ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1. Анализ понятия «детское техническое творчество» 6
1.2. Особенности и необходимость формирования детского технического
творчества 14
1.3. Конструирование как приоритетное направление развития детского
технического творчества 23
ГЛАВА 2. ДИДАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ 27
2.1. Цели, задачи, организационные формы и принципы обучения
образовательной робототехнике 28
2.2. Содержание и средства обучения в кружке робототехники 37
2.3. Методы обучения образовательной робототехнике и средства
диагностики ожидаемых результатов 48
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ... 54
3.1. Основные этапы педагогического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Тест Крылова А.В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
Диагностика уровня пространственного мышления 79
10 заданий из методик «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной. 79
Обоснование актуальности исследования:
Развитие технического творчества, креативности, инициативности подрастающего поколения стало приоритетным направлением в планах инновационного преобразования России. Понятие «техническое творчество» не является новым. Однако в течение десятков лет оно в отечественной педагогике не было актуальным. Это объясняется тем, что развитие системы дополнительного образования в целом и технического, в частности, было заторможено развитием социально-экономического кризиса. В то же время все блага цивилизации — это результат технического творчества. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. С развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Неотъемлемую роль играет техническое творчество в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает современная система дополнительного образования детей, основным компонентом которой является детское техническое творчество.
Внеклассная работа в области технического творчества в сочетании с учебными занятиями должна помогать школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки в области изобретательства, воспитать трудолюбие, культуру труда, дисциплинированность, умение работать в коллективе. При детальном рассмотрении возможности осуществления такого рода взаимодействия, был выявлен ряд противоречий между:
1. необходимостью общества в существовании активных, инновационно мыслящих исследователей, конструкторов, изобретателей, творцов, предпринимателей, новаторов и недостатком времени в рамках учебных занятий на формирование конструкторских навыков, технического мышления, творчества;
2. важностью использования технического эксперимента, проблемности в обучении, эвристического метода обучения, техническо- конструкторской деятельности и недостатком кадрового и материального обеспечения учебных заведений на осуществление такой деятельности;
3. необходимостью в формировании личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания и преобладающей репродуктивной формой обучения.
Сформулированные противоречия указали на проблему исследования: какой учебный курс в рамках дополнительного образования будет обеспечивать формирование технического творчества у подрастающего поколения с начальной школы?
Одним из приоритетных направлений развития технического творчества является внедрение образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальных классов, как средства формирования комплексных знаний, способствующих развитию системности мышления детей, возрождению научно-технического творчества, повышению интереса к инженерному образованию. Рабочий курс по робототехнике в начальной школе должен быть нацелен на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Проблема исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации «Образовательная робототехника в условиях дополнительного образования как средство развития технического творчества учащихся».
Объект исследования: процесс развития технического творчества в рамках дополнительного образования.
Предмет исследования: образовательная робототехника в системе дополнительного образования учащихся.
Цель исследования: разработка рабочей программы «Основы ЛЕГО- конструирования. Познавательная робототехника» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: реализация рабочей программы кружка «Познавательная робототехника. Основы ЛЕГО-конструирования» обеспечит формирование начальных знаний, умений и навыков учащихся в рамках технического творчества.
Задачи исследования:
1. Провести анализ существующих понятий «детское техническое творчество» с помощью источников литературы и выяснить особенности и необходимость его формирования;
2. Установить приоритетное направление развития детского технического творчества в виде конструирования, рассмотренного в исследовании через образовательную робототехнику в начальных классах;
3. Раскрыть дидактику образовательной робототехники в рамках начальной школы;
4. Разработать эффективную рабочую программу кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника»; и критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка;
5. Экспериментально проверить результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества.
Предметом данного диссертационного исследования являлась образовательная робототехника в системе дополнительного образования учащихся. В качестве цели выступала разработка рабочей программы кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника» для развития технического творчества учащихся, которая, согласно гипотезе исследования, должна обеспечить формирование начальных знаний, умений и навыков учащихся в рамках технического творчества.
