ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Анализ проблемы формирования умений при обучении технологии 7
1.2. Формирование положительной мотивации как психолого-педагогическая проблема 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1. Методы и приёмы используемые для эффективного обучения
технологии в основной школе 37
2.2. Организация и результаты педагогического эксперимента 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Проблемой современного этапа развития образования является подготовка молодого поколения, готового адаптироваться к реалиям окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляет ряд требований к результатам подготовки учащихся основной школы. Согласно ФГОС ООО у выпускников должны быть сформированы компетенции, среди которых значительное место отводится творческому подходу к решению учебных и практических задач.
Учебный предмет «Технология» обладает широкими дидактическими возможностями по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в учебную деятельность включено множество взаимосвязанных компонентов требующих определённой системы в обучении. Содержание обучения подразумевает разнообразие видов учебной деятельности, которое реализуется на основе практических форм и методов организации занятий.
Анализ научно-методической литературы, практики работы образовательных учреждений показал существование проблемы перехода от абстрактных знаний к практическим действиям в условиях «соединения работы головы с работой рук» [63, с.157]. Использование практических методов обучения технологии неразрывно связанно с мотивационной сферой учащихся. Исследования психологов и дидактов (В.Г. Асеева, Б.Д. Ломова, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой и др.) [1, 57, 60, 63] показало увеличение возможностей развития учащихся, обеспечивая повышение самостоятельности в учебной деятельности.
Исследования в области технологической подготовки (П.Р. Атутова, В.М. Казакевича, Е.М. Муравьёва, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.) [4, 30, 65, 80] создали теоретическую базу для проведения педагогических исследований в области теории и методики обучения «Технологии».
В исследованиях по теории и методике обучения технологии рассмотрены методы и средства обучения (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) [2, 3, 50, 71]. Однако работа в этом направлении требует продолжения в связи с тем, что у выпускников должны быть сформированы практические умения, обладающие свойствами широкого переноса на различные виды профессиональной деятельности.
Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы и практики обучения технологии позволил выделить следующие противоречия и несоответствия:
на социально-педагогическом уровне - между необходимостью формирования практических умений с возможностями широкого переноса и недостаточной ориентацией системы общего образования на их удовлетворение;
на научно-педагогическом уровне - между широкими возможностями предмета «Технология» и недостаточной разработанностью теории, использование которой позволит обеспечить переход от абстрактных знаний к личностно-ориентированным практическим действиям;
на научно-методическом - между дидактическими возможностями предмета «Технология» и недостаточным развитием теории позволяющей удовлетворять личную потребность учащихся.
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы была определена тема исследования: «Повышение эффективности обучения технологии в основной школе».
Объектом исследования является процесс обучения на уроках технологии.
Предмет исследования: методы и приёмы повышения эффективности обучения на уроках технологии.
Цель исследования: научное обоснование, разработка и внедрение методики эффективного обучения технологии.
Гипотеза исследования. Обучение на уроках технологии будет эффективным, если:
1. При обучении используются практические методы, имеющие значимость для учащихся.
2. Процесс обучения будет вызывать интерес к познавательной деятельности.
Из цели и гипотезы исследования вытекают задачи исследования:
1. Проанализировать информационные источники по теме исследования.
2. Разработать пути и способы повышения эффективности обучения.
3. Проверить эффективность предложенной методики на уроках техно-логии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов, изучение опыта работы учителей технологии по повышения эффективности обучения на уроках технологии; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы в области теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [14, 56, 72, 73]; теории и методики технологического образования (П.Р. Атутов, С.Н. Бабина, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) [2, 3, 5, 65, 71, 74, 80].
Опытно-экспериментальная база исследования - МКОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Поставлена и решена задача эффективного обучения технологии на основе практических методов обучения.
2. Разработана дидактическая модель формирования практических умений, отражающая основные этапы учебной деятельности.
3. Разработана и научно обоснована методика повышения эффективности обучения на основе практических методов обучения.
Практическая значимость исследования заключается разработке:
1. Теоретические положения доведены до уровня практического применения.
2. Комплекс обоснованных приёмов и методов, направленных на повышение эффективности обучения технологии.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются анализом психолого-педагогической и методической литературы; выбором и реализацией методов и приемов, соответствующих цели и задачам исследования; проведением педагогического эксперимента в контролируемых условиях.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования - МКОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 85 наименований. Общий объём магистерской диссертации составляет 88 страниц, из них 81 страница основного текста. Работа содержит 13 таблиц, 5 рисунков.
