ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения 7
1.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте... 15
1.3 Понятие эмпатии в психологии 22
1.4 Особенности развития эмпатии в подростковом возрасте 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Описание методов и методик эмпирического исследования 36
2.3 Описание и анализ эмпирических данных 41
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения 7
1.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте... 15
1.3 Понятие эмпатии в психологии 22
1.4 Особенности развития эмпатии в подростковом возрасте 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Описание методов и методик эмпирического исследования 36
2.3 Описание и анализ эмпирических данных 41
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде является одной из острейших социальных проблем нашего общества. Причинами этого являются нестабильность и напряженность социальной, экономической, политической и экологической обстановки, сложившейся в последние годы в России, демонстрация в СМИ сцен насилия и агрессии, обуславливающие рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста, неблагополучные детско-родительские отношения, возрастные особенности подростков. Повышенный интерес к проблеме подростковой агрессии вызван неуклонным ростом преступности в нашей стране, крайних проявлений жестокости и агрессии. Иллюстрацией этому могут служить участие подростков в экстремистских организациях, в преступлениях на почве национальной неприязни, в массовых драках, носящих ожесточенный характер. Растет доля насильственных общеопасных деяний, совершаемых несовершеннолетними: их доля составляет 1/3 часть от числа взрослых преступлений, 60% преступлений совершается подросткам в группах [64, с.5].
Исходя из этого, проблема подросткового агрессивного поведения всегда считалась одной из наиболее социально значимых в связи с распространенностью этого явления, частотой девиантного выражения агрессивности у несовершеннолетних, видов девиаций, необходимостью дифференцированного подхода к их реабилитации из-за многообразия механизмов формирования агрессивности, возможности его патологического и непатологического развития. Это объясняет необходимость изучения факторов, детерминирующих агрессивное поведении у подростков. Одним из таких факторов является эмпатия. Так, Т.Б. Дмитриева, анализируя факторы подростковой агрессии, одним из признаков личностной деформации по асоциальному типу отмечает отсутствие способности к эмпатии 3
(сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально, насыщенные, стабильные отношения; выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего поведения.
Степень разработанности. Проблема агрессии являлась предметом исследований таких ученых, как А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский,
A. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Определению явлений, характеризующих агрессивное поведение посвящены работы А. Басса, В.В.Знакова, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой,
B. Г. Степанова, Э. Фромма; анализ причин, его вызывающих, среди которых выделяются биологические, обусловленные наследственностью проанализированы в исследованиях К.Лоренца, З.Фрейда и др.; А. Бандура, А..А. Реан, Т.Г. Румянцева, Г. Селье изучали социальные, обусловленные общественными явлениями; в трудах Л.В. Выготского, Л.С. Семенюка, Д.И. Фельдштейна, Т.П. Смирновой, О.П. Рожкова и др. освящаются методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В работах А.К. Бохар, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, H.H. Обозова, Л.П. Стрелковой, Л.П. Выговской, A.A. Валантинас, Т.П. Гавриловой, Т.Б. Дмитриевой и др. показано, что недостаточная сформированность коммуникативных качеств в целом, и эмпатии в частности, является причиной неблагополучия взаимоотношений подростков с окружающими, проявления жестокости, невнимания к близким.
Не смотря на изученность проблемы агрессивного поведения, его связь со способностью к эмпатии у подростков является недостаточно разработанной.
Научная проблема исследования состоит в недостаточной изученности специфики агрессивного поведения подростков при разном 4
уровне эмпатии. В частности, существующие исследования, посвященные данной проблеме, не раскрывают особенностей отдельных проявлений агрессии в поведении при разных уровнях эмпатии у подростков, а также особенностей склонности к агрессии как личностной черты.
Объект исследования: проблема агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения
подростков при разном уровне эмпатии.
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ основных подходов к изучению агрессивного поведения
2. Рассмотреть особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
3. Определить понятие эмпатии в психологии
4. Изучить особенности развития эмпатии в подростковом возрасте
5. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Гипотеза: существуют различия в проявлениях агрессивного
поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к пониманию агрессии и ее связи с личностными свойствами человека (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, С.Н. Еникополов, А.А. Реан, И.А. Фурманов и др.); работы, освещающие связи агрессивного поведения и эмпатии (А.К. Бохар, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, H.H. Обозов, Л.П. Стрелкова, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, Т.Б. Дмитриева и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические, эмпирические, методы обработки данных (количественный и 5
качественный анализ). Для определения значимости различий особенностей и проявления агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии использовался U-критерий Манна-Уитнии.
Научная новизна работы: получены эмпирические данные, подтверждающие наличие различий в агрессии, как форме поведения, и как устойчивой личностной черты при разных уровнях эмпатии. Данный аспект в научной литературе не рассматривается.
Теоретическая значимость исследования: обобщен теоретический и эмпирический материал по проблеме агрессивного поведения и эмпатии и их особенности в подростковом возрасте, теоретически обоснована связь агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Практическое значение заключается в том, что полученные результаты вносят вклад в представления об особенностях агрессивного поведения в подростковом возрасте, что может быть использовано в работе практических психологов, занимающихся коррекцией и профилактикой агрессивного поведения у подростков.
