Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы
исследования
1.1. Теоретический анализ проблемы профессионального
самоопределения студентов
1.2. Профессиональное самосознание студентов 17
1.3. Характеристика структуры и компонентов формирования
психологической культуры
1.4. Особенности психологической культуры как условия развития
профессионального самосознания
Глава 2. Эмпирическое исследование и формирование психологической культуры студентов как условия развития профессионального самосознания
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов 47
2.3. Программа формирования психологической культуры студентов и
результаты апробации
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы
исследования
1.1. Теоретический анализ проблемы профессионального
самоопределения студентов
1.2. Профессиональное самосознание студентов 17
1.3. Характеристика структуры и компонентов формирования
психологической культуры
1.4. Особенности психологической культуры как условия развития
профессионального самосознания
Глава 2. Эмпирическое исследование и формирование психологической культуры студентов как условия развития профессионального самосознания
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов 47
2.3. Программа формирования психологической культуры студентов и
результаты апробации
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В наше время важным является вопрос о профессиональном становлении молодежи, развития ответственности за выбор профессии, за результаты своей профессиональной деятельности, за сформированность необходимых в той или иной специальности компетенций.
В связи с этим в теории и практике всё чаще встаёт вопрос о психологическом сопровождении процесса профессионального становления студентов, в основе которого лежит развитие психологической культуры. Недостаточный уровень развития психологической культуры у студентов приводит к отсутствию психологической готовности выполнять трудовые функции в будущем, недостаточному пониманию значимости выбранной профессии и возникновению трудностей в адаптации на рабочем месте.
Поэтому основой процесса самоопределения становится выбор будущей сферы деятельности, а значит, на первый план выходи развитие профессионального самосознания студентов.
В нашем исследовании психологическая культура студента рассматривается как психологическая характеристика личности, позволяющая обеспечивать оптимальные условия для успешного развития профессионального самосознания. В настоящее время существует множество подходов к исследованию психологической культуры, однако понятие «психологическая культура личности» сегодня в науке разработано недостаточно, практически нет исследований, посвящённых изучению её особенностей и её влияния на успешность студентов, формирование их личности и отношений с окружающими.
Такие авторы, как В.А. Аристова, Т.В. Белых, Я.С. Бойченко, Н.М Волобуева рассматривали в своих трудах понятие «психологическая культура», но лишь в контексте определенной области ее применения. Так, В.А. Аристова рассматривала развитие психологической культуры будущего учителя начальной школы. Т.В. Белых изучала влияние выраженности компонентов психологической культуры исключительно на эффективность деловой коммуникации.
Полученные ранее знания являются недостаточными, в связи с тем, что понятие «психологическая культура» необходимо рассмотреть более широко, показав его взаимозависимость с формированием профессионального самосознания современного студента в условиях нестабильной социальной ситуации. Исследования профессионального самоопределения студентов с учетом уровня психологической культуры практически не проводилось, либо результаты не представлены в достаточном объеме в современных источниках.
Актуальность темы обусловлена тем, что тема «Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов» изучена в недостаточной мере. В педагогике и психологии всё чаще возникает вопрос о повышении уровня психологической культуры будущих специалистов, встаёт вопрос, действительно ли уровень психологической культуры студентов оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, и как это должно учитываться при профессиональной подготовке современных студентов.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически доказать, что психологическая культура является важным условием развития профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание.
Предмет: психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ понятий «профессиональное самосознание студентов» и «психологическая культура».
2. Рассмотреть характеристики структуры и компонентов формирования психологической культуры личности.
3. Составить программу эмпирического исследования уровня психологической культуры и профессионального самосознания студентов колледжа.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения студентов, направленную на развитие психологической культуры личности.
В соответствии с намеченными целями и задачами, был использован комплекс взаимодействующих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научно - методологической литературы, обобщение, тестирование, формирующий эксперимент, методы математико - статистического анализа эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось на базе государственного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловском областном педагогическом колледже» город Екатеринбург.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению проблемы профессионального становления (А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. М. Лотман, М.А. Холодина, Л.С. Выготский);
- подходы к изучению феномена психологической культуры (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Н.И. Исаева, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский);
- подходы к изучению компонентов психологической культуры (А.В. Корнеева, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, О.И. Мотков);
- подходы к изучению психологической культуры как базисной основы профессионально - педагогической культуры будущего специалиста (О.В. Пузикова, А.А. Бодалев, , А.В. Хуторской, А.Б. Кузьмина);
- подходы к рассмотрению профессионального самоопределения как одного из частных форм самосознания личности (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Г.П. Щедровицкий, И.И. Чеснокова, Л.М. Митина, В.А Аверин).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении процесса формирования психологической культуры студента как динамичной системы; описании структуры профессионального самосознания.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на формирование профессионального самосознания современных студентов и повышения уровня их психологической культуры; в индивидуальном консультировании студентов по вопросам профессионального становления личности. Разработанная программа формирования компонентов психологической культуры может быть рекомендована к использованию в работе педагога - психолога, кураторов учебных групп, заместителя директора по воспитательной работе.
