ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Психологические подходы к пониманию творческих
способностей 5
1.2. Креативность как необходимая составляющая творческих
способностей 18
1.3. Психологические особенности развития творческих способностей
в подростковом возрасте 28
1.4. Современные психологические технологии развития творческих
способностей подростков 41
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных..50
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе, подростки получают много готовой информации, которую не требуется перерабатывать. Подростки имеют доступ к информации разного рода, который не требует переработки и не требует творческого подхода.
Современный мир развивается, и требования к личности в творческом плане растут. Противоречия между доступностью информации и результатом творчества других людей и возрастающих требованиях общества и требований к личности как творческой.
Цель работы: выявить возможности применения современных психологических технологий эффективно для развития творческих способностей подростков.
Объект исследования: творческие способности.
Предмет исследования: динамика творческих способностей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: применение современных психологических технологий способствует эффективному развитию творческих способностей подростков.
Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез предполагает решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ существующих в психологический науке исследований творческих способностей подростков;
2. Подобрать психодиагностический инструментарий для выявления творческих способностей подростков;
3. Составить программу развития творческих способностей с применением современных психологических технологий;
4. Исследовать динамику творческих способностей подростков в
естественных условиях образовательного учреждения;
5. Исследовать динамику творческих способностей подростков в
условиях применения современных психологических технологий развития творческих способностей.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретической основой исследования являются положения о развитии творческих способностей И.П. Калошиной, Б.М. Теплова. Большое значение для методологического обоснования сыграло положение, согласно которому есть взаимосвязь между креативностью, интеллектом и когнитивными способностями (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, С. Медник, С. Тэйлор и др.), положение о развитии творческих способностей в творческой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.А. Пономарев, А.И. Матюшкин).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ работ авторов-психологов, рассматривающих исследуемую проблему;
2. Психодиагностические методики;
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого - педагогической литературы по проблеме творческих способностей в подростковом возрасте, с учетом принципов проведение психологических тренингов нами была разработана программа развития творческих способностей подростков. Участие подростков в упражнениях по развитию творческих способностей позволило подросткам развить разные типы мышления, воображение, стать более креативными.
Исследование было посвящено изучению развития творческих способностей в подростковом возрасте. Теоретическое исследование показало, что данная проблема является актуальной в связи тем, что в современном обществе подростки получают много готовой информации, которая не требует творческого подхода, а при помощи применения современных психологических технологий подросткам удается развивать свои творческие способности и в дальнейшем применять творческий подход к решению жизненных проблем и задач.
Теоретическое исследование показало, что креативность является необходимой составляющей творческих способностей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Выдвинутая, в начале исследования гипотеза о том, что применение
современных психологических технологий способствует
эффективному развитию творческих способностей подростков полностью подтверждена;
2. Участие подростков в упражнениях помогло развить три компонента, характерные для человека:
• предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях);
• соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению);
• мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения).