ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья 9
1.1. Анализ состояния проблемы формирования метапредметных умений
у младших школьников 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3. Метод логоритмики как способ формирования метапредметных умений 19
ВЫВОДЫ 27
ГЛАВА 2. Методика формирования метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами логоритмики 28
2.1. Модель формирования метапредметных умений 28
2.2. Содержание логоритмической работы по формирования
метапредметных умений 35
ВЫВОДЫ 56
ГЛАВА 3. Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты 57
3.1. Общая характеристика экспериментальной работы 57
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 60
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. В последние годы среди обучающихся в образовательных учреждениях отмечается увеличение количества детей с особенностями здоровья, детей-инвалидов. Реализация «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает гарантированное право детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование [101]. Инклюзивное или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Школа играет особую роль в нашей жизни, поэтому педагоги должны решить важную задачу: подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания. Это относится и к ребёнку с ОВЗ.
Особое место в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ уделено метапредметным результатам. «Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности» (Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
В образовательном учреждении гимназии № 47 г. Екатеринбурга уже несколько лет обучаются дети с ОВЗ. У этих детей нарушены двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи. Вопросы обучения детей с ОВЗ рассматривали: Малофеев Н.Н., Алёхина С.В., Будникова Е.С., Волкова Л.С., Гальперин П.Я., Зееман М., Кутепова Е.Н., Мустафина Л.Н. [2, 13, 16, 22, 47, 82, 95, 104]. Они отмечали, что нарушенное звукопроизношение отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. В работах Верясовой Т.В., Выготского Л.С., Гвоздева А.Н., Даниловой Л.А., Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. Отмечалось, что у детей с ОВЗ наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, они отстают от сверстников в правильном, точном выполнении движений, задержано развитие готовности руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности [15, 19, 31, 43].
В силу этого, проблема преодоления слабого развития моторного праксиса (целенаправленного действия), несформированности фонематических процессов у детей с ОВЗ является одной из важнейших в школьном обучении.
В практике работы учителей музыки используются традиционные приёмы и методы развития детей с ОВЗ, но не уделяется внимания такому методу как логоритмика.
В арсенале учителей музыки имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики), однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребёнком развитое чувство ритма. В связи с этим мною были опубликованы конспекты уроков и статьи по интересующей проблеме в 2011, 2015 и 2016 годах.
Использование логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ младшего школьного возраста обеспечивает:
- оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;
- развитие целостного образа тела и повышению устойчивости;
- развитие чувства ритма;
- формирование пространственных представлений;
- динамическую организацию двигательного акта;
- формирование межполушарного взаимодействия;
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Доказана эффективность логоритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушения слуха. Статистика свидетельствует о том, что около 95% детей с ОВЗ нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Эти исследования подтверждены в работах Зенина Л.Л., Леонтьева А.А., Лурия А.Р. [48, 85-86, 91].
Логоритмика - один из самых редко освещаемых в литературе разделов коррекционного обучения детей с нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: Гринер В.А., Волкова Г.А., Оганесян Е.В. [17, 26-27, 85-86, 109]. Вместе с тем потребность в логоритмических занятиях для детей с ОВЗ чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность предлагаемого педагогического исследования. В процессе исследования были выявлены следующие противоречия и несоответствия в системе начального образования:
1) на научно-педагогическом уровне - между широкими возможностями метода логоритмики и недостаточной разработкой теоретических основ использования этого метода при обучении в начальной школе;
2) на научно-методическом уровне - между дидактическими возможностями метода логоритмики в процессе обучения музыке и недостаточным развитием теории и методики их использования для формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ.
Необходимость разрешения указанных противоречий и несоответствий определяет актуальность исследования и его проблему: как организовать обучение музыке в начальной школе, в процессе которого у младших школьников с ОВЗ будут формироваться метапредметные умения? Важность рассматриваемой проблемы послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование метапредметных умений у младших школьников с особенностями здоровья».
Объект исследования: процесс обучения музыке в начальной школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных умений младших школьников с ОВЗ при обучении музыке.
