Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов

Работа №99608

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы
исследования
1.1. Теоретический анализ проблемы профессионального
самоопределения студентов
1.2. Профессиональное самосознание студентов 17
1.3. Характеристика структуры и компонентов формирования
психологической культуры
1.4. Особенности психологической культуры как условия развития
профессионального самосознания
Глава 2. Эмпирическое исследование и формирование психологической культуры студентов как условия развития профессионального самосознания
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов 47
2.3. Программа формирования психологической культуры студентов и
результаты апробации
Заключение 63
Список литературы 66

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


В наше время важным является вопрос о профессиональном становлении молодежи, развития ответственности за выбор профессии, за результаты своей профессиональной деятельности, за сформированность необходимых в той или иной специальности компетенций.
В связи с этим в теории и практике всё чаще встаёт вопрос о психологическом сопровождении процесса профессионального становления студентов, в основе которого лежит развитие психологической культуры. Недостаточный уровень развития психологической культуры у студентов приводит к отсутствию психологической готовности выполнять трудовые функции в будущем, недостаточному пониманию значимости выбранной профессии и возникновению трудностей в адаптации на рабочем месте.
Поэтому основой процесса самоопределения становится выбор будущей сферы деятельности, а значит, на первый план выходи развитие профессионального самосознания студентов.
В нашем исследовании психологическая культура студента рассматривается как психологическая характеристика личности, позволяющая обеспечивать оптимальные условия для успешного развития профессионального самосознания. В настоящее время существует множество подходов к исследованию психологической культуры, однако понятие «психологическая культура личности» сегодня в науке разработано недостаточно, практически нет исследований, посвящённых изучению её особенностей и её влияния на успешность студентов, формирование их личности и отношений с окружающими.
Такие авторы, как В.А. Аристова, Т.В. Белых, Я.С. Бойченко, Н.М Волобуева рассматривали в своих трудах понятие «психологическая культура», но лишь в контексте определенной области ее применения. Так, В.А. Аристова рассматривала развитие психологической культуры будущего учителя начальной школы. Т.В. Белых изучала влияние выраженности компонентов психологической культуры исключительно на эффективность деловой коммуникации.
Полученные ранее знания являются недостаточными, в связи с тем, что понятие «психологическая культура» необходимо рассмотреть более широко, показав его взаимозависимость с формированием профессионального самосознания современного студента в условиях нестабильной социальной ситуации. Исследования профессионального самоопределения студентов с учетом уровня психологической культуры практически не проводилось, либо результаты не представлены в достаточном объеме в современных источниках.
Актуальность темы обусловлена тем, что тема «Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов» изучена в недостаточной мере. В педагогике и психологии всё чаще возникает вопрос о повышении уровня психологической культуры будущих специалистов, встаёт вопрос, действительно ли уровень психологической культуры студентов оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, и как это должно учитываться при профессиональной подготовке современных студентов.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически доказать, что психологическая культура является важным условием развития профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание.
Предмет: психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ понятий «профессиональное самосознание студентов» и «психологическая культура».
2. Рассмотреть характеристики структуры и компонентов формирования психологической культуры личности.
3. Составить программу эмпирического исследования уровня психологической культуры и профессионального самосознания студентов колледжа.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения студентов, направленную на развитие психологической культуры личности.
В соответствии с намеченными целями и задачами, был использован комплекс взаимодействующих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научно - методологической литературы, обобщение, тестирование, формирующий эксперимент, методы математико - статистического анализа эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось на базе государственного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловском областном педагогическом колледже» город Екатеринбург.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению проблемы профессионального становления (А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. М. Лотман, М.А. Холодина, Л.С. Выготский);
- подходы к изучению феномена психологической культуры (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Н.И. Исаева, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский);
- подходы к изучению компонентов психологической культуры (А.В. Корнеева, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, О.И. Мотков);
- подходы к изучению психологической культуры как базисной основы профессионально - педагогической культуры будущего специалиста (О.В. Пузикова, А.А. Бодалев, , А.В. Хуторской, А.Б. Кузьмина);
- подходы к рассмотрению профессионального самоопределения как одного из частных форм самосознания личности (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Г.П. Щедровицкий, И.И. Чеснокова, Л.М. Митина, В.А Аверин).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении процесса формирования психологической культуры студента как динамичной системы; описании структуры профессионального самосознания.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на формирование профессионального самосознания современных студентов и повышения уровня их психологической культуры; в индивидуальном консультировании студентов по вопросам профессионального становления личности. Разработанная программа формирования компонентов психологической культуры может быть рекомендована к использованию в работе педагога - психолога, кураторов учебных групп, заместителя директора по воспитательной работе.
