Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии

Работа №99560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии 6
1.1 Этапы образовательной деятельности в курсе географии 6
1.2 Проблемы образовательной деятельности в курсе географии 15
1.3 Перспективы образовательной деятельности в курсе географии 23
Выводы по материалам главы 1
Глава 2. Применение кейс - технологий в курсе географии 32
2.1. История внедрения кейс - технологий в географии 32
2.2. Особенности применения кейс - технологий в курсе географии 38
2.3. Виды и структура кейсов, используемых на уроках географии 47
Выводы по материалам главы 2 56
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кейс- технологий 58
3.1. Организация экспериментальной деятельности по применению кейс-
технологий 58
3.2. Проведение экспериментальной работы по применению кейс-
технологий в курсе географии 64
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 69
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 125

Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования [10].
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями [4, с. 38].
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие способностей [35, с. 56].
Работая с кейсами, ученики учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации второй части ЕГЭ, включая задачи, требующие развернутого ответа. Данные задания направлены на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать географические проблемы, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике [48, с. 3].
Актуальность работы на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между объективными требованиями модернизации образования и недостаточным использованием современных технологий и методов обучения, в частности, кейс-технологий.
Актуальность исследования уровне объясняется необходимостью обоснования эффективности использования кейс-технологии при изучении курса географии.
На основании актуальности можно сформулировать проблему исследования: необходимость качества знаний у учащихся при применении технологии кейс-стади.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии».
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования географических знаний школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний у учащихся.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: качество знаний обучающихся по географии, будет соответствовать требованиям ФГОС, если: учащиеся будут работать на уроках географии с кейс-технологиями
- учащиеся будут работать на уроках географии с кейс- технологиями;
- ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
- грамотно составить кейсы;
- апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить литературу и нормативные документы по исследуемой проблеме;
2. составить кейсы для обучения учащихся географии
3. показать на практике методические правила применения кейсов для изучения курса географии;
4. выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии
Теоретико-методологическая основа исследования:
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, программных документов в области образования, синтез различных точек зрения направленных на обеспечение качественных знаний учащихся; сравнение динамики качества знаний учащихся;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент; комплексная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается реальными показателями деятельности образовательной организации и непосредственным участием автора в деятельности по разработке и апробации кейсов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализировано понятие кейс, кейс-технологии;
2. Выявлены возможности использования кейс-технологии на уроках географии;
3. Разработаны кейсы по географии;
4. Опытным путем подтверждена результативность использования кейсов в ходе обучения географии.
Теоретическая значимость исследования следующем:
1. Выявлен философский и исторический аспекты развития дистанционных образовательных технологий.
2. Изучены направления использования дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.
В том числе изучены труды Д.П. Барнса, В.П. Беспалько и Вербицкого А.А.
Практическая значимость исследования: разработаны и реализованы на практике кейсы для обучения школьников географии.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга
Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методическом объединении общественных предметов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга:
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на .... страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя .... источников, ... приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее.
В ходе изучения литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме мы выявили, что образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях. Также изучение теоретической и специальной литературы позволило выявить два уровня проблем в преподавании курса географии: проблемы макроуровня (существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов на изучение отдельных географических дисциплин и т.д.) и проблемы локального уровня (недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников; недостаточная лингвистическая подготовка учителей (в части географической терминологии); низкий познавательный интерес школьников к предмету география вызванный неинтересным преподаванием предмета).
Особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, позволяющим повысить уровень мотивации к изучению предмета география в школе. К современным технологиям, используемым в рамках образовательной деятельности в курсе географии относятся, в том числе, и кейс-технологии.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
В качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определили: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.
В рамках решения второй задачи после проведения теста на актуализацию знаний и экспресс-диагностики учащихся 11 классов, были составлены кейсы для обучения учащихся географии по темам: субрегионы Африки, субрегионы зарубежной Азии, визитная карточка региона США, зарубежная Европа, географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
В ходе решения третьей задачи, на практике были показаны и применены методические правила применения кейсов для изучения курса географии на примере проведения уроков с учащимися 11 классов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии. Это проявилось через повышение мотивации обучающихся к изучению данного предмета, что подтверждается изменением места географии в рейтинге предметов после экспериментальной работы. Согласно полученным ответам 52% учащихся считают географию не таким важным предметом, как русский язык, математику, историю, обществознание, химию, физику (до экспериментальной работы доля составляла 76%). По степени значимости 10% учащихся поставили географию на 3 место в рейтинге, 42% учащихся поставили географию на 6 место, 38% учащихся поставили географию на 8 место, 10% учащихся поставили географию
на 10 место.
Учащиеся получили возможность развития коммуникативных и регулятивных умений через формирование навыков работы по плану, презентацию собственного продукта, работу в разных творческих форматах (репортажи, пресс-релизы. мини-сочинения, рекламные ролики и т.д.).
Также применение кейс-технологий в ходе изучения географии способствует повышению качества знаний обучающихся, что подтверждается результатами теста, полученными после проведения экспериментальной работы: произошло увеличение количества
учащихся, владеющих географическими знаниями по тематике теста. На 3 человека увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «5», на 7 человек увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «4», на 8 человек уменьшилось количество учащихся, показавших неудовлетворительные знания.
Следовательно, если ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии; грамотно составить кейсы; апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии, то качество знаний обучающихся по географии будет соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, повысится мотивация к изучению предмета.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.



