Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития младших дошкольников 10
1.3. Теоретическое обоснование развития сенсорных эталонов у детей
младшего дошкольного возраста 17
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование развития сенсорных эталонов у младших дошкольников в разных видах деятельности 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Программа развития сенсорных эталонов у младших дошкольников .. 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Выводы к главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития младших дошкольников 10
1.3. Теоретическое обоснование развития сенсорных эталонов у детей
младшего дошкольного возраста 17
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование развития сенсорных эталонов у младших дошкольников в разных видах деятельности 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Программа развития сенсорных эталонов у младших дошкольников .. 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Выводы к главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 64
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [36], где заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
В свете обозначенных новшеств, большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Под сенсорным развитием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Также подчеркнем актуальность сенсорного воспитания, как средства, помогающего овладению ребенком способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для дальнейшего успешного усвоения достоверных знаний об окружающем мире , от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Актуальность темы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста определяется и необходимостью обобщения
достижений прошлого в области сенсорного развития и внедрения современных технологий.
Таким образом, проблемой исследования является разработка психолого-педагогических приемов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Объект исследования: развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, использование конструкторов LEGO DACTA), аппликации, лепки благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности развития сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте;
3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
4. Разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность использованных психолого-педагогических приемов развития.
Методологическую основу исследования составляют:
- теоретические методы: анализ и обобщение научной психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные методы: диагностические методики Е.А.
Стребелевой, Л.А. Венгера, М.И. Земцовой, М. Монтессори;
- методы анализа полученных данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов эмпирического исследованная.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлено теоретическое обобщение проблемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда психолого-педагогических приемов, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили труды в области сенсорного развития дошкольников таких отечественных авторов, как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Теория восприятия, разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А., Венгером и др. Также для нашего исследования значимыми являются положения авторов, считающих, что основной стороной дошкольного воспитания является сенсорное воспитание, призванное обеспечить полноценное сенсомоторное развитие (Ф. Фребель, О. Декроли, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. При этом первая глава носит общий теоретико-методологический характер, а вторая - практически- диагностический характер.
В свете обозначенных новшеств, большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Под сенсорным развитием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Также подчеркнем актуальность сенсорного воспитания, как средства, помогающего овладению ребенком способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для дальнейшего успешного усвоения достоверных знаний об окружающем мире , от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Актуальность темы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста определяется и необходимостью обобщения
достижений прошлого в области сенсорного развития и внедрения современных технологий.
Таким образом, проблемой исследования является разработка психолого-педагогических приемов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Объект исследования: развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, использование конструкторов LEGO DACTA), аппликации, лепки благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности развития сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте;
3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
4. Разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников;
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность использованных психолого-педагогических приемов развития.
Методологическую основу исследования составляют:
- теоретические методы: анализ и обобщение научной психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные методы: диагностические методики Е.А.
Стребелевой, Л.А. Венгера, М.И. Земцовой, М. Монтессори;
- методы анализа полученных данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов эмпирического исследованная.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлено теоретическое обобщение проблемы развития сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда психолого-педагогических приемов, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили труды в области сенсорного развития дошкольников таких отечественных авторов, как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Теория восприятия, разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А., Венгером и др. Также для нашего исследования значимыми являются положения авторов, считающих, что основной стороной дошкольного воспитания является сенсорное воспитание, призванное обеспечить полноценное сенсомоторное развитие (Ф. Фребель, О. Декроли, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. При этом первая глава носит общий теоретико-методологический характер, а вторая - практически- диагностический характер.
В заключение данной выпускной квалификационной работы мы приходим к выводу о том, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие - это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. Начало сенсорных способностей положено в основном уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте. На данном периоде при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает понимать различия предметов по величине, по форме и цвету.
Проведенная нами работа показала, что дошкольный возраст очень важен для развития сенсорных способностей детей. Развитие у ребенка этих способностей должно быть постоянно на виду у воспитателя, родителей и осуществляться различными средствами и методами, и так же с помощью дидактических пособий и игр.
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир с помощью глаз и рук. Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротимо: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что большинство детей раннего возраста находится на среднем уровне сенсорного развития. По использованным методикам исследования они плохо ориентируются в пространстве, не всегда различают вкусовые качества и тактильные ощущения, не достаточно сформированы сенсорные эталоны: форма, величина, звук.
На формирующем этапе была проведена работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в изодеятельности (коллаж, пластилинография) и игровой деятельности (авторские игровые методики, дидактические игры, игры с использованием конструктора LEGO DACTA и игры в юнгианской песочнице) в течении двух месяцев, в которой мы учитывали возрастные особенности детей, разработанность сенсорных эталонов, систематичность и разнообразие игровой деятельности.
После реализации разработанной программы развития сенсорных эталонов с использованием на протяжении 2 месяцев нами была проведена повторная диагностика. После формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы повысился уровень сенсорного развития по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, приходим к выводу о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1) формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира;
2) освоение сенсорных эталонов, т.е. формирование и развитие:
1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов;
3) развитие представлений о форме и цвете, это - обязательные и взаимосвязанные составляющие сенсорного воспитания дошкольника.
Поставленная в начале исследовательской работы гипотеза о том, что система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, авторские игры, использование конструктора LEGO DACTA), аппликации, пластилинографии благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
В ходе проведения теоретической и экспериментальной работы показывалось, что развитие сенсорных эталонов происходит в процессе самой различной деятельности (игровой, творческой). Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Сенсорное развитие - это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. Начало сенсорных способностей положено в основном уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте. На данном периоде при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает понимать различия предметов по величине, по форме и цвету.
Проведенная нами работа показала, что дошкольный возраст очень важен для развития сенсорных способностей детей. Развитие у ребенка этих способностей должно быть постоянно на виду у воспитателя, родителей и осуществляться различными средствами и методами, и так же с помощью дидактических пособий и игр.
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир с помощью глаз и рук. Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротимо: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что большинство детей раннего возраста находится на среднем уровне сенсорного развития. По использованным методикам исследования они плохо ориентируются в пространстве, не всегда различают вкусовые качества и тактильные ощущения, не достаточно сформированы сенсорные эталоны: форма, величина, звук.
На формирующем этапе была проведена работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в изодеятельности (коллаж, пластилинография) и игровой деятельности (авторские игровые методики, дидактические игры, игры с использованием конструктора LEGO DACTA и игры в юнгианской песочнице) в течении двух месяцев, в которой мы учитывали возрастные особенности детей, разработанность сенсорных эталонов, систематичность и разнообразие игровой деятельности.
После реализации разработанной программы развития сенсорных эталонов с использованием на протяжении 2 месяцев нами была проведена повторная диагностика. После формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы повысился уровень сенсорного развития по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, приходим к выводу о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1) формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира;
2) освоение сенсорных эталонов, т.е. формирование и развитие:
1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов;
3) развитие представлений о форме и цвете, это - обязательные и взаимосвязанные составляющие сенсорного воспитания дошкольника.
Поставленная в начале исследовательской работы гипотеза о том, что система психолого-педагогических приемов с использованием игровых методов (дидактические игры, игры в юнгианской песочнице, авторские игры, использование конструктора LEGO DACTA), аппликации, пластилинографии благоприятно сказывается на формировании у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.
В ходе проведения теоретической и экспериментальной работы показывалось, что развитие сенсорных эталонов происходит в процессе самой различной деятельности (игровой, творческой). Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Подобные работы
- Педагогический мониторинг формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию сенсорных
эталонов у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



