Глава 1. Теоретические основы организации правового воспитания у детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации .... 7
1.1. Общеобразовательная организация: понятие и виды 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
подросткового возраста 13
1.3. Правовое воспитание: понятие, сущность, формы и принципы 21
1.4. Организации правового воспитания детей младшего подросткового
возраста: понятие, принципы и условия 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №23 г. Волчанска Свердловской области .. 36
2.1. Анализ организации правового воспитания детей младшего подросткового
возраста 36
2.2. Первичная диагностика результатов организации правового воспитания
младших подростков 41
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации правового воспитания
детей младшего подросткового возраста 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Актуальность исследования. На современном этапе своего развития Россия находится в непрерывной системной модернизации социально-экономической, политической, правовой и иных областей существования страны. Результатом данных преобразований должно стать формирование и развитие правового государства, развитое гражданское, экономически стабильное общество. Эффективность данных изменений может быть достигнута при условии масштабной правовой модернизации, пронизывающей все без исключения стороны жизни. Как утверждают специалисты, это допустимо только лишь в случае, если этот процесс, кроме усовершенствования законодательства, улучшения функционирования государственных структур, станет неотъемлемой частью развития правовой грамотности населения, которое обеспечит правомерное поведение любого. Как показывает практика, правовое воспитание необходимо начинать еще в процессе школьного обучения.
К сожалению, школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Противоречие исследования между социальным заказом общества на формирование правового воспитания и отсутствием этих качеств у младших подростков; между знаниями учащихся о правовом воспитании и неумением пользоваться ими в жизни.
На протяжении длительного периода для общества в целом существовала и продолжает оставаться важной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи действенно работать является решающей в предупреждении правовых нарушений. Детское неповиновение, нечестность и иные формы антиобщественного поведения считаются актуальными указателями дальнейших правонарушений.
Но не только в семье закладываются основные принципы поведения человека. Огромную роль в данном процессе исполняет система образования, как один из самых важных институтов социализации. В цивилизованном демократическом мире права и интересы человека обязаны быть поставлены на первое место. Важное условие для этого - информированность людей, познание ими собственных прав и обязательств. Благодаря правам человек имеет возможность не только что-либо совершать, действовать, но и предъявлять требование соблюдать свои права.
Проблемам правового воспитания в последнее время уделяют все более интереса. Связать это можно с более ранним созреванием и становлением личности ребенка. Становление человека наступает с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества в котором проживают. Именно в раннем возрасте закладывается почва не только знаний, но и общепризнанных норм поведения, потребностей и убеждений личности. Ребенок, наученный в дошкольные годы находить и отыскивать взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не станет прибегать к ущемлению прав и свобод иных людей.
Степень изученности. Проблемами организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста занимались многие ученые. В отечественной психологии и педагогике накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике. Проблемные вопросы организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста освещены в работах Бобкова А.Д., Бонадренко М.В., Крыгиной И.А., Лукиной А.К., Мазаева В.Д., Щербакова Н.В., Юрова Л.С., Маврина С.А., однако научных работ, раскрывающих организацию данного вида деятельности, недостаточно.
Проблема исследования: как организовать правовое воспитание младших подростков в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Организация правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: организация правового воспитания детей младшего подросткового возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: возможно, что разработанный нами комплекс мероприятий по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации будет результативным, если:
1. будет проведена комплексная диагностика по организации правового воспитания младших подростков в общеобразовательной организации;
2. будет определено содержание принципов и условий организации правового воспитания;
3. организация правового воспитания будет представлять собой целостный процесс учебно-воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие общеобразовательная организация, ее виды.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
3. Рассмотреть понятие «правовое воспитание».
4. Исследовать понятие, формы и принципы организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
5. Проанализировать организацию правового воспитания младших подростков в МАОУ СОШ №23.