Цель исследования. Разработка, научное обоснование и реализация методики формирования метапредметных умений детей с ОВЗ при обучении музыке и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ станут успешно формироваться на музыкальных занятиях при использовании метода логоритмики, если:
- будет создана эмоционально-комфортная ситуация развития младших школьников с ОВЗ, основанная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающее воздействие ритма будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений;
- логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести научный анализ уровня теоретической и практической разработанности вопросов, связанных с формированием метапредметных умений детей с ОВЗ.
2. Изучить механизм педагогического воздействия по формированию метапредметных умений младших школьников с ОВЗ средствами логоритмики.
3. Разработать дидактическую модель развития метапредметных умений у детей с ОВЗ средствами логоритмики.
4. Разработать методику формирования метапредметных умений с использованием игр и упражнений, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности младших школьников с ОВЗ.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по определению результативности предложенной методики.
Методологической и теоретической основой исследования явились результаты трудов:
•М.М. Кольцовой о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребёнка;
•А.Р. Лурия, З.А. Репиной о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии;
• Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о ведущей роли обучения в развитии ребёнка;
•Л.А. Даниловой, М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко, А.В. Ястpебовой о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности младших школьников с ОВЗ, качественный и количественный анализ, моделирование, беседа, экспертная оценка, статистические методы оценки результатов исследования.
Теоретико-методологической основой для исследования послужила теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Терентьева и др.).
Научная новизна результатов исследования.
1. В отличие от ранее проведённых исследований, посвящённых использованию метода логоритмики в начальной школе, в настоящей работе поставлена и решена задача создания методики формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ, используя игры и упражнения, лежащие в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности.
2. Разработана дидактическая модель формирования метапредметных умений младших школьников с ОВЗ c с учётом структуры логоритмических занятий. Предложенная модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического блоков.
3. Разработана и научно обоснована методика формирования метапредметных умений обучающихся младших классов с ОВЗ (комплекс игр и упражнений по логоритмике, на основе которых могут быть организованы логоритмические занятия; формы организации учебной и внеурочной деятельности; методы активизации творческой деятельности обучающихся; средства и методы промежуточного и итогового контроля результатов обучения), результативность которой доказана в процессе постановки педагогического эксперимента.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2013 года по 2017 год.
На первом этапе (2013г.) осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования; разрабатывалась методика констатирующего эксперимента, формировалась и уточнялась научная гипотеза.
Второй этап (2015 г.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального фронтального обучения.
На третьем этапе (2016 г.) проводилось фронтальное и индивидуальное обучение детей с ОВЗ, посещающих логоритмические занятия; обобщались и анализировались полученные данные; оформлялись результаты научного исследования.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Екатеринбурга - гимназия № 47.
Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.
Формирование метапредметных умений у младших школьников с ОВЗ на логоритмических занятиях рассматривается в области педагогики как самостоятельная исследовательская проблема. Была разработана система логоритмических занятий по формированию метапредметных умений у детей с ОВЗ. Дано описание методов, приёмов, упражнений, игр, использование которых обеспечивает преодоление расстройств речи у данной категории детей. Предложенная система может быть широко использована при моделировании аналогичных систем и применена в практике работы с детьми начальной школы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Значительное место в процессе обучения отводится метапредметным умениям, которые следует формировать на протяжении всего обучения. Поскольку предмет «Музыка» изучается с первого класса школы, то эта дисциплина предоставляет широкие возможности для организации музыкальной деятельности обучающихся. В том числе детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
2. Созданная методика, основанная на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений как на уроках, так и во внеурочной деятельности будет успешно формировать метапредметные умения у младших школьников с ОВЗ при условии:
- создания эмоционально-комфортной ситуации развития младших школьников с ОВЗ, основанной на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающим личность ребёнка как источник его развития;
- коррекционно-развивающего воздействия ритма, которое будет основано на формировании ритмической структуры общих, артикуляционных и речевых движений.
- что логоритмические занятия будут основаны на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния фонематических процессов.
