Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самореализации девочек-подростков в организации дополнительного образования 6
1.1. Самореализация: понятие, виды, условия 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.16
1.3. Характеристика организации дополнительного образования как среды
творческой самореализации девочек-подростков 26
Глава 2. Анализ самореализации девочек-подростков в организации дополнительного образования на примере МКУ ДО СЮТ г. Ревда 44
2.1. Анализ деятельности МКУ ДО СЮТ г. Ревда творческой
самореализации девочек- подростков 44
2.2. Первичная диагностика творческой самореализации девочек-
подростков МКУ ДО СЮТ г. Ревда 60
2.3. Комплекс мероприятий по организации педагогических условий
самореализации девочек-подростков в МКУ ДО СЮТ г.Ревда 69
Заключение 79
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование ценностных ориентации в современной России, как и во всем мире, является одной из наиболее острых и трудно разрешимых проблем. К современному обществу можно применить такие характеристики, как динамичность, сложность, неоднозначность, противоречивость. Развитие инновационных технологий и доступность информационного пространства задают высокий уровень конкуренции и ускоряют темп взаимодействий и изменений, затрагивающих разнообразные стороны жизни. С одной стороны, данные особенности расширяют возможности для успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. С другой стороны, современные условия предъявляют высокие требования к способности принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач. Все эти характеристики входят в понятие креативности и имеют непосредственное отношение к общепсихологическому развитию.
Пристальное внимание к проблеме формирования ценностных ориентации вызвано не только жесткой конфронтацией групп общества с разными ценностными ориентациями, борьбой за передел власти и собственности, но и тем, что в обществе наблюдается интенсивный поиск идей, способных объединить его граждан, сформировать основу для возрождения различных сфер жизни общества. Различные аспекты в исследовании самореализации личности происходящими в современном российском обществе (в том числе в сфере образования) рассматриваются в работах Д.М. Азаматова [3], Г.Г. Салихова [51], С.М. Поздяевой [46], Л.А. Беляевой [7], О.Р. Сигнаевской [63], Ф.С. Файзуллина [61], М.Т. Шафикова [66] и др .
Ограничение исследования: самореализация девочек-подростков может осуществляться в разных сферах, в связи с чем выделяют следующие ее виды: профессиональная, социальная, творческая. В связи с тем, что все виды самореализации в одной работе рассмотреть не представляется возможным, в дальнейшем в своей ВКР мы будем изучать творческую самореализацию девочек-подростков.
Противоречие: с одной стороны, в организации дополнительного образования возможна самореализация девочек-подростков, а с другой стороны, в настоящее время этот процесс изучен недостаточно полно.
Проблема исследования: каково содержание комплекса мероприятий, направленных на самореализацию девочек-подростков в организации дополнительного образования?
Тема исследования: «Самореализация девочек-подростков в организации дополнительного образования».
Объектом исследования: процесс творческой самореализации девочек- подростков в организации дополнительного образования.
Предметом выступает содержание процесса творческой самореализации девочек-подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий, направленный на творческую самореализацию девочек-подростков в организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что содержание комплекса мероприятий, направленных на творческую самореализацию девочек- подростков в организации дополнительного образовании должно учитывать основные возрастные характеристики данного этапа онтогенеза и включать методы и приемы, способствующие этому процессу.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «самореализация» и «творческая самореализация»;
2) дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
3) охарактеризовать организацию дополнительного образования как среду творческой самореализации девочек-подростков;
4) провести анализ деятельности МКУ ДО СЮТ г. Ревда по самореализации девочек-подростков;
5) провести первичную диагностику творческой самореализации девочек- подростков на базе исследования;
6) частично апробировать комплекс мероприятий, направленный на творческую самореализацию девочек-подростков в МКУ ДО СЮТ.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; эмпирические - наблюдение, диагностика,
Базу эмпирических исследования: МКУ ДО СЮТ г. Ревда Свердловской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы, приложений.
В современном обществе проблема самореализации и формирования ценностных ориентаций у девочек-подростков остается актуальной. Современные условия предъявляют высокие требования к способности принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач
В ходе проведанного нами исследования нам удалось решить поставленные задачи.
При решении первой задачи мы определили понятия, виды, условия самореализации. Под понятием «самореализация» это выявление своих способностей и их развитие в какой либо деятельности. Включает в себя такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самообучение, самоограничение.
При решении второй задачи мы дали психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания девочек. Этот возраст благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовосприятия; также отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности , повышенным интересом к любимым предметам.
При решении третьей задачи нашего исследования мы определили что организация дополнительного образования осуществляет образовательный процесс и реализует программы дополнительного образования. Деятельность организации дополнительного образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.. Изучив теоретическую базу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что движущей силой творческой самореализации является формирование мотивации, которая стимулирует девочек-подростков к самостоятельным творческим действиям, включает их в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность показа продуктов творческой деятельности. Творческая самореализация - успешна организациях дополнительного образования. В ходе эмпирического исследования нами определен уровень креативности и самооценка творчества. Из 10 девочек - 1 (10 %) обладают низким уровнем, 8(80 %) обладают средним уровнем ; и 1 (10%) обладает низким уровнем творческой активности. Из чего следует вывод о среднем уровне активности творческой самореализации.. Дополнительное образование формирует положительную мотивацию школьников к творчеству; организует полезный и интересный досуг детей и подростков; готовит обучающихся к профессиональному и другим видам жизненного самоопределения; развивает творческую активность, расширяет сферу общения и отношения подростков; поддерживает индивидуальность, уникальность, индивидуальные особенности, создает ситуации успеха. Организации дополнительного образования детей могут стать средой творческой самореализации девочек-подростков в различных видах деятельности, если мы будем учитывать возрастные характеристики и интересы.
Проведанный теоретический анализ подтвердил что содержание и структура творческой самореализации связаны с положительной мотивацией к учебно-познавательной, экспериментально -исследовательской деятельности для осуществления собственных творческих замыслов; с самоорганизацией в творческой , учебно-познавательной деятельности; с рефлексивным усвоением знаний и умений в области творчества; и сформулировать психолого-педагогические условия развития творческой самореализации девочек- подростов в учреждении дополнительного образования МКУ ДО СЮТ г.Ревда .
На основе результатов исследования, теории и практики нами был разработан комплекс мероприятий по организации педагогических условий творческой самореализации девочек- подростков. Комплекс мероприятий творческой самореализации девочек- подростков ориентирован на основные характеристики данного этапа онтогенеза, включает в себя разнообразные формы и методы работы и предусматривает тесное сотрудничество с педагогами творческих объединений.
Частичная апробация комплекса мероприятий, оказалась весьма эффективной: девочки-подростки активно включаются в творческую деятельность, нестандартно подходили к творческим заданиям, поручениям, активно участвовали в конкурсных и выставочных мероприятиях. Наблюдалось проявление активности и заинтересованности на занятиях, также весьма заметно использовалось воображение, фантазия, гибкость мышления. Комплекс мероприятий успешно разработан и частично апробирован. Одним из способов самореализации девочки - подростка как раз является занятия в организации дополнительного образования.
Тем самым, мы считаем, что задачи исследования решены, цель достигнута, и гипотеза подтверждена.