ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья 9
1.1. Анализ состояния проблемы формирования метапредметных умений
у младших школьников 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3. Метод логоритмики как способ формирования метапредметных умений 19
ВЫВОДЫ 27
ГЛАВА 2. Методика формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами логоритмики 28
2.1. Модель формирования метапредметных умений 28
2.2. Содержание логоритмической работы по формирования
метапредметных умений 35
ВЫВОДЫ 56
ГЛАВА 3. Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты 57
3.1. Общая характеристика экспериментальной работы 57
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 60
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья 9
1.1. Анализ состояния проблемы формирования метапредметных умений
у младших школьников 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3. Метод логоритмики как способ формирования метапредметных умений 19
ВЫВОДЫ 27
ГЛАВА 2. Методика формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами логоритмики 28
2.1. Модель формирования метапредметных умений 28
2.2. Содержание логоритмической работы по формирования
метапредметных умений 35
ВЫВОДЫ 56
ГЛАВА 3. Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты 57
3.1. Общая характеристика экспериментальной работы 57
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 60
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. В последние годы среди обучающихся в образовательных учреждениях отмечается увеличение количества детей с особенностями здоровья, детей-инвалидов. Реализация «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает гарантированное право детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование [101]. Инклюзивное или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Школа играет особую роль в нашей жизни, поэтому педагоги должны решить важную задачу: подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания. Это относится и к ребёнку с ОВЗ.
Особое место в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ уделено метапредметным результатам. «Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности» (Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
В образовательном учреждении гимназии № 47 г. Екатеринбурга уже несколько лет обучаются дети с ОВЗ. У этих детей нарушены двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи. Вопросы обучения детей с ОВЗ рассматривали: Малофеев Н.Н., Алёхина С.В., Будникова Е.С., Волкова Л.С., Гальперин П.Я., Зееман М., Кутепова Е.Н., Мустафина Л.Н. [2, 13, 16, 22, 47, 82, 95, 104]. Они отмечали, что нарушенное звукопроизношение отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. В работах Верясовой Т.В., Выготского Л.С., Гвоздева А.Н., Даниловой Л.А., Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. Отмечалось, что у детей с ОВЗ наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, они отстают от сверстников в правильном, точном выполнении движений, задержано развитие готовности руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности [15, 19, 31, 43].
В силу этого, проблема преодоления слабого развития моторного праксиса (целенаправленного действия), несформированности фонематических процессов у детей с ОВЗ является одной из важнейших в школьном обучении.
В практике работы учителей музыки используются традиционные приёмы и методы развития детей с ОВЗ, но не уделяется внимания такому методу как логоритмика.
В арсенале учителей музыки имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики), однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребёнком развитое чувство ритма. В связи с этим мною были опубликованы конспекты уроков и статьи по интересующей проблеме в 2011, 2015 и 2016 годах.
Использование логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ младшего школьного возраста обеспечивает:
- оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;
- развитие целостного образа тела и повышению устойчивости;
- развитие чувства ритма;
- формирование пространственных представлений;
- динамическую организацию двигательного акта;
- формирование межполушарного взаимодействия;
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Доказана эффективность логоритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушения слуха. Статистика свидетельствует о том, что около 95% детей с ОВЗ нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Эти исследования подтверждены в работах Зенина Л.Л., Леонтьева А.А., Лурия А.Р. [48, 85-86, 91].
Логоритмика - один из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: Гринер В.А., Волкова Г.А., Оганесян Е.В. [17, 26-27, 85-86, 109]. Вместе с тем потребность в логоритмических занятиях для детей с ОВЗ чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность предлагаемого педагогического исследования. В процессе исследования были выявлены следующие противоречия и несоответствия в системе начального образования:
1) на научно-педагогическом уровне - между широкими возможностями метода логоритмики и недостаточной разработкой теоретических основ использования этого метода при обучении в начальной школе;
2) на научно-методическом уровне - между дидактическими возможностями метода логоритмики в процессе обучения музыке и недостаточным развитием теории и методики их использования для формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ.
Необходимость разрешения указанных противоречий и несоответствий определяет актуальность исследования и его проблему: как организовать обучение музыке в начальной школе, в процессе которого у младших школьников с ОВЗ будут формироваться метапредметные умения? Важность рассматриваемой проблемы послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование метапредметных умений у младших школьников с особенностями здоровья».
