Существует взаимосвязь ответственности с личностной тревожностью и локусом контроля;
Цель данной работы: выявить особенности ответственности у курсантов МЧС России.
Объект - ответственность.
Предмет - особенности ответственности у курсантов МЧС России.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие ответственность, выявить психологическую структуру и основные показатели ответственности;
2. Проанализировать исследования, в которых изучались психологические особенности ответственности у молодых людей, в том числе у курсантов МЧС России.
3. Провести диагностику видов и структурных компонентов ответственности, локус контроля и личностной тревожности у курсантов МЧС России с помощью стандартизованных опросников с учетом гендерных особенностей;
4. Выявить взаимосвязи между разными видами и структурными компонентами ответственности, локусом контроля и личностной тревожностью у курсантов МЧС России с учетом гендерных особенностей;
5. Сравнить уровневые и структурные характеристики
ответственности курсантов и студентов;
6. Провести контент-анализ категорий и кластерный анализ семантических полей связанных с понятием "ответственность" у высокоответственных и низкоответственных курсантов и представителей группы сравнения.
Практическая значимость: ответственность, являясь одним из индикаторов психологического здоровья личности, представляет значимую характеристику личности курсанта для учета в работе служб ведущих психологическое сопровождение образовательных учреждений МЧС России .
Выборку составили 72 курсанта 2-3 курса института Г осударственной противопожарной службы МЧС России. Группа сравнения была представлена студентами 2-3 курса Гуманитарного института (68 человек).
В работе были применены: теоретический анализ проблемы
ответственности, тестирование, контент-анализ; использовались методы первичной математико-статистической обработки, корреляционный анализ, кластерный анализ. Обработка фактического материала осуществлялась на основе пакетов прикладных компьютерных программ STATISTICA 10 и программы Excel.
Предварительные результаты были представлены на:
• XV Региональной научно-практической конференции «Психология: от теории к практике» 7 апреля 2018г. (очное участие, доклад);
• IX Всероссийской научно-практической конференция «Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» 19 апреля 2018г. (заочное участие, опубликованы тезисы).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы было подтверждено, что исследование ответственности курсантов образовательных учреждений МЧС России представляется актуальным. По итогам проведенного анализа литературы по проблематике феномена ответственности курсантов МЧС России, стоит отметить, что заявленная тематика является малоизученной как в России, так и за рубежом.
В отечественной, как и в зарубежной психологии, наметилось два основных подхода к изучению ответственности. Это исследование отдельных аспектов ответственности и исследование этого понятия как системного качества личности (Р.А.М. Фалах, В.П. Прядеин).
Установлена особая роль ответственности в юношеском возрасте, который приходится на момент обучения в образовательном учреждении высшего образования. В исследованиях Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, З. Ф. Есаревой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др. показано, что возраст 18-25 лет - период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полными комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых, морально-нравственных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу и др.), что особенно необходимо для эффективного профессионального самоопределения личности. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей с профессионализацией с другой выделяют это возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, что весьма важно для профессионального самоопределения личности.
Особое внимание предъявляется к сформированности волевой сферы в целом и ответственности, в частности, у военнослужащих, стоящих на страже интересов нашего государства и специалистов аварийно­спасательных служб России, которые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций становятся единственным путем спасения жизни множества людей. Это профессионально важное личностное свойство курсантов и будущих офицеров образовательных учреждений МЧС России, складывается в юношеском возрасте, в период формирования самосознания личности, включающего и отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Именно во время обучения в образовательных учреждениях МЧС России закладывается фундамент важнейших профессиональных качеств, среди которых одним из основных является ответственность.
Отличительной особенностью учебного процесса в образовательных учреждениях МЧС России по сравнению со студентами ВУЗов является внутренний распорядок дня, форменное обмундирование, условия проживания (казарменное положение). Кроме этого, курсанты находятся в ситуации, когда обязаны в любое время суток и в любую погоду находиться в постоянной физической и психологической готовности к ведению действий по тушению условного пожара на учебных местах при проведении практических занятий и пожарно-тактических учений. В этой связи, будущему офицеру необходимо обладать такими качествами как добросовестность, внимательность, целеустремленность, организованность, пунктуальность, решительность, настойчивость, а также способностью обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации, ответственно относится к последствиям того или иного выбора.
Психологическая диагностика видов и структурных компонентов ответственности, личностной тревожности и локуса контроля, а так же осуществлен сравнительный анализ полученных данных с группой сравнения в результате позволили подтвердить гипотезу о том, что курсанты МЧС России отличаются более высоким уровнем ответственности.