Структура диссертационного исследования состоит из: введения, двух глав, программы формирования психологической культуры студентов педагогического колледжа, заключения, списка литературы и приложений
В связи с этим в теории и практике всё чаще встаёт вопрос о психологическом сопровождении процесса профессионального становления студентов, в основе которого лежит развитие психологической культуры. Недостаточный уровень развития психологической культуры у студентов приводит к отсутствию психологической готовности выполнять трудовые функции в будущем, недостаточному пониманию значимости выбранной профессии и возникновению трудностей в адаптации на рабочем месте.
Поэтому основой процесса самоопределения становится выбор будущей сферы деятельности, а значит, на первый план выходи развитие профессионального самосознания студентов.
В нашем исследовании психологическая культура студента рассматривается как психологическая характеристика личности, позволяющая обеспечивать оптимальные условия для успешного развития профессионального самосознания. В настоящее время существует множество подходов к исследованию психологической культуры, однако понятие «психологическая культура личности» сегодня в науке разработано недостаточно, практически нет исследований, посвящённых изучению её особенностей и её влияния на успешность студентов, формирование их личности и отношений с окружающими.
Такие авторы, как В.А. Аристова, Т.В. Белых, Я.С. Бойченко, Н.М Волобуева рассматривали в своих трудах понятие «психологическая культура», но лишь в контексте определенной области ее применения. Так, В.А. Аристова рассматривала развитие психологической культуры будущего учителя начальной школы. Т.В. Белых изучала влияние выраженности компонентов психологической культуры исключительно на эффективность деловой коммуникации.
Полученные ранее знания являются недостаточными, в связи с тем, что понятие «психологическая культура» необходимо рассмотреть более широко, показав его взаимозависимость с формированием профессионального самосознания современного студента в условиях нестабильной социальной ситуации. Исследования профессионального самоопределения студентов с учетом уровня психологической культуры практически не проводилось, либо результаты не представлены в достаточном объеме в современных источниках.
Актуальность темы обусловлена тем, что тема «Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов» изучена в недостаточной мере. В педагогике и психологии всё чаще возникает вопрос о повышении уровня психологической культуры будущих специалистов, встаёт вопрос, действительно ли уровень психологической культуры студентов оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, и как это должно учитываться при профессиональной подготовке современных студентов.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически доказать, что психологическая культура является важным условием развития профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание.
Предмет: психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ понятий «профессиональное самосознание студентов» и «психологическая культура».
2. Рассмотреть характеристики структуры и компонентов формирования психологической культуры личности.
3. Составить программу эмпирического исследования уровня психологической культуры и профессионального самосознания студентов колледжа.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения студентов, направленную на развитие психологической культуры личности.
В соответствии с намеченными целями и задачами, был использован комплекс взаимодействующих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научно - методологической литературы, обобщение, тестирование, формирующий эксперимент, методы математико - статистического анализа эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось на базе государственного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловском областном педагогическом колледже» город Екатеринбург.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению проблемы профессионального становления (А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. М. Лотман, М.А. Холодина, Л.С. Выготский);
- подходы к изучению феномена психологической культуры (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Н.И. Исаева, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский);
- подходы к изучению компонентов психологической культуры (А.В. Корнеева, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, О.И. Мотков);
- подходы к изучению психологической культуры как базисной основы профессионально - педагогической культуры будущего специалиста (О.В. Пузикова, А.А. Бодалев, , А.В. Хуторской, А.Б. Кузьмина);
- подходы к рассмотрению профессионального самоопределения как одного из частных форм самосознания личности (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Г.П. Щедровицкий, И.И. Чеснокова, Л.М. Митина, В.А Аверин).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении процесса формирования психологической культуры студента как динамичной системы; описании структуры профессионального самосознания.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на формирование профессионального самосознания современных студентов и повышения уровня их психологической культуры; в индивидуальном консультировании студентов по вопросам профессионального становления личности. Разработанная программа формирования компонентов психологической культуры может быть рекомендована к использованию в работе педагога - психолога, кураторов учебных групп, заместителя директора по воспитательной работе.
Структура диссертационного исследования состоит из: введения, двух глав, программы формирования психологической культуры студентов педагогического колледжа, заключения, списка литературы и приложений
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и эмпирически доказать, что психологическая культура является важным условием развития профессионального самосознания студентов.
Проведя теоретический анализ проблемы профессионального самосознания студентов, мы пришли к выводу, что в условиях формирование новых рыночных механизмов профессиональное самоопределение молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в некоторых профессиях, создаются рейтинги «топовых» профессий, организуются конкурсы профессионального мастерства, предъявляющие повышенные требования к уровню подготовки молодых специалистов. Активное возникновение новых профессий ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании.
