Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие сенсорных эталонов у дошкольников

Работа №99603

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития младших дошкольников 10
1.3. Теоретическое обоснование развития сенсорных эталонов у детей
младшего дошкольного возраста 17
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование развития сенсорных эталонов у младших дошкольников в разных видах деятельности 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Программа развития сенсорных эталонов у младших дошкольников .. 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Выводы к главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 64

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [36], где заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
В свете обозначенных новшеств, большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Под сенсорным развитием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Также подчеркнем актуальность сенсорного воспитания, как средства, помогающего овладению ребенком способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для дальнейшего успешного усвоения достоверных знаний об окружающем мире , от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Актуальность темы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста определяется и необходимостью обобщения
достижений прошлого в области сенсорного развития и внедрения современных технологий.
Таким образом, проблемой исследования является разработка психолого-педагогических приемов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Объект исследования: развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, использование конструкторов LEGO DACTA), аппликации, лепки благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности развития сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте;
3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
4. Разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность использованных психолого-педагогических приемов развития.
Методологическую основу исследования составляют:
- теоретические методы: анализ и обобщение научной психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные методы: диагностические методики Е.А.
Стребелевой, Л.А. Венгера, М.И. Земцовой, М. Монтессори;
- методы анализа полученных данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов эмпирического исследованная.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлено теоретическое обобщение проблемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда психолого-педагогических приемов, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили труды в области сенсорного развития дошкольников таких отечественных авторов, как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Теория восприятия, разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А., Венгером и др. Также для нашего исследования значимыми являются положения авторов, считающих, что основной стороной дошкольного воспитания является сенсорное воспитание, призванное обеспечить полноценное сенсомоторное развитие (Ф. Фребель, О. Декроли, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. При этом первая глава носит общий теоретико-методологический характер, а вторая - практически- диагностический характер.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение данной выпускной квалификационной работы мы приходим к выводу о том, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие - это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. Начало сенсорных способностей положено в основном уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте. На данном периоде при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает понимать различия предметов по величине, по форме и цвету.
Проведенная нами работа показала, что дошкольный возраст очень важен для развития сенсорных способностей детей. Развитие у ребенка этих способностей должно быть постоянно на виду у воспитателя, родителей и осуществляться различными средствами и методами, и так же с помощью дидактических пособий и игр.
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир с помощью глаз и рук. Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротимо: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что большинство детей раннего возраста находится на среднем уровне сенсорного развития. По использованным методикам исследования они плохо ориентируются в пространстве, не всегда различают вкусовые качества и тактильные ощущения, не достаточно сформированы сенсорные эталоны: форма, величина, звук.
На формирующем этапе была проведена работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в изодеятельности (коллаж, пластилинография) и игровой деятельности (авторские игровые методики, дидактические игры, игры с использованием конструктора LEGO DACTA и игры в юнгианской песочнице) в течении двух месяцев, в которой мы учитывали возрастные особенности детей, разработанность сенсорных эталонов, систематичность и разнообразие игровой деятельности.
После реализации разработанной программы развития сенсорных эталонов с использованием на протяжении 2 месяцев нами была проведена повторная диагностика. После формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы повысился уровень сенсорного развития по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, приходим к выводу о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1) формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира;
2) освоение сенсорных эталонов, т.е. формирование и развитие:
1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов;
3) развитие представлений о форме и цвете, это - обязательные и взаимосвязанные составляющие сенсорного воспитания дошкольника.
Поставленная в начале исследовательской работы гипотеза о том, что система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, авторские игры, использование конструктора LEGO DACTA), аппликации, пластилинографии благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
В ходе проведения теоретической и экспериментальной работы показывалось, что развитие сенсорных эталонов происходит в процессе самой различной деятельности (игровой, творческой). Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.



1. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 288-291
2. Андреева И.Н., Бусыгина Л.А. Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста посредствам современных дидактических игр // В сборнике: Россия в многовекторном мире: Национальная безопасность, взрывы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. 2017. С. 255-258.
3. Ахметзянова А.М., Бламыкова М.Г., Рахманова С.А. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 76-77.
4. Балашова Э.В., Васина Ю.М. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредствам игр в юнгианской песочнице // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 601-605
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 124 с.
6. Вагнер Л.А. Генезис сенсорных способностей Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976, 267 с.
7. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. оада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
8. Восприятие и действие: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967
9. Голкина В.А. Сенсорное развитие младших дошкольников как основа формирования психологической готовности детей к обучению в школе / В книге: Научно-методическое обеспечение профессиональнойдеятельности психолога образования сборник научных статей. 2011. С. 55-58.
10. Гусева Ю.А., Колесниченко Ю.Ю. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / В сборнике: Научно-методологические и социальные аспекты педагогики и психологии: Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 127-131
11. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М., 1999
12. Дорофеева Г.В. Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста / В книге: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской. 2017. С. 178¬18
13. Запорожец А.В., Неверович Я.З. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М.: «Просвещение», 1965.
14. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001
15. Калинкин Е.А., Сутормин Н.В. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Студенческая наука Подмосковью: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Министерство образования Московской области, ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт; Отв. редактор: Бухаренкова. 2013. С. 52
16. Карасева А.В. Значение цветовосприятия дошкольников // Территория науки. 2017. № 3. С. 21-24
17. Киселева М.В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. СПб.: Речь, 2012
18. Киселева М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2017. № 3 (26). С. 14-17
19. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый.
2016. № 6 (110). С. 779-783.
20. Козлова А.А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 533-537
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015. 432 с.
22. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ. 2013. 144 с.
23. Крупская Н.К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. М.: Учпедгиз, 1946. 317 с
24. Кулькова А.А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира // Проблемы науки. 2016. № 2 (3). С. 42-44.
25. Лагутина О.Р. Развитие знания ребенка о пространстве // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 133-13
26. Леонтьева Ж.А. Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию / В сборнике: Педагогика: традиции и инновации Материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 57-60.
27. Лошкарева М.С., Лазарева Л.П. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников / В сборнике: Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2 т.. 2016. С. 232-236
28. Ляу Н.М. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 148-149
29. Монтессори М. Мой метод. - М.: АСТ, 2006. 352 с;
30. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. 334 с
31. Морозова О.Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5. С. 54-55
32. Панова Л.В. Формирование сенсорной культуры младшего дошкольника в современном образовательном пространстве детства // Социальная политика и социология. 2010. № 8 (62). С. 492-495.
33. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение: АО «Учебная литература». 1996. C. 63
34. Поляков Е.А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe.2017. № 14-2 (14). С. 82-93
35. Попова Т.Б. Использование авторских интерактивных игр и игровых заданий на коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов / В сборнике: Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2015. С. 110-111
36. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. № 265. 25.11.2013
37. Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори / Ред. Борисова О.В., Залеская А.А., Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н., Снежинск, 1995
38. Прохорова И.Н. Взаимосвязь аппликации и сенсорного развития у детей 3-4 лет / В сборнике: Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вятский государственный университет, Педагогический институт. 2016. С. 134-137
39. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой М.: Просвещение, 2005.
40. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /под ред. Л.А. Вагнера. М.: Педагогика. 1986, 224 с.
41. Рахманова С.А., Бламыкова М.Г., Ахметзянова А.М. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик / В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки: Сборник материалов Международной научно - практической конференции. В 2-х томах . Редколлегия: О.Н. Широков [и др.].
2017. С. 158-160.
42. Свистунова-Болотова И.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 28. С. 158-161
Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников // Наукаи современность. 2012. № 17. С. 138-142
44. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений: Учеб. пособие / С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 141 с.
45. Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. 2016. №2. С. 8 - 15.
46. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. С.121-135.
47. Харитонова Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников / В сборнике: Ступень в педагогическуюнауку Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов. Центр научной мысли; Научный редактор Г. Ф. Гребенщиков. 2013. С. 47-5
48. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991. 64 с
49. Чикова И.В., Чунарева Л.Д. Особенности сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : из опыта работы / В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития наукии образования в современном мире Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова.
2017. С. 336-339.
50. Чичикалова З.И. Сенсорное развитие детей дошкольного
возраста при работе в технике аппликации / В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». - Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. С. 330-336.
51. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