Объект исследования: процесс обучения музыке в начальной школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных умений младших школьников с ОВЗ при обучении музыке.
Цель исследования. Разработка, научное обоснование и реализация методики формирования метапредметных умений детей с ОВЗ при обучении музыке и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ станут успешно формироваться на музыкальных занятиях при использовании метода логоритмики, если:
- будет создана эмоционально-комфортная ситуация развития младших школьников с ОВЗ, основанная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающее воздействие ритма будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений;
- логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести научный анализ уровня теоретической и практической разработанности вопросов, связанных с формированием метапредметных умений детей с ОВЗ.
2. Изучить механизм педагогического воздействия по формированию метапредметных умений младших школьников с ОВЗ средствами логоритмики.
3. Разработать дидактическую модель развития метапредметных умений у детей с ОВЗ средствами логоритмики.
4. Разработать методику формирования метапредметных умений с использованием игр и упражнений, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности младших школьников с ОВЗ.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по определению результативности предложенной методики.
Методологической и теоретической основой исследования явились результаты трудов:
•М.М. Кольцовой о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребёнка;
•А.Р. Лурия, З.А. Репиной о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии;
• Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о ведущей роли обучения в развитии ребёнка;
•Л.А. Даниловой, М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко, А.В. Ястpебовой о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности младших школьников с ОВЗ, качественный и количественный анализ, моделирование, беседа, экспертная оценка, статистические методы оценки результатов исследования.
Теоретико-методологической основой для исследования послужила теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Терентьева и др.).
Научная новизна результатов исследования.
1. В отличие от ранее проведённых исследований, посвящённых использованию метода логоритмики в начальной школе, в настоящей работе поставлена и решена задача создания методики формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ, используя игры и упражнения, лежащие в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности.
2. Разработана дидактическая модель формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ c с учётом структуры логоритмических занятий. Предложенная модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического блоков.
3. Разработана и научно обоснована методика формирования метапредметных умений обучающихся младших классов с ОВЗ (комплекс игр и упражнений по логоритмике, на основе которых могут быть организованы логоритмические занятия; формы организации учебной и внеурочной деятельности; методы активизации творческой деятельности обучающихся; средства и методы промежуточного и итогового контроля результатов обучения), результативность которой доказана в процессе постановки педагогического эксперимента.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2013 года по 2017 год.
На первом этапе (2013г.) осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования; разрабатывалась методика констатирующего эксперимента, формировалась и уточнялась научная гипотеза.
Второй этап (2015 г.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального фронтального обучения.
На третьем этапе (2016 г.) проводилось фронтальное и индивидуальное обучение детей с ОВЗ, посещающих логоритмические занятия; обобщались и анализировались полученные данные; оформлялись результаты научного исследования.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Екатеринбурга - гимназия № 47.
Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.
Формирование метапредметных умений у младших школьников с ОВЗ на логоритмических занятиях рассматривается в области педагогики как самостоятельная исследовательская проблема. Была разработана система логоритмических занятий по формированию метапредметных умений у детей с ОВЗ. Дано описание методов, приёмов, упражнений, игр, использование которых обеспечивает преодоление расстройств речи у данной категории детей. Предложенная система может быть широко использована при моделировании аналогичных систем и применена в практике работы с детьми начальной школы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Значительное место в процессе обучения отводится метапредметным умениям, которые следует формировать на протяжении всего обучения. Поскольку предмет «Музыка» изучается с первого класса школы, то эта дисциплина предоставляет широкие возможности для организации музыкальной деятельности обучающихся. В том числе детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
2. Созданная методика, основанная на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений как на уроках, так и во внеурочной деятельности будет успешно формировать метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ при условии:
- создания эмоционально-комфортной ситуации развития младших школьников с ОВЗ, основанной на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающего воздействия ритма, которое будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений.
- что логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
3. Реализация созданной методики обучения школьников музыки, основанной на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет формировать метапредметные умения у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Школа играет особую роль в нашей жизни, поэтому педагоги должны решить важную задачу: подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания. Это относится и к ребёнку с ОВЗ.
