Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая основа детско-родительских отношений
1.1 Формирования детско-родительских отношений и их особенности
1.2 Взаимодействие родителей и детей и стили воспитания
Глава 2. Экспериментальное изучение детско-родительских отношений
2.1 Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов
Глава 3. Создание педагогических условий для оптимизации детско- родительских отношений в семье.
3.1 Программа по оптимизации детско-родительских отношений
3.2 Контрольное исследование детско-родительских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Исследование детско-родительских отношений считается необходимой ступенью в жизни развития как личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот прецедент, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или же гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимодействие родителей и ребенка как важный источник детского становления.
В наше время стремительных социальных перемен наблюдается досадный процесс дистанцирования детей от своих родителей. Поднятая ещё И.С.Тургеневым проблема отцов и детей сейчас отличается ещё большей остротой и актуальностью. Культурные навыки старших поколений становятся неактуальными, не успев внедриться в сознание их детей. Молодые люди создают свою так называемую «молодежную субкультуру», многие черты которой приобретают контркультурный характер, имеющий разрушительный заряд национальной культуры. Семья не справляется со своей основной задачей - социализацией своих детей. Одна из причин кризиса семьи заключается в ускорении социально - культурных процессов. Но эта причина не самая главная.
По изучениям специалистов по психологии - причинами нынешнего кризиса семьи считается: недостаток времени на общение с ребенком (за которой, вполне вероятно скрывается неосознанное неумение или же нежелание общаться); недостаточность психических познаний об особенностях детского развития; непонимание причин того или иного поведения ребенка; трудностей в выборе эффективных средств воспитательного воздействия; сложности саморефлексии своих отношений с ребенком. Современная семья включена в различные механизмы социального взаимодействия, которые не могут не способствовать усугублению детско- родительских отношений. Перегрузки на работе, уменьшение в связи с этим свободного времени у родителей приводит к усилению негативных тенденций и психического состоянию, повышению раздражительности, утомляемости, стрессам. Собственные стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Результатом этого для семьи, стал ее кризис, который выражается в снижении рождаемости, отчуждение молодежи от семьи, разрушении регулятивной функции семьи в отношении семейной жизни и воспитания новых членов общества.
Нынешнее положение кризиса института семьи усугубляется тем, что средства массовой информации, особенно экранные средства культуры, делают свой бизнес на героизации пороков общества, развращая умы молодежи. Россия превращается в своеобразную свалку массовой, дешевой, низкопробной в нравственном отношении, развлекательной индустрии Запада. И семья, в которой родителей долгое время убеждали, что детей воспитывают не они, а общество, все еще продолжает пребывать в плену иллюзий, что в ответе за ребенка - школа, общество, кто угодно, но только не она. Оказались растерянными веками сложившиеся традиции семейного воспитания девочки, мальчика, институт отцовства, материнства, семейной педагогики.
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются такие авторы как А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др. Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.
Можно сказать, что полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей и близких. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Более важным стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они считаются центральными в семье.
В теоретической части дается представление о различных аспектах детско-родительских взаимоотношений. Рассматриваются виды детско- родительских взаимоотношений, подходов к их пониманию, раскрываются основные структурные компоненты родительского отношения. Также рассматриваются возможные факторы влияния родительского отношения на личностное и когнитивное развитие ребенка.
Целью исследования является теоретический и практический поиск наиболее эффективных средств работы с семьей по оптимизации детско- родительских отношений.
Гипотеза: оптимизация детско-родительских отношений будет успешной при условии реализации программы, основанной на использовании групповых методов работы по игровому взаимодействию родитель - ребенок.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: процесс оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме детско-родительских отношений: проанализировать факторы, влияющие на детско-родительские отношения; изучить подходы к пониманию детско-родительских отношений; обобщить педагогический опыт по улучшению детско-родительских отношений.
2. Определить особенности взаимоотношений ребенка дошкольника с родителями;
3. Разработать, реализовать и проверить эффективность программы оптимизации детско-родительских отношений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы оптимизации детско-родительских отношений, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, педагогам, психологам, родителям и всем заинтересованным лицам.
Проанализировав психолого-педагогическою литературу, мы видим, что наиважнейшее влияние на формирование и рост личности ребенка оказывает именно семья. Ведь в семье осуществляется первый период, когда человек начинает адаптироваться и вливаться в социум. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимости и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.
