Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе 6
1.1. Понятие, сущность и принципы дошкольного образования 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в
соответствии с ФГОС ДО 21
1.4. Характеристика социально-педагогической деятельности в дошкольной
образовательной организации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа социально-педагогической деятельности по подготовке детей к школе в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида «№ 25» Асбестовского городского округа 42
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида «№ 25» по подготовке детей к школе 42
2.2. Диагностика уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к
школе 49
2.3. Разработка программы «Я будущий школьник» по социально-педагогической деятельности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида «№ 25»60
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 80
Одной из главных и поставленных перед дошкольным образовательным учреждением задач является подготовка детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школьной системе обучения, по результатам которой формируется готовность к школьному образовательному учреждению.
«Готовность к школе — понятие многостороннее. Оно подразумевает и необходимый для успешного обучения уровень умственного развития, и умение правильно и четко выполнять указания взрослого (учителя), и наличие некоторых первоначальных знаний и умений, таких, как знание букв, простых геометрических форм, умение читать короткие слова, считать в пределах десяти и т. п. К сожалению, многие родители уделяют серьезное внимание только формированию подобных знаний и умений, не заботясь о других сторонах подготовки к школе» [15].
Проблему психологической, социальной готовности к обучению ребенка в школе поднимали такие ученые и педагоги, как Л.И. Божович [6], Л.А. Венгер [11], А.В. Запорожец [27], В.С. Мухина [48], Л.М. Фридман [66], М.М. Безруких [3] и многие другие.
Актуальность исследования состоит в том, что готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста это многокомпонентное образование, требующее комплексных социально-педагогических исследований для улучшения качества такой подготовки.
Подготовка к школе подразумевает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит формирование внутренних сил ребенка - мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.
Учитывая, что преемственность между звеньями образования, в частности между дошкольным учреждением и начальной школы является необходимым условием результативности формирования личности ребенка, исследование данной проблемы обозначило противоречие: с одной стороны, социально-педагогическая деятельность по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе в дошкольной образовательной организации в период внедрения ФГОС ДО востребована, с другой стороны она изучена недостаточно полно.
Названная противоречивость, обусловившая актуальность исследовательской работы, также обозначает общепедагогическое и практическое значение проблемы данной исследовательской работы - какова роль социально-педагогической деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе как одно из направлений социально-педагогической деятельности.
Цель исследования: на основании анализа теоретических данных и опытно-поисковой работы разработать программу социально-педагогической деятельности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, что реализация программы «Я будущий школьник» позволит подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, понятие, принципы дошкольного образования;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по подготовке детей к школе;
4. Охарактеризовать социально-педагогическую деятельность в дошкольной образовательной организации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе;
5. Провести анализ социально-педагогической деятельности в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 25 Асбестовского городского округа по подготовке детей к школе;
6. Организовать и провести диагностику уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школе;
Методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические - анкетирование, тестирование.
Опытно-поисковая база исследования: Данное исследование проводилось в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Начало обучения в школе - важнейший этап в жизни ребенка. Дальнейшее обучение во многом зависит от того, насколько педагоги и родители смогут создать и реализовать «успешную программу» подготовки ребенка к принципиально новым условиям школьного образования.
При переходе ребенка из дошкольной образовательной организации в школу меняется весь образ жизни, к которому привык ребенок. Наряду с игровой деятельностью, с детства знакомой и любимой ребенком- дошкольником, в его жизни появляется новая, социально-обусловленная и социально-значимая учебная деятельность. Очевидно, что подготовка к ней должна осуществляться в течение всего дошкольного детства, поскольку подготовить будущего первоклассника к успешному обучению в школе за короткий период невозможно.
Следовательно, успешность учебно-воспитательного процесса подготовки ребёнка к обучению в школе во многом определяется созданием и организацией полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, причём развитие его психических качеств должно превалировать над специальным обучением.
Принципиально новый приобретенный ребенком социальный статус школьника предъявляет серьезные требования к психическому и физическому здоровью ребёнка, поэтому очень важно соблюдать главные режимные моменты жизнедеятельности будущего первоклассника: обеспечить ему рациональное питание, полноценный отдых и достаточное пребывание на свежем воздухе. Необходимо, чтобы ребёнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный текст; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью, выделял, различал и правильно произносил все звуки языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно»; много работал с конструктором, бумагой, ножницами, пластилином, рисовал. Уровень готовности такого ребенка к усвоению специальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения, достаточно высок, что во многом предопределяет его успешность в учении.
Вместе с тем программы должны гарантировать ребёнку к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Другими словами, основываясь на современных представлениях об общей психологической, социальной готовности к обучению в школе ребёнок должен быть развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности. Тогда отпадёт необходимость специально готовить его к школе, снизится вероятность конфликтных ситуаций, а семья получит возможность выбирать образовательное учреждение в соответствии с требованиями к базовому уровню развития. Одна из основных задач современного дошкольного воспитания заключается в предоставлении ребёнку возможности развиваться в собственном темпе, в соответствии с индивидуальными способностями и потенциальными возможностями.
Следовательно, успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от качества его подготовки в дошкольный период детства. И все дети должны иметь достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению - возможность единого «старта» для первоклассников позволит каждому из них чувствовать себя уверенно и стать конкурентоспособной личностью уже на начальном этапе обучения.
В данной исследовательской работе проанализирована социально-педагогическая деятельность педагогов, психологов и воспитателей МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» АГО в подготовке дошкольников к обучению в школе.
