Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «художественно-эстетическое
воспитание» в научной литературе 19
1.3. Основные методы, формы, средства художественно-эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в Филиале МАДОУ «Детский сад№3 комбинированного вида» - «Детский сад №32» городского округа Первоуральск 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов Филиала МАДОУ «Детский
сад №3 комбинированного вида» - «Детский сад №32» в аспекте художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Диагностика художественно-эстетической воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3. Содержание комплекса мероприятий по художественно¬
эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 61
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Актуальность исследования. На этапе модернизации нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, всесторонне развитие ребенка является целью учебно-воспитательного процесса.
В последнее время актуально и повышено внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания обуславливает формирования отношения к действительности, то есть как средству нравственного и умственного воспитания, всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Основные содержательные условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в педагогике рассматривались многими исследователями (Е.В.Бондаренко, А.М. Вербенец, В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А.Лыкова, О.В.Солнцева и др.) [10, 16, 26].
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности; это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира и начальной социализации. Активизация, самостоятельность мышления, развитие познавательного интереса и любознательность детей происходит в этом возрасте. Воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание ими чувства прекрасного [28, с. 62].
Художественно-эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью, духовного мира, нравственного облика, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества, творческого мышления современного человека и художественных способностей. У детей дошкольного возраста способствует развитию эстетических потребностей, вкусов, взглядов, отношений к окружающей действительности и миру искусства, красоты, художественного творчества.
Художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и остаются в неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. Основная задача художественно-эстетического воспитания формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству и потребности в нем. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое, интересное.
В дошкольной образовательной организации художественно-эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности, которое целенаправленно сосредоточено на развитие художественно-эстетических чувств, поэтому имеют большое значение систематические занятия, музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции [64, с.78].
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одно из главных основ воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС ДО) дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [70].
Актуальность исследования обусловило следующее противоречие между необходимостью осуществления художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и неразработанностью соответствующего комплекса мероприятий по художественно-эстетического воспитанию в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каково содержание комплекса мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Все вышесказанное определило объект, предмет, цель, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание художественно-эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических
результатов исследования разработать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по
художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным если учтены:
- психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- основные методы, формы, средства художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
- результаты диагностики художественно-эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание» на основе научной литературы.
3. Выделить основные формы, методы, средства художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов Филиала МАДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»-«Детский сад № 32» городской округ Первоуральск в аспекте художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику художественно-эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение) обобщение); эмпирические (беседа, тестовое задание, анализ продуктов деятельности).
База исследования: Филиал «МАДОУ Детский сад №3 комбинированного вида» - «Детский сад № 32» Городской округ Первоуральск.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В последнее время актуально проблема теории и практики художественно-эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации
В ходе изучения данной проблемы исследования были поставлены соответствующие задачи: описание психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста, содержание понятия художественно-эстетическое воспитание, выделение методов, форм, средств по данной проблеме, провести анализ деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации, диагностику художественно-эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
В аспекте анализа психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста было выявлено формирование адекватной самооценки, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия. Следование положительным образцам и сознательное усвоения норм поведения, имеет огромное значение для развития личности ребенка. Отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Старший дошкольник для свободного общения между ровесниками владеет необходимым словарным запасом, на основе круга интересов происходит дальнейшее расширение, представлений и рост словаря. В этом возрасте развиваются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно практическая, навыки самообслуживания, труд в природе и др.
Рассмотрение понятия «художественно-эстетическое воспитание» позволило выделить следующие определения.
Итак, Художественно-эстетическое воспитание предполагает
ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно-эстетических представлений и знаний и художественных образов. Художественно-эстетическое воспитание пробуждает первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитывает грамотного зрителя, способного понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.