Исходя из этого, проблема подросткового агрессивного поведения всегда считалась одной из наиболее социально значимых в связи с распространенностью этого явления, частотой девиантного выражения агрессивности у несовершеннолетних, видов девиаций, необходимостью дифференцированного подхода к их реабилитации из-за многообразия механизмов формирования агрессивности, возможности его патологического и непатологического развития. Это объясняет необходимость изучения факторов, детерминирующих агрессивное поведении у подростков. Одним из таких факторов является эмпатия. Так, Т.Б. Дмитриева, анализируя факторы подростковой агрессии, одним из признаков личностной деформации по асоциальному типу отмечает отсутствие способности к эмпатии 3
(сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально, насыщенные, стабильные отношения; выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего поведения.
Степень разработанности. Проблема агрессии являлась предметом исследований таких ученых, как А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский,
A. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Определению явлений, характеризующих агрессивное поведение посвящены работы А. Басса, В.В.Знакова, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой,
B. Г. Степанова, Э. Фромма; анализ причин, его вызывающих, среди которых выделяются биологические, обусловленные наследственностью проанализированы в исследованиях К.Лоренца, З.Фрейда и др.; А. Бандура, А..А. Реан, Т.Г. Румянцева, Г. Селье изучали социальные, обусловленные общественными явлениями; в трудах Л.В. Выготского, Л.С. Семенюка, Д.И. Фельдштейна, Т.П. Смирновой, О.П. Рожкова и др. освящаются методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В работах А.К. Бохар, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, H.H. Обозова, Л.П. Стрелковой, Л.П. Выговской, A.A. Валантинас, Т.П. Гавриловой, Т.Б. Дмитриевой и др. показано, что недостаточная сформированность коммуникативных качеств в целом, и эмпатии в частности, является причиной неблагополучия взаимоотношений подростков с окружающими, проявления жестокости, невнимания к близким.
Не смотря на изученность проблемы агрессивного поведения, его связь со способностью к эмпатии у подростков является недостаточно разработанной.
Научная проблема исследования состоит в недостаточной изученности специфики агрессивного поведения подростков при разном 4
уровне эмпатии. В частности, существующие исследования, посвященные данной проблеме, не раскрывают особенностей отдельных проявлений агрессии в поведении при разных уровнях эмпатии у подростков, а также особенностей склонности к агрессии как личностной черты.
Объект исследования: проблема агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения
подростков при разном уровне эмпатии.
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ основных подходов к изучению агрессивного поведения
2. Рассмотреть особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
3. Определить понятие эмпатии в психологии
4. Изучить особенности развития эмпатии в подростковом возрасте
5. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии.
Гипотеза: существуют различия в проявлениях агрессивного
поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к пониманию агрессии и ее связи с личностными свойствами человека (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, С.Н. Еникополов, А.А. Реан, И.А. Фурманов и др.); работы, освещающие связи агрессивного поведения и эмпатии (А.К. Бохар, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, H.H. Обозов, Л.П. Стрелкова, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, Т.Б. Дмитриева и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические, эмпирические, методы обработки данных (количественный и 5
качественный анализ). Для определения значимости различий особенностей и проявления агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии использовался U-критерий Манна-Уитнии.
Научная новизна работы: получены эмпирические данные, подтверждающие наличие различий в агрессии, как форме поведения, и как устойчивой личностной черты при разных уровнях эмпатии. Данный аспект в научной литературе не рассматривается.
Теоретическая значимость исследования: обобщен теоретический и эмпирический материал по проблеме агрессивного поведения и эмпатии и их особенности в подростковом возрасте, теоретически обоснована связь агрессивного поведения и эмпатии у подростков.
Практическое значение заключается в том, что полученные результаты вносят вклад в представления об особенностях агрессивного поведения в подростковом возрасте, что может быть использовано в работе практических психологов, занимающихся коррекцией и профилактикой агрессивного поведения у подростков.
Работа была посвящена изучению особенностей агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии. Теоретическое исследование показало, что данная проблема является актуальной в связи как с распространенностью повышенной агрессии у подростков, так и с тем, что отсутствие одним их важных факторов агрессивного поведения является эмпатия.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что агрессивность детей и подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители. Поэтому агрессивное поведение - это обычное явление для подросткового возраста. Агрессивные проявления у подростков имеют особенности, обусловленные не только возрастом и полом, но и способностью к эмпатии. Особенности эмпатии у подростков заключаются в том, что в данном возрастном периоде эмпатические способности находятся еще в стадии формирования, они неустойчивые, а их развитие зависит от психологического климата в семье и референтной группе сверстников, а также личностных особенностей подростков.
Теоретическое исследование показало, что существует обратная взаимосвязь между уровнем эмпатии и агрессивным поведением у подростков, что позволило нам выдвинуть предположение о том, что существуют различия в проявлениях агрессивного поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Результаты собственного эмпирического исследования позволили сделать выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.
