ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1. Анализ понятия «детское техническое творчество» 6
1.2. Особенности и необходимость формирования детского технического
творчества 14
1.3. Конструирование как приоритетное направление развития детского
технического творчества 23
ГЛАВА 2. ДИДАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ 27
2.1. Цели, задачи, организационные формы и принципы обучения
образовательной робототехнике 28
2.2. Содержание и средства обучения в кружке робототехники 37
2.3. Методы обучения образовательной робототехнике и средства
диагностики ожидаемых результатов 48
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ... 54
3.1. Основные этапы педагогического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Тест Крылова А.В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
Диагностика уровня пространственного мышления 79
10 заданий из методик «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной. 79
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1. Анализ понятия «детское техническое творчество» 6
1.2. Особенности и необходимость формирования детского технического
творчества 14
1.3. Конструирование как приоритетное направление развития детского
технического творчества 23
ГЛАВА 2. ДИДАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ 27
2.1. Цели, задачи, организационные формы и принципы обучения
образовательной робототехнике 28
2.2. Содержание и средства обучения в кружке робототехники 37
2.3. Методы обучения образовательной робототехнике и средства
диагностики ожидаемых результатов 48
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ... 54
3.1. Основные этапы педагогического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Тест Крылова А.В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
Диагностика уровня пространственного мышления 79
10 заданий из методик «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной. 79
Обоснование актуальности исследования:
Развитие технического творчества, креативности, инициативности подрастающего поколения стало приоритетным направлением в планах инновационного преобразования России. Понятие «техническое творчество» не является новым. Однако в течение десятков лет оно в отечественной педагогике не было актуальным. Это объясняется тем, что развитие системы дополнительного образования в целом и технического, в частности, было заторможено развитием социально-экономического кризиса. В то же время все блага цивилизации — это результат технического творчества. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. С развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Неотъемлемую роль играет техническое творчество в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает современная система дополнительного образования детей, основным компонентом которой является детское техническое творчество.
Внеклассная работа в области технического творчества в сочетании с учебными занятиями должна помогать школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки в области изобретательства, воспитать трудолюбие, культуру труда, дисциплинированность, умение работать в коллективе. При детальном рассмотрении возможности осуществления такого рода взаимодействия, был выявлен ряд противоречий между:
1. необходимостью общества в существовании активных, инновационно мыслящих исследователей, конструкторов, изобретателей, творцов, предпринимателей, новаторов и недостатком времени в рамках учебных занятий на формирование конструкторских навыков, технического мышления, творчества;
2. важностью использования технического эксперимента, проблемности в обучении, эвристического метода обучения, техническо- конструкторской деятельности и недостатком кадрового и материального обеспечения учебных заведений на осуществление такой деятельности;
3. необходимостью в формировании личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания и преобладающей репродуктивной формой обучения.
Сформулированные противоречия указали на проблему исследования: какой учебный курс в рамках дополнительного образования будет обеспечивать формирование технического творчества у подрастающего поколения с начальной школы?
Одним из приоритетных направлений развития технического творчества является внедрение образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальных классов, как средства формирования комплексных знаний, способствующих развитию системности мышления детей, возрождению научно-технического творчества, повышению интереса к инженерному образованию. Рабочий курс по робототехнике в начальной школе должен быть нацелен на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Проблема исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации «Образовательная робототехника в условиях дополнительного образования как средство развития технического творчества учащихся».
Объект исследования: процесс развития технического творчества в рамках дополнительного образования.
Предмет исследования: образовательная робототехника в системе дополнительного образования учащихся.
Цель исследования: разработка рабочей программы «Основы ЛЕГО- конструирования. Познавательная робототехника» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: реализация рабочей программы кружка «Познавательная робототехника. Основы ЛЕГО-конструирования» обеспечит формирование начальных знаний, умений и навыков учащихся в рамках технического творчества.
