Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии
|
Введение 2
Глава 1. Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии 6
1.1 Этапы образовательной деятельности в курсе географии 6
1.2 Проблемы образовательной деятельности в курсе географии 15
1.3 Перспективы образовательной деятельности в курсе географии 23
Выводы по материалам главы 1
Глава 2. Применение кейс - технологий в курсе географии 32
2.1. История внедрения кейс - технологий в географии 32
2.2. Особенности применения кейс - технологий в курсе географии 38
2.3. Виды и структура кейсов, используемых на уроках географии 47
Выводы по материалам главы 2 56
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кейс- технологий 58
3.1. Организация экспериментальной деятельности по применению кейс-
технологий 58
3.2. Проведение экспериментальной работы по применению кейс-
технологий в курсе географии 64
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 69
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 125
Глава 1. Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии 6
1.1 Этапы образовательной деятельности в курсе географии 6
1.2 Проблемы образовательной деятельности в курсе географии 15
1.3 Перспективы образовательной деятельности в курсе географии 23
Выводы по материалам главы 1
Глава 2. Применение кейс - технологий в курсе географии 32
2.1. История внедрения кейс - технологий в географии 32
2.2. Особенности применения кейс - технологий в курсе географии 38
2.3. Виды и структура кейсов, используемых на уроках географии 47
Выводы по материалам главы 2 56
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кейс- технологий 58
3.1. Организация экспериментальной деятельности по применению кейс-
технологий 58
3.2. Проведение экспериментальной работы по применению кейс-
технологий в курсе географии 64
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 69
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 125
Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования [10].
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями [4, с. 38].
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие способностей [35, с. 56].
Работая с кейсами, ученики учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации второй части ЕГЭ, включая задачи, требующие развернутого ответа. Данные задания направлены на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать географические проблемы, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике [48, с. 3].
Актуальность работы на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между объективными требованиями модернизации образования и недостаточным использованием современных технологий и методов обучения, в частности, кейс-технологий.
Актуальность исследования уровне объясняется необходимостью обоснования эффективности использования кейс-технологии при изучении курса географии.
На основании актуальности можно сформулировать проблему исследования: необходимость качества знаний у учащихся при применении технологии кейс-стади.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии».
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования географических знаний школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний у учащихся.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: качество знаний обучающихся по географии, будет соответствовать требованиям ФГОС, если: учащиеся будут работать на уроках географии с кейс-технологиями
- учащиеся будут работать на уроках географии с кейс- технологиями;
- ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
- грамотно составить кейсы;
- апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить литературу и нормативные документы по исследуемой проблеме;
2. составить кейсы для обучения учащихся географии
3. показать на практике методические правила применения кейсов для изучения курса географии;
4. выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии
Теоретико-методологическая основа исследования:
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, программных документов в области образования, синтез различных точек зрения направленных на обеспечение качественных знаний учащихся; сравнение динамики качества знаний учащихся;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент; комплексная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается реальными показателями деятельности образовательной организации и непосредственным участием автора в деятельности по разработке и апробации кейсов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализировано понятие кейс, кейс-технологии;
2. Выявлены возможности использования кейс-технологии на уроках географии;
3. Разработаны кейсы по географии;
4. Опытным путем подтверждена результативность использования кейсов в ходе обучения географии.
Теоретическая значимость исследования следующем:
1. Выявлен философский и исторический аспекты развития дистанционных образовательных технологий.
2. Изучены направления использования дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.
В том числе изучены труды Д.П. Барнса, В.П. Беспалько и Вербицкого А.А.
Практическая значимость исследования: разработаны и реализованы на практике кейсы для обучения школьников географии.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга
Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методическом объединении общественных предметов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга:
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на .... страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя .... источников, ... приложений.
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями [4, с. 38].
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие способностей [35, с. 56].
Работая с кейсами, ученики учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации второй части ЕГЭ, включая задачи, требующие развернутого ответа. Данные задания направлены на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать географические проблемы, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике [48, с. 3].
Актуальность работы на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между объективными требованиями модернизации образования и недостаточным использованием современных технологий и методов обучения, в частности, кейс-технологий.
Актуальность исследования уровне объясняется необходимостью обоснования эффективности использования кейс-технологии при изучении курса географии.
На основании актуальности можно сформулировать проблему исследования: необходимость качества знаний у учащихся при применении технологии кейс-стади.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии».
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования географических знаний школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний у учащихся.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: качество знаний обучающихся по географии, будет соответствовать требованиям ФГОС, если: учащиеся будут работать на уроках географии с кейс-технологиями
- учащиеся будут работать на уроках географии с кейс- технологиями;
- ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
- грамотно составить кейсы;
- апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить литературу и нормативные документы по исследуемой проблеме;
2. составить кейсы для обучения учащихся географии
3. показать на практике методические правила применения кейсов для изучения курса географии;
4. выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии
Теоретико-методологическая основа исследования:
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, программных документов в области образования, синтез различных точек зрения направленных на обеспечение качественных знаний учащихся; сравнение динамики качества знаний учащихся;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент; комплексная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается реальными показателями деятельности образовательной организации и непосредственным участием автора в деятельности по разработке и апробации кейсов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализировано понятие кейс, кейс-технологии;
2. Выявлены возможности использования кейс-технологии на уроках географии;
3. Разработаны кейсы по географии;
4. Опытным путем подтверждена результативность использования кейсов в ходе обучения географии.
