ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 7
1.1. Феномен профессионального самосознания в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Особенности профессионального самосознания у студентов
педагогического вуза 26
1.3. Сравнительный анализ технологий развития профессионального
самосознания 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.1. Описание результатов констатирующего эксперимента 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 54
3.1. Планирование, организация и проведение формирующего
эксперимента в экспериментальной группе 54
3.2. Результаты контрольного эксперимента 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Становление профессионального самосознания является особо актуальным для педагогов, психологов, так как инструментом осуществления профессиональных функций выступает субъект труда. В педагогической профессии преобладают субъект-субъектные отношения, предметом профессиональной деятельности является личность ребенка, средством профессиональной деятельности выступают психические процессы. В виду этих особенностей профессиональной деятельности уровень моральной ответственности педагогов значительно выше, в сравнении с другими профессиями. В виду этого становится актуальным вопрос о формировании профессионального самосознания - осознанного отношения человека к своим профессиональным функциям, мотивам, целям, направленности деятельности.
Профессиональное самосознание является частью личностного самосознания, то есть личностные смыслы, ценности, самоотношение находят отражение в профессиональном становлении личности педагогов, и эффективности данной деятельности. Индивидуально-личностные особенности выступают предикторами профессионального Я педагогов.
Формирование профессионального Я происходит в студенческом возрасте, на основании сопоставления образа профессии и личностного Я студентов. Актуализируются процессы отождествления себя с профессией педагога, происходят процессы формирования к себе как к субъекту педагогической деятельности. В случае негативного Я-образа у студентов, формирование образа Я в профессии, также приобретает негативные черты.
Однако, большинство студентов, в период студенчества не воспринимают как возможность идентификации себя с профессией, и практического применения получаемых навыков - в результате чего процесс профессионального самосознания не реализуется. К окончанию студенческой поры, студенты рискуют выйти с несформированным представлением о себе как специалисте в педагогической сфере, в результате чего они выбирают другие рабочие специальности, или имеют проблемы с трудоустройством и собственно реализацией профессиональной деятельности.
В виду этого нами была обозначена, проблема исследования, которая заключается в создании тренинговой программы с использованием технологий направленных на развитие профессионального самосознания;
Объектом исследования является профессиональное самосознание;
Предмет исследования: профессиональное самосознание студентов педагогического ВУЗа;
Цель диссертационного исследования: разработать и апробировать программу развития профессионального самосознания у студентов педагогического ВУЗа.
Исследовательские задачи:
• Рассмотреть феномен профессионального самосознания в отечественной и зарубежной психологии;
• Теоретически выявить и проанализировать различия между профессиональным самосознанием студентов педагогических и других ВУЗов;
• Изучить различные технологии развития, в том числе
профессионального самосознания;
• Разработать и проверить эффективность программы с использованием технологий направленных на развитие профессионального самосознания у студентов педагогического ВУЗа.
В своей работе мы опирались на положения субъектно-деятельностного подхода и работах о самосознании личности, отечественных психологов (В.С. Мерлин, Н.Н. Васягина, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, Л.И. Божович, В.В. Столин, Е. А. Климов, Н.С. Пряжников, Н.Г. Рукавишникова, С.А.Минюрова) а так же зарубежных психологов в рамках как психодинамических так и глубинных подходов (К.Хорни, З.Фрейд, Л.Сонди). Гуманистические подходы так же отразились в подходах авторов с одноименными школами (К.Роджерс, А.Маслоу). А так же ссылки на применение современных концепций сознания в сфере педагогики и обучения (К. Дуэк).
Гипотеза состоит в предположении о том, что программа, разработанная на основании синтеза технологии компетентностного подхода и технологий творчества - позволит развить профессиональное самосознание у студентов педагогического ВУЗа.
Методическая основа исследования: Анкетный опросник «Я в профессии», рефлексивный тест «Кто Я?» В.С. Мухиной, Опросник «Карьерные ориентации» Э. Шейна, Опросник самоотношения В.В. Столина, Опросник мотивации к обучению Т.Ильиной.