Данные процессы оказывают влияние на профессиональное становление молодежи. Обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных организациях отражается в сознании студенческой молодежи. Так, меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Многие современные абитуриенты руководствуются неадекватными мотивами при выборе специальности и образовательной организации, что в последствие не ведет к реализации личностного потенциала и свидетельствует о низком уровне психологической культуры.
Внимание к проблемам психологической культуры личности связано с определенными противоречиями между уровнем развития психологической науки, ее ролью в разных сферах общественной практики и стихийно-хаотичном освоением и использованием психологических знаний; между необходимостью каждого человека успешно реализовывать себя и отсутствием навыков самопознания, самоанализа, саморазвития. Особенно это сказывается на профессиональном становлении молодежи.
Анализ литературы позволил нам предположить, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
Эмпирическое исследование позволило выявить ряд проблем, демонстрирующих низкий уровень психологической культуры студентов: самопознание, саморегуляция, конструктивное ведение дел, гармонизирующее саморазвитие.
Анализ взаимосвязей психологической культуры и параметров самоотношения позволил выделить компоненты психологической культуры, которые легли в основу программы по ее формированию.
К ним мы отнесли: когнитивный (владение знаниями и профессиональными компетенциями); ценностно - смысловой (сознательное построение собственного жизненного пути, самоуважение, самоинтерес); рефлексивный (гармонизация внутреннего мира личности, регулярное самопознание, самоотношение); креативный (творчество и саморазвитие); поведенческий (хорошая саморегуляция, самопринятие, конструктивное общение и ведение дел, эффективное взаимодействие, взаимопонимание с окружающими).
На основе теоретического и эмпирического исследования была разработана и апробирована Программа формирования психологической культуры студентов. Анализ результатов программы позволил сделать вывод о ее эффективности, как для гармонизации различных параметров профессионального самосознания, так и для повышения психологической культуры участников.
В ходе освоения программы студенты оценили значимость профессионального становления, стали применять полученные знания и практические навыки в ходе прохождения практик, в рамках занятий и в личной жизни. Стали контролировать свои поведенческими и эмоциональные реакции.
В результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, развивается и профессиональное самосознание студентов.
Проведя теоретический анализ проблемы профессионального самосознания студентов, мы пришли к выводу, что в условиях формирование новых рыночных механизмов профессиональное самоопределение молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в некоторых профессиях, создаются рейтинги «топовых» профессий, организуются конкурсы профессионального мастерства, предъявляющие повышенные требования к уровню подготовки молодых специалистов. Активное возникновение новых профессий ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании.
Данные процессы оказывают влияние на профессиональное становление молодежи. Обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных организациях отражается в сознании студенческой молодежи. Так, меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Многие современные абитуриенты руководствуются неадекватными мотивами при выборе специальности и образовательной организации, что в последствие не ведет к реализации личностного потенциала и свидетельствует о низком уровне психологической культуры.
Внимание к проблемам психологической культуры личности связано с определенными противоречиями между уровнем развития психологической науки, ее ролью в разных сферах общественной практики и стихийно-хаотичном освоением и использованием психологических знаний; между необходимостью каждого человека успешно реализовывать себя и отсутствием навыков самопознания, самоанализа, саморазвития. Особенно это сказывается на профессиональном становлении молодежи.
Анализ литературы позволил нам предположить, что в результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, будет развиваться и профессиональное самосознание студентов.
Эмпирическое исследование позволило выявить ряд проблем, демонстрирующих низкий уровень психологической культуры студентов: самопознание, саморегуляция, конструктивное ведение дел, гармонизирующее саморазвитие.
Анализ взаимосвязей психологической культуры и параметров самоотношения позволил выделить компоненты психологической культуры, которые легли в основу программы по ее формированию.
К ним мы отнесли: когнитивный (владение знаниями и профессиональными компетенциями); ценностно - смысловой (сознательное построение собственного жизненного пути, самоуважение, самоинтерес); рефлексивный (гармонизация внутреннего мира личности, регулярное самопознание, самоотношение); креативный (творчество и саморазвитие); поведенческий (хорошая саморегуляция, самопринятие, конструктивное общение и ведение дел, эффективное взаимодействие, взаимопонимание с окружающими).
На основе теоретического и эмпирического исследования была разработана и апробирована Программа формирования психологической культуры студентов. Анализ результатов программы позволил сделать вывод о ее эффективности, как для гармонизации различных параметров профессионального самосознания, так и для повышения психологической культуры участников.
В ходе освоения программы студенты оценили значимость профессионального становления, стали применять полученные знания и практические навыки в ходе прохождения практик, в рамках занятий и в личной жизни. Стали контролировать свои поведенческими и эмоциональные реакции.
В результате реализации программы, направленной на формирование компонентов психологической культуры, развивается и профессиональное самосознание студентов.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК УСЛОВИЕ
РАВЗИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МВД РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 1999 - Проблема психологической компетентности учителей общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Организационно - методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