Теоретическая значимость исследования следующем:
1. Выявлен философский и исторический аспекты развития дистанционных образовательных технологий.
2. Изучены направления использования дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.
В том числе изучены труды Д.П. Барнса, В.П. Беспалько и Вербицкого А.А.
Практическая значимость исследования: разработаны и реализованы на практике кейсы для обучения школьников географии.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга
Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методическом объединении общественных предметов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга:
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на .... страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя .... источников, ... приложений.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее.
В ходе изучения литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме мы выявили, что образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях. Также изучение теоретической и специальной литературы позволило выявить два уровня проблем в преподавании курса географии: проблемы макроуровня (существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов на изучение отдельных географических дисциплин и т.д.) и проблемы локального уровня (недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников; недостаточная лингвистическая подготовка учителей (в части географической терминологии); низкий познавательный интерес школьников к предмету география вызванный неинтересным преподаванием предмета).
Особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, позволяющим повысить уровень мотивации к изучению предмета география в школе. К современным технологиям, используемым в рамках образовательной деятельности в курсе географии относятся, в том числе, и кейс-технологии.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
В качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определили: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.
В рамках решения второй задачи после проведения теста на актуализацию знаний и экспресс-диагностики учащихся 11 классов, были составлены кейсы для обучения учащихся географии по темам: субрегионы Африки, субрегионы зарубежной Азии, визитная карточка региона США, зарубежная Европа, географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
В ходе решения третьей задачи, на практике были показаны и применены методические правила применения кейсов для изучения курса географии на примере проведения уроков с учащимися 11 классов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии. Это проявилось через повышение мотивации обучающихся к изучению данного предмета, что подтверждается изменением места географии в рейтинге предметов после экспериментальной работы. Согласно полученным ответам 52% учащихся считают географию не таким важным предметом, как русский язык, математику, историю, обществознание, химию, физику (до экспериментальной работы доля составляла 76%). По степени значимости 10% учащихся поставили географию на 3 место в рейтинге, 42% учащихся поставили географию на 6 место, 38% учащихся поставили географию на 8 место, 10% учащихся поставили географию
на 10 место.
Учащиеся получили возможность развития коммуникативных и регулятивных умений через формирование навыков работы по плану, презентацию собственного продукта, работу в разных творческих форматах (репортажи, пресс-релизы. мини-сочинения, рекламные ролики и т.д.).
Также применение кейс-технологий в ходе изучения географии способствует повышению качества знаний обучающихся, что подтверждается результатами теста, полученными после проведения экспериментальной работы: произошло увеличение количества
учащихся, владеющих географическими знаниями по тематике теста. На 3 человека увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «5», на 7 человек увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «4», на 8 человек уменьшилось количество учащихся, показавших неудовлетворительные знания.
Следовательно, если ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии; грамотно составить кейсы; апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии, то качество знаний обучающихся по географии будет соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, повысится мотивация к изучению предмета.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
В ходе изучения литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме мы выявили, что образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях. Также изучение теоретической и специальной литературы позволило выявить два уровня проблем в преподавании курса географии: проблемы макроуровня (существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов на изучение отдельных географических дисциплин и т.д.) и проблемы локального уровня (недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников; недостаточная лингвистическая подготовка учителей (в части географической терминологии); низкий познавательный интерес школьников к предмету география вызванный неинтересным преподаванием предмета).
Особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, позволяющим повысить уровень мотивации к изучению предмета география в школе. К современным технологиям, используемым в рамках образовательной деятельности в курсе географии относятся, в том числе, и кейс-технологии.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
В качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определили: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.
В рамках решения второй задачи после проведения теста на актуализацию знаний и экспресс-диагностики учащихся 11 классов, были составлены кейсы для обучения учащихся географии по темам: субрегионы Африки, субрегионы зарубежной Азии, визитная карточка региона США, зарубежная Европа, географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
В ходе решения третьей задачи, на практике были показаны и применены методические правила применения кейсов для изучения курса географии на примере проведения уроков с учащимися 11 классов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии. Это проявилось через повышение мотивации обучающихся к изучению данного предмета, что подтверждается изменением места географии в рейтинге предметов после экспериментальной работы. Согласно полученным ответам 52% учащихся считают географию не таким важным предметом, как русский язык, математику, историю, обществознание, химию, физику (до экспериментальной работы доля составляла 76%). По степени значимости 10% учащихся поставили географию на 3 место в рейтинге, 42% учащихся поставили географию на 6 место, 38% учащихся поставили географию на 8 место, 10% учащихся поставили географию
на 10 место.
Учащиеся получили возможность развития коммуникативных и регулятивных умений через формирование навыков работы по плану, презентацию собственного продукта, работу в разных творческих форматах (репортажи, пресс-релизы. мини-сочинения, рекламные ролики и т.д.).
Также применение кейс-технологий в ходе изучения географии способствует повышению качества знаний обучающихся, что подтверждается результатами теста, полученными после проведения экспериментальной работы: произошло увеличение количества
учащихся, владеющих географическими знаниями по тематике теста. На 3 человека увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «5», на 7 человек увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «4», на 8 человек уменьшилось количество учащихся, показавших неудовлетворительные знания.
Следовательно, если ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии; грамотно составить кейсы; апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии, то качество знаний обучающихся по географии будет соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, повысится мотивация к изучению предмета.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.



