Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в учреждениях дополнительного
образования 7
1.1. Академия бокса как учреждение дополнительного образования 7
1.2. Характеристика спортсменов-боксеров подросткового возраста 14
1.3. Процесс воспитания ценностного отношения к здоровому образу
жизни 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников Академии
бокса в городе Серове 33
2.1. Анализ воспитания ценностного отношения к здоровому образу
жизни у воспитанников Академии бокса города Серова 33
2.2. Диагностика ценностного отношения к здоровому образу жизни у
воспитанников Академии бокса города Серова 41
2.3. Разработка мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников Академии бокса города
Серова 50
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Приложение 71
Актуальность выбранной темы ВКР обусловлена все увеличивающейся заботой нашего государства уровнем здоровья подрастающего поколения.
Здоровье подростков в современное время является важной проблемой, предметом повышенной заботы нашего государства, по причине того, что здоровье подрастающего поколения определяет будущее России, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. От уровня здоровья подростков в большей степени зависит возможность профессионального совершенствования, личностного роста, удовлетворенность жизнью. Исходя из этого, сохранению и укреплению здоровья подростков необходимо уделять особое внимание, значимая роль в этом отводится учреждениям дополнительного образования спортивной направленности.
На практике в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности процесс воспитания ценностного отношения воспитанников к здоровому образу жизни часто является формальностью, в его организации применяются традиционные формы: занятия по физической подготовке, тренировки, спортивные игры, мероприятия с физкультурным уклоном. Зачастую тренировки направлены лишь на физическое развитие воспитанников. Тренерско-педагогический коллектив недостаточно внимания уделяет деятельности по воспитанию у спортсменов отношения к здоровому образу жизни как основной ценности сознания, не формируют привычек соблюдения принципов здорового образа жизни. Воспитание потребности ответственного отношения к своему здоровью, мотивация и навыки заботы о нем у большинства подростков так и остаются на низком уровне.
Вместе с тем, академия бокса, как учреждение дополнительного образования, должна стать важнейшим звеном в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому в современных условиях особое внимание следует уделить воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания.
Подростковый возраст является очень важным периодом для воспитания здорового образа жизни ребенка, так как на данном этапе происходит физиологические и психические изменения организма, происходит половое созревание, данный этап характеризуется эмоциональной нестабильностью. От созданных условий развития спортсменов в учреждении дополнительного образования спортивной направленности в первую очередь зависит здоровье и воспитание здорового образа жизни подростка.
Таким образом, в любом учреждении дополнительного образования спортивной направленности необходимо осуществлять работу по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу у подростков.
Существует противоречие между необходимостью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников учреждений дополнительного образования спортивной направленности, как залога успеха в их спортивной карьере, и формальным отношением к данному вопросу педагогическо-тренерского коллектива в рамках этих учреждений.
Проблема исследования: каким образом воспитать ценностное
отношение к здоровому образу жизни у воспитанников академии бокса.
Объектом исследования является здоровый образ жизни спортсменов- боксеров.
Предметом исследования является процесс воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в учреждении дополнительного образования спортивного профиля.
Целью исследования является на основании изученной теории и аналитической работы разработать комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников «Академия бокса».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- охарактеризовать академию бокса как учреждение дополнительного образования;
- дать характеристику воспитанников академии бокса;
- изучить основы воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников академии бокса;
- проанализировать воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Академия бокса»;
- провести диагностику ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Академия бокса».
Методы исследования, использованные в работе: теоретические (анализ, синтез), практические (наблюдение, анкетирование, опрос).
Базой исследования является Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа «Академия бокса».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой теоретической главе изучены теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в учреждениях дополнительного образования, приведены основные понятия, рассмотрена академия бокса как учреждение дополнительного образования, изучена нормативная база осуществления ее деятельности, приведена характеристика воспитанников академии бокса, с учетом специфики их занятий. Рассмотрены особенности воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.
Во второй главе проведен анализ воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни на примере муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Академия бокса», также на базе данного учреждения проведена диагностика ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников. На основании результатов проделанной работы разработан комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Академия бокса».
В заключении можно утверждать, что здоровье подрастающего поколения необходимо рассматривать как главную жизненную ценность, здоровые детей в настоящее время - это залог успешного развития нашей страны в будущем. Поэтому воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у молодого поколения необходимо осуществлять как можно раньше, прививать им не только основы физического развития, но и такие составляющие здорового образа жизни, как психическое, духовно-нравственное и социальное здоровье, они не менее важны, чем физическое здоровье.
Большая роль в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни отводится учреждениям дополнительного образования спортивной направленности в целом, академиям бокса - в частности. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни в данных учреждениях в силу своей специфики организовано таким, образом, что недостаточное внимание уделяется здоровью воспитанников как к главной жизненной ценности, основной упор работы тренеров-педагогов направлен на их физическую подготовку.
В результате получаем хорошо развитых физически спортсменов, у которых низкий уровень ценностного отношения к здоровому образу жизни со всеми вытекающими последствиями. Некоторые из них зачастую приобщаются к вредным привычкам, связываются с плохими компаниями, нарушают законы, не понимают, что такое отношение к здоровому образу жизни может отрицательно повлиять на спортивные достижения.
Изучив теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в учреждениях дополнительного образования, можно сделать следующие выводы.
Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс. Среди детско-юношеских школ в последнее время набирают популярность учреждения спортивной направленности по боксу, наиболее распространенными из них являются Академии бокса. Типовая Академия бокса является учреждением дополнительного образования спортивной направленности, может рассматриваться как открытая социально-педагогическая система, воспитательная организация, ее деятельность регулируется специальными нормативно-законодательными актами Российской
Федерации.
