Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-культурные и психологические детерминанты психологической безопасности кыргызских семей

Работа №99612

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ 6
1.1. Психологическая безопасность в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2. Проявление психологической безопасности в семье 18
1.3. Социально-культурные и психологические детерминанты
психологической безопасности в семье 27
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКИХ СЕМЕЙ 44
2.1. Описание выборки исследования и диагностического инструментария. 44
2.2. Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


Психологическая безопасность семьи в социуме и культуре является показателем жизнеобеспечения: от нее зависят внешние и внутренние факторы, связанные с: ощущением комфорта, особенностью адаптации членов семьи к условиям социума и внутрисемейной жизни, эмоциональными показателями удовлетворенности качеством жизни, семейной жизни, удовлетворенностью профессий. Кроме того, психологическая безопасность — это показатель гражданской ситуации в стране, она неразрывно связано с особенностями миграционной политики, и отражает удовлетворенность граждан политическим руководством, социальной ситуацией в стране. От ощущения психологической безопасности в семьях зависит желание граждан проживать в своей стране, а вместе с тем их уровень патриотизма. Таким образом, здесь становятся актуальными психологические детерминанты, обусловленные внутренней жизнью семьи и ее членов, и социально-культурные детерминанты психологической безопасности - решаемые на уровне государства. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в современных научных исследованиях понятие психологической безопасности раскрыто сугубо с позиции индивида, и не охватывает социально-культурный аспект, в частности особенности психологической безопасности семей.
Проблема исследования заключается в выявлении социально-культурных и психологических детерминант психологической безопасности кыргызских и российских семей
Объект исследования: детерминанты психологической безопасности кыргызских и российских семей
Предмет исследования социально-культурное и психологические детерминанты психологической безопасности кыргызских и российских семей культурные и психологические детерминанты психологической безопасности кыргызских и российских семей
Исследовательские задачи:
• Рассмотреть психологическую безопасность в отечественных и зарубежных исследованиях
• Выявить социально-культурную и психологическую детерминанты психологической безопасности и кыргызских семей
• Исследовать и выявить структуру социально-культурной и психологические детерминант психологической безопасности и кыргызских семей
В своей работе мы опирались на положения этнической психологи, о влиянии социально-культурных факторов на мировоззрение личности (В.Н. Дружинин, Дж. Финни, Л.Г. Почебут), концепции позитивного психического здоровья о сущности феномена «психологическая безопасность» (Г.В. Грачев, И.А. Баева). Теоретические представления К. Хорни о том, что тревога - есть отсутствие ощущения психологической безопасности у личности [47, с. 158].
Теоретические положения отечественных психологов представителей акмеологического направления, выделивших:
- эмоциональный компонент в структуре психологической безопасности (Березина Т.Н., Зотова О.Ю., Кабаченко Т.С. и др.);
- зависимость эмоционального компонента психологической безопасности от благополучия среды (Елисеева О.А., Леонова О.И., Лызь Н.А. и др.)
На теоретическом этапе работы нами также были изучены работы отечественных и зарубежных исследователей, направленные на анализ особенностей психологических факторов брака, и значении социально-культурного фактора в кыргызских семьях в работах Эшимбековой Н.С., Беккера Ч. M., Миркасимовой Б., Штайнера С.,Жолдошевай А.О., Илибезовай Э., Илибезавай Л., а также в работах отечественных авторов: Проневской И. В., Рахмановой Н.А., и конституции Кыргызской Республики.
Гипотеза исследования: Ощущение психологической безопасности в кыргызских семьях детерминировано:
Гипотеза 1.
Психологическими факторами:
- особенностями общения в семье,
- особенностями распределения ролей в семье.
Социально-культурными факторами:
- особенностями наличия ценностей «традиции»,
Методическая основа исследования: Анкета «Особенности социального благополучия кыргызских семей», Шкала психологического благополучия К. Риффа,Методика «Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.)», «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), Методика «Ценностный опросник» Шварца, Методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е.Алешиной.
Статистический критерий Спирмена
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о социально-культурных и психологических детерминантах психологической безопасности на примере разных этносов. Практическая значимость исследования определена изучением проблематики особенности психологической безопасности в кыргызских семьях, полученные результаты расширят представление об особенностях семейных традиций и устоев, взглядов на семью и брак в Кыргызстане.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 человек - 30 кыргызских семей (30 мужчин и 30 женщин) Участие в исследовании было добровольное.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение проблемы социально-культурных и психологических детерминант психологической безопасности в кыргызских семьях, было реализовано нами в рамках теоретического и эмпирического этапов исследования.