Задачи исследования:
1. Провести анализ существующих понятий «детское техническое творчество» с помощью источников литературы и выяснить особенности и необходимость его формирования;
2. Установить приоритетное направление развития детского технического творчества в виде конструирования, рассмотренного в исследовании через образовательную робототехнику в начальных классах;
3. Раскрыть дидактику образовательной робототехники в рамках начальной школы;
4. Разработать эффективную рабочую программу кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника»; и критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка;
5. Экспериментально проверить результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества.
Развитие технического творчества, креативности, инициативности подрастающего поколения стало приоритетным направлением в планах инновационного преобразования России. Понятие «техническое творчество» не является новым. Однако в течение десятков лет оно в отечественной педагогике не было актуальным. Это объясняется тем, что развитие системы дополнительного образования в целом и технического, в частности, было заторможено развитием социально-экономического кризиса. В то же время все блага цивилизации — это результат технического творчества. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. С развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Неотъемлемую роль играет техническое творчество в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает современная система дополнительного образования детей, основным компонентом которой является детское техническое творчество.
Внеклассная работа в области технического творчества в сочетании с учебными занятиями должна помогать школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки в области изобретательства, воспитать трудолюбие, культуру труда, дисциплинированность, умение работать в коллективе. При детальном рассмотрении возможности осуществления такого рода взаимодействия, был выявлен ряд противоречий между:
1. необходимостью общества в существовании активных, инновационно мыслящих исследователей, конструкторов, изобретателей, творцов, предпринимателей, новаторов и недостатком времени в рамках учебных занятий на формирование конструкторских навыков, технического мышления, творчества;
2. важностью использования технического эксперимента, проблемности в обучении, эвристического метода обучения, техническо- конструкторской деятельности и недостатком кадрового и материального обеспечения учебных заведений на осуществление такой деятельности;
3. необходимостью в формировании личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания и преобладающей репродуктивной формой обучения.
Сформулированные противоречия указали на проблему исследования: какой учебный курс в рамках дополнительного образования будет обеспечивать формирование технического творчества у подрастающего поколения с начальной школы?
Одним из приоритетных направлений развития технического творчества является внедрение образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальных классов, как средства формирования комплексных знаний, способствующих развитию системности мышления детей, возрождению научно-технического творчества, повышению интереса к инженерному образованию. Рабочий курс по робототехнике в начальной школе должен быть нацелен на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Проблема исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации «Образовательная робототехника в условиях дополнительного образования как средство развития технического творчества учащихся».
Объект исследования: процесс развития технического творчества в рамках дополнительного образования.
Предмет исследования: образовательная робототехника в системе дополнительного образования учащихся.
Цель исследования: разработка рабочей программы «Основы ЛЕГО- конструирования. Познавательная робототехника» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: реализация рабочей программы кружка «Познавательная робототехника. Основы ЛЕГО-конструирования» обеспечит формирование начальных знаний, умений и навыков учащихся в рамках технического творчества.
Задачи исследования:
1. Провести анализ существующих понятий «детское техническое творчество» с помощью источников литературы и выяснить особенности и необходимость его формирования;
2. Установить приоритетное направление развития детского технического творчества в виде конструирования, рассмотренного в исследовании через образовательную робототехнику в начальных классах;
3. Раскрыть дидактику образовательной робототехники в рамках начальной школы;
4. Разработать эффективную рабочую программу кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника»; и критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка;
5. Экспериментально проверить результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества.
Предметом данного диссертационного исследования являлась образовательная робототехника в системе дополнительного образования учащихся. В качестве цели выступала разработка рабочей программы кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника» для развития технического творчества учащихся, которая, согласно гипотезе исследования, должна обеспечить формирование начальных знаний, умений и навыков учащихся в рамках технического творчества.
Для достижения выдвинутой цели, были осуществлены 5 этапов, результат которых представлен ниже:
1. Был проведен анализ теоретической литературы на предмет наличия существующих понятий «детское техническое творчество». С помощью существующих мнений ученых, работающих над термином, удалось установить наиболее полное определение детского технического творчества, а также особенности и необходимость его формирования.