Особое место в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ уделено метапредметным результатам. «Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности» (Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
В образовательном учреждении гимназии № 47 г. Екатеринбурга уже несколько лет обучаются дети с ОВЗ. У этих детей нарушены двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи. Вопросы обучения детей с ОВЗ рассматривали: Малофеев Н.Н., Алёхина С.В., Будникова Е.С., Волкова Л.С., Гальперин П.Я., Зееман М., Кутепова Е.Н., Мустафина Л.Н. [2, 13, 16, 22, 47, 82, 95, 104]. Они отмечали, что нарушенное звукопроизношение отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. В работах Верясовой Т.В., Выготского Л.С., Гвоздева А.Н., Даниловой Л.А., Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. Отмечалось, что у детей с ОВЗ наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, они отстают от сверстников в правильном, точном выполнении движений, задержано развитие готовности руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности [15, 19, 31, 43].
В силу этого, проблема преодоления слабого развития моторного праксиса (целенаправленного действия), несформированности фонематических процессов у детей с ОВЗ является одной из важнейших в школьном обучении.
В практике работы учителей музыки используются традиционные приёмы и методы развития детей с ОВЗ, но не уделяется внимания такому методу как логоритмика.
В арсенале учителей музыки имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики), однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребёнком развитое чувство ритма. В связи с этим мною были опубликованы конспекты уроков и статьи по интересующей проблеме в 2011, 2015 и 2016 годах.
Использование логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ младшего школьного возраста обеспечивает:
- оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;
- развитие целостного образа тела и повышению устойчивости;
- развитие чувства ритма;
- формирование пространственных представлений;
- динамическую организацию двигательного акта;
- формирование межполушарного взаимодействия;
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Доказана эффективность логоритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушения слуха. Статистика свидетельствует о том, что около 95% детей с ОВЗ нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Эти исследования подтверждены в работах Зенина Л.Л., Леонтьева А.А., Лурия А.Р. [48, 85-86, 91].
Логоритмика - один из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: Гринер В.А., Волкова Г.А., Оганесян Е.В. [17, 26-27, 85-86, 109]. Вместе с тем потребность в логоритмических занятиях для детей с ОВЗ чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность предлагаемого педагогического исследования. В процессе исследования были выявлены следующие противоречия и несоответствия в системе начального образования:
1) на научно-педагогическом уровне - между широкими возможностями метода логоритмики и недостаточной разработкой теоретических основ использования этого метода при обучении в начальной школе;
2) на научно-методическом уровне - между дидактическими возможностями метода логоритмики в процессе обучения музыке и недостаточным развитием теории и методики их использования для формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ.
Необходимость разрешения указанных противоречий и несоответствий определяет актуальность исследования и его проблему: как организовать обучение музыке в начальной школе, в процессе которого у младших школьников с ОВЗ будут формироваться метапредметные умения? Важность рассматриваемой проблемы послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование метапредметных умений у младших школьников с особенностями здоровья».
Объект исследования: процесс обучения музыке в начальной школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных умений младших школьников с ОВЗ при обучении музыке.
Цель исследования. Разработка, научное обоснование и реализация методики формирования метапредметных умений детей с ОВЗ при обучении музыке и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ станут успешно формироваться на музыкальных занятиях при использовании метода логоритмики, если:
- будет создана эмоционально-комфортная ситуация развития младших школьников с ОВЗ, основанная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающее воздействие ритма будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений;
- логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести научный анализ уровня теоретической и практической разработанности вопросов, связанных с формированием метапредметных умений детей с ОВЗ.
2. Изучить механизм педагогического воздействия по формированию метапредметных умений младших школьников с ОВЗ средствами логоритмики.
3. Разработать дидактическую модель развития метапредметных умений у детей с ОВЗ средствами логоритмики.
4. Разработать методику формирования метапредметных умений с использованием игр и упражнений, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности младших школьников с ОВЗ.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по определению результативности предложенной методики.
Методологической и теоретической основой исследования явились результаты трудов:
•М.М. Кольцовой о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребёнка;
•А.Р. Лурия, З.А. Репиной о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии;
• Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о ведущей роли обучения в развитии ребёнка;
•Л.А. Даниловой, М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко, А.В. Ястpебовой о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности младших школьников с ОВЗ, качественный и количественный анализ, моделирование, беседа, экспертная оценка, статистические методы оценки результатов исследования.
Теоретико-методологической основой для исследования послужила теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Терентьева и др.).
Научная новизна результатов исследования.
1. В отличие от ранее проведённых исследований, посвящённых использованию метода логоритмики в начальной школе, в настоящей работе поставлена и решена задача создания методики формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ, используя игры и упражнения, лежащие в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности.
2. Разработана дидактическая модель формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ c с учётом структуры логоритмических занятий. Предложенная модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического блоков.