В результате теоретического анализа работы, мы выявили следующие положения:
Психологическая безопасность семьи - это состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии её членов, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Социально-культурными детерминантами психологической безопасности кыргызских семей являются:
- ценности (семья, дети, родственники, благополучие государства)
- соблюдение национальных традиций (культурная идентификации с кыргызским этносом)
Психологическими детерминантами психологической безопасности кыргызских семей являются:
- взаимоуважение в семье,
- общение между членами семьи,
- распределение функций в финансовых).
Эмпирическое исследование детерминанты оказывают влияние детерминант и собственно-ощущение психологической безопасности.
Психологический фактор брака взаимовлияет с ощущением психологической безопасности
Таким образом, по итогам исследования, мы разработали модель детерминант психологической безопасности в кыргызских семьях.
Социально-культурные факторы
Психологические факторы брака
Особенности общения Распределение ролей в браке
Ощущение психологической безопасности в браке знанты психологической безопасности кыргызских семей
Данные идеи, также подтверждаются в работах Л.Г. Почебут, В.Н. Дружинина, Дж. Финни. Таким образом, в кыргызских семьях, наиболее влиятельным фактором являются особенности этнической идентичности и национальных традиций, так как они предопределяют мировоззрение личности, в частности представления у киргизов о браке. Схожесть во взглядах, наличие семейных традиций, доверие являются залогом взаимопонимания между супругами и единства кыргызской семьи. Под влиянием национального уклада в Киргизии, мужчины и женщины имеют одинаковые убеждения о ролях партнеров в семье. В совокупности, особенности общения и распределения ролей взаимовлияют с фактором ощущения безопасности в браке.



1. Ажгихина Н. Кто защищает женщин. М., 1996 - 170 с.
2. Александрова JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
3. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006 - 384 с.
4. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников/ Известия РГПУ им. А.И. Герцена. N 12, 2005 - С. 7-19.
5. Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. М., 2008. - С. 5¬11.
6. Беккера Ч. M., Миркасимова Б., Штайнер С. Брак по принуждению
и результаты родов. Университет Центральной Азии. Высшая школа развития. Доклад №35, 2016 [Электронный ресурс]
http://www.ucentralasia.org/Content/Downloads/forced_marriage_ru.pdf
7. Березина Т. Н. Эмоциональная безопасность субъектов образовательной среды как психологическая проблема //Человеческий капитал. №. 9, 2013. — С. 57.
8. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды, N 1., 2013. — С. 41-50.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса //Психологический журнал. Т. 27, №2.2006. -С. 113-123.
10. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. М.: Высшая школа психологии, 2004. — 160 с.
11. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 2010. - 125 с.
12. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 2005 - С. 76-94.
13. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности //дисс. канд. психол. наук. Москва, 2011 - 170с.
14. Жолдошева А.О. Психологическое особенности гендерных отношений в кыргызской семье. Научная статья. VI-ая Международная научная конференция ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. Москва-Звенигород, 2015 г. - С. 1293-1304
15. Зотова Л.Э. Пути оптимизации социально-психологической безопасности. Вестник МГОУ «Психологические науки» No2, 2012. - С. 50¬58.
16. Зотова О. Ю. Emotional Security of People, 2015 - 130 с.
17. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности //Автореф-т дисс. на соиск. уч. ст-ни доктора псих. наук. М., 2011 - 156 с.
18. ИлибезоваЭ. Report of PLACE Assessments in Osh, Kyrgyzstan,
Central Asia 2002 and 2003
[Электронныйресурс]http://pdf■usaid.gov/pdf docs/Pnada395.pdf
19. Илибезава Л. Гендерные нормы и практики в вопросах материнского и репродуктивного здоровья, планирования семьи, отцовства и насилия в семье. Бишкек 2013. [Электронный ресурс]http://caa-network.org/cassions/wp-content/uploads/2015/06/Issledovanie.pdf
20. Кабаченко Т. С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества, 2011 - 130с.
21. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Т. С. Кабаченко, СПб.: Питер, 2003 - 399 с.
22. Ким Е.А. Тематическое исследование: экономически и
экологически инициативы сельских женщин в айыл окмоту суусамыр, кыргызская республика, Бишкек 2014 [Электронный ресурс]
https://www.unpei .org/ sites/default/files/e_library_documents/Research_ %20Report_%20PEI_%20Gender_%20Case_ %20Analysis_in_Kyrgyzstan_Russian.pdf
23. Кожогелдиев, А. С. Педагогикалык психология : Окуу куралы / А. С. Кожогелдиев, К.М. Кожогелдиева. — Б.:Айат, 2011. — 110 б.; 20 см.