Художественно-эстетическая воспитанность человека - это органическое единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На основе художественно-эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста были определены компоненты: когнитивный компонент (художественно-эстетические представления и суждения); перцептивный компонент (способности ребёнка к восприятию художественных образов); практический компонент (самостоятельная художественно¬творческая деятельность ребёнка) был подобран диагностический инструментарий в контексте исследования. Компоненты
художественно-эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста определялись на основе уровневой системы, как: высокий, средний, низкий.
Кроме того, были выделены методы: словесные (объяснение, анализ, пример взрослого, описание), практические (показ, наблюдение, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания), формы: беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, выставки детских работ, театрализованные игры и игры драматизации. Средства: игровая деятельность, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная творческая и художественная деятельность, развлечения и праздники по художественно-эстетическому воспитанию.
В ходе исследования была проведена опытно-поисковая работа по изучаемой проблеме Филиала МАДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»-«Детский сад №32». Анализ деятельности педагогов по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста дошкольников показал: в результате парциального применения программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой педагоги стараются организовывать предметно-развивающую среду в соответствии с возрастом, потребностями и интересами детей для творческого потенциала детей и родителей.
В образовательном процессе и системы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста существует проблема в организации занятий детей с применением форм подгрупповая и индивидуальная работа. В дошкольной образовательной организации созданы оптимальные условия для детей старшего дошкольного возраста по теме исследования, кроме того составлен учебно-методический комплект, в содержании вариативной части программы включены основные направления и формы взаимодействия с детьми, родителями.
Проведение диагностики уровня художественно-эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в ДОО выявила следующие результаты: когнитивный компонент (беседа ): высокий уровень - 8 человек, средний уровень - 10 человек, низкий уровень - 3 человека;,
перцептивный компонент (тестовое задание) высокий уровень - 5 человек, средний уровень - 14человек, низкий уровень - 2 человека; практический компонент (анализ продуктивной деятельности) высокий уровень - 10 человек, средний уровень - 9 человек, низкий уровень - 1 человек.
Диагностика исследование по художественно-эстетической
воспитанности детей старшего дошкольного возраста в ДОО как беседа, тестового задания, анализа продуктов деятельности и их компонентов; выражена, проблема по конгнитивному компоненту у детей старшего дошкольного возраста нет способности к восприятию художественного образа и выразительности внешней формы в процессе работы над произведением искусства; перцептивному компоненту у детей старшего дошкольного возраста есть попытки в создании художественного образа выразительности, но практические умения не достаточно сформированы.
На основе полученных результатов в процессе диагностики для повышения уровня художественно-эстетической воспитанности был составлен план мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Цель: совершенствование представлений по художественно-эстетическому воспитанию, воспитание интереса к художественно-творческой и самостоятельной деятельности и соотвествующие задачи.
В дошкольной образовательной организации художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста реализуется через организацию различных видов детской деятельности, которые обозначены в ФГОС ДО: изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
В аспекте художественно-эстетического воспитания были предложены рекомендации педагогом в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В перспективе планируется реализовать комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и продолжить планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО.
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 2001. 496 с.
2. Алдошина М. Воспитание на русском народном творчестве М. Алдошина // Сел. шк. 1999. № 1 С. 15-24.
3. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Под ред. Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. М. Владос. 2005. 52 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.:«Большая Российская энциклопедия». 2003. 528 с.
5. Бочкарева И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] http://www.egpu.ru (дата обращения 01.12.2017).
6. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник Автор:.Издательство: М.: Высш. шк. Год: 2002. 511 с.
7. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно эстетического развития детей дошкольного возраста: моногр. Москва: ВЛАДОС, 2012. 386 с.
8. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду М.: Просвещение. 2001.72 с.
9. Вологодина Н.Г. Диссертация М.: Феникс, 2010. 106 с
10. Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста.М.: Центр педагогического образования. 2008. 112 с.
11. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
12. Волынкин, В. И. Художественная потребность: методология, теория, практика: монография Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет. 2010. 311 с.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка, психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо. 2004. 1136 с.
14. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003 № 6 С. 57-67.
15. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьников как
педагогическая проблема. СПб. 1997. 340 с.
...