Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе 6
1.1. Нравственное воспитание: понятие, цель задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Формы, методы и направления нравственного воспитания младших
школьников в школе 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников на примере МБОУ-СОШ №36 г. Екатеринбург 35
2.1. Анализ деятельности школы по нравственному воспитанию младших
школьников 35
2.2. Первичная диагностика нравственной воспитанности младших
школьников 44
2.3. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей
младшего школьного возраста в школе 50
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 70
Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Что скрывается за определением «нравственность»? Многих людей этот вопрос ставит в неловкое положение, и они затрудняются на него ответить. Современное общество, со временем, утратило истинное значение понятия нравственности. Они дают определение очень размыто, зачастую совсем неправильно.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под нравственностью подразумевается умение человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность характеризуется активным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности - это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью [52].
В наше время все чаще встречается жестокость, агрессивность и девиантное поведение детей. В современном мире человек живет и развивается в окружении огромного количества информации в самых разнообразных источниках. И именно эти источники могут сильно воздействовать на него. Влияние может быть, как негативного характера, так и положительного. Этими источниками, в первую очередь, являются средства массовой информации и коммуникации, которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства детей, на их формирующуюся сферу нравственности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения и по сегодняшний день является одной из важных задач общества. В своих выступлениях руководители Российского государства В.В. Путин и Д.А. Медведев неоднократно подчеркивают важность проблемы духовно-нравственного воспитания, составной частью которого является нравственное воспитание у подрастающего поколения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что данная тема весьма актуальна на сегодняшний день.
Исследуемая проблема была отражена в фундаментальных работах В.А. Сухомлинского [60; 61], Н.С. Матвеевой [48], Е.В. Бондаревской [10], И.А. Каирова [33; 34] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. Это такие авторы, как Т.Л. Белоусова [8], Л.И. Божович [9], И. П. Косачев [39].
Противоречие: между необходимостью нравственного воспитания
младших школьников в школе и недостаточной разработанностью программ по нравственному воспитанию младших школьников в школе.
Проблема исследования: что включает в себя содержание нравственного воспитания младших школьников в школе?
Тема исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в школе».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в школе.
Гипотеза исследования: заключается в том, что содержание нравственного воспитания должно включать комплекс мероприятий по воспитанию нравственности младших школьников с учетом выделенных форм (групповые, индивидуальные, массовые) и методов (словесные, практические, наглядные).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «нравственное воспитание», цели и задачи.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Определить формы, методы и направления нравственного воспитания младших школьников в школе.
4. Проанализировать деятельность школы по нравственному воспитанию младших школьников.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности младших школьников МБОУ-СОШ № 36.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы - воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Сегодня воспитательные цели школ различны, и этого не стоит опасаться. Важно, чтобы цели при построении воспитательной системы были духовно¬нравственными и способствовали не только воспитанию, но и развитию школьника при формировании его личности. Школа лишь один из институтов воспитания. Она не может и не должна решать все проблемы воспитания. Однозначного ответа как воспитывать детей - дать невозможно, так как слишком много факторов и жизненных обстоятельств, которые влияют на выбор того единственного правильного решения и которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Однако, ребенок, пришедший в школу, получает развитие в этом учебном заведении в соответствии с выстроенной системой учебно-воспитательной работы, в том числе по формированию духовно- нравственных качеств личности в образовательном пространстве. Поэтому от того какого гражданина мы воспитаем для нашей страны, зависит и наше будущее.
Для создания комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников, подходящего для МБОУ-СОШ № 36, мы учли тот факт, что содержание нравственного воспитания в стремлении к воспитательному идеалу должно раскрывать и поддерживать внутренние человеческие и творческие ресурсы младших школьников и направлять их на адекватное решение социально значимых и личных проблем, способствовать формированию активной жизненной позиции [2].
Нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Разработанный комплекс мероприятий направлен на формирование способности младшего школьника оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, труду, государству, Отечеству, миру в целом.
В разработанном комплексе предлагаются ориентиры организации работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного воспитания младших школьников, в основе которых следующие принципы и рекомендации.
Необходимо:
- организовать совместную педагогическую деятельность семьи и образовательного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по нравственному воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ нравственного воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- обеспечить сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- оказать педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- оказать поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- обеспечить содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- осуществлять опору на положительный опыт семейного воспитания.
Обобщенным результатом данного комплекса по нравственному воспитанию младших школьников является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Конечным результатом реализации Комплекса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как духовно-нравственная основа личности гражданина России, что необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено и в их дальнейшей жизни. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать собственный опыт своим сверстникам.
Таким образом, нравственное развитие и воспитание, как основную форму формирования личности, младший школьник может получить в школе в результате реализации комплекса мероприятий, который будет направлен на каждую ценность в отдельности во взаимодействии с другими ценностями по указанному алгоритму.
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С. 68-71.
2. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. С. 13-19.
3. Аминова Д.К., Цахаева А.А., Аминов У.К. Реализация комепентностной парадигмы психологической безопасности личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. №3. С. 33-36.
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. С.78-80.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 534 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 354 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005. С. 67-68.
8. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011. С. 15-19.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. 254 с.
10. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. 361с.
11. Вальцев С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7. С. 8-10.
12. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8. С. 22-25.
13. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6. С. 16-19.
14. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1. С. 8-12.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М., 2000.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991. 123 с.
...