ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Психологические подходы к пониманию творческих
способностей 5
1.2. Креативность как необходимая составляющая творческих
способностей 18
1.3. Психологические особенности развития творческих способностей
в подростковом возрасте 28
1.4. Современные психологические технологии развития творческих
способностей подростков 41
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных..50
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе, подростки получают много готовой информации, которую не требуется перерабатывать. Подростки имеют доступ к информации разного рода, который не требует переработки и не требует творческого подхода.
Современный мир развивается, и требования к личности в творческом плане растут. Противоречия между доступностью информации и результатом творчества других людей и возрастающих требованиях общества и требований к личности как творческой.
Цель работы: выявить возможности применения современных психологических технологий эффективно для развития творческих способностей подростков.
Объект исследования: творческие способности.
Предмет исследования: динамика творческих способностей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: применение современных психологических технологий способствует эффективному развитию творческих способностей подростков.
Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез предполагает решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ существующих в психологический науке исследований творческих способностей подростков;
2. Подобрать психодиагностический инструментарий для выявления творческих способностей подростков;
3. Составить программу развития творческих способностей с применением современных психологических технологий;
4. Исследовать динамику творческих способностей подростков в
естественных условиях образовательного учреждения;
5. Исследовать динамику творческих способностей подростков в
условиях применения современных психологических технологий развития творческих способностей.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретической основой исследования являются положения о развитии творческих способностей И.П. Калошиной, Б.М. Теплова. Большое значение для методологического обоснования сыграло положение, согласно которому есть взаимосвязь между креативностью, интеллектом и когнитивными способностями (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, С. Медник, С. Тэйлор и др.), положение о развитии творческих способностей в творческой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.А. Пономарев, А.И. Матюшкин).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ работ авторов-психологов, рассматривающих исследуемую проблему;
2. Психодиагностические методики;
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого - педагогической литературы по проблеме творческих способностей в подростковом возрасте, с учетом принципов проведение психологических тренингов нами была разработана программа развития творческих способностей подростков. Участие подростков в упражнениях по развитию творческих способностей позволило подросткам развить разные типы мышления, воображение, стать более креативными.
Исследование было посвящено изучению развития творческих способностей в подростковом возрасте. Теоретическое исследование показало, что данная проблема является актуальной в связи тем, что в современном обществе подростки получают много готовой информации, которая не требует творческого подхода, а при помощи применения современных психологических технологий подросткам удается развивать свои творческие способности и в дальнейшем применять творческий подход к решению жизненных проблем и задач.
Теоретическое исследование показало, что креативность является необходимой составляющей творческих способностей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Выдвинутая, в начале исследования гипотеза о том, что применение
современных психологических технологий способствует
эффективному развитию творческих способностей подростков полностью подтверждена;
2. Участие подростков в упражнениях помогло развить три компонента, характерные для человека:
• предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях);
• соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению);
• мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения).
1. Алдошина О. Удивительная роль мультипликации: [Текст] / О. Алдошина // Искусство в школе, - 2010. - №4. - С. 19-21.
2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М.: Сов. радио, 1979. - 154 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
4. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации [Текст] - М.: Искусство, 1974. - 285 с.
5. Белозерцев В.И. Философско-методологические проблемы
технического творчества / В.И. Белозерцев / ВНИИПИ. М., 1987.- 86 с.
6. Библер, В.С. Мышление как творчество. М.,1975.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
8. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1973. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.
10. Галин, А. Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.
(психологическое описание творчества: 64—102.)
11. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопр. психологии. 1982. № 5. - С. 80-84.
12. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.
13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 358 с.
15. Журавлев Г.Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству [Текст] / Г.Е. Журавлев // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы / УНЦ АН СССР. Свердловск, 1984.- С. 135-148.
16.Занковский, А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.
17. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.
18. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия. - 1994. - С. 46-55.
19. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Академия. - 2008. - 336 с.
20. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
21. Моляко, В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.
22. Москаленко, О. Л. Развитие познавательных способностей. Л., 1983.
23. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос. 1998.
24. Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
25. Пономарев, Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт- Петербург, 2000.
27. Реньш, М. А., Садовникова Н.О. Психологический тренинг: методика и техника: Учебно-методическое пособие [Текст] / М. А. Реньш, Н. О. Садовникова. - Екатеринбург, «Филантроп», 2003г. - 70с.
28. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.164-168.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 720с. - (Серия «Мастера психологии»).
30. Сазонтьева, Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)
31. Собкин, В. С. Динамика познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с.
32. Такман, Б. В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.
33. Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. - 2004. - № 2. - С. 87-88.
34. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,1997.
35. Халифаева, О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 13-22.
36. Хрящева, Н. Ю. Тренинг креативности [Текст] / Н.Ю. Хрящева, С. И. Макшанов // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2004. - 256 с.
37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»).
38. Энгельмейер, П. К. Теория творчества [Текст] / П. К. Энгельмейер. - Спб.: Образование, 1910. - С. 10-37.
39. Ярошевский, М. Г. Психология творчества и творчество в психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский. // Вопросы психологии. - 1985. - №6. - С. 14-25.