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о технологиях развития профессионального самосознания. Практическая значимость исследования определена изучением проблематики на примере студентов педагогического ВУЗа.
Этапы работы.
Исследование проводилось с 09.04.2017 по 10.06.2017 в 3 этапа.
На первом этапе проходило изучение и подбор психологической и научно - методологической литературы по теме, формулирование цели, гипотезы и плана исследования, подбор методов исследования и конкретных методик работы, мероприятий и контроля результатов проведенной работы.
Второй этап- разработка и реализация программы эмпирического исследования; проведение развернутого психологического эксперимента, оценка эффективности экспериментальной работы.
Третий этап - оформление диссертационной работы.
База исследования: педагогические ВУЗы города Екатеринбурга (РГППУ, УрГПУ). В исследовании приняли участие 60 студентов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы представляет 55 источников, 4 статьи, 2 кандидатских диссертации, 3 источника иностранной литературы. Объем диссертации составляет 94 страницы. Приложение представлено на 20 страницах.
В первой главе рассматриваются: теоретические представления о феномене профессионального самосознания в зарубежных и отечественных источниках, особенности профессионального самосознания у студентов педагогического ВУЗа, сравнительный анализ технологий развития профессионального самосознания.
Во второй главе представлено: планирование экспериментальной работы; изучение специфики профессионального самосознания у студентов с помощью экспериментальных методик.
Третья глава содержит: формирующий этап психологического эксперимента; оценку эффективности проведенных мероприятий в экспериментальной группе.
В приложении представлено: лекционный материал программы «Я в профессии» с использованием технологий развития профессионального самосознания; бланки опросников; результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
В магистерской диссертации 13 таблиц, 9 рисунков.
Изучение проблемы профессионального самосознания и его развития при помощи технологии было реализовано нами в рамках теоретического и эмпирического этапов исследования.
В результате теоретического анализа работы, мы выявили следующие особенности:
Феномен профессионального самосознания не до конца изучен со стороны многих отечественных и зарубежных теории и, возможно, в рамках новых подходов технологии будут нуждаться в новых теоретических обоснованиях.
Самосознание у студентов педагогических ВУЗов имеет определенные особенности в сравнении с самосознанием студентов других ВУЗов, и, представляют интерес для дальнейшего изучения.
Теоретическо-сравнительный анализ показал эффективность технологий компетентностного подхода и технологий творчества, которые предполагают развитие компетенций, и формирование эмоционально-волевых и когнитивных установок на реализацию потребности в самореализации в профессиональной деятельности.
Эмпирическое исследование показало, что разработанная нами программа с использованием технологий компетентностного подхода и технологий творчества - эффективно развивает профессиональное самосознание студентов педагогического ВУЗа, и его структурные компоненты: собственно, самосознание, карьерные ориентации, мотивы личности.
По итогам реализации программы, нами было обнаружено, что у студентов изменяются представления о себе, возникает способность к идентификации себя с профессией педагога, студенты оценивают свои педагогические навыки и умения.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов н/Д, 2003 - 480 с.
2. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006 - 278 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования// Психологический журнал. Т.13,2002, №5 -. С. 12-25.
4. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М.,2006 -. 192 с.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003 - 336 с.
6. Васягина Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст]: Монография/ УрГПУ - Екатеринбург, 2010 - 340 с.
7. Васягина Н.Н. Внутриличностные детерминанты самосознания матери Текст: монография/ Н.Н. Васягина; УрГПУ- Екатеринбург, 2008 - 136 с.
8. Васягина Н.Н., Рыбакова Е.Е. Диагностика и коррекция самосознания матери Текст: учебно.методическое пособие/ Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова; УрГПУ- Екатеринбург, 2010 - 168 с.
9. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2001 - 245 с.
10. Грановская Р.М. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2010 - 476 с.
11. Гуслякова Л. Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина: дис.... д-ра социол. наук. Барнаул, 1995.
12. Деркач А. А. Общая и прикладная акмеология. М.: РАГС, 2001 - 167 с.