В результате анализа работ учёных и обобщения опыта работы учителей разработаны и обоснованы методы поэтапного формирования практических умений для повышения эффективности обучения технологии. В процессе теоретической и экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, решены поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы:
1. Доказана возможность и установлена целесообразность повышения эффективности обучения на уроках технологии при применении практических методов, имеющих значимость для учащихся.
2. Предложены методы и приёмы, позволяющие реализовать поэтапное формирование практических умений не только на уроках разного типа, но и на отдельных этапах урока.
3. Предложены приёмы развития интереса и мотивации к познавательной деятельности.
4. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы показал, что применяемые методы и приёмы при обучении позволяют повысить эффективность обучения на уроках технологии.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Прогресс, 2006.-267с.
2. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников. - М.: Педагогика. 1986. - 176 с.
3. Атутов, П.Р. Технология и современное образование: (О содержании школьного курса «Технология») // Педагогика.1996. №2.
4. Атутов, П.Р. О технологическом мышлении: (Постановка проблемы) // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. М., 1997. С. 125-128.
5. Бабина, С.Н. подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования: Монография. - М.: Педагогика, 2003 - 176 с.
6. Беспалко, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалко. - М.: Педагогика. 1989. - 192 с.
7. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 класс.: методическое пособие/ А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Макруцкая. - 2-е изд., - М.: Дрофа. 2007.-220с.
8. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству/ Д.Б. Богоявленская-М.: Знание, 1981. - 96с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей (Текст): учебное пособие для студентов / Д.Б. Богоявленская. - М.: - Изд. Центр «Академия», 2002. - С. 40-41.
10. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
11. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников / А.Д. Ботвинников. - М.: Педагогика, 1979. - 279с.
12. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
13. Воронин Ю.А., Лалетин Д.А. Образовательная область «Технология» и личность /Наука и шк, 1998, № 2.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 87 с.
15. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учении о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука. 1966. - С. 236-277.
16. Горбатов, Д.С. Умения и навыки.-М.: Педагогика.1994. №4 С.15-19.
17. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. - М. 1977. - 135с.
18. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. - СПб.: КАРО, 2014. - 176 с.
19. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие / И.Ф. Демидова. - Ростов н/Д :Феникс, 2009. - 315 с.
20. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО. 1998. - 230 с.
21. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО. 1998. - 176 с.
22. Дьяченко, В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. - Красноярск: ККЦРО.1998. - 86 с.
23. Елагина, В.С. Дидактические основы подготовки учителей к реализации межпредметных связей в школе: Моногр. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. - 158 с.
24. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011. - 125 с.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология (Текст): учеб. Для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос. 2003. - 384 с.
26. Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить (Текст) / Э.В. Ильенков. - М.: Изд-во МПСИ, 2002. - 112 с.
27. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешённые вопросы / Ильин Е.П. // Вопросы психологии. 1986. № 2. С 138-147.
28. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы (Текст) / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
29. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
30. Казакевич, В.М. Информационный подход к методам обучения / педагогика, 1998, № 6. - С. 12-15.
31. Кайнова, С.А. технология профессионального обучения с использованием модулей трудовых навыков (Текст) / С.А. Кайнова // Профессиональное образование. - 2005. - № 7. - С. 5-7.
32. Калмакова,З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмакова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
33. Калмакова,З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмакова. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
34. Кальней, В.С. Инновационные подходы проектной деятельности старшеклассников / В.С. Кальней // Научные исследования и разработки.
Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2013. - Т.2. - № 1(2).
- С. 35-37.
35. Каплунович, И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек (Текст) / И.Я. Каплунович // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 30-35.
36. Карачёв, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся: (При изучении эксперим. програм. «Технология» в сред. шк.) // Шк. и пр-во, 1998, №1. С. 5-8.
37. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод. ремомендации (Текст) / Г.А. Карпова; Урал. гос. пед. ун¬т. - Екатеринбург, 2000. -40 с.
38. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика. 1978. - 208с.
39. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.: Мол. гвардия. 1987. - 192с.
40. Кларин, М.В. Технология обучения: обзор идеала (Текст) / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2005. - №1. - С. 11-20.
41. Кирилова, Г.Д. Взаимосвязь индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроке в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кирилова // Методы обучения в средней общеобразовательной школе. - Л.: ЛГПИ, 1985. - С. 49-60.
