Глава 1.Теоретические основы художественного воспитания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста 6
1.2. Анализ понятия «художественное воспитание» 15
1.3. Методы и средства художественного воспитания детей раннего
возраста в детском саду 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по художественному воспитанию детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации на примере Детского центра «Мечта» в г. Екатеринбург 34
2.1. Опыт работы Детского центра «Мечта» по художественному
воспитанию детей раннего возраста 34
2.2. Первичная диагностика развития художественных способностей
детей раннего возраста 44
2.3. Комплекс мероприятий по художественному воспитанию детей
раннего возраста 50
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 69
Актуальность исследования. В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, стратегией модернизации, в настоящее время актуальными стали процессы гуманизации и гуманитаризации, усиления общекультурного содержания образования, ориентированного на принятие и осознание культурного опыта. Обозначены задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры [42].
Этому способствует современная система художественного воспитания и образования, частью которой являются школы искусств и другие учреждения культуры, которые «нацелены на формирование у молодежи художественных навыков и умений для развития художественной культуры, способности художественного восприятия и художественного вкуса» [24].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет область дошкольной ступени образования - «художественно-эстетическое развитие». Также в этом документе определены целевые ориентиры дошкольного образования детей в раннем возрасте. Ребенок раннего возраста:
1. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
2. Стремится двигаться под музыку;
3. Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства [63].
Нужно отметить, что проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание педагогов. И это не удивительно, так как известно, насколько художественное начало и эстетика всей жизни ребенка в детском саду влияют на его дальнейшее интеллектуально - творческое развитие и личностное становление в окружающем мире.
Художественное воспитание - это предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики и искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения, интереса к педагогическому потенциалу искусства не снимают, а лишь усиливают вопрос о принципиальном значении этого процесса для становления гармоничной личности ребенка [37].
Под художественным воспитанием Н.Н. Фомина, Б.М. Неменский понимают формирование мировосприятия ребенка средствами искусства[ 67].
Актуальность художественного воспитания детей дошкольного возраста определяется тем, что художественное воспитание является одним из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.
Противоречие исследования: с одной стороны, есть востребованность художественного воспитания детей раннего возраста в детском саду, однако с другой стороны, научных данных по грамотному осуществлению художественного воспитания детей недостаточно.
Проблема исследования: каково содержание художественного
воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема: «Художественное воспитание детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс художественного воспитания детей раннего возраста в дошкольной организации.
Предмет исследования: содержание художественного воспитания детей раннего возраста в дошкольной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по художественному воспитанию детей раннего возраста, который может быть использован в практике работы в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание художественного воспитания детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации должно учитывать характеристики возрастного развития данного этапа онтогенеза и отражено в научно-обоснованной программе этого процесса.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику раннему возрасту;
2. Проанализировать понятие «художественное воспитание», представленное в научной литературе;
3. Охарактеризовать методы и средства художественного воспитания детей раннего возраста в детском саду;
4. Проанализировать опыт работы Детского центра «Мечта» по художественному воспитанию детей раннего возраста;
5. Провести первичную диагностику развития художественных способностей детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; эмпирические - наблюдение.
База исследования: Детский центр «Мечта», г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 78 источников, и 5 приложений.
Художественное воспитание детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации является одним из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.
Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, раннее детство - это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только, как конкретное лицо, но и как образ.
Социальная ситуация развития в данном возрастном периоде - «ребенок- предмет-взрослый». Совместная деятельность детей и взрослых в данном возрастном периоде направлена на усвоение общественно выработанных способов употребления орудий или предметов (то есть того, как пользоваться теми или иными предметами).
Ведущий вид деятельности детей раннего возраста - это предметно-орудийная деятельность. Познание общественных функций предмета происходит у ребенка с помощью взрослого, так как именно он является носителем культурно-значимых знаний. Предметная деятельность активно развивает познавательные процессы у детей раннего возраста.
Результатами данного возрастного периода являются формирование определенных новообразований. К новообразованиям раннего возраста относят: способность к общению, грамматическая речь, развитие наглядно-действенного мышления, появление самосознания (выделение инстанции «Я», гордость за свои достижения).
Художественное воспитание, согласно определению В.Н. Шацкой, - это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве».