1. Абдукадыров, А. А. Кейс-технология как средство повышения
компетентности будущих инженерно-педагогических кадров / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665. Материал взят с сайта URL:http: //www.moluch.ru
2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:
учеб. метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей
// Директор школы. — №4, 2010. - с. 61-69.
4. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод
конкретных ситуаций. — М.: Гардарики, 2000. — 502с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологи / В.П. Беспалько. —
М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер,
2009. — 304 с.
7. Бринкендорф, Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что
работает, а что нет. М.: Hippo, 2005.-224с.
8. Буравой, М. Углубленное сазезШбу: между позитивизмом и
постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 - 11.
9. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая
педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude - Тобольск: ТГСПА им. Д.А.Менделеева, 2009. - 188 с.
10. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный
подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
11. Гаджикурбанова Г.М., Хайбулаев, М.Х. Классификация кейсов / Г.М.
Гаджикурбанова, М.Х. Хайбулаев // Материаты межвузовской научно-практической конференции 27-28 апреля «Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях». - Махачкала: ФГБОУ ВПО «ДГПУ». - 2014. - С. 3-17
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования
знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - № 5. С. 44—50
13. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология
управления педагогическими инновациями. Монография. - Самара: Изд- во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009.- 312 с.
14. Гербер Р. Глобализация образования и преподавание географии: в будущее
вместе // География в школе, N 2, 2012. C. 51-57
15. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с 169-194.
16. Горбанев В.А. Концепция обновления географического образования в
российской школе // География в школе, N 6, 2016. — С. 181-187
17. Горбанев В.А. Географическая наука - решающая компонента
реформирования среднего географического образования в современной России // Универсум, Москва-Смоленск, 2015. — С. 211-215
18. Гостев, А.Г., Киприянова, Е.В. Современные образовательные технологии
и создание инновационной образовательно-профессиональной среды в практике лицейского образования: монография / Е.В. Киприянова. - Екатеринбург - 2009. — 199 с.
19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Рос. акад. образования.
Обучение. М.: ОПЦ «ИНТОР». 2006. 541 с.
20. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - N 4. - С. 22¬
23.
21. Дронов В.П., Максаковский В.П. и др. Концепция содержания
географического образования в 12-летней школе // География в школе, N 2, 2016. — С. 38-44
22. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом
кейс - стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2013.
23. Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. Томск, 2007. — 94
с.
24. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении
производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. - 2015.- N5-6.- С.65-90.
25. Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 2007.-
№ 10-11.- С. 177-189.
26. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация
развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с8-11
27. Кочемасова А. Б. Проблемы географического образования глазами
студентов // Проблемы современной науки и образования № 5 (87), 2017. - С. 81—83
28. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3:
Проблемные уроки. - Ростов н/д: Издательство «Учитель», 2006.
29. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть
5: Инновационные уроки. - Ростов н/д: Издательство «Учитель», 2007.
30. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть
4: Альтернативные уроки. - Ростов н/д: Издательство «Учитель», 2007.
31. Лобжанидзе А.А География. Планета Земля 5-6 класс: академический
школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение 2015.
32. Макарова Е. Н. Кейс-стади как современная технология обучения
географии в школе / География в школе. - 2012. - № 4. С. 9-12
33. Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии.
- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.
34. Метод кейсов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //ru.wikipedia.org/wiki/
35. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 2009.-
№1. — С. 56—60
36. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии
обучения. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 310 с.
37. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н.
Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.
38. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы
менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П. - СПб: Питер, 2004. — 311 с.
39. Педагогические технологии в образовательном процессе / авт.-сост. О.М.
Новрузова - Волгоград: Учитель, 2008.
40. Педагогические технологии / под общ.ред. В.С. Кукушина - Ростов н/Д:
издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 175 с.
41. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М : Академия, 2008. - 368 с.
42. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы»
Москва «Просвещение» 2013.
43. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE— технологий // Компьютерра.- , 2012.
- №13-15.
44. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов
профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
45. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное
пособие. - М.: Народное образование, 1998.
46. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. д-ра
социологических наук, проф. Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
47. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на
основе метода CaseStudy// Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2010.
48. Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2016. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева.
Москва: Эксмо, 2015. 288 с.
49. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.344с.
50. ФГОС общего образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
www.standart. edu. ru
51. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. Козлова
В.В., Кондаковой А.М., Москва «Просвещение» 2009.
52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Консультант Плюс: версия проф. [Электрон. ресурс] // АО «Консультант Плюс». - М., 2014.
53. Черкасова И.И. Возможности кейс-методов в развитии панорамно¬
педагогического мышления // Среднее профессиональное образование. № 6, 2007.
54. Geography Education at the Cross Roads : Directions for the next Millennium //
Proceedings of the Kyongju Symposium of the IGU Commission on Geographical Education - Korea, 2000
55. Geographical Renaissance at the Dawn of Millennium // Abstracts of the Durban
Regional Conference of the IGU - Durban, 2002


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