Курсанты не отличаются ярко-выраженными экстернальными и интернальными характеристиками. 100% респондентов по методике УСК попадают в средние значения (4-6 стенов), а значит невозможно говорить о характерном для выборки локусе контроля. Уровень тревожности достоверно отличается от группы сравнения. Преобладающее большинство имеет средний и низкий уровень личностной тревожности.
Группа сравнения имеет более низкие показатели ответственности по проведенным методикам, более выраженный локус контроля
(экстернальность/интернальность) и характеризуется преобладающим у большинства испытуемых высоким уровнем тревожности.
Корреляционный анализ показал, что все виды ответственности связаны между собой, исключение составляет только «Личная ответственность» имеющая наименьшее количество связей с остальными видами ответственности. Для каждого вида ответственности характерным является связь с определенными компонентами ответственности.
Ответственность не имеет значимых связей с уровнем субъективного контроля и личностной тревожностью, что дает основания отклонить вторую гипотезу.
Контент-анализ позволил увидеть, что высоко ответственные курсанты в большинстве случаев дают ответы интернальной направленности, которые представляют нам в понятиях, указывающих на конкретную деятельность, на чувство долга, а так же требование профессиональной деятельности. Для группы сравнения характерны ответы скорее имеющие экстернальную направленность выражающуюся через эмоционально-окрашенные характеристики, несущественные или размытые значения.
Кластерный анализ позволяет сделать следующие выводы по исследуемой группе: у высокоответственных курсантов наблюдаются тесные связи понятия "ответственность" с объектами таких категорий семантического дифференциала, как "виды деятельности" и "ценности и потребности". Респонденты воспринимают ответственность как прикладной аспект профессиональной и учебной деятельности. Полученные семантические связи изучаемого понятия с объектами категории "Виды деятельности" подтверждают, что ответственность является важным качеством для выполнения обязанностей и успешного достижения намеченных результатов любой деятельности. Также, ответственность имеет отношение к ценностным ориентациям и морально-ценностными мотивам личности. Что и подтверждает большое количество семантических связей ответственности с объектами категории "ценности и потребности". В данную категорию также входят понятия, характеризующие свойства и качества личности (например, объект "воля"), что позволяет сделать вывод о восприятии курсантами ответственности как внутриличностного механизма. Характерной особенностью для юношей в обоих группах является наличие объекта «риск», который относится к категории «виды деятельность». У девушек данный объект отсутствует. Наличие данного объекта может говорить о том, что юноши, в отличае от девушек, осознают риски, присущие любой деятельности, как профессиональной, так и учебной.
Для низкокоответственных курсантов наиболее тесно связанными с ответственностью являются объекты категории «ценности и потребности». Рядом находятся объекты категорий «виды деятельности» и «негативные события», т.е. мы можем говорить о том, что «ответственность» воспринимается как внутриличностый механизм в первую очередь и уже потом как прикладной инструмент деятельности и вспомогательный инструмент для преодоления негативных событий.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
2. Абульханова-Славская К.А Типология личности и гуманистический подход / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1995. — 214 с.
3. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии / В.С. Агеев // Вопросы психологии. — 1982.
• №6. — С. 101-106.
4. Акмеологический словарь / под ред А.А. Деркача. — 2-е изд. — М.: РАГС, 2005. — 161 с.
5. Амосова Н.О. Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в современной психологии /Н. О. Амосова//Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: межрегиональная научно-практическая конференция. — Москва, 2009. — 44 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — Л.: Изд.
• ЛГУ, 1969. —339 с.
7. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1999. — №3. - С.20-47.
8. Бариев А.Р. Сущность и основные компоненты культуры межнационального общения курсантов вузов МЧС России / А.Р. Бариев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. —№4. — С. 36-38.
9. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин; собр. соч.: в 7 т., Т.
1. - М.: Русские словари, 2003. — С. 7-68.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.
11. Беспалова Т.М. Психологические компоненты речевых действий
курсантов военного вуза и старшеклассников / Т.М. Беспалова // Философский, психологический и педагогический аспекты рефлекса цели в контексте психологии безопасности: материалы II межвузовской
конференции студентов и молодых ученых (27-28 апреля 2007 г) / Рязань, РГУ. —2007. - С. 83-88.
12. Беспалова Т.М. Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих как профессионально важного личностного свойства / Т.М. Беспалова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — №3. — С. 46-51.
13. Бессмертная С.В. Психологические детерминанты ответственности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С.В. Бессмертная; Научно-образоват.центр РАО — Ставрополь, 2006. — 184 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., Просвещение, 1968. — 342 с.
15. Большой психологический словарь / Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко; под общ. ред. Б. Г.Мещерякова. — 4-е изд., перераб. — М.: АСТ, 2009. — 816 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