Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников 6
1.1. Семья: понятие, типы, характеристика, функции 6
1.2. Взаимодействие: понятия, виды и характеристика 14
1.3. Направления, формы и методы организации
взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной
организации с семьями воспитанников на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения«Детский сад №146» г. Екатеринбург 34
2.1. Анализ деятельности детского сада по организации
взаимодействия педагогов с семьями воспитанников 34
2.2. Первичная диагностика организации взаимодействия
педагогов дошкольной образовательной организации с
семьями воспитанников 42
2.3. Комплекс мероприятий по организации взаимодействия
педагогов дошкольной образовательной организации с
семьями воспитанников 52
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников играет важную роль в жизни каждого субъекта образовательного процесса.
В настоящее время проблема организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является актуальной в педагогическом процессе и играет важную роль в развитии ребенка.
Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников предполагает взаимопомощь, взаимодоверие и взаимоуважение, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также, организация взаимодействия подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников актуальна на протяжении многих лет.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, нашли отражение в работах Е.П. Арнаутовой, Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Годиной, В.П. Дубровой и других.
Е.П. Арнаутова считает, что причиной трудностей, которые испытывают педагоги ДОО в общении с семьями воспитанников, является низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями ценности периода дошкольного детства и его значения; не сформированность у родителей «педагогической рефлексии»; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной организации, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Противоречие исследования: между необходимостью организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и недостаточностью содержания методических пособий и рекомендаций для воспитателей детского сада по данному вопросу.
Проблема исследования: что входит в содержание организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников?
Тема исследования: «Организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников».
Объект исследования: процесс организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей.
Предмет исследования: содержание организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Гипотеза исследования: вероятно, организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников будет успешной, если будут:
- определены направления (познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое), формы (традиционные и нетрадиционные), методы (проекты, активизации родителей, игрового поведения и формирования педагогической рефлексии.) организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников;
- представлен комплекс мероприятий по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников с учетом выявленных направлений, форм и методов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «семья», ее типы, характеристику и функции,
2) рассмотреть понятие «взаимодействие», его виды и характеристику,
3) изучить направления, формы и методы организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников,
4) проанализировать деятельность детского сада по организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников,
5) провести первичную диагностику по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение.
• эмпирические: наблюдение, анкетирование.
База исследования: Детский сад Муниципальное бюджетное
дошкольное общеобразовательное учреждение №146 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современный период жизни общества проблема организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является актуальной и важной в процессе обучения и воспитания дошкольников. Как правило, знание педагогами дошкольной образовательной организации способов организации взаимодействия с семьями воспитанников, способствует их конструктивной деятельности.
Семья - это социальная группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. Существуют такие типы семей, которые классифицируют по следующим признакам: по количеству детей, по составу, по структуре, по географическому признаку, по однородности социального состава, по семейному стажу, по типу ведущих потребностей, по характеру проведения досуга, по характеру распределения домашних обязанностей, по типу главенства, по качеству отношений и атмосфере в семье, по социально-ролевым признакам, по характеру общения и эмоциональных отношений в семье.
Семья выполняет репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую и рекреационную функции.
Взаимодействие - это процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимообусловленность, фактор социальной интеграции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности. Д.А. Белухин определяет взаимодействие, как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.
Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, переходящим и устойчивым, частным и публичным, формальным и неформальным и творческим. Также можно констатировать такие виды взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация, вербальное и невербальное взаимодействие.
Все рассмотренные виды взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. В конкретной ситуации кто-то из дошкольников нуждается в опеке, проявлении заботы и внимания, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования.
Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный вид взаимодействия. Но разнообразие различных ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.
Организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников - это учебно-воспитательный процесс, который представляет собой организованную совокупность направлений, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Учебно-воспитательный процесс выстраивается с учетом взаимодействия и возможно более полного воздействия на личность ребенка.
Организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников проводится по следующим направлениям: познавательное, наглядно-информационное и досуговое.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в дошкольной образовательной организации осуществляется в разнообразных формах - как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы проектов, методы активизации родителей, методы игрового поведения и методы формирования педагогической рефлексии.
Анализируя деятельность МБДОУ детский сад №146,можно сделать вывод, что одним из направлений деятельности детского сада является организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Несмотря на все существующие и действующие формы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, работа в дошкольной образовательной организации в данном направлении слабо выражена и осуществляется не в полной мере.
В течение учебного года для организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников применяются такие формы работы, как коллективные родительские собрания, индивидуальные консультации, наглядно-информационные формы, праздники.
Также в дошкольной образовательной организации активно используется метод активизации родителей, целью которого является формирование активной позиции родителей, актуализация их знаний.
Проведя первичную диагностику удовлетворённости работой педагогов дошкольной образовательной организации (на основании результатов двух проведенных методик) можно сделать вывод, что уровень организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников в данной образовательной организации достаточно хороший относительно вопросов: 1) выделения нетрадиционных форм взаимодействия, 2) разнообразия мероприятий.
Для совершенствования организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников был разработан комплекс мероприятий по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, который направлен на конструктивное взаимодействие педагогов ДОО и родителей воспитанников подготовительной группы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. Под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 2004. 620 с.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Карапуз, 1997. 288 с.
3. Альмуханова А.Б. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание. М.: Эксмо, 2007. 542 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университет, 1990. 56 с.
5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: Аст, 1994. 87 с.
6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. С. 264
7. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования. М.: Педагогика, 1998. 6 с.
8. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. М.: Управление ДОУ, №5. 2004. С. 18.
9. Бодалев А.А., Столин В.В. (ред.) Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1997. 78 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009. 400 с.
11. Васильева М.А., Гребова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 3-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. С. 208.
12. Вачков И. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. М.: Издательство Эксмо, 2010. 560 с.
13. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]//ПКЕ: ййрз://ги^1к1ре&а.огц(дата обращения 10.03.2017).
14. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые
понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 538 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл,
2005. 65 с.
16. Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.
...