Глава 1. Теоретические аспекты воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Сущность понятия «воспитание»: определение воспитания,
виды, методы, формы, средства 14
1.3. Возможности инновационных педагогических технологий в
воспитании детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных педагогических технологий на примере Филиала МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» - «Детский сад № 32» городской округ Первоуральск 44
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов филиала МАДОУ
«Детский сад № 3 комбинированного вида» - «Детский сад № 32» в аспекте воспитания детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Первичная диагностика уровня воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 55
2.3. Содержание комплекса мероприятий по воспитанию детей
старшего дошкольного возраста на основе инновационных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации 63
Заключение 83
Список использованной литературы 87
Приложения 93
Актуальность исследования. Проблема воспитания в системе дошкольного образования подрастающего поколения в настоящее время привлекает внимание философов, психологов и педагогов.
Современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей деятельностью, сознательно регулировать ее.
Воспитание включает многогранность задач, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника, создание условий для его самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В настоящее время педагогическими коллективами ДОУ интенсивно внедряется в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации направлен на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет одним из основных принципов воспитания личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и воспитанников. В этой связи видится острая необходимость обновления содержания деятельности дошкольной образовательной организации в целом и каждого педагога в частности, глубокое осмысление технологии субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений, освоения инновационных технологий, методов, приемов воспитания детей, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным и оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника.
Противоречие исследования: между необходимостью воспитания детей дошкольного возраста и недостаточностью применения инновационных педагогических технологий в воспитании детей рассматриваемой категории в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы возможности применения инновационных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание воспитания детей старшего
дошкольного возраста на основе инновационных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: согласно теоретическим и эмпирическим
результатам исследования разработать комплекс мероприятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации будет успешно разработан, если будут учтены:
- психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста;
- методы и формы воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
- возможности инновационных педагогических технологий в процессе воспитания детей в дошкольной образовательной организации;
- результаты диагностики уровня воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать сущность понятия «воспитание»: определение понятия, виды, методы, формы, средства.
3. Описать возможности инновационных педагогических технологий в воспитании детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов филиала МАДОУ «Детский сад № 32» в аспекте воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, эмпирические: наблюдение, беседа, анализ документов,
проективные методики.
База исследования: Филиал МАДОУ «Детский сад № 32» городской округ Первоуральск.
Структура работы: включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
На сегодняшний день проблема воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством инновационных педагогических достаточно актуальна.
Исследование проводилось согласно поставленных задач.
В процессе изучения психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка старшего дошкольного возраста заключается в появлении произвольности психических процессов - способности целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью, формировании адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, формирования всех сторон личности ребенка.
Рассматривая сущность понятия «воспитание» было определено, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности дошкольника, создание условий для его самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Результатом воспитания выступает определенный уровень воспитанности, который включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент - система элементарных знаний и представлений в области правильного поведения. Эмоциональный компонент - система чувств, связанных с соответствующим объектом или событием, способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений и система доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения. Поведенческий компонент - способность дать нравственную оценку своему поведению и поведению окружающих, наличие практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам в поведении в социуме, степень самостоятельности в выборе действий в ходе преодоления проблем и трудностей, руководствуясь принятыми общественными требованиями, нормой и правилами поведения.
Воспитание реализуется посредством разнообразных методов, форм и средств.
Главенствующими методами воспитания являются убеждение и
самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия.
Классификация организационных форм воспитания в рамках организации старших дошкольников включает в себя индивидуальные, групповые, массовые формы. Также можно классифицировать формы воспитания в зависимости от времени проведения, по длительности подготовки, по видам деятельности, по способу оказания воздействия педагога, по субъекту организации, в зависимости от полученного результата.
Среди средств воспитания принято выделять: природу, собственную деятельность детей: игра, труд, обучение, художественная деятельность и др., общение, художественные средства и окружающую обстановку.
Наиболее эффективными способами организации воспитания детей старшего дошкольного возраста являются инновационные педагогические технологии. Среди инновационных педагогических технологий выделяют наиболее популярные, которым уделяется пристальное внимание в дошкольной образовательной организации в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста: проблемные технологии, разноуровневое воспитание, технологии, относящиеся к проектной деятельности, исследовательские технологии, игровые технологии, технологии сотрудничества, информационно¬коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология «портфолио».
В аспекте изучаемой проблемы была проведена опытно-поисковая
работа, которая подразумевала анализ деятельности педагогов Филиала МАДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» - «Детский сад №32» по проблеме воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных педагогических технологий, проведена первичная диагностика уровня воспитанности и разработан комплекс занятий по повышению уровня воспитанности детей старшего дошкольного возраста на основе
инновационных педагогических технологий.
Анализ деятельности педагогов деятельность педагогов МАДОУ «Детский сад №3»-«Детский сад №32» по воспитанию старших дошкольников имеет в основном традиционную направленность, практически отсутствуют современные технологии воспитания. Традиционность применяемых методов воспитания в МАДОУ «Детский сад №3»-«Детский сад №32» обусловлена существующими трудностями, связанными с недостаточностью методического обеспечения воспитательного процесса, отвечающего специфике инновационных педагогических технологий и отсутствием у педагогического коллектива мотивационной составляющей, направленной на перестройку пе-дагогического воспитательного процесса и на внедрение инновационных технологий в практику МАДОУ.
Проведенная первичная диагностика позволила выявить у старших дошкольников средний уровень воспитанности по выделенным компонентам, что в свою очередь обусловило разработку комплекса занятий, основанного на инновационных педагогических технологиях, направленного на повышение уровня воспитанности с учетом выделенных компонентов.
Цель разрабатываемого комплекса занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста - создание инновационного комплекса занятий воспитания детей дошкольного возраста на основе деятельностного подхода для обеспечения повышения качества образования в дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС ДО.
Задачи: совершенствование параметров когнитивного, эмоционально и поведенческого компонентов воспитанности.
Разработанный комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных педагогических технологий включает в себя занятия и другие воспитательные формы работы по областям воспитания: умственное, физическое, трудовое, экологическое, нравственное и художественно-эстетическое воспитание, основанные на игровых технологиях, проблемных педагогических технологиях, исследовательских и проектных технологиях, технологии проблемного обучения и моделирования, технологиях, относящихся к проектной деятельности, технологии активизации и интенсификации деятельности, технологии сотрудничества, разноуровневых педагогических технологиях, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии валеологического просвещения родителей, кейс-технологиях, ТРИЗ-технологиях, ИКТ- технологиях, а также предполагает досуговые мероприятия.
Реализация комплекса занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных педагогических технологий МАДОУ Детский сад №3»-«Детский сад №32» возможна при учете психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, соотношении осуществляемой деятельности с детьми с задачами комплекса занятий, учете принципов реализации образовательной программы МАДОУ «Детский сад №3»-«Детский сад №32», ее интеграции с другими образовательными областями, обеспечении опоры на чувственное восприятие - основы познания и деятельности дошкольников, а также постоянного обновления развивающей предметной среды и тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
1. Авдулова Т. П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.
3. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
4. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
6. Бондаренко В. В. Инновационные педагогические технологии. Харьков: ХНАДУ, 2016. 146 с.
7. Бондаренко О. В. Инновационные педагогические технологии. URL:
http://unecon.ru/sites/default/files/innovacpedagogicheskie_tehnologii.pdf (дата
обращения 10.11.2017).
8. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
9. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 с.
10. Волков Б. С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества М.: Владос, 2010. 343 с.
11. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: ПО России, 2009. 512 c.
12. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
13. Давыдов В. В. Курс лекций по общей психологии. М.: Academia, 2015. 176 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
15. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011. 220 с.
...