Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ

Работа №99588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения 7
1.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте... 15
1.3 Понятие эмпатии в психологии 22
1.4 Особенности развития эмпатии в подростковом возрасте 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Описание методов и методик эмпирического исследования 36
2.3 Описание и анализ эмпирических данных 41
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде является одной из острейших социальных проблем нашего общества. Причинами этого являются нестабильность и напряженность социальной, экономической, политической и экологической обстановки, сложившейся в последние годы в России, демонстрация в СМИ сцен насилия и агрессии, обуславливающие рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста, неблагополучные детско-родительские отношения, возрастные особенности подростков. Повышенный интерес к проблеме подростковой агрессии вызван неуклонным ростом преступности в нашей стране, крайних проявлений жестокости и агрессии. Иллюстрацией этому могут служить участие подростков в экстремистских организациях, в преступлениях на почве национальной неприязни, в массовых драках, носящих ожесточенный характер. Растет доля насильственных общеопасных деяний, совершаемых несовершеннолетними: их доля составляет 1/3 часть от числа взрослых преступлений, 60% преступлений совершается подросткам в группах [64, с.5].
Исходя из этого, проблема подросткового агрессивного поведения всегда считалась одной из наиболее социально значимых в связи с распространенностью этого явления, частотой девиантного выражения агрессивности у несовершеннолетних, видов девиаций, необходимостью дифференцированного подхода к их реабилитации из-за многообразия механизмов формирования агрессивности, возможности его патологического и непатологического развития. Это объясняет необходимость изучения факторов, детерминирующих агрессивное поведении у подростков. Одним из таких факторов является эмпатия. Так, Т.Б. Дмитриева, анализируя факторы подростковой агрессии, одним из признаков личностной деформации по асоциальному типу отмечает отсутствие способности к эмпатии 3
(сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально, насыщенные, стабильные отношения; выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего поведения.
Степень разработанности. Проблема агрессии являлась предметом исследований таких ученых, как А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский,
A. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Определению явлений, характеризующих агрессивное поведение посвящены работы А. Басса, В.В.Знакова, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой,
B. Г. Степанова, Э. Фромма; анализ причин, его вызывающих, среди которых выделяются биологические, обусловленные наследственностью проанализированы в исследованиях К.Лоренца, З.Фрейда и др.; А. Бандура, А..А. Реан, Т.Г. Румянцева, Г. Селье изучали социальные, обусловленные общественными явлениями; в трудах Л.В. Выготского, Л.С. Семенюка, Д.И. Фельдштейна, Т.П. Смирновой, О.П. Рожкова и др. освящаются методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В работах А.К. Бохар, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, H.H. Обозова, Л.П. Стрелковой, Л.П. Выговской, A.A. Валантинас, Т.П. Гавриловой, Т.Б. Дмитриевой и др. показано, что недостаточная сформированность коммуникативных качеств в целом, и эмпатии в частности, является причиной неблагополучия взаимоотношений подростков с окружающими, проявления жестокости, невнимания к близким.
Не смотря на изученность проблемы агрессивного поведения, его связь со способностью к эмпатии у подростков является недостаточно разработанной.
Научная проблема исследования состоит в недостаточной изученности специфики агрессивного поведения подростков при разном 4
уровне эмпатии. В частности, существующие исследования, посвященные данной проблеме, не раскрывают особенностей отдельных проявлений агрессии в поведении при разных уровнях эмпатии у подростков, а также особенностей склонности к агрессии как личностной черты.
Объект исследования: проблема агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения
подростков при разном уровне эмпатии.
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ основных подходов к изучению агрессивного поведения
2. Рассмотреть особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
3. Определить понятие эмпатии в психологии
4. Изучить особенности развития эмпатии в подростковом возрасте
5. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Гипотеза: существуют различия в проявлениях агрессивного
поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к пониманию агрессии и ее связи с личностными свойствами человека (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, С.Н. Еникополов, А.А. Реан, И.А. Фурманов и др.); работы, освещающие связи агрессивного поведения и эмпатии (А.К. Бохар, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, H.H. Обозов, Л.П. Стрелкова, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, Т.Б. Дмитриева и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические, эмпирические, методы обработки данных (количественный и 5
качественный анализ). Для определения значимости различий особенностей и проявления агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии использовался U-критерий Манна-Уитнии.
Научная новизна работы: получены эмпирические данные, подтверждающие наличие различий в агрессии, как форме поведения, и как устойчивой личностной черты при разных уровнях эмпатии. Данный аспект в научной литературе не рассматривается.
