Развитие воображения дошкольников
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе 6
1.2 Особенности воображения детей дошкольного возраста 13
1.3 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста 38
2.3 Анализ результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе 6
1.2 Особенности воображения детей дошкольного возраста 13
1.3 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста 38
2.3 Анализ результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Как экономические, социальные, научные и другие изменения в обществе требуют от населения необходимости создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.
Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.
Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.
Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.
Основная цель написания данной выпускной дипломной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;
- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;
- описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;
- провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;
- разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;
- проанализировать результаты научного исследования.
Отталкиваясь от поставленной цели и задач исследования, данная дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.
Первая глава освящает теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности развития воображения у детей разного возраста и методы его развития.
Вторая глава посвящена исследованию проблемы развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению и реализации программы развития воображения детей дошкольного возраста, проведение повторной диагностики и анализу результатов исследования.
В заключении подведены результаты исследования, сделаны выводы по поводу других методов развития воображения детей дошкольного возраста.
Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, А.А. Иванова, Л.М. Ковалицкая, Т.С. Комарова, Н.П. Миронов, Д.Д. Мухортова, Р.С. Немов, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, А.А. Щербакова, М.А. Сидельникова, Т.В. Федорова, Л.Ю. Субботина и других.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 61 страницы, содержит 2 рисунка и 10 таблиц.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.
Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.
Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.
Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.
Основная цель написания данной выпускной дипломной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;
- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;
- описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;
- провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;
- разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;
- проанализировать результаты научного исследования.
Отталкиваясь от поставленной цели и задач исследования, данная дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.
Первая глава освящает теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности развития воображения у детей разного возраста и методы его развития.
Вторая глава посвящена исследованию проблемы развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению и реализации программы развития воображения детей дошкольного возраста, проведение повторной диагностики и анализу результатов исследования.
В заключении подведены результаты исследования, сделаны выводы по поводу других методов развития воображения детей дошкольного возраста.
Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, А.А. Иванова, Л.М. Ковалицкая, Т.С. Комарова, Н.П. Миронов, Д.Д. Мухортова, Р.С. Немов, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, А.А. Щербакова, М.А. Сидельникова, Т.В. Федорова, Л.Ю. Субботина и других.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 61 страницы, содержит 2 рисунка и 10 таблиц.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.
В заключение данной работы можно сделать вывод, что воображение является фундаментом мышления, оного играет очень важную роль в жизни каждого человека начиная с детского возраста, поэтому именно с детства его развитию стоит уделять внимание.
Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.
Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.
Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.
Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.
Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения , их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как SD-ручка, 50-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.
Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.
Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.
Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.
Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения , их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как SD-ручка, 50-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.



