Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в школе

Работа №99536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе 6
1.1. Нравственное воспитание: понятие, цель задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Формы, методы и направления нравственного воспитания младших
школьников в школе 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников на примере МБОУ-СОШ №36 г. Екатеринбург 35
2.1. Анализ деятельности школы по нравственному воспитанию младших
школьников 35
2.2. Первичная диагностика нравственной воспитанности младших
школьников 44
2.3. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей
младшего школьного возраста в школе 50
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 70


Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Что скрывается за определением «нравственность»? Многих людей этот вопрос ставит в неловкое положение, и они затрудняются на него ответить. Современное общество, со временем, утратило истинное значение понятия нравственности. Они дают определение очень размыто, зачастую совсем неправильно.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под нравственностью подразумевается умение человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность характеризуется активным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности - это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью [52].
В наше время все чаще встречается жестокость, агрессивность и девиантное поведение детей. В современном мире человек живет и развивается в окружении огромного количества информации в самых разнообразных источниках. И именно эти источники могут сильно воздействовать на него. Влияние может быть, как негативного характера, так и положительного. Этими источниками, в первую очередь, являются средства массовой информации и коммуникации, которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства детей, на их формирующуюся сферу нравственности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения и по сегодняшний день является одной из важных задач общества. В своих выступлениях руководители Российского государства В.В. Путин и Д.А. Медведев неоднократно подчеркивают важность проблемы духовно-нравственного воспитания, составной частью которого является нравственное воспитание у подрастающего поколения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что данная тема весьма актуальна на сегодняшний день.
Исследуемая проблема была отражена в фундаментальных работах В.А. Сухомлинского [60; 61], Н.С. Матвеевой [48], Е.В. Бондаревской [10], И.А. Каирова [33; 34] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. Это такие авторы, как Т.Л. Белоусова [8], Л.И. Божович [9], И. П. Косачев [39].
Противоречие: между необходимостью нравственного воспитания
младших школьников в школе и недостаточной разработанностью программ по нравственному воспитанию младших школьников в школе.
Проблема исследования: что включает в себя содержание нравственного воспитания младших школьников в школе?
Тема исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в школе».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в школе.
Гипотеза исследования: заключается в том, что содержание нравственного воспитания должно включать комплекс мероприятий по воспитанию нравственности младших школьников с учетом выделенных форм (групповые, индивидуальные, массовые) и методов (словесные, практические, наглядные).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «нравственное воспитание», цели и задачи.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Определить формы, методы и направления нравственного воспитания младших школьников в школе.
4. Проанализировать деятельность школы по нравственному воспитанию младших школьников.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности младших школьников МБОУ-СОШ № 36.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы - воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Сегодня воспитательные цели школ различны, и этого не стоит опасаться. Важно, чтобы цели при построении воспитательной системы были духовно¬нравственными и способствовали не только воспитанию, но и развитию школьника при формировании его личности. Школа лишь один из институтов воспитания. Она не может и не должна решать все проблемы воспитания. Однозначного ответа как воспитывать детей - дать невозможно, так как слишком много факторов и жизненных обстоятельств, которые влияют на выбор того единственного правильного решения и которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Однако, ребенок, пришедший в школу, получает развитие в этом учебном заведении в соответствии с выстроенной системой учебно-воспитательной работы, в том числе по формированию духовно- нравственных качеств личности в образовательном пространстве. Поэтому от того какого гражданина мы воспитаем для нашей страны, зависит и наше будущее.
Для создания комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников, подходящего для МБОУ-СОШ № 36, мы учли тот факт, что содержание нравственного воспитания в стремлении к воспитательному идеалу должно раскрывать и поддерживать внутренние человеческие и творческие ресурсы младших школьников и направлять их на адекватное решение социально значимых и личных проблем, способствовать формированию активной жизненной позиции [2].
Нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Разработанный комплекс мероприятий направлен на формирование способности младшего школьника оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, труду, государству, Отечеству, миру в целом.
В разработанном комплексе предлагаются ориентиры организации работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного воспитания младших школьников, в основе которых следующие принципы и рекомендации.
Необходимо:
- организовать совместную педагогическую деятельность семьи и образовательного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по нравственному воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ нравственного воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- обеспечить сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- оказать педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- оказать поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- обеспечить содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- осуществлять опору на положительный опыт семейного воспитания.
Обобщенным результатом данного комплекса по нравственному воспитанию младших школьников является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Конечным результатом реализации Комплекса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как духовно-нравственная основа личности гражданина России, что необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено и в их дальнейшей жизни. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать собственный опыт своим сверстникам.
Таким образом, нравственное развитие и воспитание, как основную форму формирования личности, младший школьник может получить в школе в результате реализации комплекса мероприятий, который будет направлен на каждую ценность в отдельности во взаимодействии с другими ценностями по указанному алгоритму.



1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С. 68-71.
2. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. С. 13-19.
3. Аминова Д.К., Цахаева А.А., Аминов У.К. Реализация комепентностной парадигмы психологической безопасности личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. №3. С. 33-36.
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. С.78-80.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 534 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 354 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005. С. 67-68.
8. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011. С. 15-19.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. 254 с.
10. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. 361с.
11. Вальцев С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7. С. 8-10.
12. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8. С. 22-25.
13. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6. С. 16-19.
14. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1. С. 8-12.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М., 2000.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991. 123 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