Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития у дошкольников
коммуникативных навыков
1.1. Развитие коммуникативных навыков как психолого-
педагогическая проблема
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у
дошкольников
1.3. Формы и методы развития у дошкольников коммуникативных
навыков
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации
психолого-педагогических приемов развития у дошкольников
коммуникативных навыков
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики
2.2. Описание психолого-педагогических приемов развития у
дошкольников коммуникативных навыков
2.3. Анализ эффективности психолого-педагогических приемов развития у дошкольников коммуникативных навыков
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.
Значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным при обучении детей, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Учитывая вышесказанное, для дипломного исследования выбрана тема «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».
Актуальность данной темы для исследования обусловлена с одной стороны очевидной значимостью общения в жизни как общества в целом, так и каждого индивида. С другой стороны бурное развитие психологических и педагогических наук породило многочисленные подходы к пониманию сущности, значения, механизмов, средств коммуникации, причин коммуникативных неудач и способов их предупреждения и преодоления и др. Необходим их всесторонний анализ и отбор наиболее современных, эффективных форм и методов развития коммуникативных навыков в дошкольном детстве.
Таким образом, можно обозначить ряд противоречий:
- между потребностью общества в людях идеально владеющих навыками общения и недостаточной проработкой в теории и практике воспитательно-образовательной деятельности способов их развития;
- между имеющимися рекомендациями по развитию коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием возможностей для их развития;
- между осознанием необходимости и возможности развития коммуникативных навыков у дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических приемов их развития.
Таким образом, проблемой исследования является разработка психолого-педагогических приемов развития навыков общения у детей.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Объект исследования: развитие навыков общения у дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития навыков общения у дошкольников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: психолого-педагогические приемы развития навыков общения у дошкольников будут эффективны при условиях: обеспечения расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработки навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладения навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализации личности ребенка; расширения диапазона творческих способностей; снятия коммуникативных барьеров общения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие коммуникативных навыков у дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития коммуникативных навыков у дошкольников;
4. Разработать и апробировать психолого-педагогические приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников;
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность психолого-педагогических приемов.
методологическую основу исследования современных исследователей специфики развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста - Е.Е. Дмитриевой [13], М.И. Лисиной [26], Р.Б. Стеркиной [39], Р.К. Терещук [41], В.Г. Утробиной [43]
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные методы: наблюдение; беседы; построение схем; интерпретация результатов исследования;
- методы качественного и количественного анализа данных: поэлементный анализ, методическая интерпретация результатов исследованная.
В частности использован ряд методик диагностики уровня коммуникативного развития дошкольников:
- методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс;
- «Картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина;
- опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда психолого-педагогических приемов, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Структурно, данная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов и последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, списка литературы и приложений. При этом первая глава носит теоретико-методологический характер, а вторая глава посвящена исследованию эффективности разработанной системы психолого-педагогических приемов.
Проведенное исследование развития коммуникативных навыков дошкольников подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что психолого-педагогические приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников будут эффективны при условиях: обеспечения расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработки навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладения навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализации личности дошкольника ; расширения диапазона творческих способностей; снятия коммуникативных барьеров общения.
Современному дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками и развивать познавательно-речевую активность. Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников - психолого-педагогическая проблема, вопрос о трудностях коммуникативного общения дошкольников, с каждым годом эта проблема имеет тенденцию на увеличение. У дошкольников проявляются трудности коммуникации в системе взаимодействия ребенка с взрослыми и ровесниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения.
Развитие коммуникативных навыков на этапе дошкольного детства у большинства детей имеет недостаточный уровень, что влияет на обеспечение ребенку успешности во взаимодействии с ровесниками и взрослыми.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема общения как культурного феномена жизнедеятельности человека и речи как ведущего средства общения изучались достаточно многосторонне. В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях делается акцент на речь, как социокультурное явление, обусловленное потребностями общения и общей жизнедеятельностью личности.
Современная система образования, стремящаяся предоставить всем детям равные возможности для обучения и развития, нуждается в разработке методов, позволяющих включать в игровой процесс детей с разным уровнем развития и состоянием психического здоровья. Современное развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание обращено на личностно - ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.
Применение детского хороводного фольклора, невербальных игр, психогимнастики и игровых тренингов в психологической работе соответствует принципу системности и на практике подтверждает известное положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта.