Структура диссертационного исследования состоит из: введения, двух глав, программы формирования психологической культуры студентов педагогического колледжа, заключения, списка литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было теоретически обосновать и эмпирически доказать, что психологическая культура является важным условием развития профессионального самосознания студентов.
Проведя теоретический анализ проблемы профессионального самосознания студентов, мы пришли к выводу, что в условиях формирование новых рыночных механизмов профессиональное самоопределение молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в некоторых профессиях, создаются рейтинги «топовых» профессий, организуются конкурсы профессионального мастерства, предъявляющие повышенные требования к уровню подготовки молодых специалистов. Активное возникновение новых профессий ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании.
Данные процессы оказывают влияние на профессиональное становление молодежи. Обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных организациях отражается в сознании студенческой молодежи. Так, меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Многие современные абитуриенты руководствуются неадекватными мотивами при выборе специальности и образовательной организации, что в последствие не ведет к реализации личностного потенциала и свидетельствует о низком уровне психологической культуры.
Внимание к проблемам психологической культуры личности связано с определенными противоречиями между уровнем развития психологической науки, ее ролью в разных сферах общественной практики и стихийно-хаотичном освоением и использованием психологических знаний; между необходимостью каждого человека успешно реализовывать себя и отсутствием навыков самопознания, самоанализа, саморазвития. Особенно это сказывается на профессиональном становлении молодежи.
Анализ литературы позволил нам предположить, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
Эмпирическое исследование позволило выявить ряд проблем, демонстрирующих низкий уровень психологической культуры студентов: самопознание, саморегуляция, конструктивное ведение дел, гармонизирующее саморазвитие.
Анализ взаимосвязей психологической культуры и параметров самоотношения позволил выделить компоненты психологической культуры, которые легли в основу программы по ее формированию.
К ним мы отнесли: когнитивный (владение знаниями и профессиональными компетенциями); ценностно - смысловой (сознательное построение собственного жизненного пути, самоуважение, самоинтерес); рефлексивный (гармонизация внутреннего мира личности, регулярное самопознание, самоотношение); креативный (творчество и саморазвитие); поведенческий (хорошая саморегуляция, самопринятие, конструктивное общение и ведение дел, эффективное взаимодействие, взаимопонимание с окружающими).
На основе теоретического и эмпирического исследования была разработана и апробирована Программа формирования психологической культуры студентов. Анализ результатов программы позволил сделать вывод о ее эффективности, как для гармонизации различных параметров профессионального самосознания, так и для повышения психологической культуры участников.
В ходе освоения программы студенты оценили значимость профессионального становления, стали применять полученные знания и практические навыки в ходе прохождения практик, в рамках занятий и в личной жизни. Стали контролировать свои поведенческими и эмоциональные реакции. 
В результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, развивается и профессиональное самосознание студентов.



1. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Текст] / К.А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - №4. - С. 3-21.
2. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Альбуханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
4. Аристова, В.А. Развитие психологической культуры будущего
учителя начальной школы как основы его профессиональной
деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 13.00.07 / В.А. Аристова; Нижегороский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2012. - 26 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
6. Белик, А.А. Культурология. антропологическая теория культур. -М.: Росс.гос.гуманит.ун-т, 2000. - 238 с.
7. Белых Т.В. Влияние выраженности компонентов психологической культуры на эффективность деловой коммуникации / Т.В. Белых, А.С. Шершнева // Наука. Инновации. Технологии .- 2012. - №2. - С. 136¬140.
8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 299 с.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1982. - 200 с.
10. Бодалев, А. А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
11. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995. - 334 с.
12. Бойченко, Я.С. Мотивация в структуре психологической культуры и ее влияние на развитие молодежи [Текст] / Я.С. Бойченко // Физическое воспитание студентов - 2012. - №2. - С. 8-13.
13. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.