Для достижения выдвинутой цели, были осуществлены 5 этапов, результат которых представлен ниже:
1. Был проведен анализ теоретической литературы на предмет наличия существующих понятий «детское техническое творчество». С помощью существующих мнений ученых, работающих над термином, удалось установить наиболее полное определение детского технического творчества, а также особенности и необходимость его формирования.
2. Конструирование было определено как приоритетное направление развития детского технического творчества, что позволило говорить о внедрении кружка конструкторской направленности как средства развития технических способностей.
3. Была раскрыта дидактика образовательной робототехники, включающая в себя: цели, задачи, организационные формы, принципы обучения образовательной робототехнике, а также содержание курса и средства обучения в кружке.
4. С помощью информационно-методического сборника «Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога» (авторы: В. А. Леоненко, Т. В. Завьялова, А. В. Кузнецов[23], книги «Робототехника для детей и родителей» Филиппова С.А.[43] была составлена Рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО -конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов. Учебно-тематический план был логично сформирован благодаря предложенным Отделом образования LEGO® возможных тем уроков.
5. Разработан критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка на основе методик: «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)», Карта интересов для младших школьников» (А. Савенков)[41, 39], «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной[13], Тест Крылова А.В[18]. В качестве промежуточной диагностики использованы Исследования, представленные Отделом образования LEGO®.
Экспериментально проверенная результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества доказала, что сформированная рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов пригодна для использования и формирует начальные знания умения и навыки в области технического творчества младших школьников. Программа может быть использована всеми желающими педагогами в рамках дополнительного и основного образования с целью внедрения кружка технической и конструкторской направленности в среду начальной общеобразовательной школы.
1) Андрианов П.Н. Развитие технического творчества младших школьников / Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А., Нестерова Н.А., Фетцер В.В. — Москва: Просвещение, 1990. — 110 с.
2) Андрианов П. Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы. / Андрианов П. Н. — Москва: Просвещение, 1986. — 127 с.
3) Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. / Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. — 426 с.
4) Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства. / . Бака И.И. — Москва: МГПИ им.В.И.Ленина,1985. — 133 с.
5) Бердяев Н.А. Смысл творчества. / Бердяев Н.А. — Москва: Правда, 1989. —608с.
6) Брагин В.П. Техническое творчество: Пособие для руководителей технических кружков. / В.П. Брагин, Н.П. Булатов, В.Г. Гаршенин, П.С. Павлов, Б.М. Сметанин, Н.Е. Цейтлин, В.П. Шаферов. — Москва «Молодая Гвардия» 1956. — 526 с.
7) Бытев А.А. Фотопроекционный кружок в школе / Бытев. А. А. — Минск : Народная асвета, 1968. — 112 с.
8) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. / Ветлугина Н.А. — Москва: Просвещение, 1968. — 263с.
9) Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования. / Волков И.П. — Москва: Педагогика, 1988. — 96 с.
10) Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование Вып. № 9. — 2005. — С. 29-33.
11) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. / Выготский Л.С. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 93с.
12) Горский В.А. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. / Горский В.А., Комский Д.М., Раздымалин Н.Ф. — Москва: Просвещение, 1985. — 176 с.
13) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И.
— Москва: Академический Проект, 2000. —.184 с.
14) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения./ Давыдов В.В. — Москва: Academia, 2004. — 288 с.
15) К. Маркс, Сочинения, том 13. Издание второе. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Москва: Издательство политической литературы, 1955. — 805с.
16) Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Коджаспиров А. Ю. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
17) Кочетов А.И. Формирование творческой личности / Кочетов А.И. — Минск, 1989. — 177с.
18) Крылов А.В. Диагностика уровня развития технического
мышления. / Крылов А.В.// Школа и производство. — 2015, — №2 37с.
19) Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. / Ксензова Г.Ю. — Москва: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
20) Кудрявцев Т. В. Развитие технического мышления учащихся. / Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская. - Москва: Высшая школа, 1964. - 96 с.
21) Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. / Кудрявцев Т.В. — Москва: Педагогика, 1975. — 304 с.
22) Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. / Кузьмина Н.В.
— Ленинград: ЛГУ, 1967. — 183 с.
23) Леоненко Н.А. Программа дополнительного образования детей— основной документ педагога. / Леоненко Н.А., Завьялова Т.В., Кузнецов А.В. Информационно-методический сборник. Выпуск №5. — Санкт-Петербург: Отдел образования Администрации Красногвардейского района Санкт- Петербурга, Районный ресурсный центр школьного дополнительного образования, 2010 - 60 с.
24) Леонтьев А.Н. Как рождаются таланты // Неделя. — 1969. — №17.
— С.6-7.
25) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / Лернер И.Я. — Москва: Педагогика, 1981. — 185 с.
26) Лохманенко Н.А. Технический прогресс и творчество
масс. / Лохманенко Н.А. — Минск: Наука и техника, 1976. — 215с.
27) Маслоу А. Мотивация и личность. / Маслоу А. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 352 с.
28) Матяш Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. / Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. — Брянск: БИПКРО, 2014. — 148 с.
29) Новоселов С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. / Новоселов С.А. — Екатеринбург: Изд-воУрал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995 — 168 с.
30) Оствальд В. Натур-философия. / Оствальд В.; пер. с нем. Г. А. Котляра под ред. М. М. Филиппова. — Москва: КомКнига, 2006. — 334с.
31) Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. / Парамонова Л.А. — Москва: Издательский центр
«Академия», 2002. — 192 с.
32) Пархоменко В.П. Основы рационализаторской и изобретательской деятельности. / Пархоменко В.П. — Минск: Высш. школа,1984. — 176 с.
33) Пуанкаре. А. Наука и метод. / Пуанкаре А. — Санкт-Петербург: «Издание Н. П. Карбасникова», 1910. — 238с.
34) Пудова О. В. Формы и методы организации внеурочной
деятельности
[Электронный ресурс]. URL:http://ioc.rybadm.ru/project/fgos 3/gim18/pudova%20ob politova%20ea tekst.pdf(дата обращения: 10.11.2016).
35) Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики. / Разумовский В.Г. — Москва: Просвещение, 1975. — 271 с.
36) Резапкина Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения ЧАСТЬ III Диагностика познавательной сферы. / Резапкина Г журнал //«Школьный психолог», 2008. — №13 — С.3-8
37) Рибо Т.А. Творческое воображение. / Рибо Т.А. — Санкт-Петербург: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1910. — 318 с.
38) Розанов И.Г. О юных конструкторах. / Розанов И.Г — Москва: Знание, 1961. — 48 с.
39) Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. / Савенков А.И. — Москва: Национальный книжный центр, 2015.— 93 с.
40) Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. / Столяров Ю.С. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.
41) Туник. Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. / Туник. Е. Е. — Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2002 — 44с.
42) ФГОС НОО с изменениями. // Стандарты Образования, 2016. — 68с. [Электронный ресурс] URL:http://s11027.edu35.ru/uchitelyam/639-fgos-s-izmeneniyami(дата обращения: 26.11.2016).
43) Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей . / Санкт- Петербург: НАУКА, 2011. — 340с.
44) Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — Москва:
Республика, 2001. — 719с.
45) Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. / Чередов И.М. — Москва: Просвещение, 1988. — 160 с.
46) Шубин В.И. Культура. Техника. Образование. / Шубин В.И.,
Пашков Ф.Е. — Днепропетровск: Полиграфист, 1999. — 98 с.
47) Энгельмейер П.К. Эврилогия и всеобщая теория творчества. / Энгельмейер П.К. — Санкт-Петербург: Мирный труд, 1914. — 208с.
48) Якиманская И. С. Сборник тестовых методик / Якиманская И. С., 3архин Г., О., Кадаяс X.- М. X. — Москва: Фолиум, 1993. — 68 с.
49) Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные
проблемы). / Якиманская И.С. — Москва: ПМСУ, 2008. — 648 с.