Взаимоотношения между детьми и родителями отличны от всех других видов межличностных отношений, но, в тоже время, они достаточно специфичны и их можно охарактеризовать максимально сильной эмоциональной значимостью для всех участников таких отношений- и для ребенка, и для родителя.
На детско-родительские отношения оказывает влияние семья, та позиция, которую занимают взрослые, разные стили отношений и та роль, которую взрослые отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность, и именно в зависимости от того, как ведут себя взрослые с ребенком, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок видит мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это все составляет основу формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально - благоприятные и теплые взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов те чувства, поведение, и действия, которые имеют взаимную направленность друг на друга.
Благоприятный климат в семье проецируется и на другие сферы взаимоотношений ( общение со сверстниками в детском саду, школе, институте, на коллег по работе). В то же время, негативная, конфликтная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания и близость между ее членами часто лежат в основе искажения в развитии и воспитании. Есть семьи, в которых его старшие члены хотят не столько участвовать в формировании личности ребенка, сколько помочь его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной взаимосвязи, понимания и сочувствия. У иных родителей, основная цель- это подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение его нужным и полезным умениям (само собой, согласно родительским представлениям). В ряде семей это связано с навязчивым стремлением тотального контроля, который затрагивает не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к серьезным и обостряющимся конфликтам. Т.е. все семьи по-разному влияют на личность ребенка, оказывая положительное или отрицательное влияние на его развитие. И именно от этого зависит, каким растет ребенок- доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, агрессивным, грубым, лицемерным, неискренним.
Программа по оптимизации детско - родительских отношений, хотя и была краткая, по результатам внедрения оказалась все же достаточно эффективной. Однако коррекционная работа должна быть рассчитана на продолжительный срок, её качество зависит от подбора программного материала, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметно-развивающей среды, тесного взаимодействия воспитательного учреждения с семьёй.
Таким образом, цель исследования достигнута, решены все поставленные задачи.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов, Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998. —448с
2. Буянов М. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.
3. Вандвик И., Экблад П. Проективный тест «Два дома».
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.
5. Гарбузов В. И.с соавторами (1977
6. Головей Л. А., Е. Ф. Рыбалко Практикум по возрастной психологии.
7. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др.
8. Григори Н.. Программа коррекции детско-родительских отношений/ Школьный психолог.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, СПб: Питер. - 2000. - 320 с. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис «Анализ семейных взаимоотношений».
10. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.
11. ДубровинаИ.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология
12. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии.
13. Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский.
14. Карпова Е. В., Е. К. Лютова. Оптимизация детско-родительских отношений «Я и мой ребенок»/ Психолог в детском саду
15. Клюева Н.В. Общение: Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова.
16. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.
17. КолесникН.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф.
18. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция
/Я.Л. Коломинский.
19. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие для детей.
20. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер.- 2009.- 283 с.
21. Ландгмеер И., 3. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; J. Bowlby, 1953; М. D. Ainsworth, 1964; М. Rutten, 1975)
22. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.
23. Личко А. Е., 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
24. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.
25. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду.
26. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.
27. Немов Р. Психология. Психология образования / Р. Немов.
28. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина.
29. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.
30. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов.
31. Потапов С. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим / С. Потапов, О. Вакса.
32. Росс А. Наши дети - наши проблемы.
33. Руайер Ж., адаптирована Н.Семаго. Методика «Метаморфозы».
34. Ткачева В. В.. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений .
35. Шипицына Л. М., О. В. Защиринская. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Спиваковская А.С. Клиническая психология. М.: Акрополь, 2006. - 412с.
36. Фрейд З, Введение в психоанализ, СПб :Питер 2007.- 428с.
37. Эриксон Э, Трагедия личности, Москва : Эксмо, Алгоритм 2008- 256с
38. Фромм Э, Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007.¬544 с
39. Шефер Е.С. и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку.
40. Хьюлс В., Л.Корман, А.И.Захаров. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие.
41. Roe Л., М, Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965
42. (http://psycabi.net/)
43. https://studfiles.net/preview/5132711/page:10/
44. https://infourok.ru/semeynie-vzaimootnosheniya-i-osobennosti-emocionalnogo-blagopoluchiya-starshego-doshkolnika-1403594.html
45. http://www.refbzd.ru/viewreferat-1397-10.html
46. http://online-sinonim.ru/
47. https://studfiles.net/preview/3048054/
48. http://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-
varga-v-v-stolin-metodika-oro