Целью художественного воспитания детей раннего возраста является формирование в ребенке комплексной эстетической культуры и художественного вкуса, которые будут способствовать развитию способностей у детей раннего возраста замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире и давать эмоциональную оценку прекрасному.
К компонентам художественного воспитания относят развитие художественных восприятий, овладение знаниями, направленными на понимание искусства, формирование художественного вкуса, художественное творчество.
Основными результатами художественного воспитания детей в раннем возрасте является формирование у детей воображения, творческого мышления, памяти, чувства художественного восприятия, становления духовно¬нравственных ценностей, развитие творческих и художественных способностей.
Средствами художественного воспитания детей раннего возраста являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.
К средствам художественного воспитания в раннем возрасте относят:
6) Эстетику быта (художественное оформление интерьера детского сада);
7) Произведения искусства (живописи, произведения искусства и другие); природа (рассказы, произведения о природе, экскурсии);
8) Специальное обучение (дидактические игры, утренники, прогулки и другое);
9) Самостоятельная художественная деятельность (различные виды художественной деятельности, например, изобразительная);
10) Праздники (подготовка и участие).
Методы художественного воспитания детей раннего возраста - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.
Методы художественного воспитания классифицируются по различным критериям:
5) По главной педагогической цели (убеждение, упражнения, проблемные ситуации);
6) По общей и специальной направленности;
7) Методы обучения художественной деятельности (наглядные - образец, показ приемов выполнения действий; словесные - беседы, указания, советы);
8) Методы развития художественных способностей детей.
Также выделяют нетрадиционные методы, а именно техники по художественному конструированию: аппликация, торцевание, квиллинг, мозаика, айрис фолдинг.Также выделяют нетрадиционные методы рисования: монотипия, фроттаж, кляксография, аэрография.
Проанализировав деятельность Детского центра «Мечта», нами было выявлено, что одним из направлений деятельности педагогов Детского центра «Мечта» является работа по художественному воспитанию детей раннего возраста.
Работа по художественному воспитанию детей раннего возраста в Детском центре «Мечта» ведется очень плодотворно, разносторонне и увлекательно. В Детском центре «Мечта» создаются условия для полноценного осуществления художественного воспитания и развития творческих способностей детей, как одного из результатов художественного воспитания . В Детском центре «Мечта» организованы различные кружки, в том числе кружки художественно-эстетической направленности. Деятельность в рамках этих кружков способствует обучению детей раннего возраста навыкам лепки, рисования и аппликации. Также педагогами ДЦ «Мечта» организуются и проводятся различные выставки работ детей для оценки результатов творчества детей родителями.
Большим плюсом в ДЦ «Мечта» является то, что большинство детей увлечены деятельностью именно по художественному воспитанию. Проблемой в данной организации является слабая заинтересованность родителей и привлечение их к совместной организации мероприятий в течение учебного года.
Проведя первичную диагностику развития художественных способностей детей раннего возраста, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста, учащихся Детского центра «Мечта», средний уровень развития художественных способностей. Данный уровень развития способностей детей раннего возраста не критичен, но для совершенствования их художественных способностей необходимо разработать комплекс мероприятий по художественному воспитанию детей раннего возраста.
Разработанный комплекс мероприятий по художественному воспитанию детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации, который направлен на максимальное повышение развития художественных способностей детей раннего возраста, способствовал получению положительных результатов. Вследствие этого уровень развития художественных способностей детей раннего возраста стал выше посредством конструктивного и профессионального взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Акулина Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Изобразительное искусство в школе: журнал. 2014. №5. С. 62-77.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Феникс, 2014. 272 с.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: Издательство Буковского, 2010.
4. Бим-Бад Б.М. Художественное воспитание. Педагогическая
энциклопедия. Режим доступа:
http: //www.otrok.ru/teach/enc/txt/22/page28. html (дата обращения:
10.11.2017).
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 349 с.
6. Вазина К.Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой
деятельности. Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 79-86.
7. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С.57-67.
8. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание.
2012, №11.
9. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего
дошкольного возраста до юношества: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.специальностям. М.: Гуманитар.изд.центр
ВЛАДОС, 2008. 343 с.
10. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991.
12. Выготский Л. С. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1984. Т.4. 433 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ. 2016. 464 с.
14. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития. Красноярск: Изд- во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. 182 с.
15. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 94с.
16. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет. Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996. С. 238-242.
...