13. Деркач А. А., Москаленко О. В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань: АГПУ, 2000 - 104 с.
14. Джеймс, У. Введение в философию - М.: Республика, 2000. - 315 с.
15. Елдышова О. А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления. //Фундаментальные исследования - 2006. - № 7. - 196 с.
16. Иванова В. В. Общие вопросы самосознания личности. Изд РГГУ, СПб, 2011 - 135с.
17. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: мат-лы Всесоюз. симпозиума. - Кострома, 2016. - 142 с.
18. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е.А.Климов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
19. Кон, И. C. В поисках себя. - М.: Время, 2012. - 335 с.
20. Кон, И. C. Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003 - 425с.
21. Корнилова, Т. В.Методологические основы психологии: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012 - 483с.
22. Косарецкий С. Г. Психологические условия развития профессионального сознания будущих педагогов: дис.. канд. психол. наук. М., 1999.
23. Косарецкий, С. Г. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки: моногр. сб. / С. Г. Косарецкий, А. М. Моисеев, А. А. Седельников, Е. Н. Шимутина. - М.: Вердана, 2010. - 371 с.
24. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. - 201 с.
25. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Наука, 1996 - 334 с.
26. Маслоу А. Психология бытия. М.,2007 - 304 с.
27. Мерлин В.С. Личность и общество. Учебное пособие для спецкурса. Пермь,2008 - 90 с.
28. Мерлин В.С. Самосознание. // Проблемы экспериментальной психологии личности. Т.77. Вып.6. Пермь,1970 - С.164-192.
29. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь,2010 - 107 с.
30. Минюрова С.А. Психология саморахвития человека в профессии - М.: Компания спутник+, 2008. - 298 с.
31. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Академия, 2004 - 370с.
32. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007 - 134 с.
33. Москаленко О. В. Психолого-акмеологическая модель формирования профессионального самосознания личности руководителей образовательных учреждений. /Изд-во РАГС,2007. - 352с.
34. Мухина, В. С.Первичный онтогенез личности и ее бытие Психология развития: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. К. Болотовой О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005 - 235с.
35. Передельская С. В. Психологические условия становления профессионального самосознания студентов в процессе педагогической практики: дис.... канд. психол. наук. Волгоград, 2006 -. 135с.
36. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008. - 367 с.
37. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда: учеб. пособие к курсу "Психология труда и инженерная психология" - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2010. - 535 с.
38. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003 - 656 с.
39. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика: избр. труды по психологии Под ред. А. Н. Сухова. - М.: МПСУ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2013. - 450 с.
40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. 415 с.
41. Рудакова И.А. Григорьева-Рудакова О.А.. Мотивационно-ценностные компоненты профессионального самосознания студентов технического вуза, Самара, АСТ Паблиш, 2014 - 204 с.
42. Семенова Е. А. Возможности развития профессионального самосознания студентов в образовательном пространстве технического университета // Высшее образование сегодня. 2008 - № 7 - 23-25с..
43. Столин В.В. Самосознание личности. М.,2013. 284 с.
44. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер; Пер. с нем. О. Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - М.: Астрель: АСТ, 2003 -2378с.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,2012 - 386 с.
46. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2012 - 455 с.
47. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2013 - 448 с.
48. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. // Проблемы самосознания. М., 2006 - С.228-240с.
49. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 2007 -. 144с.
50. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. // Проблемы самосознания. М., 2006 -. С.217-228с.
51. Шутенко, А. И. Личностное измерение образовательно-информационной среды в высшей школе Инновации в образовании 2012 - N.4. - С. 107-116с.
52. Эннс Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 123-125с.
53. Dweck, C. S. (2012). Mindset: How you can fulfill your potential. Constable & Robinson Limited
54. Alfie Kohn The “Mindset” Mindset. What We Miss By Focusing on Kids’ Attitudes SALON August 16, 2015 - 4 pages
55. Alfie Kohn GRITA Skeptical Look at the Latest Educational Fad [электронный HCTO4HHK]http://www.alfiekohn.org/article/grit/