СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе 6
1.2 Особенности воображения детей дошкольного возраста 13
1.3 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста 38
2.3 Анализ результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Как экономические, социальные, научные и другие изменения в обществе требуют от населения необходимости создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.
Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.
Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.
Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.
Основная цель написания данной выпускной дипломной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;
- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;
- описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;
- провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;
- разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;
- проанализировать результаты научного исследования.
Отталкиваясь от поставленной цели и задач исследования, данная дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.
Первая глава освящает теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности развития воображения у детей разного возраста и методы его развития.
Вторая глава посвящена исследованию проблемы развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению и реализации программы развития воображения детей дошкольного возраста, проведение повторной диагностики и анализу результатов исследования.
В заключении подведены результаты исследования, сделаны выводы по поводу других методов развития воображения детей дошкольного возраста.
Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, А.А. Иванова, Л.М. Ковалицкая, Т.С. Комарова, Н.П. Миронов, Д.Д. Мухортова, Р.С. Немов, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, А.А. Щербакова, М.А. Сидельникова, Т.В. Федорова, Л.Ю. Субботина и других.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 61 страницы, содержит 2 рисунка и 10 таблиц.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.
В заключение данной работы можно сделать вывод, что воображение является фундаментом мышления, оного играет очень важную роль в жизни каждого человека начиная с детского возраста, поэтому именно с детства его развитию стоит уделять внимание.
Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.
Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.
Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.
Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.
Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения , их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как SD-ручка, 50-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Н. Азаровой. - М.: Просвещение, 2003.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб: ПИТЕР, 2012.
3. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольного возраста [Текст] // под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. - М.: Просвещение, 2003.
4. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] // под ред. Е.А. Алябьевой. - М.: Сфера, 2009.
5. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание - 2008 - № 12 - с. 120.
6. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. [Текст] // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: Детство-пресс, 2007.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2013.
8. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. М.Г. Борисенко. - СПб.: Паритет, 2014.
9. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. В.И. Волынкина. - М.: Феникс, 2013.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // под ред. Л.С. Выготского. - М.: Просвещение 1991.
11. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики - Молодой ученый - 2013 - № 18 - с. 31-34.
12. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: учебное пособие. Изд. 2 [Текст] // под ред. В.В. Давыдова. - М.: Академия, 2009.
14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] // под
ред. О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
15. Зак А.З. Методы развития способностей у детей: учебник [Текст] // под ред. А.З. Зака. - М.: Просвещение,1994.
16. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание - 2006 - № 6 - с. 8-13.
17. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - с. 136-138.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2009.
19. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Текст] // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.
20. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.
21. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: пособие для воспитателей [Текст] // под ред. Л.М. Ковалицкой. - М.: Аркти, 2008.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: КНОРУС, 2010.
23. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. Изд. 3. [Текст] // под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2009.
24. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. [Текст] // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.
25. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. О.А. Куревиной. - М.: Линка-Пресс, 2011.
26. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова - М.: Знание, 2012.
27. Маскаева Ю.Н. 3И-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
28. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] // Начальная школа - 2004 - № 6 - с. 33-42.
29. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н.Я. Михайленеко. - М., Академия, 2012.
30. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
31. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 1. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 1994.
32. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 2. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. - М.: Просвещение, 2000.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. Л.Ф. Обуховой. - М.: Педагогическое общество России,
2015.
34. Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.
35. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24¬27.
36. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] // Дошкольное воспитание - 1989 - № 9 - с. 70-72.
37. Психология и педагогика: учебник [Текст] // под ред. А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник [Текст] // под ред. С.Л. Рубинштейна. - Спб.: Питер, 2012.
39. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] // под ред. А.П. Олейникова - М: Прометей, 1998.
40. Сидельникова М.А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции - Самара: АСГАРД,
2016.
41. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова - М.: Союз, 2011.
42. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. О.Е. Смирновой. - М.: Владос-пресс, 2014.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4. [Текст] // под ред. Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
44. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, 2002.
45. Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал - 2009 - № 13 - с.276-283.
46. Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
47. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2. [Текст] // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986.
48. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.
49. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.
50. Шитова, Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх. [Текст] // Ребенок в детском саду -2004 - № 6 - с. 33-36.
51. Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.