14. Брюхова, Н.Г. Нравственная и психологическая культура личности [Текст] / Н.Г. Брюхова // Paradigmatapoznani. - 2014. - №1. - С. 39-41.
15. Валиева, Т.В. Стратегии фиксации опыта педагогических переживаний в индивидуальной психологической культуре педагога [Текст]: автореф. дис. ... канд. пс. наук: 13.00.07 / Т.В. Валиева; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.
16. Волобуева, Н.М. Психологическая культура как условие развития
жизнестойкости студентов [Текст]: автореф. дис. . канд. пс. наук: 13.00.13 / Н.М. Волобуева; Белгородский гос. нац. иссл. ун-т. -
Белгород, 2012. - 22 с.
17. Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие успешной
адаптации молодого специалиста [Электронный ресурс] / Н. М. Волобуева // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ- 2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов.— [электрон. сб.] - 2010 - Режимдоступа: http ://www.psy.msu.ru/
science/conference/lomonosov/2007/thesis/Volobueva_NM.pdf
18. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6т. Т. 1. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 487 с.
19. Габидулин Т.К. Психолого - педагогические аспекты социализации студентов колледжа [Текст]/ Т.К. Габдулин// Среднее профессиональное образование. - 2016. - №6. - С. 3-6
20. Гаранина, Ж.Г. Коммуникативный компонент в структуре психологической культуры специалистов [Текст] / Ж.Г. Гаранина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №43. - С. 52-55.
21. Герцен, С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России (межпоколенный подход): автореф.дис.канд. социол. Наук. Тюмень, 2012. - 24 с.
22. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб.пособие - 2-е
изд., пер. и доп. - М.: Издательство Московского психолого¬
социального института, 2005. - 216с.
23. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.
24. Дементьева, Е.В. Психологическая культура человека: современное состояние проблемы [Текст] / Е.В. Дементьева // Вестник Мордовского ун-та. - 2011. - №2. - С.12-17.
25. Дидковская, Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: Современные проблемы: диссерт. на соискание ученой степени канд. социологич. Наук. - Екатеринбург. - 2000. - 191с.
26. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности как феномен [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник Мининского ун-та. - 2013. - №1(1). - С. 3-15.
27. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетенции [Текст] / И.В. Дубровина // Научно - практический журнал «Гуманизация личности». - 2013. - №5. С 40-47.
28. Дубровина И. В. Культурно - личностный контекст
психологического образования в ВУЗе [Текст] / И.В. Дубровина // Проблемы развития и бытия личности. Развитие личности. - 2014. - №3. - с 53-76.
29. Егорова Т. Е. Психологическая культура и проблемы ее воспитания в современном обществе. / Т. Е. Егорова, Н. В Лапчинская. // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического общества. - Т. 7. - Вып. 1. / Т.Е. Егорова. - Казань 2000. - С.74-76.
30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб.для студентов вузов [Текст]/ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999.
31. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 35 с.
32. Зинченко Ю. П. Методологические проблемы психологического
обеспечения «Новой школы» / Ю. П. Зинченко // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»:
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Федерация психологов образования России, 2010. - С. 26 - 27.
33. Илюшина, Н.Н. Постановка вопроса о психологической культуре учителя в трудах Г.И. Челпанова [Текст] / Н.Н. Челпанова // Системная психология и социология - 2012. - №5. - С. 127-129.
34. Исаева, Н.И. Основные составляющие и параметры описания профессиональной психологической культуры [Текст] / Н.И. Исаева // Научные ведомости белгородского гос. ун-та - 2009. - №3. - Т.6. - С. 92-99.
35. Исаев Е.И. Психология развития человека[Текст]/ Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 203с.
36. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник для вузов [Текст]/ Е.А. Климов. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 464 с.
37. Климов Е.А. Психология профессионала: Избран.психолог. тр. / Рец. д-р п.н. проф. О.А. Конопкин. - М.: МОДЭК, 2004. - 227с.
38. Коджаспирова, Г. М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды / Г. М. Коджаспирова// Безопасность образовательной среды: Сборник статей. - М.: Экон-Информ, 2008. - С. 21.
39. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед.учеб.заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров А.Ю. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
40. Козырская, И.Н. Компоненты и функции психологической культуры [Текст] / И.Н. Козырская, М.Б. Оспанова // Научный потенциал. - 2013. - №2(11). - С. 64-67.
41. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся [Текст]: дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Колмогорова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2001. - 487 с.
42. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л.С. Колмогорова // Начальная школа - 2007. - №6. - С. 18-23.
43. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности [Текст]. - Минск, 2009. - 336 с.
44. Кряхтунов, М.И. К пониманию психологической культуры учителя [Текст] / М.И. Кряхтунов // Наука и бизнес: пути развития - 2012. №11(17). - С. 30-32.
45. Кузьмина, А.Б. Модель формирования психологической культуры будущих педагогов [Текст] / А.Б. Кузьмина, О.В. Соловьева // Мир науки, культуры и образования - 2013. - № 4(41). - С. 93-94.
46. Кузьмина А.Б. Формирование психологической культуры будущих педагогов [Текст]: диссерт. на соискат. уч. стп. к.п.н., Ставрополь, 2014, ФА ОУ ВПО «Северо-кавказский фед. Универ.»; Пятигор.гос. лингвист. - 187с.
47. Кулагина, Н.В. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZpsihologicheskaya-kultura-kak-komponent- professionalnoy-kultury-uchitelya(дата обращения 21.08.2017)
48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
49. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб, 2003. - 305с.
50. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. - 195 с.
51. Мижериков, В.А. Психолого - педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, авт. сост. В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 127с.
52. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия, 2004. - 320 с.
53. Мотков, О.И. Методика «Психологическая культура личности» [Текст] / О.И. Мотков - Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.». - 1999. - №15. - С. 8-9.
54. Мотков, О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие [Текст] / О.И. Мотков - М.: Треугольник, 1993. - 96 с.
55. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие [Текст] / А.Д. Наследов. - Спб.: Речь, 2012 - 392 с.
56. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб.пособие для студ. психол. фак. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
57. Платонова З.Н. Анализ особенностей психологической культуры
старшеклассников и студентов. Вестник СВФУ, 2012, том 9, №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-
osobennostey-psihologicheskoy-kultury-starsheklassnikov-i-studentov(дата обращения 22.10.2016)
58. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ ред. - сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 201с.
59. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
60. Поддубная, А. В. Структура
профессионального самосознания // Психология и жизнь. Вып.№1. - М.: МОСУ, 2000. - С. 535.
61. Поздняков, В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования [Текст] / В.М. Поздняков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - №2(53). - С. 75-77.
62. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 203с.
63. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.
64. Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности [Текст]: диссер.на соиск. д.псих.наук. - Хабаровск, 2003. - 187с.
65. Родина, И.П. Структурно - содержательные и уровневые
характеристики психологической культуры личности [Электронный ресурс] //Ученые записки: электронный научный журнал Курского гос.университета . -№3. - 2014. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/strukturno-soderzhatelnye-i-urovnevye-harakteristiki-psihologicheskoy-kultury-lichnosti(дата обращения: 02.02.2017)
66. Романов, К.М. Психологическая культура человека: теория и практика (По материалам Всероссийской научно-практической конференции) [Текст]/ К.М. Романов // Интеграция образования. - 2012. - №1. - С. 120-121.
67. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
68. Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека [Текст]: монография/ В.В. Семикин. - СПб., 2002. -108с.
69. Сладкова И.А. О понятии «психологическая культура педагога» [Электронный ресурс]. URL:https:ZZcyberleninka.ru/article/vZo-ponyatii-psihologicheskaya-kultura-pedagoga(дата обращения 09.09.2016)
70. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
71. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко - Спб.: Речь, 2003. - 350 с.
72. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа- Пресс, 1995. - 384 с.
73. Столин, В.В. Опросник самоотношения [Текст]/ В.В. Столин, С.Р. Пантилеев// Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.- М., 1988. -130 с.
74. Туник Е. Опросник креативности Джонсона [Электронный ресурс]// Школьный психолог.- №47.-2000. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708)(дата обращения: 30.05.2016)
75. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по направлению подготовки «44.02.02 Преподавание в начальных классах»: утв. приказом М-ва образования Рос. Федерации от 27 октября 2014 г. URL: http://www.vpk- vbg.ru/docs/pr-n.pdf(дата обращения: 02.04.2016).
76. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Гуро. - М.: Инфра, 2004. - 578 с. - (Библиотека словарей).
77. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст]/ И.И. Чеснокова. - М.: МГУ, 1977.- 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