Теоретическая значимость исследования: обобщен теоретический и эмпирический материал по проблеме агрессивного поведения и эмпатии и их особенности в подростковом возрасте, теоретически обоснована связь агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Практическое значение заключается в том, что полученные результаты вносят вклад в представления об особенностях агрессивного поведения в подростковом возрасте, что может быть использовано в работе практических психологов, занимающихся коррекцией и профилактикой агрессивного поведения у подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа была посвящена изучению особенностей агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии. Теоретическое исследование показало, что данная проблема является актуальной в связи как с распространенностью повышенной агрессии у подростков, так и с тем, что отсутствие одним их важных факторов агрессивного поведения является эмпатия.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что агрессивность детей и подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители. Поэтому агрессивное поведение - это обычное явление для подросткового возраста. Агрессивные проявления у подростков имеют особенности, обусловленные не только возрастом и полом, но и способностью к эмпатии. Особенности эмпатии у подростков заключаются в том, что в данном возрастном периоде эмпатические способности находятся еще в стадии формирования, они неустойчивые, а их развитие зависит от психологического климата в семье и референтной группе сверстников, а также личностных особенностей подростков.
Теоретическое исследование показало, что существует обратная взаимосвязь между уровнем эмпатии и агрессивным поведением у подростков, что позволило нам выдвинуть предположение о том, что существуют различия в проявлениях агрессивного поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Результаты собственного эмпирического исследования позволили сделать выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.
В ходе исследования было выявлено, что для подростков характерна склонность к агрессии, которую можно рассматривать как защитную
реакцию или как поведение, свойственное подростковому возрасту, но не как личностную черту подростков.
Исследование особенностей эмпатии у современных подростков показало, что в целом они отличаются нормальным уровнем эмпатии, характерным для большинства людей. Однако у достаточно большой их доли эмпатические способности сформированы слабо.
Сравнительный анализ личностной агрессивности и конфликтности позволил сделать вывод о том, что агрессивность и конфликтность, как устойчивые черты личности, более характерны для подростков с низким уровнем эмпатии, в сравнении с подростками с высоким и средним ее уровнем, и для подростков со средним уровнем эмпатии в сравнении с подростками с высокими эмпатическими способностями.
Также было доказано, что при разных уровнях эмпатии существуют различия в формах агрессивного поведения. Это проявляется в следующем:
- при высоком уровне эмпатии подростки значительно менее склонны ко всем формам агрессии, в сравнении с подростками с низкими эмпатическими способностями, кроме чувства вины.
- при среднем уровне эмпатии, в сравнении с высоким, агрессия выражена значительно сильнее за счет таких ее форм, как физическая и вербальная агрессия, а враждебность за чет более выраженных подозрительности и обиде.
- в сравнении с низким уровнем эмпатии, при среднем ее уровне агрессивное поведение и всего его формы выражены в меньшей степени, кроме чувства вины.
Также в ходе были получены достоверные данные о существовании значимой двухсторонней обратной связи эмпатии с агрессией как формой поведения и как личностной чертой.
Наличие значимой связи эмпатии с проявлениями агрессии в поведении позволяет корректировать агрессивное поведение путем развития эмпатических способностей. Существование значимой связи эмпатии с 63
агрессивностью как устойчивой личностной чертой, позволяет прогнозировать поведение подростков в ситуации взаимодействия с другими, а также формировать эмпатию путем профилактики развития агрессивности как черты личности. Это объясняет практическую значимость проведенного исследования.



1. Агрессия и психическое здоровье [Текст] / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В.Шостаковича. - СПб.: Речь, 2012. - 464 с.
2. Агрессия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
3. Анисимова, Н. П. Особенности эмпатии у старшеклассников [Текст] / Н. П. Анисимова, О. В. Тютяева // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. - 2002. - №2(31). - С. 83-90.
4. Ахмедзянова, А.Э. Влияние кинотренинга на развитие эмпатии [Текст]/ А.Э. Ахмедзянова // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 5(15). - С.186-190.
5. Ахметшина, Ф.А. Воспитание эмпатической культуры в вузе [Текст] / Ф.А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. - 2002. - Вып.1. - С. 32-34.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -508 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковиц. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. - 512 с.
8. Бовть, О. Б. Агрессивные реакции и пути их коррекции в младших школьников [Текст]: дис ... канд. психол. наук / О. Б. Бовть. - М., 2000. - 265 с.
9. Богачева, О. Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) [Текст]: дис. ... канд.а психол. наук: 19.00.03 / О. Ю. Богачева.- Ярославль, 2014.- 169 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
11. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
12. Бреслав, Г. М. Подростковый период [Текст] / Г.М. Бреслав // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан, В. В. Зацепина . - М.: Академия, 2005. -
С. 270-272.
13. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д Ричардсон. - СПб: Питер, 2014. - 352 с.
14. Василькова, А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А.П. Василькова. - СПб., 1998. - 166 с.
15. Волчкова, Н. И. Особенности эмпатии у современных подростков
[Текст] / Н. И. Волчкова // Психология, социология и педагогика. -
2012. - № 6 [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/06/705.
16. Воробьева, Н. А. Роль семьи в развитии коммуникативных
способностей старшеклассников [Текст] / Н. А. Воробьева //
Ползуновский вестник. - 2006. - № 3. - С. 46-54.
17. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших, школьников, воспитывающихся вне семьи [Текст] / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 4. - С. 55-63.
18. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С.
Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
19. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии
[Текст]/ Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-158.
20. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
21. Гайдукевич, Г. А. Проявления агрессивности у курсантов высших военных учебных заведений на разных этапах подготовки [Текст]: дис... канд. психол. наук / Г. А. Гайдукевич. - М., 2000. - 174 с.
22. Галян, А. И. Агрессивность как личностный фактор деятельности учителя [Текст] / А. И. Галян, И. М. Галян // Психология: Сб. наук. работ. - К.: НПУ, 2000. - Вып. 9. - Часть 2. - C. 222-227.
23. Гончаренко, Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. С. Гончаренко. - Краснодар, 2003. - 241 с.
24. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст] / Е. В. Гребенкин. - Ростов на Дону, 2006. - 157 с.
25. Диагностика межличностных отношений подростков и
старшеклассников: Методические рекомендации [Текст] / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
26. Долгова, В.И. Эмпатия [Текст]: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - М. Перо, 2014. - 185 с.
27. Дроздов, А. Ю. Проблемы агрессивного поведения личности [Текст]: учебное пособие / А. Ю. Дроздов, Н. А. Скок. - Чернигов: ЧГПУ, 2000. - 156 с.
28. Дроздов, А. Ю. Социально-психологические факторы динамики агрессивного поведения молодежи [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А. Ю. Дроздов. - Чернигов, 2003. - 225 с.
29. Ениколопов, С. Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст]: методическое пособие для педагогов, школьных психологов, родителей / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
30.Зелинская, Т. М. Психология личностной амбивалентности в
юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. д-ра. психол. наук: 19.00.07 / Т. М. Зелинская. - Киев, 2014. - 46 с.
67
31.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учебное пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников . - СПБ. : Питер, 2011. - 352 с.
32.Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В.Знаков. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 188 с.
33. Карунная, О. В. Формирование коммуникативной компетентности
подростков в процессе работы со сказкой [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Карунная.- Архангельск, 2008.- 237 с.
34. Карягина, Т. Д. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии [Текст]/ Т. Д. Карягина, К. М. Матвеева// Психологическая наука и образование. - 2012. - №5. - C. 67-78.
35. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии [Текст]: дис...канд. психол. наук: 19.00.01 / Т. Д. Карягина. - М., 2013. - 175 с.
36. Клейберг, Ю. А. Психологические основы девиантного поведения подростков [Текст] / Ю. А. Клейнберг // Девиантология: Хрестоматия; авторсоставитель Ю. А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - С. 62-64.
37. Колчина, Л. П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации [Текст] / Л. П. Колчина // Темперамент / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1976. - С. 45-64.
38. Кольцов, М. В. Особенности агрессивности подростков с различным уровнем развития эмпатических способностей [Текст] / М. В. Кольцов // Теория и практика общественного развития. - 2013.- № 1. - С. 82-84.
39. Кохут, Х. Восстановление самости [Текст] / Х. Кохут ; пер. с англ. А. М. Боковикова. - М.: Когито-центр, 2002. - 316 с.
40. Кравчук, С. Л. Особенности психологических детерминант
агрессивных проявлений личности [Текст]: автореф. дис ... канд. психол. наук / С. Л. Кравчук. - К., 2002. - 21 с.
41. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии [Текст] / Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
42. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1972. - № 6. - С. 168-173.
43. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
44. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: РИМИС, 2012. - 352 с.
45. Мазуренко, А. Я. Особенности развития эмпатии у подростков и молодых людей в контексте воспитания и социального взаимодействия [Текст] / А. Я. Мазуренко // Философия образования. - 2011. - Т. 35. - № 2. - С. 118-123.
46. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марциновская. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
47. Медникова, А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков [Текст] / А. А. Медникова // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 2 (80). - С.120-123.
48. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический
практикум [Текст] / сост. О.В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
49. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито- Центр, 2008 . - 181 с.
50. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
51. Налчаджян, А. А. Агрессивность человека [Текст] / А. А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
52.Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми: учеб. пособие [Текст]/ Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. 6-е изд., стер. - Киев: МАУП, 2004. - 228 с.
53. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]/ Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
69
54. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах [Текст] / Ред. - сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
55. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - №5. - С.. 3-8.
56. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Р. Ремшидт. - М.: Эксмо-Пресс, 2004. - 320 с.
57. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Юрайт, 2014. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
58. Роджерс, К. Эмпатия [Текст]/ К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 428-430.
59. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 81 - 87.
60. Самохвалова, А. Г. Структурно-динамическая концепция
затрудненного общения в онтогенезе ребенка [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.13 / А. Г. Самохвалова. - Кострома, 2015.- 673 с.
61. Севостьянов, Ю. О. Психологические особенности отношения
подростка к значимым другим [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю. О. Севостьянов. - Волгоград, 2005. - 141 с.
62. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л. М. Семенюк. - М.: МПСИ, 1998. - 96 с.
63. Ситяева, С. М. Психологические особенности эмпатии подростков [Текст] / С.М. Ситяева, Е.Н. Курилина // Амурский научный вестник. -
2013. - № 3. - С. 151-158.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