Глава 1.Теоретические аспекты профилактики девиантного
поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
подросткового возраста 6
1.2. Понятие девиантного поведения и причины его
возникновения 15
1.3. Досуговая деятельность, как средство профилактики
девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 26
Глава 2.Опыт деятельности военно-патриотического клуба (ВПК) «Мужество» по профилактике девиантного поведения детей младшего подросткового возраста 35
2.1. Анализ деятельности ВПК «Мужество» по профилактике
девиантного поведения младшего подросткового возраста 35
2.2. Комплекс мероприятий по профилактике девиантного
поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 49
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 66
Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность профилактики девиантного поведения школьников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в школе, в учебной деятельности, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется, и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Отклоняющееся поведение называется девиантным, (от лат.Deviatio). Проблема девиации существует не только сегодня, она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития.
Актуальность исследования заключается в том, что предупреждение девиантного поведения детей младшего подросткового возраста играет немаловажную роль в становлении личности ребенка и общества в целом. Изменения в различных сферах жизни общества, занятость родителей и усиление социального воздействия приводят к отклонениям в поведении детей младшего подросткового возраста.
Значимость этой проблемы выделяли великие педагоги прошлого, как В. Афанасьев [2], Л. И. Захаров [2], Е. В. Змановская [17], В.Н. Иванов [18], Ю. А. Клейберг [20]. А в настоящее время вопросами профилактики девиантного поведения младших подростков занимаются такие выдающиеся ученые, как Ю. Ю. Комлев [22],В. Д. Менделевич [37], Л.М. Семенюк [49], Е.В. Степанова [50],Е.Н. Туманова [52].
Актуальность темы заключается в том, что все больше из года в год увеличивается число детей с девиантным поведением, отмечается рост различных видов детской зависимости и преступности. Поэтому необходима помощь дополнительного учреждения и специалиста этого учреждения по профилактике и предотвращению девиантного поведения у младших подростков.
Противоречие по проблеме исследования: между необходимостью профилактики девиантного поведения среди младших подростков в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов учреждений дополнительного образования по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание профилактики девиантного поведения у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования?
Объект исследования: девиантное поведение как социальное явление.
Ограничение: профилактика употребления алкоголя, как одно из проявлений девиантного поведения детей младшего подросткового возраста
Предмет исследования: досуговая деятельность, как средство профилактики употребления алкоголя, как одно из проявлений девиантного поведения детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов изучить и разработать комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения детей младшего подросткового возраста по средствам досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика девиантного поведения детей младшего подросткового возраста будет проходить успешно, если:
1) будут учитываться психолого-педагогические характеристики детей младшего подросткового возраста;
2) будут определены средства профилактики девиантного поведения;
3) работа будет проходить целенаправленно и комплексно;
4) будет разработан комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения детей младшего подросткового возраста по средствам досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования.
На основании поставленной цели, предложенной гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста.
2) Изучить понятие девиантного поведения и причины его возникновения.
3) Рассмотреть досуговую деятельностью, как средство профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования.
4) Проанализировать опыт деятельности учреждения Военно-патриотического клуба (ВПК) «Мужество» по профилактике девиантного поведения детей младшего подросткового возраста.
5) Разработать комплекс мероприятий по профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования ВПК «Мужество».
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение;
- эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ документов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы по военно-патриотическому воспитанию "Мужество"» Свердловская область, г. Верхняя Тура, ул. Иканина, 72.
Структура работы: Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Младшие подростки - это возраст от 10 до 12 лет.
У младших подростков еще отсутствует самостоятельность, хотя наблюдается стремление к ней. Заметны агрессивные проявления поведения ввиду гормональных изменений в организме. Самооценка младших подростков, как правило, заниженная, самоконтроль и планирование деятельности затруднено.
Д.Б. Эльконин обосновал свою периодизацию, где отмечает кризис 15 лет, который заключается в формировании эго-идентичности, рождении индивидуального самосознания, открытии своего «Я», в возникновении рефлексии - на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Также, Д.Б. Эльконин выделил ведущую деятельность младших подростков: интимно-личностное общение со сверстниками, а также осваивание норм социального поведения.
Девиантное поведение определяется как социальное явление, не соответствующее установленным и сложившимся нормам общества.
По нашему мнению, девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам.
Причины проявления девиантного поведения у детей младшего подросткового возраста: разрыв с семьей; неполная семья; недостаточный надзор; отсутствие внимания со стороны близких; тревога и страх за наказание; желание устраниться от опеки воспитателей и родителей; жестокое обращение со стороны товарищей; нет мотивации в изменении обстановки, ситуации.
Профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Существует три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Были выделены средства профилактики девиантного поведения: педагогические; досуговая деятельность; физическая культура и спорт; художественные средства; собственная деятельность детей; общение.
Нами более подробно, была рассмотрена досуговая деятельность, как средство первичной профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста.
Структура досуговой деятельности в своем содержательном плане включает спортивно-оздоровительную деятельность; развлекательную деятельность; интеллектуально-познавательную деятельность активного характера; художественное, техническое, естественно-научное творчество; любительскую деятельность прикладного; общественно активную деятельность и т. д.
Были выделены основные направления досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания детей младшего подросткового возраста: гражданское воспитание, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Все направления досуговой деятельности взаимозависимы и взаимосвязаны.
Распространенной формой организации досуговой деятельности считается клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами в целях профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста.
Анализируя деятельность учреждения, можно сделать вывод, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы по военно-патриотическому воспитанию «Мужество» имеет одно из направлений деятельности, которым и является профилактика девиантного поведения детей младшего подросткового возраста
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по профилактике девиантного поведения для детей младшего подросткового возраста реализуются по следующим направленностям: техническая; физкультурно-спортивная; художественная; социально-педагогическая.
Проведя диагностику уровня девиантного поведения детей младшего подросткового возраста при помощи анкетирования, был сделан вывод, что в ВПК «Мужество», нет учащихся младшего подросткового возраста с девиантным поведением. Большинство воспитанников живут в полных семьях, у них хорошие взаимоотношения с родителями, имеются друзья и они посещают различные кружки и секции, в которых они с удовольствием проводят свободное время. А самое главное, мы увидели, что вредные привычки у младших подростков отсутствуют. Никто из них не пробовал алкогольные напитки и это нас очень радует.
Для того, чтобы первичная профилактика девиантного поведения была наиболее результативной, мы разработали комплекс мероприятий, направленный на первичную профилактику девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, с помощью правильно разработанного нами комплекса мероприятий по первичной профилактике девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования, можно сделать вывод о том, что первичная профилактика девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования возможна в большем объеме, а также она дает положительный результат при правильно подобранных мероприятиях.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. 2000. №6. С. 112.
2. Афанасьев В., Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. СПб: Юридический центр Пресс, 2005. 234 с.
3. Басс А. Агрессивное поведение. М.: «Аст», 2008. 190 с.
4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Изд-во «Речь», 2004.
5. Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб: 1907. 726 с.
6. Ванакова Г.В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? народное образование, 2012. № 7. С.245-250.
7. Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс 2010. 159 с.
8. Воробьев К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. 2008. № 6. С.55-61.
9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.Н., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособ. для студ. М.: Академия, 1999. 280 с.
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В,. Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2006.
11. Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб, 2002. 352 с.
12. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Изд-во «Генезис», 2009.
13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 388 с.
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА. М, 2000.
15. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 1986.
...