Юных спортсменов-боксеров можно охарактеризовать как решительных, настойчивых, самостоятельных, инициативных, смелых, целеустремленных детей в возрасте от 11 до 17 лет. Также для спортсменов-боксеров юношеского возраста характерна авторитарность, выраженное стремление к лидерству, что проявляется в настойчивости, хвастливости, заносчивости, желании подчинить себе других. Данные качества необходимо учитывать в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни. Также необходимо отметить важную роль тренеров в воспитании спортсменов-подростков в силу того, что он в данном возрасте тренер для детей является авторитетом и имеет значительное влияние на них.
Под ценностным отношением к здоровому образу жизни понимается такое отношение личности к собственному здоровью, которое характеризуется ответственным и пристальным отношением к нему, осознанной потребностью в его сохранении и укреплении, и усовершенствованию собственных физических умений и навыков.
Под воспитанием ценностного отношения к здоровому образу жизни понимается длительный и последовательный процесс, который содержит комплекс мероприятий, направленных на поддержание физического, психического, духовно-нравственного и социального здоровья. Показатели воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни подразделяются на когнитивные, аффективные и индивидуально-результативные группы показателей.
Особенностью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников академии бокса является то, что оно не должно быть ограничено развитием физических способностей, в данном случае необходимо уделять повышенное внимание ценностному отношению к здоровью спортсменов.
По результатам проведенной опытно-поисковой работы по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни можно сделать следующие выводы.
Данная работа осуществлялась на базе Академии бокса, которая находится в городе Серове. В данном учреждении занимается 89 воспитанников разных возрастных групп с 11 до 18 лет, в том числе 74 юношей и 15 девушек. Учебно-тренировочную и воспитательную работу осуществляет педагогический коллектив Академии бокса, который состоит из семи квалифицированных преподавателей.
Положительными результатами деятельности тренерско-педагогического коллектива Академии бокса является то, что уделяется большое внимание физическому развитию воспитанников, созданию безопасных условий для тренировок, оснащению современным спортивным оборудованием и инвентарем.
Недостатком воспитания является то, что не уделяется внимание воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни воспитанников Академии бокса, в то время как развитие именно такого отношения к собственному здоровью важно для спортсменов-боксеров.
Диагностика отношения к здоровому образу жизни у воспитанников Академии бокса осуществлялась в виде анкетирования, опросов, наблюдения. Анализ когнитивных показателей говорит о том, что воспитанники Академии бокса проявляют низкий уровень знаний о собственном здоровье, об элементах здорового образа жизни, об особенностях собственного здоровья. Анализ аффективных показателей свидетельствует о том, что воспитанники Академии бокса не осознают всей значимости здорового образа жизни, они убеждены, что есть наиболее важные ценности по сравнению со здоровым образом жизни, например, материальные блага. Анализ индивидуально-результативных показателей выявил, что воспитанники Академии бокса стремятся самостоятельно лишь к физическому развитию, зачастую становятся инициаторами дополнительных занятий, а самостоятельная забота о собственном здоровье в целом находится на низком уровне.
В результате проведенной диагностики выявилось, что здоровье для воспитанников Академии бокса не является главной жизненной ценностью, их ответы на поставленные вопросы демонстрируют равнодушное отношение к собственному здоровью, также воспитанники не считают здоровье необходимой жизненной ценностью, выше его ставят материальные блага и прочие факторы достижения успеха. Это в то время, как все составляющие здорового образа жизни спортсменов должны стоять превыше всех остальных условий успешной спортивной карьеры и развития.
По результатам проведенной диагностики разработан комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников Академии бокса с учетом их особенностей.
Направления воспитания в комплексе мероприятий заключаются в утверждении феномена «здоровье» как приоритетного направления деятельности педагогического коллектива; организации постоянного комплексного мониторинга состояния здоровья воспитанников и организации учебного процесса; просвещении родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников; оптимизации учебно-тренировочного процесса; воспитанию ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни.
Реализация предлагаемого комплекса мероприятий поможет воспитать ценностное отношение к здоровому образу жизни у воспитанников Академии бокса, даст им понять, что ценностное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни является одним из условий достижения успехов в спортивной карьере. Планируется, что воспитанники исследуемого учреждения поменяют свое отношение к здоровому образу жизни, будут осознанно относиться к его укреплению и сохранению, и воспринимать здоровый образ жизни, как главную жизненную ценность и основное условие достижения спортивных достижений.
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании ЗОЖ субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск: Изд-во НГПТУ, 2015. 245 с.
2. Алиева С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. М.: Дашков и К, 2016. 424 с.
3. Аронова Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. М.: ИЦ Академия, 2015. 368 с.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. М.: Советский спорт, 2016. 431 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2017. 624 с.
6. Бордовская Н.В., Реан, А.А. Педагогика. СПб.: Издательство «Питер», 2016. 340 с.
7. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / под ред. Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 99-105.
8. Буланова Л., Кононова Н. Методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей // Народное образование. 2016. №2. С. 98-105.
9. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.:
Физкультура и спорт, 2015. 69 с.
10. Варфоломеева З.С. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте: учеб. пособие / под ред. З. С. Варфоломеева, В. Ф. Воробьев, Е. В. Максимихина. М.: ИНФРА. 2016. 345 с.
11. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / под ред. Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Юрайт, 2015. 511 с.
12. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. 2016. № 11. С. 32
13. Гогуно Е.Н. Физическое воспитание и спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2016. 288 с.
14. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2014. 328 с.
15. Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Педагогика. 2015. № 8. С.15
...