В ходе исследования было выявлено, что для подростков характерна склонность к агрессии, которую можно рассматривать как защитную
реакцию или как поведение, свойственное подростковому возрасту, но не как личностную черту подростков.
Исследование особенностей эмпатии у современных подростков показало, что в целом они отличаются нормальным уровнем эмпатии, характерным для большинства людей. Однако у достаточно большой их доли эмпатические способности сформированы слабо.
Сравнительный анализ личностной агрессивности и конфликтности позволил сделать вывод о том, что агрессивность и конфликтность, как устойчивые черты личности, более характерны для подростков с низким уровнем эмпатии, в сравнении с подростками с высоким и средним ее уровнем, и для подростков со средним уровнем эмпатии в сравнении с подростками с высокими эмпатическими способностями.
Также было доказано, что при разных уровнях эмпатии существуют различия в формах агрессивного поведения. Это проявляется в следующем:
- при высоком уровне эмпатии подростки значительно менее склонны ко всем формам агрессии, в сравнении с подростками с низкими эмпатическими способностями, кроме чувства вины.
- при среднем уровне эмпатии, в сравнении с высоким, агрессия выражена значительно сильнее за счет таких ее форм, как физическая и вербальная агрессия, а враждебность за чет более выраженных подозрительности и обиде.
- в сравнении с низким уровнем эмпатии, при среднем ее уровне агрессивное поведение и всего его формы выражены в меньшей степени, кроме чувства вины.
Также в ходе были получены достоверные данные о существовании значимой двухсторонней обратной связи эмпатии с агрессией как формой поведения и как личностной чертой.
Наличие значимой связи эмпатии с проявлениями агрессии в поведении позволяет корректировать агрессивное поведение путем развития эмпатических способностей. Существование значимой связи эмпатии с 63
агрессивностью как устойчивой личностной чертой, позволяет прогнозировать поведение подростков в ситуации взаимодействия с другими, а также формировать эмпатию путем профилактики развития агрессивности как черты личности. Это объясняет практическую значимость проведенного исследования.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что агрессивность детей и подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители. Поэтому агрессивное поведение - это обычное явление для подросткового возраста. Агрессивные проявления у подростков имеют особенности, обусловленные не только возрастом и полом, но и способностью к эмпатии. Особенности эмпатии у подростков заключаются в том, что в данном возрастном периоде эмпатические способности находятся еще в стадии формирования, они неустойчивые, а их развитие зависит от психологического климата в семье и референтной группе сверстников, а также личностных особенностей подростков.
Теоретическое исследование показало, что существует обратная взаимосвязь между уровнем эмпатии и агрессивным поведением у подростков, что позволило нам выдвинуть предположение о том, что существуют различия в проявлениях агрессивного поведения у подростков с разным уровнем эмпатии.
Результаты собственного эмпирического исследования позволили сделать выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.
В ходе исследования было выявлено, что для подростков характерна склонность к агрессии, которую можно рассматривать как защитную
реакцию или как поведение, свойственное подростковому возрасту, но не как личностную черту подростков.
Исследование особенностей эмпатии у современных подростков показало, что в целом они отличаются нормальным уровнем эмпатии, характерным для большинства людей. Однако у достаточно большой их доли эмпатические способности сформированы слабо.
Сравнительный анализ личностной агрессивности и конфликтности позволил сделать вывод о том, что агрессивность и конфликтность, как устойчивые черты личности, более характерны для подростков с низким уровнем эмпатии, в сравнении с подростками с высоким и средним ее уровнем, и для подростков со средним уровнем эмпатии в сравнении с подростками с высокими эмпатическими способностями.
Также было доказано, что при разных уровнях эмпатии существуют различия в формах агрессивного поведения. Это проявляется в следующем:
- при высоком уровне эмпатии подростки значительно менее склонны ко всем формам агрессии, в сравнении с подростками с низкими эмпатическими способностями, кроме чувства вины.
- при среднем уровне эмпатии, в сравнении с высоким, агрессия выражена значительно сильнее за счет таких ее форм, как физическая и вербальная агрессия, а враждебность за чет более выраженных подозрительности и обиде.
- в сравнении с низким уровнем эмпатии, при среднем ее уровне агрессивное поведение и всего его формы выражены в меньшей степени, кроме чувства вины.
Также в ходе были получены достоверные данные о существовании значимой двухсторонней обратной связи эмпатии с агрессией как формой поведения и как личностной чертой.
Наличие значимой связи эмпатии с проявлениями агрессии в поведении позволяет корректировать агрессивное поведение путем развития эмпатических способностей. Существование значимой связи эмпатии с 63
агрессивностью как устойчивой личностной чертой, позволяет прогнозировать поведение подростков в ситуации взаимодействия с другими, а также формировать эмпатию путем профилактики развития агрессивности как черты личности. Это объясняет практическую значимость проведенного исследования.
Подобные работы
- Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Исследование агрессивности подростков, воспитывающихся в детских домах
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