2. Конструирование было определено как приоритетное направление развития детского технического творчества, что позволило говорить о внедрении кружка конструкторской направленности как средства развития технических способностей.
3. Была раскрыта дидактика образовательной робототехники, включающая в себя: цели, задачи, организационные формы, принципы обучения образовательной робототехнике, а также содержание курса и средства обучения в кружке.
4. С помощью информационно-методического сборника «Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога» (авторы: В. А. Леоненко, Т. В. Завьялова, А. В. Кузнецов[23], книги «Робототехника для детей и родителей» Филиппова С.А.[43] была составлена Рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО -конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов. Учебно-тематический план был логично сформирован благодаря предложенным Отделом образования LEGO® возможных тем уроков.
5. Разработан критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка на основе методик: «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)», Карта интересов для младших школьников» (А. Савенков)[41, 39], «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной[13], Тест Крылова А.В[18]. В качестве промежуточной диагностики использованы Исследования, представленные Отделом образования LEGO®.
Экспериментально проверенная результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества доказала, что сформированная рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов пригодна для использования и формирует начальные знания умения и навыки в области технического творчества младших школьников. Программа может быть использована всеми желающими педагогами в рамках дополнительного и основного образования с целью внедрения кружка технической и конструкторской направленности в среду начальной общеобразовательной школы.
Для достижения выдвинутой цели, были осуществлены 5 этапов, результат которых представлен ниже:
1. Был проведен анализ теоретической литературы на предмет наличия существующих понятий «детское техническое творчество». С помощью существующих мнений ученых, работающих над термином, удалось установить наиболее полное определение детского технического творчества, а также особенности и необходимость его формирования.
2. Конструирование было определено как приоритетное направление развития детского технического творчества, что позволило говорить о внедрении кружка конструкторской направленности как средства развития технических способностей.
3. Была раскрыта дидактика образовательной робототехники, включающая в себя: цели, задачи, организационные формы, принципы обучения образовательной робототехнике, а также содержание курса и средства обучения в кружке.
4. С помощью информационно-методического сборника «Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога» (авторы: В. А. Леоненко, Т. В. Завьялова, А. В. Кузнецов[23], книги «Робототехника для детей и родителей» Филиппова С.А.[43] была составлена Рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО -конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов. Учебно-тематический план был логично сформирован благодаря предложенным Отделом образования LEGO® возможных тем уроков.
5. Разработан критериально-диагностический аппарат для определения уровня сформированности технического творчества представителей кружка на основе методик: «Креативные тесты. (Е. Туник)», а именно «Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)», Карта интересов для младших школьников» (А. Савенков)[41, 39], «Графический Диктант» и «Домик» Н. И. Гуткиной[13], Тест Крылова А.В[18]. В качестве промежуточной диагностики использованы Исследования, представленные Отделом образования LEGO®.
Экспериментально проверенная результативность внедрения образовательной робототехники в систему дополнительного образования учащихся начальной школы через динамику развития уровня технического творчества доказала, что сформированная рабочая программа кружка «Основы ЛЕГО-конструирования. Познавательная робототехника» для обучающихся 1-4 классов пригодна для использования и формирует начальные знания умения и навыки в области технического творчества младших школьников. Программа может быть использована всеми желающими педагогами в рамках дополнительного и основного образования с целью внедрения кружка технической и конструкторской направленности в среду начальной общеобразовательной школы.
Подобные работы
- Развитие технических способностей младших школьников посредством проектной деятельности на занятиях образовательной робототехники в учреждении дополнительного образования (Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования (Карасукский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LEGO КОНСТРУКТОРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Развитие интереса обучающихся сельской школы к профессиям технического профиля
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Применение технологий микрообучения дли подготовки младших школьников в области робототехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