24. Кожогелдиева М. А. Научная статья. Насилие как форма семейного
конфликта [Электронный
ресурс]http://scientificmagazine.ru/images/PDF/2016/7/nasilie-kak-forma-semejnogo-konflikta.pdf
25. Кон И. C. Бить или не бить? / И. C. Кон. - М.: Время, 2012. - 445 с.
26. Конституция КР принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года
27. Котик М.А. «Психология и безопасность» Таллин, Варгаус, 2011, - 130 с.
28. Котик М.А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности. Дисс.докт. психол.н. М.,2005 - 148 с.
29. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности// Психология здоровья. Под редакцией Г.С. Никифорова. Спб.: 2000 - С. 405-442.
30. Леонова О. И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды //Психологическая наука и образование. №. 1, 2011 - с 18.
31. Лызь Н. А. Модельные представления о безопасной личности //Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 51., №. 7, 2014 - с. 22
32. Митряшкина Н.В. Научная статья: Ценностные отношения в семье как объект психологического анализа. 2015 №4 [Электронный ресурс] https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3865
33. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды / Г. Олпорт; Пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева; Под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
34. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи //Психолог в детском саду. №. 2-3, 2000 - 56 с.
35. Проневская, И. В. Этнические особенности различных типов семейного поведения/ И. В. Проневская, А. С. Нуров // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология № 2, 2012 - С. 163-181.
36. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Первый Международный Форум, Санкт-Петербург, 5-7 июня 2012 г. сб. науч. статей / под общ. ред. И.А. Баевой и др. СПб.: Книжный Дом, 2012 - 302 с.
37. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / Под ред. И.А.Баевой. СПб: ООО «Книжный дом», 2012. - 288 с.
38. Рахманова Н.А. Кыргызкая народная педагогика о воспитании детей в семье, 2013 год [Электронный источник] http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KGUSTA.RAHMANOVA%20N.A.2013.pdf
39. Решетина С. Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) //Проблемы информационно-психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 19-24.
40. Русецка А.М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье. Автор. Канд. Диссер. Москва, 2007 - 160 с.
41. Сафиязова Д. Ж. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье // Молодой ученый. №11, 2013 — С. 643-645.
42. Секач М. Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления: Дисс.... докт. психол. наук //М.: РАГС при Президенте РФ, 2009 - 133с.
43. Секач М. Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы //М.: Академический проект, 2003 - 320 с.
44. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: учебно-методическое пособие/Э.Э. Сыманюк. Москва: МПСИ, 2005 - 252 с.
45. Франкл В. Воля к смыслу: основы и применение логотерапии / В. Франкл. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2015 - 143 с.
46. Фромм Э. «Искусство любить». Сер. Новая философия. Изд. АСТ, 2014 - 601с.
47. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Питер, 2002 - 430 с.
48. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования. Психологическая наука и образование №1., 2013 - С. 65-76
49. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971 - 88 с.
50. Эриксон Э. Психология самосознания. Идентичность. БАХРАХ-М, 2003 - 672 с
51. Эшимбекова Н.С. Исторические особенности эволюции духовной культуры Кыргызстана // Мат-лы форума ЮНЕСКО “Межкультурный диалог как вклад в мирное сосуществование”. Бишкек, 2009. - С. 117.
52. Япарова О. Г. Личностные особенности родителей и детей в приемных семьях //Вопросы психологии. №. 6, 2007 - С. 37-42
53. Яремчук С.В., Федоренко Е. С. Научная статья: Психологическая безопасность детей, воспитывающихся в благополучных и неблагополучных семьях.Журнал: проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде, Изд-во АГПУ №1, 2007 - С. 52-57
54. Blatz W.E. Human security: Some reflections. Toronto: University of Toronto Press, 1966
55. Handrahan, L., 2004. Hunting for Women. International Feminist Journal of Politics 6, 207- 233.
56. Saegert S. C., Adler N. E., Bullock H. E., Cauce A. M., Ming Liu W.,
Wyche K. F. Report of the APA Task Force on Socioeconomic Status. American Psychological Association, 2006 [Электронный ресурс]
http://www.apa.org/pi/ses/resources/publications/ task-force-2006.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