42. Кирилова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. / Г.Д. Кирилова - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.
43. Ковалёв, А.Г. О чувствах и эмоциях / А.Г. Ковалёв // Вопросы психологии. - 1957. - №4.
44. Кожина, О.А., Малюков, Н.Н., Алямовская Н.А. Тестовые задания для образовательной области «Технология». // Шк. и пр-во. 2006 - №3.
45. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. / Г.М. Коджаспирова - М.: Аиспесс. 2008 - 150 с.
46. Количенко, А.В. Энциклопедия педагогических технологий, пособие для преподавателей. / А.В. Количенко // СПб.: СПб КАРО, 2006 - 180 с.
47. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: Учебное пособие / Екатеринбург. / Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2011. - 160 с.
48. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб / КАРО, 2015 - 127 с.
49. Котов, С.В. Мотивация «На успех» и мотивация «На избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С.В. Котов // Молодой учёный. - 2012. - №4. - С. 360-362.
50. Кругликов, Г.И. Как обучать технологии: (О методах обучения и проверке знаний) // Шк. и пр-во, 1998, - №6 - С. 3-7.
51. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: «Академия», 2004 - 480 с.
52. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание. 1991. - 85 с.
53. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов.-Ростов-н/Д: «Учитель», 2005. - 288 с.
54. Лаврик, О.В. Мотивация выбора «любимый-нелюбимый учебный предмет» у отличников и слабоуспевающих / О.В. Лаврик // Инновации в науке. - 2014. - №36 - С. 58-63.
55. Ланина. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики / И.Я. Ланина. - Просвещение, 1985. - 128 с.
56. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. - М.: МГУ, 1984. - 285 с.
57. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск, 1992. - 156 с.
58. Лында, А.С. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Общетехнические дисциплины и труд» / А.С. Лында. - М.: Просвещение, 1977. - 232 с.
59. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.П. Маркова. Т.А. Матис. А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 189 с.
60. Маркова, С.Н. Изучение учебной мотивации / С.Н. Маркова - М.: Наука, 2004. - 395 с.
61. Маслоу, А. Мотивации и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
62. Матяш, Н.В. Проектный метод в системе технологического образования / Н.В. Матяш. - М.: Педагогика. 2000. - №4.
63. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М.: Педагогика. 1989. - 360 с.
64. Милерян. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М.: Просвещение. 1973. - 300 с.
65. Муравьёв, Е.М., Симоненко, В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. / Брянск. 2000. - 235 с.
66. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя. - СПб.: КАРО. 2008. - 135 с.
67. Павлова, М.Б., Питт, Дж., Гуревич, М.И., Сасова, И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова ; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф. 2003. - 256 с.
68. Пак, В.В. Формирование обобщённых проектных умений студентов инженерного вуза в процессе обучения физике (Текст): дис. .../ В.В. Пак. - Томск. 2016. - 140 с.
69. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: педагогика. 1998. - 640 с.
70. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петрова, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2004. - 135 с.
71. Поляков, В.А. Дидактика технологического образования. Кн. для учителя. - М.: 1998. - 176 с.
72. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488 с.
73. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 297 с.
74. Сасова, И.А. Метод проектов в обучении школьников // «На пути к 12-летней школе». - М.: ИОСО РАО. 2000.
75. Свириденкова, Н.Г. Вариативные учебные технологии как средство формирования учебной деятельности школьников в процессе обучения физике (Текст): монография / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург.2015 -185 с.
76. Селевко, Т.В. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. 1998. - 256 с.
77. Степашкина, А.Ю. Педагогическое управление развитием общих умений и навыков учащихся основной школы (Текст): дис. ... (А.Ю. Степашкина; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2005, - 246 с.
78. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков у учащихся на уроках физики. / А.В. Усова. А.А. Бобров. - М.:Просвещение,1988. -112 с.
79. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // История социальной педагогики. - М.: 2000 - С. 239-265.
80. Хотунцев, Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования / Ю.Л. Хотунцев// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №3. - С. 3-6.
81. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методике обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
82. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева - М.: Просвещение, 1969. - 303 с.
83. Шабалов, С.М. Трудовое политехническое обучение школьников / С.М. Шабалов. - М.: 1961. - 134 с.
84. Шахова, В.А. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие / В.А. Шахова, С.А. Шапиро. - М.: Вершина, 2003. - 89 с.
85. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 103 с.