3. Реализация созданной методики обучения школьников музыки, основанной на использовании метода логоритмики с применением разработанных игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет формировать метапредметные умения у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования разработана, теоретически обоснована и практически реализована методика формирования метапредметных умений. В процессе теоретической и экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, решены все поставленные задачи, получены следующие основные результаты и выводы:
1. Анализ литературных источников показал целесообразность формирования метапредметных умений при обучении музыке младших школьников с особенностями здоровья. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
2. По результатам проведенного анализа литературы выделены базовые группы метапредметных умений: когнитивные (познавательные), деятельностные (регулятивные), коммуникативные.
3. В ходе диссертационного исследования разработана модель формирования метапредметных умений младших школьников, содержащая целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки. На основе разработанной модели была предложена методика формирования метапредметных умений, отвечающая требованиям ФГОС НОО, которая базируется на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и арттерапевтическом подходах.
4. В разработанной методике представлены средства логоритмики, как действенный способ по формированию метапредметных умений младших школьников с особенностями здоровья.
5. В ходе педагогического эксперимента была выявлена возможность и установлена целесообразность формирования метапредметных умений средствами логоритмики на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
6. На основании анализа результатов педагогического наблюдения и исследования была выявлена сформированность метапредметных умений младших школьников с ОВЗ и была доказана результативность предложенной методики при обучении музыке в начальной школе.
1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. - М.: Опытная мастерская педагогического театра Главсоцвоса, 1924. 18 с.
2. Алёхина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. 266 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. 384 с.
4. Басов М.Я. Движения под музыку // Избранные психологические произведения. - М., 1975. С. 147-149.
5. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - Таллин: УИСТ, 2001. 108 с.
6. Бахтин М.М. Этика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 2002. 448 с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Аспект, 2002. 304 с.
8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Наука, 1990. 466 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. 192 с.
10. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. С. 241-247.
11. Бобров А.А., Усова А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. 122 с.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2002. С. 40-41.
13. Будникова Е.С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения / Е. С. Будникова // ЧГПУ.-
2011. Т.2. С. 469-484.
14. Буева А.П. Человек: деятельность и общение / А.П. Буева. - М.: Педагогика, 2001. 135 с.
15. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования
моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией // диссертация, Екатеринбург, 1999. 235 с., [Электронный ресурс], http://www.dissercat.com/content/korrektsionno-razvivayushchaya-
sistema-formirovaniya-motornogo-praksisa-v-strukture-preodole
16. Волкова Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова, Н.Е. Граш, А.М. Волков // Дефектология № 3. - 2002. С. 3-8.
17. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 272 с.
18. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1956. 322 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. Т.2: Проблемы общей психологии. С. 6-361.
20. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. Т.3: Проблемы развития психики. С. 77-90, 92-99, 139-149.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: ACT; Астрель, 2010. С. 660-663.
22. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Изд- во МГУ, 1976. 150 с.
23. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. Ч. 1-2. - М.: АПН РСФСР, 1961. 192 с.
24. Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий / Д.С. Горбатов // Педагогика, № 2. 1994. С. 15-19.
25. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. С. 8-118.
26. Гринер В.А. Логопедическая ритмика: пособие для работников логопедических учреждений. 2-ое изд., - М.: УчПедГиз, 1958. 168 с.
27. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. - М., УчПедГиз, 1941. 80 с.
28. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета. - 7 сентября 2010. 4 с.
29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. 240 с.
30. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. С. 10-252.
31. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л.: Медицина, 1987. 96 с.
32. Данилова Л.А. Психофизиология. — М.: Аспект Пресс, 1999. С. 232-295.
33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.4. С-У / В.И. Даль. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 576 с.
34. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. - М.: Аспект Пресс, 2005. С. 5-19.
35. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Педагогика, 1996. 236 с.
36. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика- Пресс, 2000. С. 5-108.
37. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. 179 с.
38. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: УчПедГиз РСФСР, 1961. С. 3-238.
39. Жак-Далькроз Э. Ритм: Ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. - Берлин-Фриденау. Т.1. 1912. 88 с.
40. Жак-Далькроз Э. Ритм (его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / (пер. нем. Н. Гнесиной. 2-е изд. Журнала «Театр и искусство». - М., 1922. 122 с.
41. Жак-Далькроз Э. Ритм. - М.: Классика XXI, 2001. С. 2-47.
42. Жигалко Е.В, Казанская Е.Ю. Музыка, фантазия, игра: Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8лет. Ч. 1. - СПб.: Композитор, 2008. 70 с.
43. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.
44. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 3-го класса музыкальной школы в двух тетрадях. - М.: Музыка, 1999. 133 с.
45. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 4-го класса музыкальной школы. - М.: Музыка, 2001. 88 с.
46. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. - Л.: Знание, 1989. 31 с.
47. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е.О. Соколовой; Милослав Зееман, проф. д-р мед. наук; Под ред. и с предисл. заслуж. деятеля науки проф. В.К. Трутнева и доц. С.С. Ляпидевского. - М.: МедГиз, 1962. 299 с.
48. Зенина Л.Л. Ритм как эстетическая категория в исполнительском искусстве // Проблемы исполнительского искусства: Эстетика, теория, методика: Межвуз. сб. тр. / Новосиб. консерватория. - Новосибирск, 1989. Вып. 11. С. 62-70.
49. Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей пяти и шести лет в детском саду: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., 1964. 20 с.
50. Зимина А.Н. Некоторые вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания: (На материале дошкольных учреждений) // Ученые записки Московского областного педагогического института: Т. 145. Педагогика. Вып. 10. - М., 1964. С. 215-229.
51. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для педагогов и студентов. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д»., 2000. 64 с.
52. Зимина А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет. Практикум для педагогов. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д»., 2001. 32 с.
53. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. Практикум для педагогов. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д»., 2001. 32 с.
54. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская - М.: Просвещение, 2004. С. 9-16.
55. Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О пространственно-временных отношениях в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. С. 11-25.
56. Зоткина Е.И. Музыкальная игрушка как средство развития ритма и слуха у детей // Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1964. С. 46-52.
57. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. 434 с.
58. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. № 5. - М.: Просвещение, 1971. С. 66-74.
59. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Сов. композитор, 1978. С. 58-93.
60. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 151 с.
61. Кан-Калик В.Л. Учителю о педагогическом общении / В.Л. Кан- Калик. - М.: Просвещение, 1987. 324 с.
62. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.К. Капустин. - М.: Академия, 2001. 344 с.
63. Касьянов А.В. Вопросы музыкально-ритмического воспитания младших школьников // Итоги экспериментального исследования в I-III классах школ с началом обучения с шести лет: Тематический сб. науч. тр. / НИИ педагогики. - Минск, 1982. С. 79-86.
64. Квинт Л.А. Эволюция психической психомоторики // Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. - Харьков, 1913. С. 7-77.
65. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2000. 485 с.
66. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. 132 с.
67. Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка. - М.: Медгиз, 1958. 187 с.
68. Кольцова М.М. Движение как фактор подкрепления у ребёнка. - М.: «Советская Россия». - 1973. 122 с.
69. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. - Л.: Наука, 1967. 215с.
70. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребёнка // Сборник трудов, вып. № 7. 1970. С. 10-20.
71. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. 143 с.
72. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Советская Россия». - 1979. 98 с.
73. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
74. Кондратьев М.Г. Всесоюзная конференция «Национальная специфика музыки народов СССР: Проблемы ритма», организованной комиссией музыковедения и критики СК СССР // Сов. музыка. - 1990. 57 с.
75. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп - топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. - М.: Изд- во «ГНОМ и Д»., 2003. 16 с.
76. Коноваленко Н.А. Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996. 131 с.
77. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М.: Музыка, 1971. - Вып. 1. - 116 с.
78. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 2. - 135 с.
79. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. - 2-е изд. - М.-Л.: Искусство, 1947. 124 с.
80. Корыхалова Н.П. Акцент // Музыкальная энциклопедия. - М., 1973. - Т.1. - 89 с.
81. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
82. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование, №1. - 2011. 104 с.
83. Кущ В.С., Фролкин В.А. Предмет «ритмика» в музыкальном воспитании (к истокам и теории) // Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. - Новосибирск, 1989. С. 197-205.
84. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. 523 с.
85. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2000. 456 с.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Наука, 2000. 674 с.
87. Лисса 3. Проблема времени в музыкальном произведении // Интонация и музыкальный образ. - М.: Музыка, 1965. С. 321-353.
88. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1991. 297 с.
