Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Анализ понятия «сенсорное воспитание» и характеристика
сенсорных процессов в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста.... 16
1.3. Содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего
возраста 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в Филиале Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 комбинированного вида» - «Детский сад № 41» города
Первоуральска 41
2.1 Анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 41 г. Первоуральска по сенсорному воспитанию детей раннего возраста 41
2.2. Диагностика сенсорного восприятия детей раннего возраста ... 51
2.3. Программа сенсорного воспитания детей раннего возраста в
дошкольной образовательной организации 58
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложения 78


Актуальность темы исследования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации» объясняется тем, что успешность интеллектуального, физического, эстетического воспитания напрямую зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Именно ранний возраст, по мнению М. Монтессори [35], является тем сенситивным периодом, когда притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения. Поэтому важно использовать это время для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые.
В работах Ш.А. Абдуллаевой [1], С.Л. Новоселовой [39], Э.Г. Пилюгиной [48], Э.Л. Фрухт [63] доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.
Исследователи А.В. Запорожец [22], Л.А. Венгер [7], А.П. Усова [62] сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.
Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель [64], М. Монтессори [35], а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева [60], А.П. Усова [62], считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.
Одна из основных задач дошкольной образовательной организации - подготовка ребенка к обучению в школе. Изучение познавательной и перцептивной сферы каждого отдельного ребенка необходимо для выявления резервов его развития и внедрения более современных способов обучения и воспитания.
Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу в 2013 г. впервые определяет дошкольное образование как первый уровень непрерывного образования. А Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО), действующий с 2014 г., исключает из образовательной деятельности учебную модель, как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Таким образом, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми, в том числе и в вопросах сенсорного воспитания.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью реализации задачи сенсорного воспитания детей на данном возрастном этапе и отсутствием программы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание программы сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации?
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: содержание программы сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации должно быть направлено на развитие различных видов сенсорного восприятия: формы, цвета, величины, ориентировке в пространстве.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.
2. Рассмотреть вопросы возникновения и развития сенсорных процессов у детей раннего возраста.
3. Определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ № 41 г. Первоуральска по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
5. Провести опытно-поисковую работу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
6. Частично апробировать программу сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме исследования, классификация, конкретизация; эмпирические - беседа, наблюдение, педагогическая диагностика.
База исследования. Данное исследование проводилось на базе филиала Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 комбинированного вида» - «Детский сад № 41» г. Первоуральска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного теоретического анализа и опытно-поисковой работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации можно сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Венгера Л.А., Запорожца А.В., Козловой С.А., Куликовой Т.А, Поддъякова Н.Н., Сакулиной Н.П., Усовой А.П., Эльконина Д.Б., показал, что сенсорное воспитание - целенаправленный процесс в ходе которого, при организации правильного педагогического взаимодействия, развивается сенсорное восприятие ребёнка и уточняются его представления о предметах и их внешних свойствах, таких как цвет, форма, величина, ориентирование в пространстве и т.д.
2. В работах Баженовой О.В., Богуславской З.М., Венгера Л.А., Мухиной В.С., Пилюгиной Э.И., Урунтаевой Г.А. определены особенности развития ребенка в раннем возрасте. Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений ребенка, его восприятия и представлений, они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, именно на их развитие и направлено сенсорное воспитание.
Познание окружающего мира происходит при помощи таких процессов, как ощущение и восприятие. При помощи ощущений (зрительных, осязательных, вкусовых и др.) происходит познание величины, формы, цвета и т.д. Важно отметить, что ощущения являются основой процесса восприятия.
Ощущение и восприятие, представляют собой особые действия анализаторов, которые направлены на обследование предмета и его особенностей.
3. Анализ работ Венгера Л.А., Запорожца А.В., Поддъякова Н.Н., Сакулиной Н.П., Усовой А.П. показал, что содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны - обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. В раннем возрасте в содержание сенсорного воспитания входит знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве, а также развитие речевого и музыкального слуха.
В качестве методов сенсорного воспитания используется основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста - обследование, особые формы дидактических игр, а также разнообразные виды продуктивной деятельности - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),
конструирование и др. Также выделяются условия, благоприятствующие сенсорному воспитанию детей раннего возраста, к которым относится включение ребенка в содержательные виды деятельности, создание развивающей среды, совместная деятельность воспитателя с детьми.
4. Анализ деятельности МАДОУ № 41 г. Первоуральска по сенсорному
воспитанию детей раннего возраста показал, что благодаря работе по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в МАДОУ № 41 г. Первоуральска, а также подобранной системе дидактических игр и упражнений у детей формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне сенсорного развития. Представленная система работы направлена не только на сенсорное воспитание ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности.
Анкетирование родителей воспитанников позволило выявить их недостаточную осведомленность в вопросах сенсорного воспитания детей раннего возраста. Это помогло разработать разные формы работы с родителями, в рамках которой ведется просвещение родителей воспитанников и повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания.
Анализ профессиональной деятельности показал, что существуют трудности с подбором методической литературы и, как следствие, с планированием данного вида работы.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что по результатам первичной диагностики можно констатировать следующее: большинство детей показали средний и низкий уровень сенсорного восприятия. Наиболее высокие результаты выявлены по показателям «Ориентирование в пространстве» и «Восприятие цвета». Наиболее низкие результаты получены по показателям «Восприятие формы» и «Восприятие величины».
Исходя из этого, нами была разработана и предложена к реализации программа сенсорного воспитания детей раннего возраста, способствующая повышению уровня восприятия сенсорных эталонов по этим показателям.
6. Разработанная нами и представленная к реализации программа сенсорного воспитания детей раннего возраста прошла частичную апробацию в дошкольной образовательной организации, тем самым мы решили одну из задач нашего исследования.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 18 с.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2009. 203 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2000. 304 с.
4. Буянова Р. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. 2006. № 12. С.32.
5. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников Мн.: БрГУ, 2007. 150с.
6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 2010. 109 с.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2008.
8. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М.: Линкас - Пресс, 2009. 70 с.
9. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2011. 224 с.
10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. М.: Просевщение, 2000. 192с.
11. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 144 с.
12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМОПресс, 2012. 455 с.
13. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 301 с.
14. Глушкова Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание. 2008.
№ 12. С.29-34.
15. Григорьева Г.Г. Дети раннего возраста. М.: Академия, 2011. 110 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