В рамках данной работы предложен комплекс мероприятий (разработана программа) качественной подготовки воспитанников МАДОУ №25 АГО к условиям в образовательных организациях, исследованы точки зрения различных авторов и ученых по данной проблеме и сформирована собственная позиция, гипотеза подтверждена при проведении практических заданий с детьми МАДОУ №25 АГО.
1. Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка качества образования, 2007. №1. С. 66. -70
2. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе Начальная школа, 2004. № 3. С. 19-25
3. Безруких М. Портрет будущих первоклассников // Дошкольное образование, 2003. №6. С.94.
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня М.: Дрофа. 2014. 39 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды 3-е изд. — М.: Московский психолого¬
социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. 352 с.
6. Болотина Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. 240 с.
7. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей. - Волгоград, 1998. 450 с.
8. Вайнер М.Э. Ребёнок и родители на пороге школьной жизни // Начальная школа, 2007. №4. С.15.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1999. 235 с.
10. Васильев В.Г., Миннибаева Г.Р., Дурнева А.А. Дошкольное воспитание и проблема перехода в школу // Начальная школа, 2001. № 11. С. 24.
11. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Психолог в детском саду. Руководство для работы психолога в детском саду. М. 1990. 230 с.
12. Волкова Е. Готов ли ребёнок к школе? // Дошкольное воспитание, 2001. №8. С.99.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4, ч. 2. —432 с
14. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003. 121 с.
15. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание, 2004. №4. С.42.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Под ред. В.В. Слободчикова; Томск, 2000. 321 с.
17. Гришаева Н.П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005. №3. С.61.
18. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа,
2000. №4. С.11.
19. Денисова Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие // Дошкольное воспитание, 2004. №12. С.81.
20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное; СПб.: Детство- Пресс, 2005. 244 с.
21. Доронова Т.О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание, 2007. №8. С.18.
22. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005. С.26.
23. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
24. Емельянова М. Ребёнок идёт в школу // Ребёнок в детском саду, 2006. №5. С.21.
25. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе (методическое письмо) // Завуч начальной школы, 2001. №3. С.58.
26.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.2 М.: Педагогика, 1986. 299 с.
27.Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные
психологические труды в 2-х томах. М.: Просвещение, 1986. 437 с.
28.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. М.: Логос, 2003. 384 с.
29. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
30. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 382 с.
31. Клиндухова Е., Веркина Л. Мы уходим в школу Дошкольное воспитание, 2003. №4. С.116.
32. Ковалёва Л.В. Готовим детей к школе Начальная школа, 2000. №1. С.21.
33. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
34. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
35. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1999. 341 с.
36. Коломинский Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
37. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002. 470 с.
38. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1999. С. 79.
39. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание,
2001. №7. С. 81.
40. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1999. 267 с.
41. Крушельницкая О., Третьякова А. Дети, школа и ответственность // Семья и школа, 2006. №4. С.10.
42. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый
развивающийся мир // Дошкольное воспитание, 2001. №8. С.61.
43. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1999. №8. С. 50.
44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Издательство УРАО, 1999. 176 с.
45. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 1. М. 2010. 550 с.
46. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. 528 с.
47. Меренков А, Буйлова Л., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание, 2001. №8. С.27.
48. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.
49.Овчаренко В., Мухин А. Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе // Дошкольное воспитание, 1999. №1. С.47.
50.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1998. 328 с.
51. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание, 2003. №3. С.65.
52. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания.256 с.
53. Преемственность» Федосовой Н.А.
littp:AiHiieH32ope.i.p(|)/llles/uploacls/l'iles/ProgramiiKi Preemstvennost.pcll'
54. Программа «Преддошкольная пора» под редакцией Виноградовой Н.Ф. http: //schn2 .edusite.ru/DswMedia/programmadoshkol -n.pdf
55. Программа под ред. Безруких М.М. «Ступеньки к школе». М.: Дрофа. — 39 с.
56. Прокопович О.И. Готовим к школе с раннего возраста // Управление ДОУ, 2005. №4. С.70.
57. Ращикулина Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению:
методологические ориентиры// Дошкольное воспитание, 2004. №12. С.78.
58. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 352 с.
59. Смирнова Е. О подготовке дошкольников к школе (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание, 1999. №10. С.49.
60. Терехова Н. Воспитание умственной работоспособности - важное условие подготовки ребёнка к школе Дошкольное воспитание, 1999. №10. С.51.
61. Ульенкова У. К проблеме дифференцированной подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание, 2001. №2. С.33.
62. Ульенкова У. Особенности формирования общей способности к учению Дошкольное воспитание, 1989. №4. С.51.
63. ФГОС ДО. Министерство образования и науки РФ
http://минoбрнауки.рф/дoкументы/6261
64. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения 10.07.2017)
65. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей.
М.: ТЦ «Сфера», 2000. 385 с.
66. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
67. Хипунова О.Ю., Солецкая Л.Т., Софронова Н.А., Точилина В.А. Социальная адаптация ребёнка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в общеобразовательную школу // Начальная школа, 2001. № 11. С. 18.
68. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению. Возрастная психология М.: ТЦ «Сфера», 1999. 457 с.
69. Яшнова О.А. Пути и способы подготовки ребёнка к успешному обучению в начальной школе Дидакт (Учитель), 2002. №1. С.40.