89. Лопухина И.С. Ритм, речь, движение. - СПб.: Дельта, 1997. 128 с.
90. Луканюк Б.С. О кодировании ритмических форм // Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра музыки и кинематографии; Редкол.: В. Е. Гусев (отв. ред.) и др. - Л., 1983. 233 с.
90. Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры, пляски для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Советский композитор, 1991. 112 с.
91. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 478 с.
92. Люсси М. Теория музыкального выражения: Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной / Пер. с франц. - СПб.: Изд. «Бессель и К»., 1888. 186 с.
93. Лукьянова Е.А. Дыхание хореографии: Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. - М.: Искусство, 1979. 184 с.
94. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие. - М.: Аркти, 2005. 176 с.
95. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29¬31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. - М.: изд. «Права человека», 2001. 42 с.
96. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. С. 71-78.
97. Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2008. - № 2. - С. 86-93.
98. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонением в развитии. // Дефектология. - 1966. - № 5. - С. 3-7.
99. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3. - С. 3-6.
100. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1985. 192 с.
101. Медведев, Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года [Электронный ресурс],
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/1968
102. Метапредметный подход в образовании: от теории к практике: сборник материалов практической конференции. 27 октября 2015 года / ред. кол.: И.А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. В. В. Тюко. - Могилёв: УО «МГОИРО», 2015. 274 с.
103. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
104. Мустафина Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Изд-во Молодой учёный, 2011. С. 164-166.
105. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 3. 262 с.
106. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. - СПб. , 1997. - Ч. 2. - 152 с.
107. Новикова Т.В. Метапредметные результаты в начальной школе [Электронный ресурс],
http://tuxtet- 1.ucoz.ru/doc/fgos/formirovanie metapredmetnykh rezultatov v nachalno.pdf
108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
109. Оганесян Е.В. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе с взрослыми заикающимися / Е.В. Оганесян, Л. И. Белякова // Дефектология. - 1982 - № 1 — С. 3-12.
110. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одарённости по методу проф. Н.И. Озерецкого. - М., 1930. 76 с.
111. Панкратова В.В. Системный подход к изучению самореализации личности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view7idM0295(дата обращения: 13.09.2016).
112. Певзнер М.С., Явкин В.М. Результаты обследований неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Дефектология. - 1977. - № 2. - С.19-23.
113. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем. слово». - 2005. 720с.
114. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002. 528 с.
115. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. 120 с.
116. Позднякова, И.П. Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий. Автореферат диссертации. - Челябинск, 2010. - 176 с., [Электронный ресурс], http://www.dissercat.com/content/razvitie-metapredmetnykh-kompetentsii-u-mladshikh-shkolnikov-posredstvom-interaktivnykh-tekh
117. Психофизиологическое состояние и характер различных двигательных нарушений у аномальных детей // Свердл. Пед. инст.; под ред. Ф.Ф. Гудошникова, Л.А. Серова. - Свердловск, 1973. 89 с.
118. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. - В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. М., 1967. С. 60-63.
119. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. - Екатеринбург, 1996. С. 69-74.
120. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. - Дефектология, №3. - 1987. С. 60-64.
121. Самойленко Н.С. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста // Невропатология и психиатрия. T.VIII. Вып. 9-10, 1939. - С. 77-82.
122. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. 256 с.
123. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. - М.: Дефектология, № 1, 2000. 9 с.
124. Семенович А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. - М., 2001. С. 12-18.
125. Семёнова К.А. Вопросы патогенеза и терапии речевых расстройств при псевдобульбарной форме ДЦП. // Невропатология и психиатрия. - 1961, № 61. С. 18-105.
126. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие / И.С. Сергеев - М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
127. Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков // Физическое воспитание детей и подростков. - М., 1935. С. 5-37.
128. Сеченов И.М. Избранные произведения: в 2-х томах. - Л.: Изд-во АПН СССР, 1952. - Т.1. Физиология и психология. С. 7-72.
129. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». - [Электронный ресурс].http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-09.htm.
130. Толковый словарь русского языка. / Под ред. С.И. Ожегов. - М.: Изд-во Мир и образование. Оникс, 2011. 736 с.
131. Толковый словарь современного русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940. (4 т.)
132. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 1998. 88 с.