Диагностика показателей и характеристик структурных компонентов развития коммуникативного навыка детей старшего дошкольного возраста показала положительные изменения в результате применения системы занятий, включающей хороводные игры, невербальные игры, психогимнастику и игровой тренинг.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу и позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях развития речевых коммуникаций детей дошкольного возраста:
- процесс развития речевых коммуникаций представляет собой одновременное развитие речевого межсубъектного взаимодействия ребенка и со взрослыми, и сверстниками;
- наряду с развитием речевых коммуникаций формируется ряд личностно - значимых, гуманных качеств, таких как внимательное и чуткое отношение к сверстникам, эмоционально - ценностное отношение к произведениям искусства.
В ходе проведения исследования обозначился круг проблем, требующий дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поиска психолого-педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития речевых коммуникаций ребенка в условиях семьи, ориентации педагогов на партнерские отношения с детьми, повышение их общепрофессиональной и коммуникативной компетентности.
Рассмотренные нами направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов вербального и невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.
1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Психолог в образовании: теория и практика: Саратов, 2015.
2. Андреева И.А. Исследование уровня социально -
коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. № 4 (6). С.7-11.
3. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 130-140.
4. Бизюкова Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста / В книге: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской. 2017. С. 173-177.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.
7. Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXIвеке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016. С. 136-142.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М., 1956. 410 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. 417 с.
10. Галеева Е.В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126- 129.
11. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. № 2 (15). С. 127-131.
12. Дегтерев В. А., Трибунская В. А. Компетентностный подход - новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 35 - 47.
13. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкими формами психического недоразвития / Автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.Е. Дмитриева. Н. Новгород, 2005. 54 с.
14. Завязун Т.В. Результаты констатирующего эксперимента по проблеме исследования особенностей развития речи дошкольников с трудностями коммуникации // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 32. С. 182-192
15. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 78-81.
16. Иванец И.И. Искусство как средство развития речевых
коммуникаций у старших дошкольников // Электронный журнал
«Исследовано в России», 2006.
17. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых
коммуникаций старших дошкольников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук, 1997.
18. Иванец И.И. Речевая коммуникация - культурный способ жизнедеятельности ребенка // Ребенок в мире культуры под об. Ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
19. Иванова В.П., Левшина Н.И. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников // Успехи современногоестествознания. 2013. № 10. С. 159-160.
20. Козлова К.М., Алпатова В.В., Сюникова А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе / В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 26-32.
21. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. 32 с.
22. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. № 3. С. 29-41.
23. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Д ис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2004.
24. Левина О.Н. Интеллектуальное саморазвитие ученика как психолого - педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского ГУ. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 75.
25. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения. В 2-х Т. Т.1: М.: Педагогика, 1983.
26. Лисина М.И. Проблемы отногенеза общения. М., 1986.
27. Лосева И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста: монография. Ульяновск: Зебра, 2016. 102 с.
28. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. № 265. 25.11.2013.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Издательство «Питер», 2000.
30. Рузская А.Г., Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Е. Смирнова. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М., 2001.
31. Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально -театральной деятельности: Монография. Екатеринбург, 2006.
32. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка:
проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011.
33. Самохвалова Е.А. Анализ подходов к определению понятия
«коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т.1. С. 52-56.
34. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 50-57.
35. Склезнева И.В. Игра с правилами как форма социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в деятельности педагога - психолога // Общество: социология, психология, педагогика . 2017. № 4. С. 49-53
36. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с
37. Смирнова Е.А. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников. М: МОДЭК, 2004.
39. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 1999.
40. Тенкачева Т.Р. Особенности развития коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 57-61.
41. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989.
42. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 2012. 280с.
43. Утробина В.Г., Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3.
44. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
45. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками //Universum:психология и образование. 2017. № 8 (38). С. 18-21.
46. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. 2015. № 2. С. 46.
47. Цырдя Н.М., Иванова К.В. Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) / В сборнике: Информационные и компьютерные технологиив дошкольном образовании Материалы заочной международной научно-практической конференции. 2016. С. 47.
48. Черенкова О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности: Д ис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008.
49. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; Под ред. М.И. Буянова. М.: Издательство «Просвещение», 1990. 126 с.
50. Чугаева И.Г. Развитие нравственной сферы личности дошкольника через активизацию процесса переживания в процессе художественной коммуникации // Обучение и воспитание: методики ипрактика. 2017. № 32. С. 138-142.
51. Шабалина Н.В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников / В сборнике: Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С. 199-20
52. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
53. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981.