3. Разработана и научно обоснована методика формирования метапредметных умений обучающихся младших классов с ОВЗ (комплекс игр и упражнений по логоритмике, на основе которых могут быть организованы логоритмические занятия; формы организации учебной и внеурочной деятельности; методы активизации творческой деятельности обучающихся; средства и методы промежуточного и итогового контроля результатов обучения), результативность которой доказана в процессе постановки педагогического эксперимента.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2013 года по 2017 год.
На первом этапе (2013г.) осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования; разрабатывалась методика констатирующего эксперимента, формировалась и уточнялась научная гипотеза.
Второй этап (2015 г.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального фронтального обучения.
На третьем этапе (2016 г.) проводилось фронтальное и индивидуальное обучение детей с ОВЗ, посещающих логоритмические занятия; обобщались и анализировались полученные данные; оформлялись результаты научного исследования.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Екатеринбурга - гимназия № 47.
Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.
Формирование метапредметных умений у младших школьников с ОВЗ на логоритмических занятиях рассматривается в области педагогики как самостоятельная исследовательская проблема. Была разработана система логоритмических занятий по формированию метапредметных умений у детей с ОВЗ. Дано описание методов, приёмов, упражнений, игр, использование которых обеспечивает преодоление расстройств речи у данной категории детей. Предложенная система может быть широко использована при моделировании аналогичных систем и применена в практике работы с детьми начальной школы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Значительное место в процессе обучения отводится метапредметным умениям, которые следует формировать на протяжении всего обучения. Поскольку предмет «Музыка» изучается с первого класса школы, то эта дисциплина предоставляет широкие возможности для организации музыкальной деятельности обучающихся. В том числе детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
2. Созданная методика, основанная на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений как на уроках, так и во внеурочной деятельности будет успешно формировать метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ при условии:
- создания эмоционально-комфортной ситуации развития младших школьников с ОВЗ, основанной на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающего воздействия ритма, которое будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений.
- что логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
3. Реализация созданной методики обучения школьников музыки, основанной на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет формировать метапредметные умения у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования разработана, теоретически обоснована и практически реализована методика формирования метапредметных умений. В процессе теоретической и экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, решены все поставленные задачи, получены следующие основные результаты и выводы:
1. Анализ литературных источников показал целесообразность формирования метапредметных умений при обучении музыке младших школьников с особенностями здоровья. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
2. По результатам проведенного анализа литературы выделены базовые группы метапредметных умений: когнитивные (познавательные), деятельностные (регулятивные), коммуникативные.
3. В ходе диссертационного исследования разработана модель формирования метапредметных умений младших школьников, содержащая целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки. На основе разработанной модели была предложена методика формирования метапредметных умений, отвечающая требованиям ФГОС НОО, которая базируется на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и арттерапевтическом подходах.
4. В разработанной методике представлены средства логоритмики, как действенный способ по формированию метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья.
5. В ходе педагогического эксперимента была выявлена возможность и установлена целесообразность формирования метапредметных умений средствами логоритмики на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
6. На основании анализа результатов педагогического наблюдения и исследования была выявлена сформированность метапредметных умений младших школьников с ОВЗ и была доказана результативность предложенной методики при обучении музыке в начальной школе.
1. Анализ литературных источников показал целесообразность формирования метапредметных умений при обучении музыке младших школьников с особенностями здоровья. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
2. По результатам проведенного анализа литературы выделены базовые группы метапредметных умений: когнитивные (познавательные), деятельностные (регулятивные), коммуникативные.
3. В ходе диссертационного исследования разработана модель формирования метапредметных умений младших школьников, содержащая целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки. На основе разработанной модели была предложена методика формирования метапредметных умений, отвечающая требованиям ФГОС НОО, которая базируется на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и арттерапевтическом подходах.
4. В разработанной методике представлены средства логоритмики, как действенный способ по формированию метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья.
5. В ходе педагогического эксперимента была выявлена возможность и установлена целесообразность формирования метапредметных умений средствами логоритмики на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
6. На основании анализа результатов педагогического наблюдения и исследования была выявлена сформированность метапредметных умений младших школьников с ОВЗ и была доказана результативность предложенной методики при обучении музыке в начальной школе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование интонационной выразительности речи младшего школьника через обучение пересказу (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Формирование познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде (Балтийский Федеральный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках математики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
И КООПЕРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