6. Провести диагностику по результатам организации правового воспитания младших подростков.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические - анализ документов, наблюдение, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное
учреждение средняя образовательная школа №23 г. Волчанска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, семидесяти семи источников списка использованной литературы и двух приложений.
В наше время в стране много говорят и пишут о построении правового государства, а одним из необходимых условий правового воспитания граждан государства является законность и правопорядок, социальная активность граждан. У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм.
В процессе данной работы в первую очередь были проанализированы следующие понятия: общеобразовательная организация - это тип
образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ общего образования. Под правовым воспитанием, в свою очередь, понимается система воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; практического опыта деятельности в социально-правовой сфере
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
В работе так же были выделены принципы и условия организации правового воспитания.
Правовое воспитание личности мы представили как осознание и принятие норм права, как безупречное правовое поведение, детерминированное не только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними этическими мотивами, духовными установками.
Компонентами организации правового воспитания личности являются :
• формирование правового поведения;
• формирование ее отношение к праву и другим правовым явлениям;
• осознание их ценности, уважение к правам другого человека;
• привычка правомерного поведения;
• социально-правовая активность.
Базой исследования стало МАОУ СОШ №23 г. Волчанск Свердловской области. Был проведен анализ деятельности школы по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста. Была проведена так же первичная диагностика.
Обобщение различных взглядов, опыт практической работы МАОУ СОШ №23 по правовому воспитанию детей младшего подросткового возраста позволил разделить условия формирования организации правового воспитания на три группы: организационные, процессуальные, содержательные.
В МАОУ СОШ №23 также реализованы некоторые пути по организации правового воспитания:
• учебная работа (освоение правовых знаний в рамках учебных дисциплин);
• внеклассные формы учебной работы (экскурсии, ролевые и деловые игры и др.);
• внеклассная воспитательная работа (классные часы, беседы правовой направленности, встречи с работниками юстиции, кружок правовых знаний, тренинг правомерного поведения, коллективные творческие дела по праву и др.);
• научно-исследовательская деятельность учащихся (викторины,
олимпиады, турниры знатоков права, юридический КВН);
• создание музея права;
• оценка и самооценка правовых знаний.
Была проведена первичная диагностика организации правовой воспитанности младших подростков.
Обобщая полученные данные проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что в своей повседневной жизни младшие подростки не заинтересованы в знаниях о своих правах. В рамках представленной анкеты было выявлено, что главным препятствием успешного правосознания у младших подростков выражается , прежде всего, незаинтересованность. Если младшие подростки, основные причины нарушения своих прав видят во внешних факторах, то мы - в самих подростках, не способных постоять за себя в правовом отношении.
Основываясь на результатах исследования, был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию правового воспитания младших подростков.
В результате реализации комплекса мероприятий мы достигнем таких поставленных задач, как воспитание у младших подростков уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
Разовьется интерес к правам человека среди учащихся и их родителей возможность повышения качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательном учреждении города. Возможно, что комплекс мероприятий усилит профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения младших подростков.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей. М., ACT, 2014. 232 с.
2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., Инфра-М, 2015. 123 с.
3. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками: учеб.- метод. пособие - М.: Знание, 2002. 393 с.
4. Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., Инфра-М, 2014. 342 с.
5. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе. Саратов., Логос. 2013. 285 с.
6. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился М.: Педагогика, 1988. 170 с.
7. Бельвиль А. Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. М., Юрайт, 2014. 190 с.
8. Бердяев Н.А. Самопознание. М., Юрайт, 2015. 323 с.
9. Бобков А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., ЮНИТИ, 2014. 283 с.
10. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования. М., Юрайт, 2013. 466 с.
11. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Р-н/Д., Эксмо, 2014. 303 с.
12. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе. М., Юрайт, 2012. 362 с.
13. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категории права. М., Юрайт, 2014. 120 с.
14. Ващилин Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации. М., Юрайт, 2013. 394 с.
15. Власов А. А. Кризис правосознания молодежи: Проблемы и способы разрешения. М., 2014. 276 с.
...